Понятие, цели, принципы и функции стандартизации. Организация работ по стандартизации

Международные организации по стандартизации и качеству

Региональная и международная стандартизация: назначение, задачи и цели

Правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций

Понятие, классификация и виды стандартов

Документы в области стандартизации и требования к ним

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации

Понятие, цели, принципы и функции стандартизации. Организация работ по стандартизации

Тема 2. Общая характеристика системы стандартизации: международные, региональные и национальные аспекты

Регулирование деятельности в области стандартизации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании» от 15.12.2002 (гл. 3 Закона).

В терминологическом разделе Закона (ст. 2) стандартизация определена как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В контексте этого определения понятие стандартизации в условиях экономики рынка направлено на ее роль как средства повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Эта цель может быть достигнута в том случае, если национальные стандарты будут разрабатываться для отражения в них прогрессивных требований, основанных на достижениях науки и техники. Это и должно являться главной целью стандартизации.

Хрестоматия ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ. Общая характеристика Стандартизацией человек занимается с древнейших времен. Например, письменность насчитывает, по меньшей мере, 6 тыс. лет и возникла согласно последним находкам в Шумере или Египте. Знаки, пиктограммы и другие формы письма можно рассматривать как ранние примеры стандартизации. Цифры появились у вавилонян около 4 тыс. лет назад. Нотная запись также является древним нормализованным языком, она появилась в Греции около 200 г. до н.э. Карты, содержащие символические обозначения городов и деревень, известны в Китае с 206 г. до н. э. Печатание отмечено в 1700 1600 гг. до н. э. на глиняных табличках из дворца в Фесте. Император Китая Цинь Шихуанди (259 2I0 гг. до н.э.) для упрощения сбора налогов сделал все гири, меры и монеты одинаковыми. Он унифицировал написание иероглифов и даже установил одинаковыми длины осей у телег для обеспечения единой колеи на дорогах. Искусство измерения было известно в Древнем Египте примерно 7 тыс. лет назад. В египетских гробницах были найдены эталоны длины, на строительстве пирамид применялся «царский локоть» длиной около 52,6 см. В XVIII в. до н.э. в Вавилоне царь Хаммурапи издал закон, в котором были установлены и стандартизованы веса и меры. Меры объема также были нормализованы рано. Например, древние римляне пользовались стандартной мерой конгиус, равной шести секстариям (один секстарий приблизительно равен пинте). Восемь конгиусов составляли одну амфору. Измерение времени дает очень ранние примеры стандартизации и восходит, по меньшей мере, к вавилонянам. В Китае уже в V в. до н.э. был принят календарь, насчитывающий 365,25 дней. В строительстве города Чатал-Хююк в Турции (7 6 тыс. лет до н.э.) были использованы кирпичи со стандартными размерами (8x16x32 см). В эпоху Возрождения в результате развития экономических связей между государствами начинают широко использоваться различные методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции галеры начинают собирать из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации). В период перехода к машинному производству имели место такие достижения стандартизации, как создание французским химиком-технологом Н.Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости). В целях перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен 13,9 мм. В 1845 г. в Англии была введена система крепежных резьб, а в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи. Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов. Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного (XVI в.), когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Санкт-Петербурге и Архангельске. В обязанность этих комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.). Развитие государственной стандартизации началось только при Советской власти. В 1918 г. В.И.Лениным был подписан декрет Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «О введении Международной метрической системы мер и весов». В 1923 г. создано Бюро по стандартизации при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ) для подготовки предложений по созданию руководящего органа по стандартизации. В 1925 г. был организован Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны (СТО) СССР и введена государственная стандартизация в СССР. Первым председателем комитета был назначен В. В. Куйбышев. В 1926 г. был утвержден первый общесоюзный стандарт «Пшеница. Селективные сорта зерна. Номенклатура». В последующие три года Комитет по стандартизации при СТО утвердил более 300 стандартов. В 1930 г. решением XVI съезда ВКП(б) была установлена ответственность за качество продукции. За период 1929-1932 гг. было утверждено более 4 500 стандартов, главным образом на продукцию тяжелой промышленности. В 1940 г. постановлением СНК СССР была введена категория государственных стандартов (ГОСТ). С начала второй пятилетки было разработано и утверждено 8 600 ГОСТов, что подготовило промышленность страны к работе в военных условиях. Стандарты периода войны и послевоенных пятилеток (1945-1965 гг.) предусматривали сокращение типов, марок, видов, размеров изделий, что обусловило ускорение выпуска продукции для фронта и процесс восстановления народного хозяйства. Только за один год войны было утверждено 2 200 новых стандартов, которые позволили мобилизовать ресурсы страны. В 1954 г. был создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР. С этого момента руководство стандартизацией и метрологией в стране стало единым. В 1970 г. Комитет стандартов мер и измерительных приборов Совета министров СССР был преобразован в Государственный комитет Совета министров СССР по стандартам (Госстандарт). В 1968 г. был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.068 были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт СССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП). Значительный вклад в развитие стандартизации был внесен Советом экономической взаимопомощи (СЭВ). В 1962 г. были созданы Постоянная комиссия СЭВ по стандартизации (ПКС СЭВ) и Институт СЭВ по стандартизации. Создание ПКС явилось поворотным моментом в проведении работ по стандартизации в странах-членах СЭВ, который был вызван углублением экономических и научно-технических связей в рамках СЭВ. Была создана постоянная организационная основа для многостороннего сотрудничества по стандартизации и метрологии как важнейшего элемента программы социалистической интеграции стран членов СЭВ. 21 июня 1974 г. сессия СЭВ на своем заседании утвердила положение о стандарте Совета экономической взаимопомощи. В первые годы после утверждения положения основное внимание было уделено созданию систем общетехнических базовых стандартов СЭВ. Так были созданы и внедрены Единая система проектно-конструкторской документации СЭВ (ЕСКД СЭВ), Единая система допусков и посадок (ЕСДП СЭВ) и др. Создание систем обшетехнических стандартов СЭВ явилось необходимой основой для разработки предметных стандартов. К ним относятся объекты судостроения и сельскохозяйственного машиностроения, контейнерно-транспортные системы, средства механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, сосуды высокого давления, топливные насосы, кованые тру6ы и др. На 1 января 1985 г. было утверждено более 5 000 стандартов СЭВ, в том числе около 800 стандартов общетехнического характера, более 1100 стандартов на изделия машиностроения, 450 стандартов на продукцию химической и нефтеперерабатывающей промышленности, около 400 стандартов на изделия электротехники, около 200 стандартов на продукцию легкой и пищевой промышленности и др. В 1974 г. заинтересованными странами-членами СЭВ была принята Конвенция об обязательности применении стандартов СЭВ. При стандартизации в рамках СЭВ большое значение придавалось комплексной стандартизации, под которой понималось целенаправленное и планомерное установление в стандартах СЭВ взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам. Правительства государств-участников СНГ, признавая необходимость проведения в области стандартизации согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 г. Соглашение о политике в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Для Российской Федерации это послужило началом формирования российской системы стандартизации. 10 июня 1993 г. был принят Закон РФ № 5154-1 «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. 15 декабря 2002 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О техническом регулировании», одобренный Советом Федерации 18 декабря 2002 г. и вступивший в силу 1 июля 2003 г.

В зависимости от участников в процессах стандартизации можно выделить виды стандартизации:

Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Региональная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира.

Национальная стандартизация - стандартизация, которая проводится на уровне одной страны.

В соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании» устанавливает (ст. 11),

Целями стандартизации являются:

- повышениеуровня безопасности:

ü жизни и здоровья граждан,

ü имущества физических и юридических лиц,

ü государственного и муниципального имущества,

ü объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ü в области экологии,

ü жизни и здоровья животных и растений;

- обеспечение:

ü конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг),

ü единства измерений,

ü рационального использования ресурсов,

ü взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов),

ü технической и информационной совместимости,

ü сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений,

ü сопоставимости технических и экономико-статистических данных,

ü проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг),

ü исполнения государственных заказов,

ü добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

ü содействия соблюдению требований технических регламентов;

ü содействия проведению работ по унификации;

- созданиесистем:

ü классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации,

ü каталогизации продукции (работ, услуг),

ü обеспечения качества продукции (работ, услуг),

ü поиска и передачи данных.

Важно отметить, что деятельность по стандартизации распространяется не только на продукцию и связанные с нею процессы, но также на работы и услуги.

Главным в определении правового статуса стандартизации является то, что национальные стандарты применяются только в добровольном порядке.

Ранее стандартизация и государственные стандарты являлись главными инструментами государства для установления обязательных требований к продукции, работам, услугам и иным объектам.

Историческая справка Даты образования, становления и преобразований 1925 г. 15 сентября образован Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны (СТО) 1930 г. Комитет по стандартизации при СТО преобразован во Всесоюзный комитет по стандартизации (ВКС) при СТО 1936 г. Всесоюзный комитет по стандартизации при СТО упразднен 1940 г. Создан Всесоюзный комитет по стандартизации при Совете Народных Комиссаров (Совнаркоме) СССР 1940 г. Всесоюзный комитет по стандартизации при Совнаркоме СССР переименован во Всесоюзный комитет стандартов при Совнаркоме СССР 1948 г. Всесоюзный комитет стандартов при Совете Министров СССР преобразован в управление по стандартизации в составе Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехники) 1951 г. Создано Управление по стандартизации при Совете Министров СССР 1953 г. Управление по стандартизации включено в состав Госплана СССР 1954 г. Образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР на базе Управления по стандартизации при Госплане СССР и Главной палаты мер и измерительных приборов СССР 1963 г. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР преобразован в Государственный комитет стандартов, мер и измерительных приборов СССР 1965 г. Государственный комитет стандартов, мер и измерительных приборов преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР 1970 г. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР преобразован в Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР) 1978 г. Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР переименован в Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт СССР) 1989 г. Государственный комитет СССР по стандартам преобразован в Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам 1991 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября № 237 образован Государственный комитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) при Президенте РСФСР на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР 1991 г. Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря № 304 Госстандарт РСФСР определен правопреемником Госстандарта СССР в области стандартизации, метрологии и сертификации на территории Российской Федерации 1992 г. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября № 1148 Государственный комитет РСФСР по стандартизации, метрологии и сертификации реорганизован в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря № 1019 установлено, что Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации и является правопреемником Государственного комитета Российской Федерации в рассматриваемых областях 1996 г. Указом Президента Российской Федерации от 14 августа № 1177 Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации переименован в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации 1998 г. Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля № 483 Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации упразднен, а его функции переданы Министерству промышленности и торговли Российской Федерации 1998 г. Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября № 1142 образован Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации с передачей ему функций Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации 1998 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября № 1320 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации» определено, что Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации 1999 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая № 498 утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Данным документом определена сфера ведения Госстандарта России 2004 г. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта № 314 на базе Госстандарта России была создана Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии 2004 г. Указом Президента Российской Федерации от 20 мая № 649 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) 2004 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня № 294 утверждено Положение о Ростехрегулировании. 2010 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 408 краткое наименование Федерального агентства "Ростехрегулирование" заменено на "Росстандарт".

 

Стандартизация в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами:

ü добровольного применения документов в области стандартизации;

ü максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

ü применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта;

ü комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;

ü недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей Федерального закона;

ü недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

ü обеспечения условий для единообразного применения стандартов[1].

Объектами стандартизации является продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Под объектом стандартизации в широком смысле понимаются продукция, работы (процессы) и услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

Стандартизация может ограничиваться определенными аспектами (свойствами) любого объекта. Например, применительно к обуви размеры и прочность могут быть стандартизованы отдельно.

Услуга как объект стандартизации охватывает услуги для населения (включая условия обслуживания) и производственные услуги для предприятий и организаций.

Стандартизация является функцией государства, несмотря на добровольность применения стандартов.

После признания в 2003 году утратившим силу Закона РФ «О стандартизации» полноценное правовое регулирование в данной сфере практически отсутствует.

Раздел стандартизации в ФЗ «О техническом регулировании» имеет бессистемный, фрагментарный характер, цели и принципы стандартизации механически и не в полном объеме заимствованы из утратившего силу закона, без учета задач стандартизации в новых условиях функционирования экономики и социальной сферы, а также проводимой международной интеграции страны, не учтена необходимость обеспечения преемственности в сфере стандартизации, определение и статус стандартов ограничены частным случаем, установленным в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле.

С 2009 года начата разработка проекта федерального закона "О стандартизации[2]". Основная идея законопроекта – определение правовых и организационных основ стандартизации, создание новой, отвечающей современным требованиям и тенденциям национальной системы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающей единую государственную политику в этой области, нацеленную на нормативно-техническое обеспечение решения важнейших государственных задач и национальных программ.

Организацию всей работы по стандартизации в Российской Федерации согласно Закону осуществляет Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, который выполняет следующие функции:

ü утверждает национальные стандарты[3];

ü принимает программу разработки национальных стандартов;

ü организует экспертизу проектов национальных стандартов, а также стандартов и сводов правил, представляемых на регистрацию;

ü обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

ü осуществляет учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам[4];

ü создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность[5];

ü организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме[6];

ü участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

ü утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам[7];

ü представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

ü обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к документам в области стандартизации;

ü предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в сфере технического регулирования;

ü регистрирует в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

ü принимает на учет надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации. Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в настоящее время является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - национальный орган по стандартизации).

К основным задачам федерального агентства по техническому регулированию и метрологии относятся:

ü реализация функций национального органа по стандартизации;

ü обеспечение единства измерений;

ü осуществление работ по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

ü осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов;

ü создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию;

ü осуществление организационно-методического руководства по ведению федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;

ü организация проведения работ по учету случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов;

ü организационно-методическое обеспечение проведения конкурса на соискание премии Правительства РФ в области качества и других конкурсов в области качества;

ü оказание государственных услуг в сфере, стандартизации, технического регулирования и метрологии.

Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации, которые составляют единую систему, в которую входят:

центральный аппарат;

федеральные государственные учреждения центры стандартизации, метрологии и сертификации;

научно-исследовательские институты;

опытные заводы;

территориальные органы;

учебные заведения и другие организации.

Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать программу разработки национальных стандартов, а также порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации.

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации.

Национальный орган по стандартизации безвозмездно предоставляет документы в области стандартизации по требованию органов государственной власти или по запросу суда.