Ход урока
Лекция 9 Полевой транзистор с управляющим p-n переходом, режимы работы, ВАХ.
Устройство полевого транзистора
Рисунок Схематическое изображение структуры полевого транзистора с управляющим переходом и каналом p-типа.
Условное графическое изображение:
А) Б)
Стрелка указывает направление от слоя p к слою n (как и стрелка в изображении эмиттера биполярного транзистора). В интегральных микросхемах линейные размеры транзистора могут быть меньше 1мкм.
Удельное сопротивление слоя n (затвора) намного меньше слоя p (канала), поэтому область p-n перехода, обедненная подвижными носителями заряда и имеющая очень большое удельное сопротивление, расположена главным образом в слое p.
Если типы проводимости слоев полупроводника в рассмотренном транзисторе изменить на противоположные, то получим полевой транзистор с управляющим p-n переходом и каналом n-типа (условное изображение на рисунке б )
Подадим положительное напряжение между затвором и истоком транзистора с каналом p-типа . Оно сместит p-n переход в обратном направлении.
При увеличении обратного напряжения на p-n переходе он расширяется в основном за счет канала. Увеличение ширины p-n перехода уменьшает толщину канала, и следовательно, увеличивает его сопротивление. Это приводит к уменьшению тока между истоком и стоком. Именно это явление позволяет управлять током с помощью напряжения и соответствующему ему электрического поля. Если напряжение истока- достаточно велико и равно напряжению , канал полностью перекрывается областью p-n перехода.
В рабочем (неаварийном) режиме p-n переход должен находится под обратным или нулевым напряжением. Поэтому в рабочем режиме ток затвора равен нулю , а ток стока примерно равен току истока
Цель обучающая:
1. Усвоение обучающимися знаний по теме урока.
Цель развивающая:
1. Развитие аналитического, синтезирующего и абстрактного мышления, умений применять знания на практике.
2. Развитие умений учебного труда, инициативы, уверенности в своих силах.
3. Развитие умений действовать самостоятельно.
Цель воспитательная
1. Стремиться воспитать чувство аккуратности.
2. Способствовать воспитанию чувства гордости за избранную профессию.
3. Умению управлять эмоциями, бережного отношения друг к другу.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления
Средства обучения: Вербальные: голос, речь, учебная литература, проектор.
1. Организационный момент:
a. Проверка состояния аудитории, внешнего вида студентов.
b. Наличие бейджей, учебных принадлежностей: ручки, тетради.
c. Присутствие студентов на занятии.