Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека

 

Пакты о правах человека и другие договоры (конвенции), являющиеся источниками международного права прав человека, предусматривают комплексную систему обеспечения и за­щиты зафиксированных в этих актах и во внутригосудар­ственном законодательстве прав и свобод.

Существенное отличие пактов и основанных на них доку­ментов от Всеобщей декларации прав человека проявляется в стремлении в максимально возможной мере гарантировать про­возглашаемые права. Можно сослаться на такие нормы Пакта о гражданских и политических правах, как ст. 9, в которой общие формулировки ("Каждый человек имеет право на сво­боду и личную неприкосновенность"; "Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стра­жей") дополняются конкретными обеспечительными предписа­ниями относительно законной процедуры лишения свободы и предотвращения произвола, либо ст. 19, в которой положение о праве каждого человека на свободное выражение своего мнения сопровождается конкретными разъяснениями содержа­ния этого права и вместе с тем установлением определенных ограничений.

В обобщенном виде такой подход сформулирован в ст. 2 Пакта, согласно которой каждое государство-участник обязу­ется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признавае­мые в Пакте, а также, если это еще не сделано, принять необходимые законодательные и другие меры для осуществ­ления этих прав.

В другом Пакте - об экономических, социальных и куль­турных правах - обязательство участвующих государств сфор­мулировано, с учетом объекта регулирования и реальных ус­ловий, иным образом: "Принять в максимальных пределах име­ющихся ресурсов" меры к постепенному обеспечению полного осуществления признаваемых прав всеми надлежащими спосо­бами.

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных орга­нов, наделенных функциями международного контроля за де­ятельностью государств в сфере обеспечения прав человека.

Согласно ст. 55 Устава, Организация Объединенных На­ций содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав че­ловека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет Экономический и Социальный Совет, компетен­тный делать рекомендации. Под его руководством действует Комиссия по правам человека, в которой представлены 43 го­сударства и которая рассматривает любые в области прав человека воп­росы, представляя Совету доклады и предложения. Ее вспомо­гательным органом является Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. В составе Секретариата ООН имеется Центр по правам человека. В декабре 1993 г. Ге­неральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об учреждении должности Верховного комиссара ООН по правам человека.

Отдельные конвенции предусмотрели создание специаль­ных органов. В их числе: Комитет по правам человека — на основании Пакта о гражданских и политических правах; Ко­митет по правам ребенка — на основании Конвенции о правах ребенка; Комитет по ликвидации расовой дискриминации — на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дис­криминации; Комитет против пыток — на основании Конвен­ции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни­жающих достоинство видов обращения и наказания. Пакт об экономических, социальных и культурных правах не предус­мотрел специального органа, оговорив возможность действий через Экономический и Социальный Совет; последний своим решением в 1985 г. учредил Комитет по экономическим, соци­альным и культурным правам.

Каждый комитет состоит из экспертов (в комитете против пыток - 10, в остальных - по 18 человек), причем в него не может входить более чем по одному гражданину одного госу­дарства; принимается во внимание справедливое географичес­кое распределение и представительство различных форм ци­вилизации и основных правовых систем.

Государства, участвующие в пактах и конвенциях, обяза­лись на регулярной основе представлять в соответствующий комитет (непосредственно либо через Генерального секретаря ООН) доклады о состоянии в области прав человека и о прини­маемых мерах с целью прогресса в реализации прав. Комитет изучает доклады, обсуждает их на своих заседаниях и препро­вождает государствам свои замечания по ним. Комитет может также получать и рассматривать сообщения государств, уве­домляющих о невыполнении каким-либо государством своих обязательств по пакту (конвенции), и после изучения вопроса делать рекомендации. Однако указанным положением комитет обладает в отношении только тех государств, которые сделали заявление о признании такой компетенции каждого комитета. СССР не непосредственно при подписании ряда актов, а по­зднее - в июле 1991 г. - признал такую компетенцию соот­ветствующих комитетов по Пакту о гражданских и политичес­ких правах, по Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции против пыток.

Пакты о правах человека и другие международные акты обеспечивают правовую защиту провозглашаемых прав и сво­бод, причем, с одной стороны, фиксируют обязательства государств по внедрению национальных средств защиты, а с другой - вводят и прямо регламентируют международные средства защиты.

Исходное положение о национальном (внутригосударствен­ном) механизме было впервые сформулировано в ст. 8 Всеоб­щей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными на­циональными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом".

Следующим шагом стало признание того, что "право на правовую защиту" (термин Пакта о гражданских и политичес­ких правах), принадлежащее человеку, реально лишь при со­ответствующих обязанностях государства и его органов.

Одновременно - и это подчеркивает нормативное значе­ние пактрв - было установлено, что правовой защите подле­жат права и свободы, признаваемые в пактах. Следовательно, на национальные суды и другие компетентные государствен­ные органы возлагалась обязанность защищать не только кон­ституционные, но и международные договорные права.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Пакта о гражданских и полити­ческих правах каждое государство обязуется обеспечить: лю­бому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты; установ­ление права на правовую защиту для любого лица через су­дебные, административные или законодательные органы; при­менение компетентными властями средств правовой защиты.

Государства - участники СБСЕ в Итоговом документе Венской встречи от 15 января 1989 г. выразили намерение обес­печивать "эффективные средства правовой защиты" и опреде­лили их конкретное содержание применительно к взаимоот­ношениям компетентных органов государства с теми, кто за­являет, что их права нарушены.

Высшей формой правового регулирования в этой области являлось установление специальных международных средств правовой защиты.

Международные средства защиты прав и свобод представ­ляют собой создаваемые в соответствии с международными нормативными актами специальные органы, которые наде­ляются полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов.

Такие средства применительно к отдельным направлениям правового регулирования были предусмотрены в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Созданные согласно этим Конвенциям Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет против пыток были уполно­мочены принимать 'и рассматривать сообщения от отдельных лиц (или групп лиц), которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником изложенных в Конвенции прав (соответственно ст. 14 первой и ст. 22 второй Конвенции).

После рассмотрения сообщения и запрошенной у государ­ства информации Комитет представляет свои мнения, предло­жения, рекомендации соответствующему государству и заин­тересованному лицу.

Комитет по правам человека, учрежденный Пактом о граж­данских и политических правах, обладает дополнительной компетенцией, зафиксированной в первом Факультативном про­токоле к Пакту. Имеется в виду функция рассмотрения инди­видуальных обращений в связи с нарушением прав, провозгла­шенных в Пакте. Условием осуществления Комитетом такой фун­кции является участие государства не только в Пакте, но и в Протоколе (как отмечено выше, для Российской Федерации Протокол имеет силу с 1 января 1992 г.), и признание государ­ством указанной компетенции Комитета.

Любое находящееся под юрисдикцией такого государства лицо, которое утверждает, что какое-либо из прав, перечис­ленных в Пакте, было нарушено, и которое исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, может пред­ставить на рассмотрение Комитета письменное сообщение (обращение допускается и в том случае, если применение внут­ренних средств неоправданно затягивается). Комитет доводит сообщение до сведения соответствующего государства, которое в течение шести месяцев представляет Комитету письменные объяснения и информирует о принятых мерах. После рассмот­рения всех представленных материалов Комитет направляет свои соображения соответствующему государству и заинтере­сованному лицу.

На региональном уровне подобная процедура намечена и в рамках Содружества Независимых Государств. Статья 33 Уста­ва СНГ предусмотрела создание Комиссии по правам человека как консультативного органа, призванного наблюдать за вы­полнением обязательств государств-членов в области прав че­ловека. Согласно Положению об этой Комиссии от 24 сентября 1993 г. и в контексте норм Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. она компетентна рассматри­вать как письменные запросы государств по вопросам наруше­ния прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения лиц, исчерпавших все доступные внутригосудар­ственные средства правовой защиты. На основе представлен­ной информации Комиссия готовит заключение.

Наиболее эффективная система рассмотрения индивиду­альных обращений (жалоб) и юридического реагирования на нарушения органами и (или) должностными лицами государств прав человека сложилась в рамках Совета Европы в соответ­ствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и протоколами к ней.

В ст. 13 Конвенции провозглашено "право на эффектив­ное средство правовой защиты". Здесь речь идет о праве каж­дого, чьи права и свободы, признанные в Конвенции, наруше­ны, на правовую защиту в государственном органе. И хотя в тексте Конвенции нет специальных положений о праве на пра­вовую защиту в межгосударственном органе, по существу такое право предполагается в формулировке ст. 34 о компе­тенции Европейского Суда по правам человека принимать индивидуальные жалобы от лиц или групп лиц, которые ут­верждают, что явились жертвами нарушения одним из госу­дарств - участников Конвенции их прав, признанных в Кон­венции или в протоколах к ней. Согласно формулировке этой же статьи Конвенции договаривающиеся государства обязались "никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права". Очевидно, под "этим правом" здесь пони­мается прежде всего не право Суда принимать жалобы, а право индивида направлять жалобы в Суд. Правилами процедуры (Рег­ламентом) Суда четко определено содержание индивидуаль­ной жалобы, ее компоненты. Секретариатом Суда разработана форма жалобы, обусловленная потребностями изложения фак­тов и предполагаемых нарушений Конвенции или протоколов к ней, а также изложения предмета жалобы и требований по справедливому возмещению.

Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, и в течение шести месяцев с даты вынесения нацио­нальными органами окончательного решения по делу. Жалоба подается заявителем непосредственно или через представителя.

В проблеме исчерпания всех внутренних средств правовой защиты применительно к Российской Федерации позиция Суда такова, что заявителю необходимо пройти инстанции, обра­щение в которые обусловлено его собственным волеизъявле­нием, то есть первую и кассационную судебную инстанцию. Использование процедур надзорного производства не счита­ется обязательным предварительным условием обращения в Европейский Суд. Возможно принятие жалобы и в случае нео­правданной задержки, поскольку Суд, имея в виду положение п. 1 ст. 5 Конвенции, ориентируется на разбирательство дела в национальном суде "в разумный срок".

Можно отметить общую тенденцию дополнения нацио­нальных правовых механизмов международными. Характерен подход СБСЕ, воплощенный государствами-участниками в Па­рижской хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 г.: "Мы будем обеспечивать, чтобы каждый человек пользовался дос­тупом к эффективным средствам правовой защиты, нацио­нальным или международным, против любого нарушения их прав". Рассмотренные акты обеспечивают в определенной мере процедуры правовой защиты индивидов в международных ор­ганах.

Следуя своим международным обязательствам, Российская Федерация в конституционном законодательстве предусмотрела такого рода процедуру. Первоначально она была зафикси­рована в прежней Конституции РФ в редакции Закона от 21 ап­реля 1992 г. В действующей Конституции РФ соответствующая норма содержится в ч. 3 ст. 46: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обра­щаться в межгосударственные органы по защите прав и сво­бод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосудар­ственные средства правовой защиты". Подобной нормы пока нет в конституционном законодательстве других государств, в том числе в новых конституциях государств, входящих в СНГ, за исключением сходной по смыслу формулировки ч. 4 ст. 55 Конституции Украины. Следует отметить, что и в Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г., в ст. 12 "Основные права заключенных", включено положение об их праве обращаться с жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имею­щиеся внутригосударственные средства правовой защиты осуж­денных.

 

12.5. Международная защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов

 

Международная защита прав человека в условиях вооружен­ных конфликтов включает международно-правовые нормы, имеющие различное назначение. В широком плане они охва­тывают все вопросы защиты жертв войны, жертв вооружен­ных конфликтов, как это определено в Женевских конвенциях 1949 г., в Дополнительных протоколах 1977 г. и в некоторых других актах, т. е. вопросы разграничения комбатантов (закон­ных участников войны) и гражданского населения, различения военных и гражданских объектов, защиты культурных ценно­стей, режима военной оккупации, обращения с военнопленны­ми, положения раненых и больных, защиты гражданского на­селения.

Именно эти лица, как подчеркнуто во всех Женевских конвенциях (ст. 3), "дол­жны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обра­щением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имуще­ственного положения или любых других аналогичных крите­риев".

С этой целью запрещаются: посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность, включая жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения.

Покровительствуемые лица (этот термин применяется именно к тем, кто пользуется покровительством по смыслу Конвенции о защите гражданского населения), согласно ст. 27 Конвенции, при любых обстоятельствах имеют право на ува­жение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. Они охраняют­ся от любых актов насилия или запугивания. Дополнительные протоколы 1977 г. устанавливают, что гражданское население, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектами нападений; запрещаются также нападения неизби­рательного характера, т. е. способные поразить как военные, так гражданские объекты (гражданских лиц) без различия.

Вместе с тем допускается применение в отношении этих лиц таких мер контроля или обеспечения безопасности, кото­рые могут оказаться необходимыми вследствие войны.

Конвенция запрещает наказания покровительствуемых лиц за правонарушения, совершенные не ими лично, а также кол­лективные наказания, акты террора, репрессии в отношении этих лиц и их имущества.

Применительно к покровительствуемым лицам, которые находятся на оккупированной территории, воспрещаются по каким бы то ни было мотивам угон, депортирование из этой территории на территорию оккупирующего или любого друго­го государства. Допускается перемещение лишь в пределах оккупированной территории по соображениям военного харак­тера.

Оккупирующее государство не может принуждать покро­вительствуемых лиц служить в его вооруженных или вспомо­гательных силах. Вместе с тем оно может "направить на при­нудительную работу" (ст. 51), необходимую для нужд оккупа­ционной армии либо связанную с обслуживанием, обеспечением населения занятой местности.

Запрещается уничтожение движимого или недвижимого имущества, являющегося индивидуальной или коллективной собственностью, если это не является "абсолютно необходи­мым для военных операций".

Предусматривается судебная процедура вынесения нака­заний за совершенные правонарушения при соблюдении про­цессуальных правил.

 

 

Документы:

 

1. Всеобщая Декларация прав человека, 10 декабря 1948 г.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16 декабря 1966 г.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 декабря 1966 г.

 

Учебная литература:

 

1. Международное право: Учебник / отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов, - М.: Международные отношения, 1995 г.

2. Международное публичное право: Учебник / под ред. К.А. Бекяшева, - М.: Проспект, 2003 г.

3. Международное право: Учебник / отв. Ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов, - М.: Норма, 2002 г.

 

Дополнительная литература:

 

1 Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М. 1990 г.