Конспект лекций
Тема 1 Архитектура Казахстана древнейшего периода (1 час)
План лекции
1. Особенности становления архитектуры на территории Казахстана
2. Древнейшие памятники на территории Казахстана
3. Поселения андроновцев эпохи бронзы, типы жилищ
4. Погребальные памятники и комплексы
Тезисы лекции. Первые каменные сооружения на территории Казахстана носят мегалитический характер и отличаются монументальностью каменных масс (II тыс. до н.э., эпоха бронзы). К наиболее древнему их типу относятся менгиры (бретонское menhir < men камень + hir длинный). Как места древнего культа, они сохранились во многих районах Центрального и Юго-Восточного Казахстана (Тарбагатай) и в Семиречье.
В древности менгирами обозначали места народного синклита (схода) или открытого алтаря, или место жертвоприношений, где устраивались поминки по умершим и религиозные церемонии. Языческие святилища, менгиры, кроме того, символизировали обряды древних скотоводов, связанные с весенним окотом и размножением стада, а также земледельческие обряды, относящиеся к посеву и сбору урожая.
Грандиозность каменных масс, колоссальная величина дали повод народу называть эти сооружения «алыптың орны» («жилище великанов») или «мықтың үйі» («дом мыков» – силачей). Менгиры прямоугольного или круглого сечения, вертикально врытые в землю, достигают высоты 2-х–6-ти и более метров. В зависимости от величины и расположения групповых менгиров их называют по-разному: из натурального гранита – «алып-тас» («камень-великан»), «дәу-тас» («камень-циклоп»); из грубокаменных столбов, стоящих вертикально, – «бағана-тас», «сым-тас», а группы – «қорған-тас» и «қанат-тас». Стоят они на возвышенных местах (вблизи древних поселений) у некрополей эпохи бронзы.
Менгиры Центрального Казахстана различны по форме. Наиболее характерны четыре типа менгиров: округлые; четырехгранные, в сечении близкие к квадратной форме; высокие уплощенные стелы с зачатками стилизации морды животных, обращенной к небу; уплощенные стелы средних и малых размеров с полуциркульным завершением.
Встречаются менгиры, стоящие одиноко и параллельными рядами в виде «каменной аллеи», — «салама-тас», «қорған-тас» — протяженностью около 250 м. Самая интересная группа — Кзыл Шокы — находится у истока р. Нуртай и северо-восточного подножия горы Корпетай в 3 км к северо-западу от аула Канаттас (в Каркаралинской степи).
Поистине циклопические менгиры находятся в урочище Колденен, в 28 км к северу от памятника Бегазы, на территории Кзыл-Арайского совхоза Актогайского района: их десять, огромных размеров — высотой 3–4 м, шириной 1,5–3 м.
На позднем этапе эпохи бронзы менгиры постепенно трансформируются, приобретая новую форму, анималистические черты. Создаются стилизованные образы животных: барана, коня, быка, верблюда и медведя. Несомненно, на мастера большое влияние оказали образы наскального искусства предшествующего времени. Уникален бараний камень саблевидной формы в урочище Коктас Актогайского района, а также группа каменных баранов в долине р. Акбастау Каркаралинского района, в урочище Койшокы и др.
Вернемся к мегалитическим сооружениям, которые показывают, что в эпоху развитой бронзы кольцеобразные группы менгиров подвергаются дальнейшей трансформации, образуя новые типы сооружений — дольмены, кромлехи и цисты, образующие обширную группу некрополей в виде больших оград и курганов с кольцом из мощных каменных плит.
Дольмены (фр. dolmen < бретонское tol стол + men камень) в виде огромных каменных глыб или плит, поставленных вертикально на ребро и перекрытых горизонтальными плитами, предназначены для захоронения наиболее знатных членов общества, выделявшихся (из массы) в период разложения первобытного строя.
Одну из многочисленных групп памятников древней строительной культуры Казахстана составляют каменные сооружения — цисты, отличающиеся от дольменов тем, что их стены сложены не из вертикально стоящих плит, а горизонтальной кладкой из камня (цисты в горах Бугулы; в долине р. Ата-Су, Сангуыр и др.).
Кромлехи (бретонское crom круг + lech камень) — сооружения также культового назначения в виде круглой ограды из громадных каменных плит и столбов (до 6–7 м высотой).
Крупнейшие некрополи эпохи бронзы исследованы учеными Центрально-Казахстанской археологической экспедиции, организованной Институтом истории, археологии и этнографии АН Казахстана под руководством А.Х.Маргулана и описаны в книгах и монографиях: «Архитектура Казахстана» (1959), «Древняя культура Центрального Казахстана» (1966), «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана» (1979).
Наиболее обширную группу некрополей эпохи бронзы составляют каменные ограды «котан-тас» и ящики «бесик-тас», заключенные внутри ограды. Котан-тас (ограда) безнасыпной имеет обрамление – стены, образованные прямоугольниками, овальными или кольцевыми оградами из плоских камней, поставленных на ребро. Обычно такие ограды объединяют значительную группу каменных ящиков (бесик-тас), являющихся погребениями членов большой патриархальной семьи: крупнейшие мемориальные памятники Аксу-Аюлы I (исследован в 1952 г.); Бельасар Б., ранняя группа (1957), расположенный в 45 км от ст. Моинты и в 20 км от ст. Киик Карагандинской железной дороги; Байбала I, ранняя группа (р-н Карагандинской обл.).
Высокоразвитая каменная архитектура составляет исключительную особенность бегазы-дандыбаевской культуры. Ее представляют обширные некрополи и усыпальницы племенных вождей (Бегазы, Бугулы II, III, Аксу-Аюлы II, Байбала, Кзылтас, Коргантас и др.). Одна из редких построек древности – гробница Аксу-Аюлы II, подкурганное сооружение, открытое в 1952 г. возле одноименного поселка, центра Шетского района Карагандинской области (XII–XI вв. до н.э.). Сооружение находилось в земле, под огромной курганной насыпью (диаметром 30 м и высотой 1,8 м от уровня поверхности), благодаря чему стены постройки дошли до нас в сравнительно хорошем состоянии. По своей объемной композиции гробница представляет собой прямоугольное здание с закруглениями на углах; состоит из одного помещения, окруженного двойными каменными стенами, пространство между которыми служит обходным коридором (размеры внутренней стены – 2,5´3,4; наружной – 8´7,4 м). Гробница перекрыта бревенчато-пирамидальной кровлей и ориентирована продольной осью с запада на восток.
В центре внутреннего помещения находился склеп в виде большого каменного ящика (простейшего каменного саркофага), спущенного в групповую камеру (2,5´1,45´1,6 м). Внешняя кольцевая ограда сложена из больших гранитных плит, врытых вертикально в грунт. Причем плиты поставлены не строго отвесно, а с некоторым наклоном внутрь площадки. Из всего комплекса покрытие имело только внутреннее центральное помещение.
Описанная конструкция каменных гробниц характерна для многочисленных памятников Центрального Казахстана. Почти такое же сооружение было исследовано в 1933 г. на р. Шерубай-Нура, в 60 км к юго-западу от г. Караганды, в местности Дандыбай, получившей широкую известность в науке (группа исследована М.П.Грязновым и другими).
Скальные мавзолеи Бегазы, расположенные в живописных горах Бегазы и Кзыл-Арай на территории Актогайского района Жезказганской области, по своему характеру имеют сходство с памятниками Аксу-Аюлы II и Дандыбай, вместе с тем обладают рядом новых особенностей. Это подлинно циклопические постройки, отличающиеся грандиозностью каменных масс, колоссальной величиной, наличием таких элементов, как контрфорсы, подпорки, обходная галерея и т.п.
Некрополь находится на пойменной террасе правого берега р. Бегазы при впадении в р. Токраун, в 40 км от районного центра Актогай. Горы Кзыл-Арай и Бегазы составляют самую высокую точку Арало-Иртышского водораздела. Живописный горный массив, богатый водой, хвойным и лиственным лесом привлекал внимание, прежде всего, племенной знати. Около некрополя располагались поселения, невдалеке – рудники с отвалами и сбросами. Из окружающего равнину ландшафта примечательны гранитные холмы и утесы причудливой формы, у подножия которых скапливалось значительное количество песка, мельчайших зерен кварца, полевого шпата, пироксенов, используемых при лепке гончарных сосудов.
Общая площадь бегазинского некрополя около 10 га, здесь шесть однотипных сооружений, из которых очень крупными размерами выделяются скальные мавзолеи 1 и 2. Скальные гробницы Бегазы, имея общее конструктивное сходство (входной коридор, верхнюю обходную галерею, опорные столбы-подпорки), в то же время отличаются друг от друга величиной, особым устройством стен, а иногда двухкамерным делением. Все мавзолеи квадратны в плане, часто со сдвоенной стеной и ориентированы по сторонам света; вход всегда обращен на восток. В мавзолеях 1 и 2 прослеживается принцип двухэтажных строений с верхней обходной галереей. Их внутренние стены погружены в грунт на глубину 1,2–1,3 м и обложены крупными плитами серого гранита, врытыми на ребро (мавзолей 2). Выше, на борту котлована, построена наземная стена высотой кладки более 1 м, шириной – до 2 м. Над этой стеной нависают концы наружных облицовочных плит высотой до 1,5 м, образуя стену обходной галереи или верхнего яруса квадратного здания. Использованные для облицовки наружных стен глыбы гранита тщательно обработаны в четкой форме прямоугольных, крупнопанельных плит, каждая весом до 3-х тонн. Плиты (размером от 2,5´0,8´0,18 до 3,8´1,2´1,8 м) установлены вертикальными рядами и вплотную пригнаны одна к другой. Для прочности стен облицовочные плиты вкопаны в землю на глубину 0,8 м и больше (т.е. на одну треть их общей высоты) и возвышаются над бортовой частью сооружения почти на 2,5–3 м. Общая высота здания от пола котлована до верхних краев не менее 4–4,5 м.
Бегазинские скальные некрополи представляют собой редчайшие памятники Евразии поздней бронзы. Это особая группа памятников, возникших на основе дальнейшего развития древних андроновских традиций в Центральном Казахстане.
Итак, значение мегалитических сооружений Казахстана состоит в том, что постройкой этих архитектурных памятников впервые были сделаны попытки разрешения основных проблем строительной конструкции: решение объемно-пространственной задачи, практическая разработка идеи опоры и ступенчатого перекрытия, характерное выражение чего можно увидеть в постройках дольменов, кромлехов, цист и особенно в таких крупных каменных сооружениях, как гробницы Аксу-Аюлы II, Дандыбай и Бегазы.
При толковании семантического смысла мегалитической архитектуры учитывается:
сакральное отношение к пространству и времени – упорядоченный Космос;
геометрические символы Космоса – круг, квадрат и др.;
числовая символика (сакральные числа 1, 3, 7 и др.);
соотнесение вертикальных менгиров с Мировым древом, каменных курганов – с Мировой горой.
Тема 2 Жилища кочевников (1 час)
План лекции
1. Жилища оседлого населения
2. Появление и развитие мобильного жилища.
3. Кочевая юрта. Конструкция и семантика юрты
Тезисы лекции. Жилища оседлого населения. Наиболее ранний тип жилища на территории Казахстана известен с эпохи Средней бронзы. Это большое строение патриархальной семьи. К концу андроновского периода оно начинает уменьшаться в площади, но начинает иметь комплексный характер: наряду с жильем имеются помещения для сборов, культовых обрядов и хозяйственного назначения. В Дандыбай-Бегазинское время планировка их усложняется. На рубеже новой эры в Семиречье и Южный Казахстан проникает хуннский тип жилища с «канами» [7, с 17].
К древнейшему типу стационарного жилища казахов относится шошала — круглое однокамерное помещение с коническим или сферическим сводом. Шошала была из дерева, камня и сырцового кирпича. По внешней форме она сходна с юртой: ее стены представляют собой цилиндр, сделанный из камня, дерна, двойного плетня, засыпанного землей или сухим навозом, и камыша. По середине такого сооружения вкапывали в землю по четырехугольнику 4 столба, высота которых значительно превышала высоту стен. Верхние концы столбов скреплялись четырьмя поперечными перекладинами, затем нижними концами на стены укладывались жерди, верхние концы которых крепились на поперечных перекладинах столбов. В результате получалось конусообразная крыша с отверстием вверху, похожая на куполообразную крышу юрты. Поверх жердей укладывали камыш или тальник, затем хворост и сено, а сверху обкладывали крышу пластами дерна. Верхнее отверстие шошалы служило для выхода дыма от разводимого по середине помещения костра; через него же внутрь проникал дневной свет. На ночь это отверстие закрывали тундыком от юрты или куском кошмы. Внутреннее убранство шошалы практически не отличалось от убранства войлочной юрты. Строение углублялось в землю на 50 – 60 см. По планировочной схеме шошала представляла собой 2-3-х камерное жилище.
Одним из древних типов являлась землянка – жер уй, т.е. врытое в землю жилище с крышей, выходящие на поверхность земли на 1/3 или 1/2 высоты стен. Первоначально в землянках отсутствовали боковые окна; они имели лишь отверстия для света и выхода дыма. Потолка не было, плоская земляная кровля заменяла одновременно потолок и крышу. Пол земляной. Землянка делалась обычно однокамерной. С течением времени землянки видоизменялись в полуземлянки.
На территории Казахстана сохранились и другие типы древнейших однокамерных круглых жилищ из камня — дын (динг), уйтас.
Согласно археологическим данным дома надземного типа встречались по всей территории Казахстана. Они были 2 – 4-х комнатные. Использовался сырцовый кирпич, камень, дерн, камыш и другой подручный материал.
Жилища ранних кочевников. Наряду с жилищами оседлого хозяйствования в Казахстане до сегодняшних дней широко распространен тип жилища, приспособленный к условиям кочевого образа жизни. Уже в начале 1-го тыс. до н.э. разрабатывается несколько типов мобильного жилища, связанные на территории Казахстана с сакским племенем. Наиболее ранний из них был простейший конический шалаш (казахская кукре, сибирский чум). Об этом пишет Геродот в своей «Истории». Скифам времен Геродота была известна примитивная коническая юрта, то есть чум. Почти одновременно с коническим появились другие разновидности шалаша, то есть был совершен переход к надламыванию верхних концов жердей. В конце 1-го тыс. до н.э. появились жилища на колесах. Карлукская юрта представляет собой полусферический шалаш. Затем хуннский тип жилища, который является предшественником юрты со сферическим куполом.
Исследователи в целом единодушны в том, что изобретение юрты и ее распространение относится к середине 1-го тыс. и связанно с древнетюркской средой и заимствованно у них монголами.
Казахи вели кочевой и полукочевой образ жизни. Одним из элементов древней культуры остается «кочевая юрта».
Казахская юрта — традиционное жилище, существующее с древности, используется до настоящего времени. Юрта, или кибитка казахов (кийиз уй — по-тюркски), — своеобразный тип переносного жилища, характерный для насельников Великой степи.
Кочевая юрта — это легкая, сборно-разборная постройка, приспособленная к транспортировке на вьючных животных. На протяжении многих веков вырабатывались ее четкие пропорции, правила сборки и разборки, формы и способы ее украшения и обстановки. Устройство и убранство юрты описаны в трудах О.Пешеля, Ч.Валиханова, А.Маргулана, М.Муканова. Обычная юрта — шестикрылая; бывают юрты с двенадцатью канатами.
Конструкция юрты предельно рациональна и проста. Она состоит из следующих основных элементов: кереге (раздвижная решетчатая основа); кереге юрты образуется из отдельных секций — канат (крыло), уык (купольные жерди); шанырак (круговое навершие купола), имеющее зенитное отверстие — туындык, которое служит окном; дверь юрты — есик (по диаметру равная шаныраку), войлочное покрытие трех видов: туирлык (покрытие основания), узык (покрытие купола), туындық (покрытие шанырака) и др.
В XVI – XVII веках большинство населения Казахстана, занимавшиеся кочевым и полукочевым скотоводством, в теплое время года имели жилища 2-х типов: юрту из дерева и войлока и жилище на повозках – кюйиме. Зимой жили в постоянных теплых помещениях. Составляющие юрты. В плане юрта представляет круг, основанием ее служила стенка кереге (деревянная решетка), над которой располагался куполовидный свод, составленный из радиально расположенных жердей – уық.; жерди нижними концами прикреплены к кереге, а верхними упирались в деревянный круг – шанырақ. Шанырақ образует самую большую верхушку купола. Купольные жерди восновном были массивными, имели прямоугольное сечение, а в верхней – круглое сечение. Чем больше было купольных жердей и чем чаще они располагались, тем четче и стройнее получалась форма купола. Обычно для юрты использовалось 120 – 200 жердей. Кереге составляли из отдельных взаимопересекающихся планок, образующих сетку или решетку. Величина юрты определялась количеством отдельных решеток, из которых слагалось основание: на устройство юрты средней величины – 6-7 решеток, на кибитку бедняков – 4-5, на жилище скотовладельцев – 9-12 решеток. Кереге обкладывалось декоративными циновками из чия, украшенными разноцветными стягивающими ткаными полосами и лентами. Остов юрты покрывался снаружи специально скроенным войлоком – туурлық; покрытие стенки юрты – узық; покрытие свода – тундық; С помощью верхнего клапана юрты регулировалось освещение, он же служил дымоходом. Вход в юрту обычно с юго-восточной стороны в виде прямоугольного проема высотой около 1,5 – 2 м. и шириной – 0,8 м. В проем вставляли резные деревянные двери, завешивавшиеся снаружи войлочным пологом.
Деревянный остов юрты делают из степной ивы — тальника, чтобы был легким и прочным. Купол делают из березы.
Семантика юрты. Шанырак — семейная реликвия, признак продолжения рода. Он передавался из поколения в поколение и являл собой силу и покровительство духов предков.
Прежде всего украшают дверь — есик; в старину ее ориентировали на восток. Она орнаментируется солярными знаками и рогами барана родового тотема. Наряду с защитным значением оберега изображение рогов связывается с понятием богатства, приумножением скота.
Ак босага – Священный порог – сакральная граница дома (мира внутреннего) и внешнего (враждебного). Внимание вошедшего в юрту привлекает широкая узорная полоса — баскур, опоясывающая фризом основание купола юрты.
Очаг – центр юрты. Очаг у казахов олицетворение семьи — сердцевина домашнего круга. Недаром очаг расположен в середине дома — это центр жизни. Очаг — огонь. Огонь для казаха священен. Чистота, Благо, Защита — сакральные характеристики огня. И там, где поселилось Зло, казах обязательно возжигает огонь.
Левая сторона, если сидеть на торе (торь — самое почетное место в юрте), считается женской; правая — мужской. Женская половина — семейная. Здесь находится деревянная кровать хозяев — агаштосек, или тосагаш — кровать, украшенная костяными и серебряными пластинками, постельные принадлежности; здесь также сандык с приданым невесты, сырмак в собранном виде, корпе и подушки. На мужской половине ближе к порогу развешивается оружие хозяина, конская упряжка, талисманы. На возвышении красуется седло, украшенное узорами, олицетворяющими Время и Пространство; драгоценными камнями — символами Красоты и Богатства; чеканкой из благородного серебра — Оберега от сглаза. Деление юрты на мужскую и женскую половину имеет сакральный смысл, выражая дуализм Вселенной, мужское и женское начало.
Кочевник не разрушает и не строит свой мир, а вторя Природе, просто живет. Мягкие округлые формы юрты органично вписывались в степной ландшафт, не нарушая естественного единства человека и природы.
Форма полусферического жилища номадов отражает космическое мироустройство, символику их мифологических и космогонических представлений. В своей первооснове юрта является моделью Вселенной – горизонтальной и вертикальной: купол – символ небесной сферы, внутреннее пространство – воздух, концы кереге опираются на землю, как третью составляющую вертикального деления мира. Дым из очага, выходящий через шанырак, – начало, соединяющее землю с миром духов; именно через шанырак осуществляется связь живущих на земле с миром духов.
Юрта, имеющая округлую форму (круг – символ непрерывности, вечности вселенной и жизни на земле) и возвышающаяся над плоскостью, это «мировая гора», основа основ мироздания.
Воплощая эстетический идеал кочевника, юрта не только аккумулировала достижения в области строительного и декоративного искусства, приспособленные к мобильному образу жизни, но и явилась источником многих конструктивных и художественно-образных решений культовой и светской архитектуры Казахстана и Средней Азии.