План лекции

Лекция 4

Литература Возрождения

1. Исторически-социальный контекст эпохи Возрождения.

2. Особенности мышления человека эпохи Возрождения. Периодизация.

3. Предвозрождение – особый культурный период.

4. Возрождение в разных странах Европы.

 

Естественное продолжение Средневековья, своеобразный его заключительный этап - эпоха Возрождения. Началась эра буржуазного развития Европы, отмеченная взрывом творческих сил, верой в неограниченные возможности человека. Складывающийся на протяжении столетий мир словно сошел со своего привычного пути и устремился к новым, правда, еще не совсем ясным целям. Если в средние века в годы крестовых походов европейцы соприкоснулись с культурой Малой Азии, то в эпоху Возрождения пределы известного им мира расширились до чрезвычайности. В 1492 г. генуэзец Христофор Колумб пересек Атлантический океан и вышел к берегам Нового Света, названного позднее Америкой. В 1498 г. португальский мореплаватель Васко да Гама, обогнув южную оконечность Африки, достиг Индии. В начале XVI в. другой португальский мореплаватель, Фернан Магеллан, совершил первое кругосветное путешествие, окончательно подтвердив справедливость учения о шарообразности земли. Картина мира становилась все более грандиозной и одновременно более точной. Смелым вызовом церковному авторитету явились труды польского астронома Николая Коперника, который в середине XVI в. обосновал гелиоцентрическую систему мира, пришедшую на смену устарелому учению о Земле как центре Вселенной. Человек эпохи Возрождения, преодолевая власть вековой догмы, искал более свободные пути и зачастую находил их. Все эти cдвиги определили замечательный расцвет искусства и литературы в эпоху Возрождения. Без сомнения, в становлении европейской ренессансной культуры значительную роль сыграла античность. Она стала знаменем, под которым гуманисты Возрождения вели борьбу с уходящим средневековьем. Античный мир представлялся царством прекрасных, гармоничных людей, достойных детей великой Матери-Природы, свободных от сословных пут, наделенных даром высокой человечности. Нельзя сказать, что литература европейского Возрождения полностью отказалась от "романтических" увлечений средневековья. Достаточно вспомнить хотя бы неоднократные обращения в XV-XVI веках к традициям рыцарского романа, правда, интерпретированного на существенно иной лад. И все же писателей Возрождения прежде всего манила земная жизнь в ее красочной подлинности, динамике, захватывающих противоречиях и поражающем многообразии. Традиционное представление о великой цепи бытия, связывающей землю с небом и адом, еще не покинуло сознание людей. Только о небе и аде люди Возрождения вспоминали менее охотно, чем о земле. В отличие от культуры Средневековья гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер. Страстная жажда познания реального мира и восхищение им привели к подъему науки, к отображению в искусстве самых разных сторон действительности и сообщили величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее значительным творениям художников. В искусстве утверждался идеал титанической личности, что нашло воплощение и в литературе, и в скульптуре, и в живописи, которая переживала небывалый до того времени расцвет.  
Основными чертами возрожденческой культуры являлись: - антропоцентризм (т. е. абсолютизация человеческой личности); - гуманистическое миросозерцание, делающее человека мерой всех вещей; - открытие и опытное познание мира - природы и человека; - переосмысление христианской традиции; - превращение искусства в профессиональную деятельность и дальнейшее совершенствование его видов и жанров.  
Этапы развития искусства Возрождения: • Предвозрождение, или Проторенессанс (XIII – XIV вв.), • Раннее Возрождение (XV в.), • Высокое Возрождение (90-е годы XV –- первая треть XVI в.). • Позднее Возрождение (вторая половина XVI в.).  
XIII в. - период особенный в истории итальянской культуры и литературы. Это уже не Средневековье, но еще и не Возрождение. Этот период известен под названием Предвозрождение, или Проторенессанс. Причем можно сказать, что проторенессансные веяния проявились в итальянской культуре и в общем мироощущении уже в XIII в., а иногда даже и в XII и XI вв. В 1316 г. в Болонье были прочитаны лекции по анатомии человека — первые в средневековой Европе на тему, от которой, согласно церковному вероучению, следовало отворачиваться с краской стыда на лице. А еще более ранним был особый указ, разрешавший вскрытие человеческих трупов, что долго почиталось делом греховным, даже дьявольским, которому предавались разве что колдуны, нередко сжигавшиеся на костре.  
Италия была самой передовой страной европейского средневековья. Ее благоприятное географическое положение в центре Средиземноморского бассейна обеспечило ей раннее развитие посреднической торговли между Западной Европой и восточными странами. Эти торговые отношения с Востоком вызывали быстрый рост цветущих городов, которые первыми в Европе освободились от власти феодальных сеньоров и образовали самоуправляющиеся коммуны с республиканским образом правления. В вольных итальянских городах, где с конца XIII в. постепенно складываются раннекапиталистические отношения, создавалась культура, во многом непохожая на ту, которая процветала в Европе на протяжении Зрелого Средневековья. Не покушаясь во всех сферах идейной жизни на авторитет христианской религии, горожане-ремесленники, купцы, менялы, а также так называемый «тощий народ» вносили в литературные произведения собственные, вполне мирские интересы и идеалы. При этом они, естественно, пользовались не малопонятным им языком церкви, а теми диалектами, на которых говорили. Главную особенность Предвозрождения видят в обмирщении художественной культуры и заметно возросшем интересе к личностному началу в человеке. Но это еще не Возрождение, хотя бы потому что развитие индивидуализма происходит в рамках средневекового религиозного сознания. Не случайно, что в это время столь большое распространение получает мистика. Человек осознает свои силы, но направляет их на постижение Бога. Велик интерес к земным переживаниям, но выступают они в искусстве в одеждах религиозных. Предвозрождение в литературе — это художественное осмысление процесса секуляризации. Это сомнения, раздумья, терзания, вызванные осознанием властного зова нового и столь же острым сознанием невозможности отказаться от авторитета традиций. Центральное значение в литературе в этот период приобретает поэзия — эта универсальная мудрость, философия в образах. Отсюда и высочайший авторитет поэта; он пророк, за строчками которого скрыты глубочайшие истины.  
Пути развития поэтической культуры в XIII – XIV вв. были сложными. В первой трети XIII в. в результате похода северных французов, вдохновленных воинственными призывами папы Иннокентия III, был разгромлен "рассадник ереси" Прованс, а вместе с этим прекратила свою жизнь и его поэтическая школа. Художественная традиция трубадуров нашла свое продолжение в Сицилии. Здесь, в Палермо, городе, принявшем на недолгий срок от Тулузы эстафету ведущего культурного центра, возникает "Сицилийская школа поэтов". Главные герои лирики сицилийцев: Поэт, Дама, Амор; основная тема: любовь неразделенная, любовь-мука, любовь-страдание. Песни сицилийцев полны жалоб, стонов, слезных излияний.  
Жизнь сицилийской школы была недолгой: в 50-е гг. XIII в. она прекращает свое существование. На первое место выдвигаются Болонья и Флоренция, на базе поэтической культуры которых рождается "школа нового сладостного стиля" ("стильновизм"). Название это идет от Данте, который писал о "пленительном ладе", "сладостных стихах" поэтов этой школы.  
Крупнейшим "стильновизстом" был Гвидо Гвиницелли (1230/40—1274 гг.). Тема стихов Гвиницелли — Любовь и Благородство: "Любовь и Благородство суть едины". Как человек города и сын Предвозрождения Гвиницелли не связывал благородство с сословной принадлежностью, материальным достатком. В честных сердцах Любовь приют находит, Как птица под зеленой сенью леса; Любовь ее старше, чем честное сердце, Честное сердце — чем любовь... Сверкает солнце над земною грязью. Но не скудеет сила солнца; Надменный говорит: я знатен древним родом; Подобен грязи он, а солнце — благородству; Пускай никто не скажет, Что было благородство без отваги, Что можно унаследовать его, Не чуя благородства в сердце; В воде сверкает луч, однако в небе Недвижны звезды и стоит светило... Человек ценен сам по себе, его благородство определяется чистотой чувств, святостью любви. Но любовь, о которой пишет Гвиницелли, это не чувство к земной женщине. Это любовь к высшим духовным ценностям. Возлюбленная поэта уподоблена ангелам, деве Марии.  
Гвидо Гвиницелли ушел из жизни рано; но у него остался талантливый преемник. Данте писал: "За Гвидо новый Гвидо высшей чести достигнул в славе". "Второй Гвидо", или Гвидо Кавальканти (1255/56—1300 гг.), родился во Флоренции, он принадлежал к знатному роду, был активным участником политической внутригородской борьбы, был изгнан, затем прощен, вернулся в родной город и вскоре умер. Кавальканти писал о любви, но трактовал эту тему по иному, чем его предшественник. Если Гвиницелли считал, что любовь родится в благородном сердце, то Кавальканти истоки этого чувства находил в памяти человека. Именно из воспоминаний формируется идеал совершенной красоты, причем идея эта захватывает не только чувство человека, но и его интеллект. Сама же любовь не только очищает душу, но и разрушает ее. О если б я любви достоин был - Во мне лишь память о любви всевластна - И дама не была б столь безучастна, Такой корабль мне стал бы, Данте, мил, А ты, из тех, которых посвятил Амор, смотри -- жду милость ежечасно, Но дама в сердце целится бесстрастно, Как ловкий лучник: жду, чтоб он сразил Меня. Амор натягивает лук И, торжествуя, радостью сияет: Он сладостную мне готовит месть. Но слушай удивительную весть - Стрелой пронзенный дух ему прощает Упадок сил и силу новых мук. Как не почтить виновника разлуки? Меня от вас, друзья, уводит тот, Кто в благородный плен людей берет, Из-за красавиц обрекая муке. Он при своем разящем насмерть луке,-- Взмолитесь, пусть ко мне он снизойдет, Но только те найдут к нему подход, Кто, воздыхая, простирают руки... Оба Гвидо добивались в своих стихах гармоничности, благозвучности, плавности, музыкальности. Именно эти поэты возделали ту почву, на которой выросло во всей красе древо поэзии великого Данте.  
Возрождение в Италии. По мере того как приближалась эпоха Возрождения, один кризис за другим вторгался в жизнь Западной Европы. В XIII в. потерпела полную неудачу самая грандиозная авантюра феодального средневековья - Крестовые походы. Ослабевала власть императора "Священной Римской империи" (так в средние века называлось Германское государство). Во второй половине XIII в. империя теряет власть над Италией. В самой Германии реальная власть постепенно переходит к территориальным князьям. Даже церковь, которая никогда не была так сильна, как в средние века, начала под влиянием новых обстоятельств шататься и постепенно утрачивать свою незыблемость и монолитность. Тревожным симптомом явилось так называемое "Авиньонское пленение пап" (1309-1377), т.е. перенос под нажимом французского короля папской резиденции из Рима на юг Франции, в Авиньон. Ведь для современников Рим был не просто географическим понятием. С "Вечным городом" связывалась идея вечности и незыблемости церковной столицы, а следовательно, и всей христианской церкви. Одним из важных результатов развития городской культуры явилась резко возросшая роль людей умственного труда, появление интеллигенции, не зависимой от монастырей и рыцарских замков. Эта новая социальная прослойка, включавшая юристов, инженеров, врачей, публицистов, "мастеров свободных искусств", и закладывала основы многообразной культуры Возрождения. Всех их окрыляла вера в человека, который начал сбрасывать с себя тяжелый груз традиционных воззрений, превращавших его в бесправного слугу небесных или сословных сил.  
Слово "возрождение" (итал. "la rinascita") впервые употребил в 1550 г. итальянский художник и историограф Дж. Вазари в "Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Он назвал "возрождением" деятельность итальянских художников начала XVI в. после долгих лет упадка в период "средневековья и варварства". Дж. Вазари определил суть творческого метода художников Возрождения: природа — "образец", а древние — "школа". Этот период прославили: Андреа Верроккьо (1435-88), Сандро Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонорротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520), Тициан Вечеллио (1488/1490-1576).  
Первым великим итальянским, а следовательно, и европейским гуманистом, был Франческо Петрарка (1304 – 1374). Само понятие "гуманист" (от лат. humanus - человеческий, образованный) возникло в Италии и первоначально означало знатока античной культуры, связанной с человеком. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.  
Наряду с Петраркой, другим величайшим деятелем раннего итальянского Возрождения был Джованни Боккаччо (1313 – 1375). Петрарка и Боккаччо были больше чем современники: их объединяла принадлежность к почти одинаковой общественной и культурной среде, общность филологических увлечений и художественных интересов, многочисленные аналогии в их биографии и творчестве, а во вторую половину жизни – глубокая дружба, сопровождавшаяся очень сильным влиянием Петрарки на Боккаччо, который любил и чтил основателя итальянского гуманизма как учителя и старшего брата. Вместе с ним он стал великим основоположником гуманистической культуры европейского Возрождения. Их роднила исторически новая по-ренессансному революционная концепция действительности, которая рассматривала цельного, внутренне свободного человека как центр Вселенной и реабилитировала земной материальный мир, признавая ценность общественной жизни.  
Возрождение в Германии и Нидерландах. Особенностью Ренессанса в германском регионе стала его главным образом ученая, религиозно-реформаторская направленность. Распространение книгопечатания, начало которому положил в середине XV в. Иоганн Гутенберг, решающим образом повлияло не только на общее развитие культуры и образования, но и стимулировало интерес к переводам, толкованию, распространению как религиозной, так и светской литературы. Решающее влияние на характер раннего этапа гуманистического движения оказали Э. Роттердамский, Себастьян Брант, Иоганн Рейхлин, Ульрих фон Гуттен. Голландец по происхождению и «гражданин мира» по убеждениям и масштабу деятельности, Эразм Роттердамский (1466–1536) был интеллектуальным ориентиром для мыслящих людей не только своей эпохи. В литературном наследии Э. Роттердамского выделяются «Похвала глупости» (1509) и «Домашние беседы» (1518).  
Возрождение во Франции. К началу XVI в. Франция превратилась в одно из самых могущественных государств Западной Европы с сильной королевской властью, развитым хозяйством и быстро развивающейся культурой. Победой закончилась Столетняя война с Англией (1337 - 1453), потребовавшая от страны страшного напряжения сил. В результате войны с Францией воссоединились обширные области, находившиеся под властью англичан. При Людовике XI (1461-1483), которого не без основания называют первым французским королем абсолютистского типа, в состав Французского королевства вошли герцогство Бургундское, графство Прованское и другие территории, принадлежавшие крупным феодалам. В конце XV в. настал черед герцогства Бретанского (Бретань). Эта победа политической централизации над феодальным партикуляризмом имела огромное значение. С ней связаны дальнейшие успехи торговли и промышленности. Она стимулировала рост национального самосознания и открывала перед французской культурой новые перспективы. Оплотом новой культуры были круги городской интеллигенции, отчасти связанные с двором, но главным образом - с вышедшими из-под жесткой опеки церкви "молодыми" университетами в Орлеане, Лионе, Гренобле, Перпиньяне, Анжере. Возникают и светские городские школы, прообразы коллежей.  
Новые ренессансные формы утверждались в ваянии и архитектуре (замок Шамбор и новый фасад Лувра). В живописи, в связи с возросшим интересом к человеческой личности, большого расцвета достиг портрет. Даже в церковные росписи проникают гуманистические мотивы. Естественно, что на формирование французского Ренессанса заметное влияние оказала Италия. Во время итальянских походов многие образованные французы непосредственно соприкоснулись с ее культурой. А так как Франция уже стояла на пороге Ренессанса, то и впечатления, полученные на родине Боккаччо и Петрарки, оказались весьма плодотворными. Во Франции издаются сочинения итальянских гуманистов. В то же время французский Ренессанс отнюдь не был копией итальянского. У него был свой ярко выраженный национальный характер.  
Возникшая в начале ХVI в. французская ренессансная литература очень быстро достигла замечательного расцвета. Среди первых французских писателей-гуманистов были талантливые поэты и новеллисты. Выступая против всего, что сковывало свободный полет человеческой мысли и принижало человеческую личность, они охотно обращались к сатирическим жанрам. Вместе с тем их привлекало и красочное многообразие земного бытия.  
Ключевой фигурой литературы раннего гуманизма являетсяФрансуа Вийон (ок. 1431 – после 1463), человек великого поэтического дарования и трудной судьбы. Как и о многих старых авторах, о его реальной жизни сохранилось очень мало сведений. Даже дата его рождения - 1431 - весьма сомнительна, а уж время смерти - после 1463 - вообще неведомо. Родился Вийон в Париже, восьми лет остался без отца и был усыновлен священником по имени Гийом де Вийон, настоятелем тогда церкви св. Бенедикта. В 1443 году Франсуа поступил в Сорбонну. Но Вийон вовсе не был прилежным студентом, его больше привлекали пирушки, столкновения студентов с властями, уличные драки. Например, очень популярным развлечением студентов Сорбонны были похищения самых известных вывесок с парижского рынка. В 1455 году после случайного убийства священника Шермуа Вийон бежал из Парижа. Перед смертью священник простил поэта, и Вийон подает два прошения о помиловании, которое через полгода было ему высочайше даровано. Но, вернувшись в Париж, он связался с шайкой разбойников и принял участие в ограблении теологического факультета в Наваррском коллеже. Было украдено 500 золотых экю — сумма по тем временам немалая. И хотя Франсуа во время ограбления всего лишь стоял на страже, он предусмотрительно решил снова скрыться из столицы — надолго. Тогда же он написал и небольшую поэму «Малое завещание, или Лэ», в которой отписал свое несуществующее имущество друзьям и знакомым. Жизнь без приключений казалась Франсуа пресной, и он снова отличился. За какие грехи — неизвестно, но он был приговорен к повешению. В ожидании казни в тюрьме Вийон написал знаменитую «Балладу повешенного». Но приговор почему-то отменили и поэт каким-то чудом оказался на свободе. С 1457 по 1460 годы о жизни Франсуа Вийона ничего точно не известно. Существуют предположения, что он был главарем шайки кокийяров, именно потому, что некоторые произведения поэта написаны на их жаргоне. Весной 1461 года он снова оказывается в тюрьме. Людовик XI, проезжая через городок, по традиции помиловал всех преступников, а вместе с ними был освобожден и Франсуа Вийон. Но его жизнь на свободе оказалась не намного лучше, чем в тюрьме — дело об ограблении Наваррского коллежа не забыто, и Вийону приходится прятаться в окрестностях Парижа. Здесь, скрываясь от правосудия, он и написал свое, пожалуй, самое значительное произведение — «Большое завещание». Через некоторое время любовь к приключениям опять заставила Вийона забыть, что он находится в черном списке полиции. И снова тюрьма. На этот раз — уличная драка, в которой был смертельно ранен папский нотариус. Вины Вийона в этом не было никакой — он просто присутствовал при потасовке. Но, учитывая прежние грехи, его подвергли пыткам и приговорили к повешению. Прошение о помиловании, поданное им, было, скорее, жестом отчаяния — надеяться на то, что его выпустят из тюрьмы, было смешно. Но 5 января 1463 года безумные надежды Вийона оправдались: смертную казнь заменили десятилетним изгнанием из столицы, «принимая в соображение дурную жизнь поименованного Вийона». Он, обращаясь к суду, пишет «Балладу суду» с просьбой предоставить ему отсрочку исполнения приговора на три дня. Он ее получает и 8 января 1463 года покидает Париж. Больше о нем никто ничего не слышал. Достоверно известно одно: в 1489 году, когда Пьер Леве издал первый сборник его стихов, Вийона уже не было в живых… Господь простит – мы знали много бед. А ты запомни – слишком много судей. Ты можешь жить – перед тобою свет, Взглянул и помолись, а Бог рассудит…  
Самым значительным и в то же время самым ярким писателем французского Возрождения, был Франсуа Рабле. Этот энциклопедически образованный гуманист, знаток античного мира, охотно демонстрировавший свою обширную классическую эрудицию, был множеством нитей связан с традициями французской демократической культуры. Особенно близок ему мир площадного веселья - задорного, вольнолюбивого, яркого. В его творчестве с наибольшей силой воплотился раскрепощенный творческий гений ренессансной Франции. Главным произведениемФрансуа Рабле (1494–1553),публиковавшимся отдельными книгами, последняя из которых выходит после смерти автора, стал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1564).  
Возрождение в Англии.Зарождение английского Ренессанса традиционно относят ко второй половине XIV в., увязывая его с экономическими и социально-политическими изменениями, вызванными бурным ростом промышленности и расширением товарно-денежных отношений. Потрясения Столетней войны с Францией (1337–1453), бедственное положение изгоняемых со своих земель крестьян вели к постоянным вспышкам насилия как со стороны правителей, так и обездоленных людей. Между Англией и Испанией возникли острейшие экономические противоречия, ибо молодая английская держава выступила как конкурент могущественной Испании в борьбе за колонии и в морской торговле. 1588 г. - важнейшая дата в истории Англии: английский флот разгромил испанскую Непобедимую Армаду. Если в средние века наука занималась преимущественно изучением теологии, то в эпоху Возрождения центр тяжести умственных интересов переместился. Теперь главным предметом изучения становится все связанное с человеком и, в первую очередь, человеческое слово. Произведениями этого вида были памятники античной литературы, которые противопоставлялись так называемому "божьему слову", священному писанию. Гуманистами в точном смысле слова в эту эпоху называли людей, посвятивших себя изучению "человеческого слова" и, прежде, всего, философов и писателей античности. Поэтому первым и обязательным признаком гуманизма считалось знание древних языков, латинского и греческого. Глашатаем научного прогресса был великий философ Фрэнсис Бэкон, "родоначальник английского материализма". Возобновился интерес к астрономии, механике, физике, анатомии, физиологии. Буржуазии для развития ее промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. Маленький народ, – население Англии в то время не превышало 5 миллионов, – четыре пятых которого были неграмотны, выдвинул около трехсот писателей. Наиболее выдающиеся из них – Томас Мор, Уайет, Серрей, Скельтон, Сэквиль, Нортон, Гаскойнь, Сидней, Спенсер, Лили, Марло, Грин, Кид, Нэш, Пиль, Деккер, Бен Джонсон, Флетчер, Мэссинджер, Бомонт, Чапмен, Марстон, Вебстер, Форд, Шерли, Драйтон, Даниэль, Бэкон, Бертон. Над всеми ими возвышается величайший гений английской литературы – Шекспир. Вопросы борьбы с церковью и религией играли в английском гуманизме большую роль только на первом этапе Возрождения в Англии, который совпадал с периодом реформации. Это – период деятельности оксфордских гуманистов и Томаса Мора (конец XV – первая треть XVI в.), когда гуманистическая литература носила в Англии преимущественно теоретический характер. Второй этап Возрождения в Англии, - так называемый "век Елизаветы", - период, охватывающий вторую половину XVI в. От первых робких шагов, которые были сделаны Уайетом и Серреем, литература переходит к полному мастерскому владению всеми поэтическими формами. Расцвет поэзии обозначен именами Сиднея, Спенсера и Шекспира (как автора сонетов, "Венеры и Адониса" и "Лукреции"). Развивается прозаическая повествовательная литература и роман. Но самого блестящего расцвета в это время достигает драма. Это - наиболее оптимистический период. Начало нового XVII в. является началом третьего и последнего этапа в развитии английского Возрождения. Под влиянием растущей социальной и политической реакции гуманизм Возрождения вступает в полосу кризиса, который по-разному выражается в творчестве отдельных писателей. В целом же, наиболее значительное проявление кризиса – это развивающийся со смертью Шекспира упадок драматического искусства. Идейному богатству литературы Возрождения соответствовало ее художественное многообразие. Преклонение перед античностью получило отражение в попытках утвердить классические формы, заимствованные у писателей Греции и Рима. Однако основная линия развития литературы была продолжением традиций предшествующего времени, обогащенных культурой гуманизма. Гуманисты выступили в качестве продолжателей народных и национальных традиций английской литературы. С другой стороны, можно найти в эпохе Возрождения продолжение традиций городской литературы средних веков. Характерные черты литературы Возрождения – титанизм, универсальность, идейная насыщенность, обращение к коренным интересам человеческой жизни. Высшим достижением этой литературы было творчество Шекспира, который создал произведения огромной реалистической силы и глубочайшей гуманистической идейности, воплощающие в себе все оттенки романтического реализма и реалистической романтики. Важнейшая особенность великих произведений гуманистической литературы этой эпохи – народность. Она явилась результатом общего национального подъема Англии в пору борьбы за государственное единство и политическую независимость родной страны.  
Возрождение в Испании. На исходе XV в. все как будто предвещало стране самое радужное будущее. Успешно закончилась затянувшаяся на века реконкиста. Реконкиста – (исп. Reconquista, от reconquistar – отвоёвывать) отвоевание народами Пиренейского полуострова в 8 – 15 вв. территорий, захваченных арабами (точнее арабами и берберами, впоследствии получившими общее название — мавры). В 1492 г. пала Гранада – последний оплот мавританского владычества на Пиренейском полуострове. Этой победе в немалой мере содействовало объединение Кастилии и Арагона в царствование Изабеллы и Фердинанда Католиков (70-е годы XV в.). Испания превратилась наконец в единое национальное королевство. Уверенно чувствовали себя горожане. Указом короля было отменено крепостное право. В начале XVI в. Испания уже представляла собой одно из самых могущественных и обширных государств Европы. Под ее властью помимо Германии находились Нидерланды, часть Италии и другие европейские земли. Испанские конкистадоры захватили в Америке ряд богатых владений. Испания становится огромной колониальной державой. Но у испанского могущества было очень шаткое основание. Ведя агрессивную внешнюю политику, Карл V во внутренней политике являлся решительным сторонником абсолютизма. Когда в 1520 г. кастильские города подняли восстание, король с помощью аристократии и немецких ландскнехтов сурово подавил его. В то же время в стране не была проведена настоящая политическая централизация. Огромную и мрачную роль в жизни Испании играла католическая церковь. Повсеместно еще давали о себе знать традиционные средневековые обычаи и законы. Испания казалась грозным и несокрушимым колоссом, но это был колосс на глиняных ногах. Испанский гуманизм был лишен той резкой антиклерикальной тенденции, которая столь характерна для гуманизма итальянского, французского или немецкого. В мистические тона были окрашены многие произведения тогдашней испанской словесности. Религиозным порывом охвачены творения крупнейших испанских живописцев XVI в. – Луиса Моралеса и Эль Греко. Все это, однако, вовсе не означало, что испанская культура эпохи Возрождения была покорной служанкой богословия. И в Испании встречались ученые и мыслители, осмеливавшиеся выступать против схоластики, отстаивать права человеческого разума и ратовать за глубокое изучение природы. Это были преимущественно естествоиспытатели и врачи, по роду своей деятельности близкие к человеку и его земным потребностям. Нечто трагическое было и в судьбе самого испанского гуманизма, на который все время падали багровые отблески костров инквизиции. В Испании не было и не могло быть своего Боккаччо не только потому, что там свирепствовала инквизиция, но и потому, что его бурный сенсуализм был внутренне чужд испанским гуманистам, тяготевшим к более строгим нравственным концепциям. Литература. Первые ростки испанского Возрождения возникли еще в XV в. Превращение Испании из небольшого средневекового государства, поглощенного борьбой с маврами, в мировую державу с очень сложными международными интересами, неизбежно расширяло жизненный кругозор испанских писателей. Появились новые темы, связанные, в частности, с жизнью далеких Индий (Америки). Огромное внимание уделялось человеку, его чувствам и страстям, его нравственным возможностям. Высоко ценились героический порыв и рыцарское благородство. Зато мир буржуазного стяжательства, основанный на корысти и эгоизме, не вызывал особых симпатий. В связи с этим следует заметить, что в испанской литературе эпохи Возрождения собственно буржуазный элемент выражен гораздо слабее, чем в литературе ряда других европейских стран с более интенсивным буржуазным развитием. Не ускользали от писателей и темные стороны испанской жизни, порожденные уродливым развитием страны: трагические социальные противоречия, раздиравшие Испанию, массовая нищета и обусловленный ею рост преступности, бродяжничества и т. п.  
В творчестве Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547 – 1616) литература испанского Возрождения поднялась на огромную высоту. Новеллист и поэт, драматург и романист, Сервантес был первым великим испанским писателем, многосторонним и глубоким, горячо ратовавшим за искусство, близкое к "природе", и создавшим ряд шедевров ренессансного реализма. Но Сервантес не только большой писатель, он также большой человек, воплотивший в себе многие черты испанского национального характера.