Важнейшими представителями немецкого символизма стали Стефан Георге, Гуго фон Гофмансталь и Райнер Мария Рильке.

Литература ГДР.

Литература ФРГ.

Национальное искусство»— новое литературное направление в немецкой литературе 20 века.

План

 

1.Общая характеристиканемецкой литературы нарубеже 19-го и 20-го веков.

3. Немецкий символизм, экспрессионизм и авангардизм.

4. Национал-социализм и литература изгнания.

5. Томас Манн — мастер интеллектуальной прозы.

6. Бертольт Брехт — основатель теории «эпического театра».

7. Эрих Мария Ремарк — писатель «потерянного поколения».

10. Литература объединённой Германии.

1. Во всех областях немецкой литературы на рубеже 19-го и 20-го веков замечается порывистое искание и нащупывание. Руководящая роль, перешедшая от драмы к роману, достаётся, в конце концов, лирике, но именно во время ожесточённейшей борьбы за форму и содержание новой поэзии эта роль принадлежит ещё роману.

Появляется школа «Юнейшей Германии», которая переносит крайний натурализм в сферу лирики; её стиль и приёмы возмущают всех, кто воспитан на «классиках», и школа подвергается ожесточённому гонению; тем не менее, число сторонников нового направления всё возрастало.

У других натурализм соединяется с последней французской модой — символизмом, который имеет массу приверженцев в Берлине; символизм естественно соединяется с необузданной фантастикой. Драматические произведения ультрареалистов и социалистов почти не допускаются на большие сцены, из цензурных соображений; иные, по своей крайней несценичности, не попадают и на маленькие. Один из остроумнейших представителей поэзии той поры — Отто Эрих Гартлебен.

Тенденциозный роман почти вымирает; из заметных представителей его можно назвать разве социалиста Конрада Тельмана и талантливую католическую романистку Энрику фон Гандель-Мацетти, которую Рихард Майер причислял к самым выдающимся дарованиям немецкой литературы того времени.

Обновляется в сюжетах и повышается в исполнении роман для лёгкого чтения. Особенный успех в романе для лёгкого чтения имеют Ганс фон Цобельтиц и Вольцоген.

К области довольно фотографического и отчасти уже пережитого реализма относится так называемый «берлинский роман». Литературная молодёжь обращается к жизни растущего с невероятной быстротой громадного «мирового города». В «берлинском романе» соединяются бытовые картины с анализом нервной натуры современного горожанина.

Новелла, повесть и рассказ нашли интересных представителей и заняли более видное место. Здесь выдвинулись Якоб Давид, Вильгельм Фишер, Эмиль Эртль, Отто фон Лейтгеб.

Ближайшие и наиболее выдающиеся последователи Гауптмана в драме — Макс Хальбе и Макс Дрейер. Политика занимает в современной немецкой драме больше места, чем в лирике и даже в романе. Настоящим продуктом политической борьбы являются пьесы Фил. Лангмана, Франца Адамуса, Карла Шенгера и особенно Иосифа Рюдерера. Злая сатира пьес Франка Ведекинда сближает его с анархизмом.

2. Требования художественной правды, выставляемые с равной силой и поучающим натурализмом, и последовательной теорией «чистого» искусства, привели к пропаганде так называемого «национального искусства». Главным пропагандистом нового течения стал писатель и историк литературы Адольф Бартельс, употребивший данный термин в 1898 году в журнале «Современное искусство».

Новое направление призывало покинуть городскую суету и переместиться в сторону родины и народного духа. В более широком понимании «родина» включала себя не только сельскую, но и городскую жизнь. Как и в натурализме, любовь к родине содержала также и некоторую её критику, что ей всё-таки не удалось. Национальное искусство со своей консервативной, антимодернистской позицией явилось предтечей национал-социалистической «поэзии крови и земли».

Представители этого направления доказывали, что только в пределах своей узкой родины поэт находит надлежащую пищу вдохновению. Среди представителей этого направления особенно видное место занимают Вильгельм фон Поленц, Густав Френссен, лауреат Нобелевской премии по литературе 1929 года Томас Манн (роман «Будденброки»).

Национальное искусство вызвано интересом не к самодовлеющей этнографии, а к личности, в её конкретной обстановке. На этой почве наиболее пышно должен был расцвести роман психологический. И здесь на первом месте должны быть названы три женских таланта: Изольда Курц, Елена Бёлау и Рикарда Хух.

Ряд оригинальных фигур создал и анализировал лауреат Нобелевской премии по литературе 1946 года Герман Гессе; до болезненности доходит сложность психологического изучения у Германа Штера. Широкую историческую основу пытался дать индивидуальной психологии Яков Вассерман («История юной Ренаты Фукс», 1900).

Склонны к символистике Сельма (Ансельм) Гейне и вдумчивый Рудольф Штрац.

Параллельно с этими нетрадиционными литературными направлениями появлялись произведения, обращавшиеся и развивавшие старые формы. Здесь стоит назвать имена Райнер Марии Рильке, Генриха Манна, которого в раннем творчестве можно назвать предшественником экспрессионизма, Томаса Манна, Германа Броха и Германа Гессе.

Экспрессионизм считается последним крупным литературным направлением Германии. Это авангардистское направление, существовавшее параллельно с дадаизмом, сюрреализмом и футуризмом.

Первой ласточкой экспрессионизма в немецкой поэзии стало стихотворение Якоба фон Годдиса «Конец мира» (1911). Ему вторил вчерашний студент медицинского факультета Готфрид Бенн, впервые затронувший в своём сборнике стихов «Морг» (1912) ранее обходящиеся молчанием темы: разложение трупов, роды и проституцию.

Прочими заметными авторами были Альфред Дёблин, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Саломо Фридлендер, Вальтер Газенклевер, Георг Гейм, Генрих Эдуард Якоб, Людвиг Рубинер, Эльза Ласкер-Шюлер, Август Штрамм, Эрнст Толлер, Георг Тракль и другие.

На смену экспрессионизму пришла трезво-реалистическая позиция, получившая название «новая вещественность». В области драматического искусства её представителями являются Эдён фон Хорват, Бертольд Брехт.

Среди лириков следует отметить Эриха Кестнера, Анну Зегерс, Ремарка, Арнольда Цвейга, Марию-Луизу Фляйсер, Ирмгард Койн, Габриеле Тергит.

4. 30 января 1933 года к власти в Германии пришли национал-социалисты. В том же году начались массовые сожжения книг запрещённых режимом авторов. Так, 10 мая 1933 года площадь Бебельплац в Берлине стала местом проведения известного сожжения книг: Зигмунда Фрейда, Эриха Кестнера, Генриха Манна, Карла Маркса и Курта Тухольского. Об этих печальных событиях сегодня напоминает «Мемориал сожжённым книгам» работы израильского художника Михи Ульмана в центре площади: под стеклянной плитой глубоко вниз уходят под землю пустые белые книжные стеллажи.

Существование независимой литературы и литературной критики в стране стало невозможным. Режимом приветствовалась только так называемая «литература крови и земли», наряду с ней существовала более-менее свободная от идеологии развлекательная литература. Противникам режима угрожала смерть. Так были убиты Якоб ван Годдис, Карл фон Осецкий и Эмиль Альфонс Райнхардт. Некоторые писатели остались в стране, но вынуждены были писать на абстрактные темы, либо откладывать рукописи в долгий ящик. Среди них Готфрид Бенн, Эрнст Юнгер, Эрих Кестнер, Эм Вельк, Герхарт Гауптман, Хаймито фон Додерер, Вольфганг Кёппен, Йозеф Вайнхебер, Мирко Елузич, Роберт Хольбаум, Вильгельм Шефер, Агнес Мигель, Ганс Йост и другие.

Около 1500 известных авторов покинули страну, некоторые покончили жизнь самоубийством (Стефан Цвейг, Курт Тухольский, Вальтер Беньямин, Карл Энштейн). Многие немецкие писатели так и не вернулись на родину. Это Герман Брох, Элиас Канетти, Зигфрид Кракауэр, Генрих, Клаус и Томас Манны, Лион Фейхтвангер, Эдён фон Хорват и другие.

5. То́мас Манн (1875-1955) — немецкий писатель-эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна.

Томас Манн родился в семье состоятельного, занимавшего должность городского сенатора. Семья Манн была зажиточной, а детство Томаса Манна было беззаботным и почти безоблачным.

После смерти отца в 1891 году и продажи семейной фирмы семья переехала в Мюнхен. В середине 1890-х Томас и Генрих на время уехали в Италию. По возвращении из Италии Манн в течение двух лет работает редактором популярного немецкого сатирического журнала «Симплициссимус», проходит годовую армейскую службу и публикует первые новеллы.

Однако известность к Манну приходит тогда, когда в 1901 году выходит его первый роман — «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Манн описывает историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека. Каждое новое поколение этой семьи все менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как то: бережливость, усердие и обязательность, и все больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки. Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата смысла жизни и воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода.

В 1929 году Манну была присуждена Нобелевская премия по литературе за роман «Будденброки».

Вслед за «Будденброками» последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием «Тристан» и второго романа Томаса Манна «Королевское Высочество».

В годы Первой мировой войны Манн выступал в её поддержку, а также против пацифизма и общественных реформ, свидетельством чего стали его статьи, вошедшие впоследствии в сборник «Размышления аполитичного». Эта позиция привела к разрыву с братом Генрихом, имевшим противоположные (леводемократические и антивоенные) взгляды. Примирение между братьями наступило лишь после убийства националистами в 1922 году министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау.

В 1924 году вышло в свет новое крупное и успешное произведение Томаса Манна — «Волшебная гора».

В 1933 году писатель вместе с семьей эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья», где Манн по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа.

В 1936 году после безуспешных попыток уговорить писателя вернуться в Германию нацистские власти лишают Манна и его семью немецкого гражданства, и он становится подданным Чехословакии, а в 1938 году уезжает в США, где зарабатывает на жизнь преподаванием в Принстонском университете.

В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре», описывающий взаимоотношения постаревшего Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», встретившейся с поэтом снова спустя много лет.

В 1947 году появляется на свет его роман «Доктор Фаустус», главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке.

В июне 1952 года семья Томаса Манна возвращается в Швейцарию. Несмотря на нежелание переселяться в расколотую страну навсегда, Манн, тем не менее, охотно бывает в Германии.

В последние годы жизни он активно публикуется — в 1951-м появляется роман «Избранник», в 1954-м — последняя его новелла «Чёрный лебедь».

Скончался Манн 12 августа 1955 года в Цюрихе от атеросклероза.

Манн — мастер интеллектуальной прозы. Своими учителями он называл русских писателей-романистов Льва Толстого и Достоевского; подробный, детализованный, неспешный стиль письма писатель действительно унаследовал от литературы XIX века. Однако темы его романов несомненно привязаны к веку XX. Они смелы, ведут к глубоким философским обобщениям и одновременно экспрессионистически накалены.

Ведущими проблемами романов Томаса Манна являются ощущение рокового приближения смерти, близость инфернального, потустороннего мира, предчувствие краха старого миропорядка, краха, ведущего к ломке человеческих судеб и представлений о мире, нередко в чертах главных героев прослеживается лёгкий гомоэротизм. Все эти темы нередко переплетены у Манна с темой роковой любви. Возможно, это связано с увлечением писателя психоанализом.

6. Берто́льт Брехт (1898-1956) — немецкий драматург, поэт, прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль».

Бертольт Брехт родился в семье торгового агента, который в итоге стал коммерческим директором фирмы. В 1904—1908 годах Брехт учился в народной школе францисканского монашеского ордена, затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию.

В августе 1914 года, когда Германия вступила в войну, шовинистическая пропаганда захватила и Брехта; он внёс в эту пропаганду свою лепту — опубликовал в «Аугсбургских последних известиях» «Заметки о нашем времени», в которых доказывал неизбежность войны. Но цифры потерь очень скоро его отрезвили: в конце того же года Брехт написал антивоенное стихотворение «Современная легенда» — о солдатах, чью гибель оплакивают только матери.

Первые литературные опыты Брехта датируются 1913 годом; с конца 1914-го в местной печати регулярно появлялись его стихи, а затем и рассказы, эссе и театральные рецензии.

В 1917 году Брехт поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, где изучал медицину и естествознание. Учёба Брехта продолжалась недолго: с января 1918 года его призвали в армию, отец добивался отсрочек, и, дабы не оказаться на фронте, Брехт 1 октября в качестве санитара поступил на службу в один из аугсбургских военных госпиталей. Впечатления его в том же году воплотились в первое «классическое» стихотворение — «Легенду о мёртвом солдате», безымянный герой которой, устав воевать, пал смертью героя, но расстроил своей гибелью расчёты кайзера, был извлечён медицинской комиссией из могилы, признан годным к военной службе и возвращён в строй.

Демобилизовавшись, Брехт вернулся в университет, но интересы его изменились: он увлёкся театром; теперь, учась на философском факультете, он посещал занятия театроведческого семинара Артура Кучера и стал завсегдатаем литературно-артистических кафе.

Успех пришёл в сентябре 1922 года, когда мюнхенский «Каммершпиле» поставил «Барабаны в ночи». О спектакле более чем благожелательно отозвался авторитетный берлинский критик Герберт Иеринг, ему и принадлежит честь «открытия» Брехта-драматурга.

Брехт нашёл себе работу в литературной части Немецкого театра, где, однако, появлялся редко. Из театра Рейнхардта Брехт в 1926 году перешёл в театр Пискатора. К этому времени в общих чертах сложилась его театральная теория; для Брехта было очевидно, что новой, «эпической» драме, нужен новый театр — новая теория актёрского и режиссёрского искусства. Полигоном стал Театр на Шиффбауэрдамм, где Брехт, поначалу не слишком успешно, пытался выработать новый, «эпический» стиль исполнения — с молодыми актёрами и любителями из пролетарских самодеятельных трупп.

В 1928 году Брехт написал одно из самых популярных своих произведений — пьесу в трёх действиях «Трёхгрошо́вая о́пера». Пьеса имела сенсационный успех. Но было немало и негативных отзывов. Так, рецензент газеты «Das Tageblatt» писал: «Всё, без исключения всё, здесь растоптано, осквернено, попрано — начиная от Библии и духовенства вплоть до полиции и вообще всех властей… Газета «Роте Фане», орган КПГ, отметила в постановке недостаточную социальную конкретность. Публика восприняла «Трёхгрошовую оперу» как яркий образец того самого «кулинарного театра», предназначенного для наслаждения, которому Брехт стремился противопоставить свой «эпический театр».

Брехт покинул Германию на следующий день после поджога Рейхстага, ещё в полной уверенности, что это ненадолго.

С женой и детьми Брехт прибыл в Вену, а затем в Цюрих, где уже образовалась колония немецких эмигрантов, а летом 1933 года по приглашению писательницы Карин Макаэлис Брехт с семьёй переселился в Данию. Здесь Брехт, кроме множества статей и открытых писем, посвящённых актуальным событиям в Германии, написал «Трёхгрошовый роман» и ряд пьес, так или иначе откликавшихся на события в мире.

Ещё с конца 1938 года Брехт добивался американской визы и в ожидании её поселился в Стокгольме. Отказ в продлении вида на жительство в Швеции заставили Брехта искать себе новое прибежище. Так и не получив американскую визу, по приглашению известной финской писательницы Хеллы Вуолийоки он выехал в Финляндию.

Пьеса «Мама́ша Кура́ж и её де́ти», написанная в 1938-1939 годах в эмиграции, является одним из самых ярких воплощений теории «эпического театра». Источником Брехту послужила повесть непосредственного участника Тридцатилетней войны немецкого прозаика Г. фон Гриммельсгаузена «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж». Но если у Гриммельсгаузена Кураж — авантюристка, которая, путаясь с полковыми офицерами, богатеет, а затем терпит неудачи и превращается в маркитантку, то Брехт в своей пьесе разделил судьбу и черты Кураж между двумя героинями — Иветтой Потье и Анной Фирлинг, по прозвищу мамаша Кураж.

Пьеса «Добрый человек из Сезуана», написанная в апреле 1941 года, — одно из самых ярких воплощений теории эпического театра. Задуманная первоначально как бытовая драма, пьеса, которая, по собственному признанию Брехта, далась ему так трудно, как никакая другая, в конце концов, приняла форму драматической легенды. Брехт посвятил пьесу своей жене — актрисе Елене Вайгель, на неё и была рассчитана главная роль.

В мае 1941 года, на фоне неприкрытого размещения немецких войск и явных приготовлений к войне, Брехт получил, наконец, американскую визу. В июле он прибыл в Лос-Анджелес и поселился в Голливуде. Чувствуя себя в Голливуде так, словно его «вырвали из своего века» или переместили на Таити, Брехт не мог писать то, что было востребовано на американской сцене или в кинематографе, долгое время вообще не мог полноценно работать.

По окончании войны Брехт поселился в Восточной Германии, в 1954 году стал вице-президентом Академии искусств ГДР, в 1951-м ему присудили Национальную премию первой степени, с 1953 года он возглавлял немецкий ПЕН-клуб «Восток и Запад», однако отношения с руководством ГДР складывались непросто.

В условиях «холодной войны» борьба за сохранение мира стала важной составной частью не только общественной, но и творческой деятельности Брехта, и занавес созданного им театра украсил голубь мира Пикассо. В декабре 1954 года ему присудили Международную Сталинскую премию «За укрепление мира между народами» (двумя годами позже переименованную в Ленинскую), по этому поводу в мае 1955-го Брехт приезжал в Москву.

Общий упадок сил был налицо уже весной 1955 года: Брехт резко постарел, в свои 57 лет он ходил, опираясь на трость; в мае, отправляясь в Москву, он составил завещание, в котором просил, чтобы гроб с его телом нигде публично не выставляли и над могилой не произносили прощальные слова. Брехт был похоронен, согласно завещанию, на небольшом Доротеенштадтском кладбище недалеко от дома, в котором он жил.

Творчество Брехта — поэта и драматурга — всегда вызывало споры, как и его теория «эпического театра», и его политические взгляды. Теория «эпического театра», в послевоенные годы претворённая в практику Брехтом-режиссёром, открыла принципиально новые возможности сценического искусства и оказала значительное влияние на развитие театра XX века.

7.Э́рих Мари́я Рема́рк (урождённый Эрих Пауль) (1898-1970) — один из наиболее известных и читаемых немецких писателей XX века.

Учился в церковной школе, затем в католической учительской семинарии. В юности увлекался творчеством Цвейга, Томаса Манна, Достоевского, Пруста и Гёте.

В 1916 году был призван в армию, в июне 1917 года направлен на Западный фронт. Вскоре был ранен в левую ногу, правую руку, шею и провёл остаток войны в военном госпитале в Германии. После смерти матери в 1918 году сменил своё второе имя в её честь.

В послевоенное время работает учителем, продавцом надгробных памятников, воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных.

В 1921 году Ремарк начинает работать редактором в журнале Echo Continental, в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque.

В 1929 году вышел в свет знаменитый роман «На Западном фронте без перемен», описывающий жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. В предисловии автор говорит: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов».

Антивоенный роман повествует обо всём пережитом, увиденном на фронте молодым солдатом Паулем Боймером, а также его фронтовыми товарищами. Ремарк использовал понятие «потерянное поколение», чтобы описать молодых людей, которые из-за полученных ими на войне душевных травм не в состоянии были устроиться в гражданской жизни. Ремарк описывает события от лица простого солдата, который передаёт свои переживания войны с целью «выговориться», освободиться от душевной травмы.

Книга вызвала бурную общественную дискуссию. За этот роман Ремарка выдвинули на Нобелевскую премию по литературе 1931 года, но при рассмотрении Нобелевский комитет это предложение отклонил.

В 1932 году Ремарк оставил Германию и поселился в Швейцарии, а через год нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка.

В 1936 году вышел в свет роман «Три товарища». Действие романа происходит в Германии приблизительно в 1928-м году. Три товарища (Роберт Локамп (Робби), Отто Кестер и Готтфрид Ленц) содержат небольшую авторемонтную мастерскую. Главный герой, автомеханик Робби, познакомился с очаровательной девушкой Патрицией Хольман (Пат). Робби и Пат — люди разных судеб и из разных слоёв общества — полюбили друг друга. В романе показывается развитие их любви на фоне кризиса тех лет.

Роман продолжает тематику «потерянного поколения». Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого. Военные воспоминания постоянно мучают главного героя. Голодное детство стало причиной болезни его любимой. Но именно военное братство сплотило трёх товарищей, и они готовы на всё ради дружбы. Несмотря на пропитавшую его смерть, роман говорит о жажде жизни.

В 1939 году Ремарк отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.

В 1945 году в США выходит знаменитый роман Ремарка «Триумфальная арка». Действие происходит во Франции в 1938-39 годах. Равик, участник Первой мировой войны, немецкий хирург, не имеющий гражданства, живёт в Париже и оперирует пациентов вместо менее квалифицированных французских хирургов. Он один из множества эмигрантов без паспортов или каких-либо иных документов, постоянно находящихся под угрозой ареста и высылки из страны. На родине он помог бежать двум невиновным, пережив после этого пытки в гестапо и гибель своей девушки в застенках, он перебрался во Францию, так как там эмигрантам легче всего жить.

Он случайно знакомится с итальянской актрисой Жоан Маду и завязывает с ней роман, влюблённые то ссорятся, то мирятся. Равику удаётся заманить в лес и убить своего главного мучителя — гестаповца Хааке, пообещав ему визит в элитный бордель. В конце романа начинается война, Жоан получает смертельное ранение от пули ревнивого актёра, Равик отказывается скрыться под личиной русского эмигранта и спокойно отдаётся в руки полиции, устроившей облаву в отеле, где он живёт.

За всю свою творческую жизнь Ремарк написал 15 романов и множество рассказов. В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что, несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули). В 1968 году, к 70-летнему юбилею писателя, город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.

Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72 лет в городе Локарно, и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино.

Эрих Мария Ремарк отнесен к писателям «потерянного поколения». Эта группа «рассерженных молодых людей», прошедших ужасы Первой мировой войны и увидевших послевоенный мир вовсе не таким, каким он виделся из окопов, написали свои первые книги, так шокировавшие западную публику.

8. Вскоре после разделения Германии на ФРГ и ГДР на родину стали возвращаться некоторые писатели эмиграции: Альфред Дёблин, Леонгард Франк и другие.

В 1947 году создаётся литературная «Группа 47», организованная немецким писателем Хансом Вернером Рихтером и активно действовавшая на протяжении двадцати лет (1947—1967). Литература первых послевоенных лет описывала, в основном, ужасы войны и судьбы вернувшихся на родину. Так, лауреат Нобелевской премии по литературе 1972 года Генрих Бёлль использует для этого короткие рассказы.

После немецкого экономического чуда взоры писателей обращаются к современности, например в романах Вольфганга Кёппена, Зигфрида Ленца, Кристины Брюкнер и Мартина Вальзера. Известным поэтом того времени был Гюнтер Айх, писавший кроме этого популярные в то время радиопьесы, самая известная из которых — «Девушки из Витербо» (1953) — затрагивает тему вины немецкого народа за преступления фашизма.

Во время войны во Вьетнаме и «движения 68 года» появляется политическая поэзия (Ганс Энценсбергер, Эрих Фрид) и политическая драма (Рольф Хоххут). Противоположностью им становится «новая субъективность» 70-х годов, выдвигающая на передний план проблемы частной жизни и реализации мечтаний (Юрген Теобальди, Сара Кирш, Томас Бернхард и другие).

Заметным поэтом андеграунда 70-х был Рольф Дитер Бринкманн. В 80-е годы популярны драматург Бото Штраус, в поэзии — Улла Хан и Дурс Грюнбайн.

9. Под литературой ГДР понимаются все литературные произведения, созданные на территории ГДР в период с 1945 года до объединения двух Германий.

Наиболее востребованной литературой в ГДР была литература социалистического реализма. Существовала целая программа развития социалистической культуры в ГДР «Биттерфельдский путь», принятая в 1959 году и направленная на создание самостоятельной социалистической национальной культуры, которая должна была наиболее полным образом удовлетворять растущие художественно-эстетические потребности трудящихся.

В 50-х годах литература занята описанием возрождающейся промышленности. Типичный герой — опытный рабочий, вопреки всему справляющийся с производственными трудностями. Типичный представитель писателей этого времени — Эдуард Клавдиус.

После появления Берлинской стены в 1961 году появляется новый герой — умный молодой человек, профессионал своего дела, успешно справляющийся и с личными проблемами. Бригитта Райман и Криста Вольф — выразители этой тенденции.

70-е годы ознаменовались программой либерализации искусства и литературы. Как результат, появляется тенденция к «новой субъективности», где на передний план выходят проблемы индивидуума в социалистическом обществе. Либерализация закончилась депортацией поэта Вольфа Бирмана из страны, а затем массовой эмиграцией из ГДР в ФРГ около ста писателей (Сара Кирш, Гюнтер Кунерт, Райнер Кунце, Петер Хухель и другие).

Угодными писателями были, прежде всего, Анна Зегерс, Эрвин Штриттматтер, Герман Кант, Штефан Хемлин. К более-менее лояльным можно отнести Фолькера Брауна, Кристу Вольф, Хайнера Мюллера, Имтрауд Моргнера, Стефана Гейма.

В 80-х годах писательское общество ГДР разделяется. Часть продолжает писать по-старому. Другая же половина ориентируется на постструктуралистские тенденции из Франции и становится в оппозицию к правящей партии. Так появляется литература андеграунда: Детлеф Опиц, Шляйме, Корнелия, Ульрих Циглер и другие.

10. В 1990-х годах немецкая литература переживает настоящий бум молодых авторов, связанный, прежде всего, с развитием книжного рынка.

В десятилетие после падения Берлинской стены в новой литературе происходят кардинальные перемены. По-новому осмысляются и переосмысляются ключевые для послевоенного немецкого сознания темы нацистского прошлого, ответственности немцев за преступления эпохи нацизма. Входят в литературу темы жизни в ГДР (новое «прошлое»), жизни в объединённой Германии, темы мультикультурного общества, Берлина как новой столицы страны.

Значительная часть молодых писателей ориентируется на молодёжную культуру, мир поп-музыки и рекламы. Среди наиболее известных — Бенджамин Стукрад-Барре, Алекса Хенниг фон Ланге, Томас Майнекке, Андреас Ноймайстер, Райнальд Гёц и особенно — Кристиан Крахт.

Постмодернистский роман представлен Освальдом Винером, Гансом Волльшлегером, Кристофом Рансмайром, Вальтером Мёрсом.

В жанре научной фантастики пишут Андреас Эшбах и Франк Шетцинг.

Признанный мастер детектива — Петер Шмидт.

Лучшие поэты современности — Марсель Байер, Дурс Грюнбайн, Уве Кольбе и, конечно, Томас Клинг.

Среди лучших романистов — Томас Бруссиг, Дитмар Дат, Даниэль Кельман, Мартин Мозебах, Ульрих Пельцер, Акиф Пиринчи, Бернхард Шлинк, Инго Шульце, Уве Теллькамп, Уве Тимм и Юли Це.

Драматурги —Альберт Остермайер, Мориц Ринке и Роланд Шиммельпфенниг.

Кроме того, в немецкую литературу влились произведения эмигрантов разных стран, пишущих на немецком языке (Феридун Заимоглу, Ольга Грязнова, Владимир Каминер, Рафик Шами и другие).

 

 

Французская литература 20 века