Тема 14. Международное морское право

1. Понятие и источники международного морского права.

2. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим.

3. Территориальные воды: понятие, отсчет ширины территориальных вод, правовой режим.

4. Международные проливы и каналы.

5. Понятие и правовой режим прилежащей зоны.

6. Исключительная экономическая зона.

7. Континентальный шельф.

8. Открытое море: понятие свободы открытого моря.

 

1. Международное морское право - отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, которые устанавливают правовой статус и режим морских пространств и регулируют отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом Океане.

Источниками международного морского права являются действующие международные договоры и международные обычаи. Первая конференция ООН по морскому праву, на которой присутствовали 86 государств, в 1958 г. приняла четыре действующие и сегодня Женевские конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Вторая конференция ООН, проходившая в 1960 г. и посвященная, в основном, установлению единого лимита ширины территориальных вод, закончилась безрезультатно.

Третья конференция ООН, проходившая с 1973 по 1982 гг. при участии большинства государств мира и многих международных организаций, приняла Конвенцию ООН по морскому праву, состоящую из 17 частей, 320 статей и 9 приложений. Эта конвенция подтвердила и существенно дополнила положение Женевских конвенций 1958 г., касающихся территориального моря, континентального шельфа, прилежащей зоны, открытого моря. Наряду с этим в нее был включен ряд новых положений: впервые установлены статус международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов. Кроме того, были введены новые виды морских пространств - исключительная экономическая зона и воды архипелагов и определен их правовой режим. Новой для международно-правовой практики в этой конвенции была система мирного урегулирования споров, касающихся деятельности государств по исследованию и использованию морских пространств и ресурсов.

 

2. Внутренние морские воды составляют часть территории прибрежного государства, на них распространяется его суверенитет. К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря, и так называемые исторические воды. Внешней границей внутренних морских вод в портах является прямая линия, которая соединяет наиболее выдающиеся в море портовые сооружения.

Прибрежное государство в силу суверенитета, осуществляемого над внутренними морскими водами, определяет их правовой режим. В частности, оно устанавливает порядок входа иностранных судов в его внутренние морские воды. Иностранное судно во внутренних морских водах следует законам и другим правилам прибрежного государства в том, что касается его таможенного, санитарного и иммиграционного контроля, безопасности судоходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежного государства. На торговые суда, находящиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административная) прибрежного государства.

 

3. Территориальные воды (территориальное море) - это морская полоса шириной 12 морских миль, прилегающая к берегу или к внутренним морским водам (и/или к водам архипелагов) государства, на которую распространяется его суверенитет. Этот суверенитет осуществляется с учетом норм международного права и распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра.

В XVII ст. ширину территориального моря связывали с пределом видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей ("правило орудийного выстрела") - 3 морские мили. Однако длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных разногласий в позиции и тактике государств, и только Конвенция 1982 г. установила, что государство имеет право само определять ширину территориального моря в пределах 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря осуществляется:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега;

2) от условной линии внутренних вод;

3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяющих точки морского побережья, выдающихся в море (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега есть ряд островов).

Основой правового режима территориального моря является суверенитет прибрежного государства. В этом правовой режим территориального моря сходен с правовым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям, которые установлены международным правом. Одним из основных изъятий является право мирного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход является мирным, пока не нарушается надлежащий, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство имеет право принять меры, чтобы предотвратить проход, не являющийся мирным. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Подлодки должны проходить на поверхности и под своим флагом. Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостановить право мирного прохода в тех или иных районах своего территориального моря, своевременно объявляя об этом. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами, за исключением сборов за предоставленные услуги.

Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. На торговые суда не распространяется гражданская юрисдикция прибрежного государства. В большинстве случаев уголовная юрисдикция также не распространяется, кроме случаев, когда:

1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2) преступление нарушает покой в стране или добрый порядок в территориальном море;

3) капитан судна или любое должностное лицо государства флага обратится к местной власти с просьбой о помощи;

4) такие мероприятия являются необходимыми для прекращения противозаконной торговли наркотиками и психотропными веществами.

В отношении военных кораблей действует принцип иммунитета, т.е. на них не распространяется уголовная и гражданская юрисдикция прибрежного государства. Вместе с тем, если военный корабль не следует законам и правилам прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого государства может требовать, чтобы он немедленно покинул пределы его территориального моря.

 

4. Международные проливы- это естественные сужения, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и используемые для международного судоходства и воздушной навигации (ст.8 Конвенции ООН о морском праве 1982 г.). Такие проливы, будучи естественными и, в большинстве случаев единственными или более короткими, выходами в океан, имеют для большинства стран мира большое значение как мировая транспортная магистраль. Поэтому Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. было установлено право беспрепятственного прохода через международные проливы, а Конвенцией о морском праве 1982 г. это право было изменено на право "транзитного прохода".

Транзитный проход - это осуществление свободного судоходства и полета только с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.

В международных проливах все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. Транзитный проход не распространяется на проливы, проход через которые в целом или частично регулируется давно заключенными и действующими международными соглашениями.

Государства, граничащие с проливами, должны не препятствовать транзитному проходу или останавливать его и должны сообщать о любой известной угрозе для судоходства или пролета.

Компетенция прибрежных государств относительно регулирования транзитного прохода:

- установление морских коридоров и схем движения судов;

- предотвращение и уменьшение загрязнения окружающей среды;

- запрещение рыболовства;

- регулирование грузовых и разгрузочных работ.

Международные каналы - это искусственные водные пути, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства. Такие каналы составляют неотъемлемую часть территории государств - владельцев каналов.

В основе правового регулирования судоходства по таким каналам лежат принципы уважения суверенных прав государств - владельцев каналов и невмешательства в их внутренние дела; неприменения силы или угрозы силой при разрешении споров в отношении использования каналов; запрещения боевых действий в зоне каналов; возможности прохода для военных и гражданских судов всех национальностей и т.д.

 

5. Прилежащая зона - это район открытого моря, прилежащий к внешней границе территориальных вод, шириной 24 морские мили, измеряемых от тех же исходных ("базисных") линий, что и территориальное море.

Развитие морского судоходства уже в XVII в. привело к тому, что 3-мильный лимит не мог полностью защитить права прибрежного государства, прежде всего в торговле. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенция ООН о морском праве 1982 г. явились итогом развития этого института на национальном и международном договорном уровнях. Конвенция 1982 г. устанавливает допустимый предел прилежащей зоны в 24 морские мили, и это находит обоснование в том, что она наконец установила 12-мильный предел ширины территориального моря. Прилежащая зона устанавливается для контроля прибрежным государством, чтобы не допустить нарушения таможенного, санитарного, иммиграционного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах.

Контроль предусматривает право остановить судно, провести осмотр и, если выяснится, что имело место нарушение, принять все необходимые меры для расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

 

6. Исключительная экономическая зона - это морской район, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему шириной не более 200 морских миль, измеряемых от тех же исходных ("базисных") линий, что и территориальное море.

Исключительная экономическая зона является новым институтом международного морского права, появившимся в результате работы Третьей конференции ООН по морскому праву. При разработке положений, относящихся к исключительной экономической зоне, столкнулись два подхода - притязание на распространение суверенитета прибрежного государства на значительные пространства открытого моря и стремление сохранить в наиболее полном виде свободу открытого моря. Согласованные решения Конвенции 1982 г. достигнуты путем компромисса.

В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией. Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, на управление ими и другие виды деятельности, связанные с экономической разведкой и разработкой в этой зоне. Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в этой зоне. Если возможности прибрежного государства не позволяют ему использовать весь допустимый улов в своей зоне, то оно на основании соглашения предоставляет доступ другим государствам.

Прибрежное государство также имеет юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.

Все другие государства пользуются в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции 1982 г. Все государства при осуществлении своих прав в исключительной экономической зоне обязаны соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с Конвенцией 1982 г. и другими нормами международного права.

 

7. Континентальный шельф - это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешних границ материка или до 200 миль от исходных ("базисных") линий, от которых измеряется ширина территориального моря. Если подводная окраина материка простирается более чем на 200 миль, внешняя граница континентального шельфа должна находиться не более чем за 350 миль от исходных линий или не более чем за 100 миль от изобаты 2500 м.

Прибрежное государство над континентальным шельфом осуществляет суверенные права с целью разведки и разработки его ресурсов. Эти права исключительны в том смысле, что, если прибрежное государство не проводит разведку и разработку ресурсов шельфа, то никто не имеет права этого делать без его согласия.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не касаются правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Все страны имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе любого прибрежного государства.

 

8. В Конвенции об открытом море 1958 г. открытое море определено как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всех наций без права распространения на него суверенитета какого-либо государства. Конвенция 1982 г. усложнила пространственный признак, установив, что ее положения, относящиеся к открытому морю применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государств-архипелагов.

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря. Конвенция предусматривает следующие свободы:

1) судоходства;

2) полетов;

3) прокладки кабелей и трубопроводов;

4) рыболовства;

5) возводить искусственные острова и другие сооружения и свободу научных исследований.

Эти свободы имеют как прибрежные, так и неприбрежные государства с учетом интересов других государств в использовании свободы открытого моря. Каждое государство имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

По общему правилу, никто, кроме государства флага, не может осуществлять юрисдикцию над любым судном в открытом море. Исключения из юрисдикции государств флага сводятся к следующему:

1) право военного корабля останавливать и осматривать суда других государств, подозреваемые в повреждении кабеля либо когда есть основания подозревать такие суда в занятии пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно, хотя и несет иностранный флаг или отказывается его поднять, в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.

2) так называемое "преследование по горячим следам"; преследование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориальном море или прилежащей зоне прибрежного государства и у властей этого государства есть достаточно оснований считать, что это судно нарушило его законы и правила.

К обязательствам государства флага в открытом море относится принятие всех необходимых мер, обеспечивающих безопасность в море.

Право прокладки кабелей и трубопроводов в открытом море одновременно предусматривает ответственность физических или юридических лиц за причиненный вред или порчу как собственных, так и кабелей и трубопроводов иных государств.

При реализации принципа свободы рыболовства каждое государство должно принять необходимые меры для сохранения живых ресурсов моря и соблюдения интересов прибрежных государств.