Международных споров

Тема 12. Международно-правовые средства разрешения

 

1. Содержание международного спора.

2. Мирные средства разрешения споров и разногласий между государствами.

3. Непосредственные переговоры.

4. Международная примирительная процедура.

5. Правовые (судебные) средства урегулирования споров.

6. Разрешение споров в международных организациях.

 

1. Международный спор - это политико-правовые отношения между субъектами международного права, отражающие противоречия, которые существуют в рамках этих отношений. В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются два термина: "спор" и "ситуация". Устав ООН не проводит различий между этими понятиями. Но нужно отметить, что спор более узкое понятие, чем ситуация. Спор имеет место, когда государства взаимно выдвигают претензии по поводу одного предмета спора, а ситуация - когда столкновение интересов государств не подразумевает взаимного выдвижения претензий, но порождает недоразумение между ними.

Разница между спором и ситуацией имеет юридическое значение. При рассмотрении спора в Совете Безопасности, член Совета, принимающий участие в споре, должен воздержаться от голосования, а при рассмотрении ситуации - нет.

Кроме того, существует относительное деление на политические и юридические споры. В соответствии со ст. 36 Устава ООН споры юридического характера должны рассматриваться Международным Судом. Это, прежде всего, споры, касающиеся толкования договоров, любого вопроса международного права, наличия факта, представляющего нарушение международных обязательств, возмещения за нарушение этих обязательств и других вопросов.

Особое место среди споров занимают территориальные споры, т.е. споры о принадлежности определенного участка территории, которые, как правило, сопровождаются опасными политическими кризисами и вооруженными конфликтами.

 

2. Мирные средства разрешения международных споров - это способ урегулирования разногласий и спорных вопросов между государствами в полном соответствии с основными принципами современного международного права без применения вооруженных сил и принуждения в любой форме.

Вопросы использования мирных средств разрешения международных споров рассматривались еще на Гаагских конференциях 1899 и 1907 гг., где была принята конвенция, которая рекомендовала государствам "прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное разрешение международных несогласий". Но Гаагские конференции не ставили вопроса о запрещении войны. В Парижском договоре, подписанном в 1928 г., был закреплен принцип отказа от войны как средства национальной политики. После второй мировой войны и победы народов над фашизмом агрессивная война была объявлена тягчайшим международным преступлением, было запрещено обращаться к вооруженной силе для разрешения международных споров и разногласий, какого бы характера они не были.

Единственно правомерным средством разрешения споров и разногласий между государствами объявляются мирные средства, перечень которых приведен в ст. 33 Устава ООН.

Статья 1 Устава ООН в качестве одной из главных целей ООН указывает осуществление мирными средствами, в соответствии с принципами справедливости и международного права, разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. Устав ООН, в основном, дает квалификацию мирных средств разрешения международных споров. Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.

Следовательно, Устав ООН не ограничивает стороны в выборе средств мирного разрешения споров. Основным критерием выбора таких средств является характер самого международного спора. Государства ведут постоянный поиск новых эффективных мирных средств. В рамках СБСЕ (теперь ОБСЕ) с этой целью регулярно собирается Совещание по мирному урегулированию споров. Это встречи экспертов в Монтерее (1978 г.), Афинах (1984 г.), Валетте (1991 г.), на которых были высказаны интересные идеи и сделаны предложения в данной области.

 

3. Непосредственные переговоры - это непосредственные контакты заинтересованных государств в целях выяснения взаимных претензий, рассмотрения фактических обстоятельств по спорному вопросу, выработки взаимоприемлемых условий для разрешения спора или разногласий и, при достижении согласия, принятия соответствующих международных актов.

Непосредственные переговоры - старейший институт международного права, он возник вместе с международным правом. Как видно из перечня, закрепленного в ст. 33 Устава ООН, непосредственные переговоры стоят на первом месте среди мирных средств урегулирования споров. Принцип первоочередности обращения к непосредственным переговорам признан во многих других международно-правовых актах: в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг., мирных договорах 1947 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Манильской декларации 1982 г. и др.

Непосредственные переговоры являются главным средством разрешения международных споров, основой для всех других средств, ибо они базируются на соглашении государств и содействуют такому соглашению. Переговоры - одно из самых гибких средств урегулирования международных разногласий.

Они могут вестись официально представителями заинтересованных государств на самых различных уровнях, вплоть до высшего - на уровне глав государств и правительств, а также неофициально - письменно и устно.

Важнейшим преимуществом непосредственных переговоров является то, что в этом случае затрудняется любое давление и вмешательство в разрешение споров со стороны третьих государств и международных инстанций. Во время переговоров открывается возможность установления личных контактов между государственными деятелями и устранения недоверия между ними. Большую роль переговоры играют также в согласовании внешней политики государств и при заключении международных договоров.

Но переговоры не всегда являются лучшим средством урегулирования международных споров. Как правило, третьи стороны не участвуют в переговорах, т.е. нет беспристрастного механизма разрешения спорных вопросов, ничто не мешает одному государству, участвующему в споре, выдвигать излишние требования, заявлять об отсутствии проблемы, и перед вступлением в переговоры требовать выполнения определенных условий.

 

4. Иногда третьи государства или международные организации пытаются помочь спорящим государствам. Такая помощь может иметь две формы: добрые услуги и посредничество.

Задача добрых услуг состоит в том, чтобы склонить государства, между которыми возник спор, к урегулированию его при помощи любого мирного средства, т.е. установить между ними прямые дипломатические переговоры и контакты. Государство, предоставляющее добрые услуги, не участвует в переговорах и не предлагает условий решения спора.

В отличие от добрых услуг, посредник принимает активное участие в переговорах между спорящими государствами. Более того, он может вносить свои предложения, предоставлять свои решения, составлять проекты соглашений для спорящих сторон. Однако, все они имеют лишь значение совета. Отказ от выполнения этого совета, с точки зрения международного права, не считается недружелюбным актом.

Как активный участник переговоров, посредник обладает более широкими правами и обязанностями: он сначала и до конца участвует в переговорах, даже иногда руководит ими, может предлагать изменения требований сторон, чтобы сблизить их, вносить свои предложения. Для осуществления посредничества необходимо согласие обеих спорящих сторон. Задача посредника заключается в согласовании претензий сторон и успокоении чувства враждебности, возникшего между спорящими государствами.

Следственные комиссии и согласительные комиссии создаются из представителей обеих сторон на паритетных началах для урегулирования спора мирным путем или создания основания для такого урегулирования. Целью следственной комиссии является беспристрастное установление спорных фактов, в то время как согласительные комиссии не ограничиваются фактической стороной дела, а предлагают условия урегулирования спора по существу. Но выводы комиссий не являются обязательными для спорящих государств, а носят рекомендательный характер. Более широкое распространение в международной практике получили согласительные комиссии. Порядок деятельности согласительных комиссий такой же, как и следственных. Состав комиссий, место и порядок их работы определяются соглашением сторон.

Институт международного права в Гааге признал примирение как "способ урегулирования международных споров любого характера, при котором Комиссия, созданная Сторонами для рассмотрения спора, начинает беспристрастное рассмотрение спора и пытается определить условия урегулирования, которые предположительно будут признаваться ими, или условия предоставления Сторонам помощи, которую они могут затребовать".

Примирение как процедура регламентирована Конвенцией по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ. Цель примирения заключается в предоставлении помощи сторонам в споре в поисках урегулирования в соответствии с международным правом. Комиссия по примирению после изучения всех аспектов спора составляет доклад с предложениями. В течение тридцати дней стороны должны определить свое отношение к предложениям доклада - согласиться с ними, или не согласиться.

 

5. Международный арбитраж или третейский суд - это организованное на основе добровольного соглашения спорящих государств рассмотрение спора третьей стороной, решение которой является обязательным для спорящих сторон. Споры разрешаются иногда единолично арбитром, а чаще - группой арбитров.

Главное отличие арбитража от других средств мирного урегулирования споров состоит в том, что его решения для сторон обязательны и окончательны, хотя обращение государств к арбитражу, как и к другим мирным средствам, добровольно и свободно.

Судебное разбирательство в основе своей сходно с третейским. К наиболее существенным факторам, обуславливающим сходство между судом и арбитражем, следует отнести окончательность принятого решения и его юридически обязательный характер для сторон в споре. Различие между арбитражем и международным судом состоит, главным образом, в порядке их создания и касается преимущественно способа формирования, количественного и персонального состава, функционирования и т.д. Основное отличие международного суда от международного арбитража состоит в том, что Международный суд - это постоянно действующий орган, члены которого избираются международной организацией.

Международный Суд ООН - один из самых главных органов ООН. К подведомственности Международного Суда ООН относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН, или действующими международными договорами. Сторонами в спорах, рассматриваемых Международным Судом, могут быть только государства.

 

6. Споры между государствами могут решаться также в международных организациях, в уставах которых, как правило, предусматриваются положения о разрешении споров. Однако членство в международных организациях не препятствует применению государствами других мирных средств разрешения споров (посредничество, арбитраж, добрые услуги третьих лиц и др.). Мирное разрешение споров в ООН осуществляется тремя ее главными органами: Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и Международным Судом.

В уставах специализированных учреждений ООН и заключаемых в их рамках конвенциях предусматриваются такие виды мирных средств разрешения международных споров как использование непосредственных переговоров между государствами-членами, арбитраж и Международный Суд ООН. Эти споры касаются компетенции специализированных учреждений, толкования и применения их уставов и конвенций. Пока что ни один такой спор между государствами-членами в Международный Суд не направлялся. Обращение к региональным организациям как одно из мирных средств разрешения международных споров, может иметь место или по инициативе спорящих государств-членов этих организаций, или по инициативе Совета Безопасности. Уставы региональных организаций предусматривают процедуру и систему мирного разрешения споров между своими членами.

Как правило, система разрешения споров сходна в большинстве региональных организаций.