Тема 7. Ответственность в международном праве

 

1. Понятие и основания ответственности в международном праве.

2. Классификация международных правонарушений государств.

3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств.

4. Международно-правовая ответственность международных организаций.

5. Международная уголовная ответственность индивидов.

 

1. Особенностью современного международного права является то, что за невыполнение его предписаний субъектами международного права для них наступает ответственность.

Под международно-правовой ответственностьюпонимают юридические последствия, которые наступают для субъекта международного права вследствие нарушения им международно-правового обязательства. Международно-правовая ответственность является необходимым юридическим средством, обеспечивающим соблюдение норм международного права. Современное международное право содержит ряд важных институтов, которых не было ранее: ответственность государств за агрессию, за отказ в предоставлении независимости колониальным странам и народам, за политику апартеида и др. Изменился характер принудительных мер, претерпели изменения и формы реализации ответственности, произошли изменения в круге субъектов ответственности (например, появилась ответственность международных организаций и индивидов).

Основанием международно-правовой ответственности государства является совершение международного правонарушения. Чтобы констатировать наличие международного правонарушения, необходимо установить, во-первых, наличие поведения, заключающегося в действии или бездействии, которое можно, согласно международному праву, вменять государству, и, во-вторых, что такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства.

Таким образом, международное правонарушение - это действие или бездействие государства, нарушающее его международные обязательства, установленные нормой международного права.

Среди действий законодательных органов, порождающих международную ответственность государства, следует указать на издание закона или другого нормативного акта, которое противоречит международным обязательством этого государства. Государство несет ответственность: за действия своих исполнительных органов, за действия должностных лиц низших рангов в связи с так называемым правилом исчерпания внутренних средств защиты (права иностранцев); за действия его органов или должностных лиц, совершенные вне пределов их компетенции, т.е. если они превысили свои полномочия или нарушили инструкции; за действия органов других государств, предпринятых на его территории или с его территории против третьих государств.

Возникло много новых составов правонарушений государств, неизвестных классическому международному праву. К ним относится: использование силы или угрозы силой в межгосударственных отношения, прежде всего, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, преступления против человечности, геноцид, апартеид, нарушения прав человека, международный терроризм и др.

 

2.В международном праве все международные правонарушения можно разделить на три группы, в зависимости от степени их опасности, масштабов и последствий:

а) международные преступления (агрессия, геноцид, апартеид, колониализм, военные преступления, преступления против человечности и др.);

б) уголовные преступления международного характера (рабство и работорговля, незаконное производство и распространение наркотических средств и психотропных веществ, пиратство, незаконный захват воздушных судов, международный терроризм и др.);

в) другие международные правонарушения (международные деликты).

Международное преступление- особо опасное международное преступление, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие принципы международного права, представляющее угрозу международному миру и безопасности. Поскольку такие преступления затрагивают практически все международное сообщество, государства, в соответствии с Уставом ООН, вправе принимать коллективные меры по их пресечению.

Уголовные преступления международного характера- деяния, имеющие международно-общественную опасность, посягающие на интересы нескольких или всех государств.

Другие международные правонарушения- противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству или ограниченному кругу субъектов международного права. При отсутствии явного умысла или намерения нанести ущерб противоправным действием, правонарушение может и не повлечь за собой международно-правовой ответственности.

 

3.Существует два вида международно-правовой ответственности государств – политическая (нематериальная) и материальная. Политическая (нематериальная) ответственность может быть выражена в форме: реторсии (принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, которое нарушило интересы первого); репрессалии (правомерные принудительные действия одного государства против другого государства); сатисфакции (предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за вред, причиненный его чести и достоинству). Материальнаяответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме: репарации (возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами); реституции (возвращение в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника); субституции (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.).

Формами международно-правовой ответственности могут быть: приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, и как крайняя мера - исключение из организации.

На практике встречается и такая форма ответственности, как ресторация. Она предусматривает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества чистоты воды, загрязненной по его вине).

 

4.Ответственность международных межправительственных организаций имеет специфический характер, обусловленный, в первую очередь, их международной правосубъектностью. Различные международные организации, в зависимости от учредительных актов (уставов), обладают неодинаковым объемом правосубъектности, а, следовательно, разными объемами и пределами ответственности. В настоящее время в ряде договоров содержатся положения об ответственности международных организаций. Ответственность международной организации наступает при правонарушении, независимо от того, нарушена ею или ее органами норма международного права, норма внутреннего права организаций или норма внутригосударственного права.

Международные организации могут нести как политическую, так и материальную ответственность. Например, политическая ответственность может наступать в случае принятия организацией дискриминационных решений, ущемляющих суверенные права государств или затрагивающих их суверенитет; за нарушение соглашения о штаб-квартире с государством пребывания или соглашений о сотрудничестве с другими субъектами международного права. Материальная ответственность международной организации может наступить вследствие нанесения нею ущерба в процессе деятельности; за нарушение законодательства страны пребывания; за противоправность действия своих исполнительных органов и персонала.

 

5.Новым важным институтом современного международного права является международная уголовная ответственность индивидовза международные преступления. Исходным пунктом для зарождения этого института была идея преступности агрессивной войны. Во время второй мировой войны и после ее окончания державы антигитлеровской коалиции приняли ряд международно-правовых актов о наказании военных преступников. Ответственность физических лиц за международные преступления наступает при условии, что преступные деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью государств.

Уголовная ответственность физических лиц предусмотрена также за уголовные преступления международного характера, за которые они несут самостоятельную ответственность. Среди физических лиц - субъектов международного преступления особое место занимают главные преступники: главы государств и правительств, руководители министерств и ведомств, высшее военное командование. Кроме главных преступников, к международной уголовной ответственности могут быть привлечены лица, отдавшие или исполнившие преступные приказы, а также те, которые совершили преступления по своей инициативе.

Право и обязанность наказывать физических лиц, совершивших международное уголовное преступление, как правило, признаются за государством, на территории которого были совершены преступления.

Выдача физических лиц для привлечения их к уголовной или другой ответственности осуществляется заинтересованными государствами непосредственно путем подписания специального соглашения об оказании правовой помощи.

 

 

Тема 8. Дипломатическое и консульское право

 

1. Понятие дипломатического и консульского права, его источники.

2. Органы внешних сношений государств.

3. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции.

4. Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства.

5. Торговые представительства.

6. Специальные миссии.

7. Консульские учреждения: понятие, функции.

 

1. С появлением государства и права межгосударственные отношения стали регулироваться правовыми нормами. В числе первых таких норм и был институт послов, регулировавший отношения между государствами в связи с периодическим направлением друг к другу послов для решения официальных государственных задач.

Дипломатическое и консульское право- отрасль международного публичного права, включающая принципы и нормы, которые касаются порядка сношений между государствами и между другими субъектами международного права. Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через так называемые специальные миссии; многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях.

Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. Частичная официальная кодификация дипломатического права была впервые предпринята в региональном масштабе в Латинской Америке (Гаванская Конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г.). В настоящее время дипломатическое право в основном кодифицировано. К источникам дипломатического и консульского права относятся: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Кроме того, действуют двусторонние договоры, а в большинстве государств имеется и свое законодательство о дипломатических и консульских представительствах. В частности, в Украине действует Положение о дипломатических представительствах Украины за границей 1992 г., Положение о дипломатической службе в Украине 1993 г., Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Украины 1993 г., Консульский Устав Украины 1994 г. и др.

 

2.Органы внешних сношений представляют собой государственные органы, с помощью которых государство осуществляет свои связи с другими государствами и международными организациями. Органы внешних сношений государств подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственными являются те органы внешних сношений, которые постоянно находятся на территории данного государства. К ним относятся: высшие государственные органы, а именно высший представительный орган, который обычно определяет основы внешней политики данного государства; глава государства; глава правительства; ведомство иностранных дел.

Зарубежные органы внешних сношений принято подразделять на постоянные и временные. К постоянным органам относятся: дипломатические представительства государств (посольства и миссии); консульские представительства, торговые представительства и постоянные представительства государств при международных организациях. К временным органам относятся: специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах.

 

3.Установление между государствами дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Дипломатическое представительство- орган государства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с этим государством.

Различают два вида дипломатических представительств: посольства (возглавляемые послом) и миссии (возглавляемые посланником или постоянным поверенным в делах). Согласно Венской конвенции 1961 г. персонал дипломатического представительства делится на дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

К дипломатическому персоналу относятся: послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальный атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, секретари (первый, второй, третий) и атташе. Число сотрудников каждого ранга в различных представительствах неодинаково.

К административно-техническому персоналу относятся: заведующие канцелярией, бухгалтера, переводчики, делопроизводители, машинистки и другие сотрудники.

К обслуживающему персоналу относятся шоферы, курьеры, коменданты, врачи, повара, садовники, лифтеры и другие лица, которые обслуживают представительство и его главу.

Дипломатический корпус - это совокупность глав дипломатических представительств в данной стране, а в широком смысле - это главы и весь состав дипломатического персонала всех дипломатических представительств вместе с членами их семей. Возглавляет дипломатический корпус дуайен (декан) дипломатического корпуса - старший по классу и времени пребывания в стране глава одного из дипломатических представительств.

К функциям дипломатического представительства относятся: представительская функция (выступать от имени аккредитующего государства); защита прав и интересов аккредитующего государства и его граждан; ведение переговоров с правительством государства пребывания; развитие дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; консульская функция; функция информации своего правительства о стране пребывания. Но этот перечень не является исчерпывающим.

 

4.Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства - это специальные права и привилегии, предоставляемые в соответствии с международным правом иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам. В Венской конвенции 1961 г. дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.

К первой категории относятся: неприкосновенность помещений дипломатического представительства; иммунитет имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром и другими представительствами своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии.

Ко второй категории относятся: неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных повинностей. Члены административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются вместе с членами семей, живущими с ними, неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной – только в отношении действий, совершенных при выполнении служебных обязанностей.

Что касается членов обслуживающего персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ними при исполнении служебных обязанностей и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими на службе.

 

5.Торговые представительства как органы внешних сношений были введены в международную практику бывшим СССР для осуществления им монополии внешней торговли. Торговые представительства являлись органами СССР, которые осуществляли за границей его права в области внешнеэкономической деятельности и обеспечивали эффективность его участия в системе мировых экономических отношений.

Правовой статус торговых представительств Украины определяется Положением о торговых представительствах Украины за границей 1993 г. и международными соглашениями с государствами, в которых создаются торговые представительства.

Основными задачами торговых представительств являются:

1) защита прав и законных интересов Украины во внешнеэкономической области и участников предпринимательской деятельности Украины в государстве пребывания;

2) информирование министерства внешнеэкономических связей Украины о ценовой, налоговой, тарифной политике, которая проводится государством пребывания в отношении товаров, которые экспортируются Украиной;

3) содействие развитию торгово-экономических связей между Украиной и страной пребывания, привлечение иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики Украины;

4) подготовка выводов относительно целесообразности импорта товаров и услуг, получение кредитов от государства пребывания;

Торговые представительства могут заключать от своего имени и от имени Украины соглашения и другие юридические акты, необходимые для осуществления возложенных на них задач; выступать в судах в качестве истца или представителя истца. Как ответчик они могут выступать в судах только в спорах, которые вытекают из соглашений и других юридических актов, совершенных представительствами Украины в стране пребывания. Торговый представитель и его заместители составляют часть дипломатического персонала посольства Украины и пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Другие сотрудники пользуются привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются административно-техническому и обслуживающему персоналу посольства.

 

6.Специальной миссией называется временная миссия, которая направляется в другое государство с согласия последнего для переговоров по определенным вопросам или для выполнения иной конкретной задачи. То есть это делегации государств, выполняющие те или иные функции в двусторонних отношениях (делегации на переговорах, на различных церемониях, например, при введении на должность главы государства, на юбилеях, похоронах). К специальным миссиям не относятся делегации государств, которые направляются на многосторонние международные конференции или в органы международных организаций.

Правовое положение специальных миссий определяется обычными нормами международного права и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г. Конвенция исходит из того, что привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала, зафиксированные в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., должны распространяться и на специальные миссии и их персонал.

 

7. Консульское правоможно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. В настоящее время консульские учреждения призваны содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно-технических, культурных, туристических, а в некоторых случаях и политических связей между государствами.

Консульские учреждения как зарубежные представительства существенно отличаются от дипломатических учреждений, в первую очередь, тем, что они функционируют не в пределах всего государства пребывания, а в рамках консульского округа, который определяется по взаимному согласию государств.

Предусмотрено четыре вида консульских учреждений: генеральные консульства; консульства; вице-консульства; консульские агенства. Наиболее распространенными являются генеральные консульства. В состав посольств также могут входить консульские отделы.

Консулы назначаются ведомством иностранных дел, с уведомлением страны пребывания. При этом консул получает специальное удостоверение о его полномочиях - консульский патент. Консульский патент выдается главой государства, правительства или министром иностранных дел государства, чьи интересы он будет представлять. Страна, которая принимает консула, выдает ему специальное разрешение на выполнение обязанностей консула - консульскую экзекватуру. Именно с момента ее получения начинается деятельность консула. Глава консульского отдела посольства не проходит указанную процедуру, он назначается путем, установленным для дипломатического персонала.

Консульские функции условно можно разделить на две категории. К первой относятся функции, близкие к функциям дипломатических учреждений. Это – охрана и защита интересов государства, которое представляется, его граждан и юридических лиц, содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами и др.

К собственно консульским функциям относят:

- выдачу виз; выдачу и продление сроков действия паспортов гражданам государства, которое представляется;

- регистрация своих граждан, постоянно проживающих на территории консульского округа;

- выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых других функций административного характера.

Эти вопросы урегулированы в Венской конвенции о консульских сношениях, а также в двусторонних соглашениях.

Консульские учреждения имеют привилегии и иммунитеты. Так, помещения консульского учреждения, его архивы, документы и официальная переписка являются неприкосновенными. Консульское учреждение освобождается от налогов, имеет разрешение на ввоз без пошлины предметов, предназначенных для использования консульским учреждением. На помещении консульского учреждения устанавливается флаг и эмблема государства, которое представляется.

Вопрос об иммунитете главы консульского учреждения решается по-разному. Статья 41 Венской конвенции о консульских сношениях устанавливает:

1) консульские должностные лица не подлежат аресту и задержанию, иначе как на основании постановлений судебных органов в случае совершения тяжких преступлений;

2) за исключением случаев, определенных в п. 1 этой статьи, консульские должностные лица не подлежат заключению и каким-либо другим формам ограничения личной свободы, иначе как на основании судебных решений, вступивших в законную силу.

Некоторыми двусторонними соглашениями установлены иммунитеты консульских должностных лиц, которые приравниваются к иммунитетам дипломатических агентов, однако большинство государств следует положениям, установленным Венской конвенцией о консульских сношениях.

 

Тема 9. Права человека и международное право

1. Понятие населения и гражданства.

2. Беженцы. Право убежища.

3. Международное сотрудничество в области прав человека.

 

1. Вплоть до ХХ в. концепция прав человека не получала адекватного национально-правового и международно-правового воплощения. Лишь испытав невероятные ужасы и колоссальные трагедии двух мировых войн, человечество осознало необходимость юридического закрепления концепции прав человека и выработки механизмов защиты этих прав на национальном и международном уровне.

Под населениемчаще всего понимают совокупность индивидов, которые проживают в данный момент на территории того или иного государства и принадлежат к его юрисдикции. Население любого государства состоит из следующих категорий: граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Есть некоторые промежуточные категории, но они относятся к одной из перечисленных основных категорий - это лица, которые имеют двойное гражданство - бипатриды.

Положение индивида в обществе, отображенное и закрепленное в Конституции, определяется как конституционный статус лица. Его содержание, в первую очередь, закрепляется в институте гражданства.

Гражданство- это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Эти взаимные права и обязанности регулируются внутренним законодательством государства, которое должно соответствовать действующим нормам международного права.

Основные способы приобретения гражданства:

а) по рождению;

б) в результате натурализации.

Приобретение гражданства по рождению основывается: на принципе «крови» (гражданство ребенка зависит от гражданства родителей); принципе «почвы» (гражданство ребенка зависит от государства, где он родился) и сочетании обоих принципов.

Натурализация может происходить в следующих случаях: ходатайство лица, которое желает изменить гражданство, или лица без гражданства; наличие брака с иностранцем; усыновление ребенка, который имеет гражданство другого государства, или не имеет гражданства. Иногда возможно приобретение гражданства по инициативе компетентного органа власти государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в этом случае предоставляют за особые заслуги перед государством. Один из способов приобретения гражданство в исключительном порядке - реинтеграция, или восстановление в гражданстве. Наконец, приобретение гражданства на основании международных соглашений (например, при распаде государства или наоборот, при объединении государств).

Для определения понятия гражданстваважным является объем прав и обязанностей лица и государства, а также наличие у гражданина отдельных конкретных прав. Учитывая институт гражданства, различают абсолютные и относительные права. Абсолютные права - это права, которые имеет каждый человек по отношению ко всем людям. Относительные же права каждый член определенного общества имеет только в этом обществе. К относительным правам относятся: право на постоянное место проживания и право на политические действия. Только граждане государства наделены как абсолютными, так и относительными правами.

Что касается утраты гражданства можно выделить три ее формы: выход из гражданства; натурализация; лишение гражданства. Лица без гражданства не имеют устойчивой правовой связи с государством, следовательно, не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого-либо государства.

 

2.Под термином "беженец"понимается иностранец (иностранный гражданин или лицо без гражданства), который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношения к религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является (или территорию страны своего постоянного проживания), и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений. Проблема беженцев нашла свое отражение во многих международных соглашениях. При ООН есть Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, которое существует с 28 июня 1951 г., принята Конвенция о статусе беженцев. Позже был принят Протокол, который внес некоторые изменения в эту Конвенцию. Статус беженцев мало чем отличается от статуса лиц без гражданства, поэтому их еще называют лицами без гражданства de facto. В Украине принят Закон “О беженцах", согласно которому лицо, которое приобрело статус беженца в Украине, имеет право на:

- выбор места временного проживания из предложенного ему миграционной службой перечня населенных пунктов и передвижения по территории Украины при условии соблюдения правил, установленных для иностранцев;

- право на труд или на предпринимательскую деятельность, приобретение в собственность имущества на условиях, предусмотренных законодательством Украины для иностранцев;

- охрану здоровья и отдых в порядке, предусмотренном законодательством для граждан Украины;

- получение денежной помощи, пенсий и других видов социального обеспечения в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

- пользование жильем, предоставленным в месте временного проживания;

- обучение в порядке, предусмотренном законодательством Украины для иностранцев;

- пользование достижениями культуры;

- свободу совести и свободное осуществление религиозных обрядов;

- неприкосновенность личности, жилища, охрану законом личной жизни, тайны переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений;

- судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и жилище, а также защиту имущественных и неимущественных прав.

В этом законе также указывается, что Украина сотрудничает с другими государствами и международными организациями с целью устранения причин возникновения проблемы беженцев, улучшения их материального положения и совершенствования правового статуса, а также возвращения беженцев в страну их постоянного проживания.

Принадлежность к категории политических беженцев дает право обратиться за получением политического убежища. Под политическим убежищем понимается право государства предоставлять любому лицу или лицам возможность прятаться от преследований по политическим мотивам, которые они претерпели в государстве своего гражданства.

Существуют территориальное (на территории государства) и дипломатическое (впомещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства или на иностранном судне) убежище. Право территориального убежища признается большинством государств, а дипломатического - только некоторыми государствами Латинской Америки.

Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. 14 декабря 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище.

Предоставление убежища - суверенное право государства. То есть оно может его предоставить любому лицу или лицам, но может и отказать в нем. Основным международно-правовым последствием предоставления убежища является обязательство государства не выдавать лицо, которому было предоставлено убежище. Общепризнанным является положение, согласно которому убежище не должно предоставляться лицу, совершившему уголовное преступление. Лица, получившие убежище на территории иностранного государства, пользуются широкими правами. Как правило, их правовой статус приближается к статусу апатридов (лиц без гражданства). Второе международно-правовое последствие предоставления убежища заключается в том, что государство, предоставившее его любому лицу, получает право на предоставление квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за границей. Третье последствие - государство несет ответственность за деятельность такого лица. Политическое убежище прекращается, если отпали обстоятельства, принудившие политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, которое предоставило ему убежище.

 

3. Права человека- одна из главных отраслей современного международного права. Права человека, с точки зрения международного права, - это права, которые существенно характеризуют правовое положение человека. В Уставе ООН права человека понимаются как гарантированная законная мера возможного поведения лица или группы лиц. В украинской правовой науке права чаще всего определяются как "определенные возможности человека, необходимые для его существования и развития в конкретно-исторических условиях, которые объективно предопределяются достигнутым уровнем развития человечества и должны быть общими и равными для всех людей".

Правовой основой сотрудничества государств в области прав человека является Устав ООН. В нем закреплен принцип недискриминации по признакам расы, пола, языка и религии. Международное сотрудничество в области прав человека, согласно Уставу ООН, состоит «в поощрении и развитии уважения прав человека и основных свобод» (ст. 1 п. 3). Устав ООН содержит только одну конкретную норму о правах человека - равные права мужчин и женщин участвовать в главных и вспомогательных органах ООН (ст. 8). Все сотрудничество государств в области прав человека должно строиться с учетом основных принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН.

Гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области культуры содержатся во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах и протоколах к нему. Эти акты иногда объединяются под общим названием «Хартия прав человека», хотя они и не создают единого документа. Акты имеют различную юридическую силу, различное время принятия и неодинаковое пространственное распространение. Общий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, который дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отображать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г. и Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. Ряд универсальных и региональных международных организаций занимается различными аспектами международного сотрудничества в области прав человека. Среди универсальных необходимо указать ООН (ЭКОСОС), ЮНЕСКО, МОТ. Этими вопросами в пределах своей компетенции занимаются также ФАО и ВОЗ.

Европейская система защиты прав человека была создана Советом Европы в 1949 г. и за годы своего существования стала могущественным механизмом защиты прав человека и основных свобод. Функции Совета Европы состоят в: защите прав человека и распространении демократии; сотрудничестве в области права, культуры, образования, информации; сближении всех стран Европы. Согласно ст. 3 Устава Совета Европы, каждый член Совета Европы должен признать принцип верховенства права и пользования правами человека и основными свободами всеми лицами в пределах его юрисдикции. Главным органом Совета Европы является Комитет министров, который состоит из министров иностранных дел государств-членов. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАРЕ) является консультативным органом и не имеет законотворческих полномочий. При Совете Европы существует Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, Фонд социального развития.

В январе 1995 г. при Совете Европы началась работа миссии постоянного наблюдателя Украины. Была разработана Программа совместных действий между Украиной и Советом Европы, целью которой является развитие диалога между Украиной и этой организацией, реформирование законодательства в соответствии со стандартами Совета Европы. С 9 ноября 1995 года Украина - полномочный член Совета Европы. Став членом Совета Европы, Украина старается выполнять взятые обязательства. Вместе с тем, отношения Украины с Советом Европа не безоблачны. Неоднократно Украину предупреждали о приостановке участия делегации украинских законодателей в ПАСЕ.

Кроме Совета Европы, вопросы прав человека занимают важное место в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду. В результате событий конца 90-х годов на востоке Европы социально-политические отличия западноевропейских и восточноевропейских стран стали стираться. Постепенно назревают политические предпосылки интеграции всей Европы, что неминуемо приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека. Этот процесс подтверждается подписанием Санкт-Петербургской декларации в июле 1999 г. и Хартии Европейской безопасности в ХХI в. на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г. В частности, делегацией Украины был внесен ряд весомых изменений в экономическую резолюцию Санкт-Петербургской декларации, в отношении восстановления Балканского региона, например, в отношении предоставления немедленной помощи для компенсации не только странам, которые граничат с Косово, но и “другим странам, которые пострадали от сокращения экспорта и импорта после разрушения транспортных коммуникаций".

Государства СНГ также не оставили без внимания проблемы прав человека. Принято много документов, регулирующих данные вопросы. В сентябре 1993 г. Совет глав государств одобрил Декларацию о международных обязанностях в области прав человека и основных свобод. В апреле 1995 г. принята Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, в соответствии с которой стороны обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, указанные в этой Конвенции. При СНГ также существует Комиссия по правам человека, которая действует как консультативный орган.