ВВЕДЕНИЕ

Историю России вполне обоснованно называют матерью гражданина. В наше время интерес к изучению истории России небывало возрос. Жизнь продиктовала необходимость научного переосмысления наследия прошлого, возрождения в полной мере исторической памяти народа как неотъемлемой составной части его богатейшей культуры.

Особо подчеркнем, что историзм мышления – один из важнейших показателей культуры, образованности личности, характеризующей его способность взвешенно и правдиво оценивать события в обилии фактов и явлений; соотносить опыт прошлого и настоящего, извлекая все ценное для практики; прогнозировать свою деятельность с учетом уроков истории своего народа, общества и государства.

Отечественная история охватывает период, равный почти двенадцати векам: от расселения славян на землях Восточно-Европейской равнины и до наших дней. Ее главными вехами, отличающимися уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества, являются:

· образование Древнерусского государства;

· расцвет Киевской Руси;

· возникновение нескольких самостоятельных княжеств;

· объединение этих княжеств в единое государство;

· создание Российской империи;

· образование и распад СССР;

· создание суверенной России – Российской федерации.

Отечественная история способствует формированию научного мировоззрения у членов общества – продолжателей достойных патриотических традиций нашего великого народа. Его история самобытна, оригинальна, и было бы неверным оценивать ее в сравнении с историей других государств. Одним из важнейших условий успеха в изучении отечественной истории является осознание необходимости, полезности и обязательности этого труда. Обращение к истории, возможно более глубокое и детальное познание давнего и недавнего прошлого позволяет обогатить себя опытом поколений, извлечь уроки для настоящего и будущего.

Целью учебного пособия является формирование у студентов конкретно-исторического представления о российской цивилизации как открытой, динамичной, целостной системе; осмысление истории России как процесса появления и реализации определенных доминант развития в их сложной взаимосвязи.

Задачи курса – анализ становления, этапов и характерных черт истории России с момента первых свидетельств о жизни славян до наших дней; рассмотрение наиболее значимых моментов и проблем в цивилизационном процессе России.

 

 


1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XIII вв.)