Выбор одной из альтернатив и является решением.
Принятие управленческого решения – это выбор из ряда возможностей одной, касающейся того, как и что планировать, организовать, мотивировать и контролировать.
Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
Цель управленческого решения – обеспечить движение к реализации поставленных перед организацией задач.
Управленческое решение немыслимо без проблемной ситуации. Именно проблемная ситуация создает необходимость принятия решения. Проблемная ситуация – это, в первую очередь, ситуация неопределенности, ситуация в которой имеется несколько путей и не ясно, по какому из них идти. Принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции!
Управленческие решения отличаются от решений, принимаемых в частной жизни следующими факторами:
- Цели, т.е. субъект управления, принимает решения исходя из своих потребностей, а исходя из того, что должны решаться цели организации.
- Последствия , т.е. менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и эти решения могут повлиять на жизнь многих людей.
- Разделение труда, т.е. в частной жизни человек, принимая решения, сам его и выполняет, в организации существуют разделения труда: менеджеры – заняты решением возникающих проблем- исполнители – реализацией уже принятых решений.
- Профессионализм – если в частной жизни человек принимает решения в силу своего интеллекта и опыта, то в организации это более ответственный и сложный процесс, требующий профессиональной подготовки.
Решение выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на определенный объект и должно отвечать ряду требований, главные из которых:
- обоснованность,
- четкость формулировок,
- реальная осуществимость,
- своевременность,
- экономичность (определяемая по размерам затрат),
- эффективность (степень достижения поставленных целей в сопоставлении с расходами ресурсов).
Управленческое решение должно:
- Иметь ясную цель
- Быть обоснованным
- Иметь адресата и сроки исполнения
- Быть непротиворечивым
- Быть правомерным
- Конкретным
- Реальным
- Гибким
- Признаваемость, проверяемость, совместимость
Управленческие решения классифицируют по:
- содержанию,
- срокам действия и разработки,
- направленности и масштабам воздействия,
- уровню принятия,
- информационной обеспеченности и т. д.
С помощью рациональной классификации можно выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к процессу и методам их принятия, неодинаковых по затратам времени и других ресурсов