Виды международных розысков, проводимых Интерполом

В 1982 г. Генеральная ассамблея на 51-й сессии одобрила Правила международной кооперации полиции и внутреннего контроля архивов Интерпола. Правила вступили в силу одновременно с договором о штаб-квартире организации 14 февраля 1984 г. (такая одновременность была оговорена французским правительством). Как было условлено в Правилах, для контролирования архивов Интерпола была создана специальная комиссия из 5 человек, в состав которой вошли его представители и представители Франции. А еще через год Генеральному секретарю было поручено провести сортировку всей накопленной информации, а в дальнейшем периодически уничтожать сведения, хранение которых противоречит Правилам международной кооперации полиции или срок хранения которых истек.

В заключение надо отметить, что создание в Интерполе единой информационной системы еще не завершено. До сих пор дают себя знать различия в позициях стран о гарантиях защиты персональных данных. Нет единого мнения и о том, какие персональные данные следует хранить, как исключить возможность их попадания в третьи руки, как обеспечить контроль за уничтожением информации, а также обеспечить защиту самой информационной системы от неправомочного доступа.

В недалеком будущем мы станем свидетелями преобразования фондов Интерпола в единый информационный массив на современной аппаратуре и программной основе. НЦБ всех стран-участниц получат возможность дистанционного введения в массив данных или их запроса с мест.

Международный розыск — это розыск, проводимый за пределами государства, где было совершено преступление, на территории не менее двух стран. Уголовная полиция каждой из них ведет его собственными силами, с соблюдением своих национальных законов и ведомственных инструкций. Но огромна в нем роль Интерпола.

Розыск начинает страна, уголовный закон которой нарушен. И хотя за границей практика розыска бежавшего преступника существует давно, но известно крайне мало случаев, когда просьба о розыске была бы уважена, и еще меньше — когда бы он приносил успех. Ибо такая практика не знала правил ее соблюдения, а держалась на энтузиазме отдельных полицейских руководителей. Лишь в Интерполе произошло ее организационное и процедурное оформление, а затем и всеобщее признание института международного розыска скрывшихся преступников, пропавших без вести лиц, украденных произведений искусства и т.д.

Розыскные операции, проводимые Интерполом, можно классифицировать по четырем видам:

розыск преступников с целью их выдачи (экстрадиции);

розыск подозреваемых с целью наблюдения за их поведением;

розыск пропавших без вести лиц;

розыск похищенных ценностей.

Первый вид розыска — составная часть сотрудничества государств по вопросам выдачи (экстрадиции) уголовных преступников. На его долю приходится основной объем розыскной работы Интерпола. В практике международной борьбы с преступностью выдача преследуемого лица едва ли не самая сложная проблема, так как непосредственно затрагивает суверенитет заинтересованных государств. Решение о выдаче преступников относится к внутренней компетенции государства. Оно определяет ее правовые основания (международный договор, взаимность, национальное законодательство), каналы, по которым осуществляются двусторонние контакты (дипломатические, юридические), указывает органы, правомочные выносить окончательное суждение о выдаче (суд, прокуратура), условия выдачи, согласовывает с партнерами по сотрудничеству ее процедуру.

В экстрадиционной практике полиции отводится вспомогательная роль обеспечить присутствие субъекта, подлежащего выдаче. Генеральная ассамблея Интерпола в 1960 г. специально указала, что «в экстрадиционных вопросах полицейские органы являются неизменно и главным образом вспомогательными органами правительственного департамента, ответственного за разрешение выдачи». И, тем не менее, на долю полиции приходится наиболее сложная, трудоемкая, а часто и опасная часть работы: розыск, задержание и арест преступника. Его выдача, как отмечал Ж. Непот, «это логическое завершение усилий полиции».

По конкретным делам об экстрадиции приходящиеся на долю полиции действия сопровождают либо опережают дипломатические контакты государств. Еще на первом международном полицейском конгрессе в 1914 г. было рекомендовано по делам об экстрадиции прямо обращаться к полиции страны пребывания преступника с просьбой об установлении за ним негласного наблюдения до поступления по дипломатическим каналам официальной просьбы о его выдаче.

С первых лет существования Интерпол поддерживал идею заключения общего соглашения о выдаче преступников с участием всех государств. Такие рекомендации делались на многих его сессиях. Но практика пошла по пути заключения региональных многосторонних соглашений. (Например, Европейская конвенция об экстрадиции, заключенная странами Совета Европы в 1957 г.).

Однако, как и прежде предпочтительными для государств оставались двусторонние соглашения, позволявшие полнее воплотить их интересы. Генеральная ассамблея Интерпола с учетом этого специальной резолюции, принятой на 29-ой сессии (1960 г., Вашингтон), рекомендовала странам заключать двусторонние или многосторонние договоры об экстрадиции, а пока их нет, принять государственные законы о выдаче, где определить условия выдачи преступников, в том числе странам, с которыми нет договора по этому вопросу. Генеральному секретариату было поручено вести учет стран, принявших законы о выдаче, запросить их тексты.

В международной экстрадиционной практике наблюдается стремление упростить и ускорить процедуру выдачи, особенно ее подготовительную стадию — задержание и арест преступника. При участии Интерпола была проведена в жизнь идея временных (прелиминарных) арестов о содержании под стражей разысканного преступника, пока по дипломатическим каналам не будет оформлена процедура экстрадиции.

Генеральный секретариат Интерпола разработал план действий по конкретным делам об экстрадиции, начиная с просьбы полицейского органа какой-либо страны начать розыск и, кончая записью о прекращении розыска, которая делается на соответствующей розыскной карте Интерпола. В целом такой розыск проходит как бы восемь стадий, предшествующих процедуре самой выдачи. Они были закреплены в решениях 29-й сессии Генеральной ассамблеи.

В практике Интерпола известны два вида розыска — обычный и срочный. И тот, и другой начинаются при наличии одного из двух документов:

Ордера на арест разыскиваемого лица.

Приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.

Обычный розыск состоит из следующих стадий: 1. Инициатор розыска — полицейский орган, прокуратура или суд обращаются в НЦБ своей страны с просьбой начать розыск бежавшего за границу преступника, страна пребывания которого неизвестна. К просьбе прилагаются сведения о разыскиваемом: его внешности, приметах, привычках, профессии, личных документах, а также (если имеются) фотография и отпечатки пальцев. Просьба должна содержать данные о приказе на арест (кто, где и когда выдал), описание преступления, способа его совершения, квалифицирующие признаки, а также заверение в том, что в случае задержания преступника будет немедленно направлено требование о его выдаче.

НЦБ проверяет просьбу с точки зрения ст. З устава, а затем направляет в Генеральный секретариат Интерпола.

Генеральный секретариат составляет на разыскиваемого так называемый красный циркуляр Интерпола (розыскной бланк с изображением в правом верхнем углу эмблемы Интерпола на красном фоне), копии которого рассылаются в НЦБ всех стран.

Получив «красный циркуляр», каждое НЦБ оценивает изложенные в нем преступления с позиций национального уголовного законодательства и решает вопрос о допустимости объявления розыска на территории страны. При утвердительном решении всем полицейским органам дается команда начать розыск. В каждой стране это делается по принятой там практике полиции (публикуются списки разыскиваемых лиц, печатаются и рассылаются бюллетени на каждого разыскиваемого, ведутся особые книги розыска и т.д.). На основании полученного из центра сообщения местные полицейские органы предпринимают розыскные операции. Насколько возможно, они обязаны действовать без промедления, используя имеющиеся у них средства и принятые в полиции методы. Фамилии разыскиваемых передаются в пункты въезда и выезда за границу.

4. При обнаружении разыскиваемого полиция задерживает его, руководствуясь законами своей страны.

В большинстве стран-членов Интерпола факт получения из министерства внутренних дел, через которое действует НЦБ, извещения о розыске преступника рассматривается как распоряжение о его задержании в случае обнаружения.

При задержании преступника полиция возбуждает перед ближайшим местным судом вопрос о его аресте для последующей выдачи. Основанием для взятия под стражу иностранца служит факт совершения им преступления в другой стране, о котором сообщается в ордере на арест, вынесенном в другой стране. Как пишет А. Криста, «в Австрии обстоятельства дела, изложенные в приказе, образуют основу для задержания преступника и для издания приказа о его аресте австрийским судом» (23). Такая практика сложилась и в ряде других стран. В срочных случаях, когда получение приказа об аресте из другой страны запаздывает, судьи по месту задержания преступника могут обосновать свое решение о его аресте на «красном циркуляре» Интерпола, который, по мнению западных криминалистов, превратился в международный приказ об аресте разыскиваемого лица.

Если же местный суд откажется удовлетворить просьбу о прелиминарном аресте преступника, полиции рекомендуется следить за его перемещениями и срочно сообщать в Генеральный секретариат или инициатору розыска - о перемене им места пребывания.

О произведенном аресте полиция сразу же извещает НЦБ своей страны.

5. Национальное центральное бюро, в свою очередь, уведомляет об аресте преступника Генеральный секретариат и НЦБ страны-инициатора розыска.

6. НЦБ, в свою очередь, уведомляет об аресте преступника заинтересованный орган полиции (суд) своей страны. Последние срочно направляют в страну задержания официальные документы о его выдаче. Интерпол рекомендует делать это как можно быстрее, так как в экстрадиционных законах и договорах определяются сравнительно небольшие сроки прелиминарного ареста.

7. После взятия под стражу преступника Генеральный секретариат делает отметку («гашение») на материалах о его розыске. О прекращении розыска извещаются все страны.

Срочный розыск отличается от обычного тем, что в экстренных случаях, минуя Генеральный секретариат, НЦБ сами посылают по телексу или по факсу просьбу о розыске бежавшего преступника в НЦБ страны его временного нахождения.

При преследовании преступника «по горячим следам» Интерпол подключается к делу незамедлительно. Его средства связи гарантируют быструю ретрансляцию просьб о розыске и аресте в любую из стран.

В срочный розыск бывает вовлечено ограниченное число стран, так как он объявляется тогда, когда ориентировочно известны страна или регион нахождения преступника. При срочном розыске на его инициаторе — НЦБ — лежит обязанность тщательно взвесить обоснованность такой акции в международном масштабе, прежде чем вовлекать в нее полицию других стран.

Инициатор розыска обязан известить Генеральный секретариат о его объявлении и попутно проверить, нет ли и там информации о разыскиваемом.

Срочный розыск, не принесший успеха в течение трех месяцев со дня объявления, заменяется обычным.

В будущем предполагается еще более широкое применение циркуляров Интерпола. Но уже и сейчас направление просьбы о предварительном аресте «через Интерпол» признано Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. наравне с дипломатической процедурой (п. З ст.16), а также рядом других международных соглашений.

По общему мнению, дела о выдаче преступников разрешаются намного быстрее, если в них участвует Интерпол.

В Интерполе практикуется еще один вид розыска, а правильнее сказать, нахождения места пребывания преступника для установления за ним полицейского наблюдения. Цель розыскных действий в этом случае — выявить место пребывания разыскиваемого, установить контроль за его перемещениями. Этот вид розыска объявляется в следующих случаях:

когда у полиции нет достаточных данных для ареста и оформления просьбы о выдаче преследуемого лица;

когда таких данных достаточно, но у страны-инициатора

розыска нет договора о выдаче со страной, где находится разыскиваемый, а поэтому нельзя рассчитывать на удовлетворение просьбы.

«Розыск с целью проведения наблюдения» объявляется без каких-либо особых формальностей, кроме соответствия условиям ст. З устава Интерпола. На лиц, объявленных в «розыск с целью проведения наблюдения», Генеральный секретариат заполняет «зеленый циркуляр», где сообщаются те же сведения, что и в «красном циркуляре», а также мотивы объявления розыска (например, «привычный международный преступник»), помещаются его фотография (фас и правый профиль), отпечатки пальцев рук, и обращение к полиции «в случае его появления взять под наблюдение» и просьба «о всех новых фактах подозрительного поведения или преступной деятельности сообщать в Генеральный секретариат Интерпола».

Иногда объявляется смешанный розыск. В этих случаях к странам, с которыми инициатор розыска имеет договор о выдаче, обращаются с просьбой о розыске с целью ареста и выдачи преступника. Ко всем остальным странам — следить за перемещением преступника и его деятельностью. При смешанном розыске рассылаются два циркуляра — «красный» и «зеленый»: «красный» с пометкой — «при обнаружении преступника в европейских странах и США подвергнуть предварительному аресту с целью выдачи», а «зеленый» с пометкой — «в других странах следить за его перемещениями и деятельностью. Во всех случаях извещать инициатора розыска и Генеральный секретариат».

Есть еще один вид розыска — подозреваемых в совершении преступления. Для его объявления используется «синий циркуляр». От красного и зеленого он отличается тем, что заводится в случае, когда названное в нем лицо лишь подозревается в совершении преступления, но убедительных доказательств этого в распоряжении следствия нет. Поэтому, как сказано в одном из циркуляров, надо установить место нахождения указанного в нем лица, чтобы «задать ему вопросы по уголовному делу».

Розыск лиц, пропавших без вести, проводится «в интересах семьи». В международном плане он объявляется в случае, когда национальный розыск не принес результатов и когда есть убедительные указания на то, что разыскиваемый покинул страну постоянного проживания. На каждого разыскиваемого заполняется «желтый циркуляр» Интерпола, где приводятся его фотография, описание внешности, номер досье Генерального секретариата, где суммируются сведения о его розыске.

Все лица, разыскиваемые «в интересах семьи», проверяются предварительно по картотеке «неопознанных трупов», имеющейся в Генеральном секретариате. Генеральный секретариат оповещает членов организации об обнаружении неопознанных трупов направлением «черного циркуляра», где излагаются обстоятельства обнаружения трупа, приводится его изображение, отпечатки пальцев (если их было возможно получить). Такая работа проводится в тех случаях, когда нет сомнений в том, что труп принадлежит иностранцу.