Не спешите ходить
Принеси букву
Письмо бабушке
Одновременно с чтением букв надо постоянно играть в складывание слов из букв. На первых порах нужно просто показывать и произносить простые и самые необходимые слова. Постепенно ваш ребенок запомнит их и сможет читать. Не стойте на месте. Напишите ему «письмо» от дедушки (бабушки, сестренки или кого угодно, Деда Мороза например) такого содержания: «Печенье (соска, игрушка и т. п.) под подушкой (столом, диваном...)». И заинтересованно спросите: «Где печенье? Давай искать!» Не сомневайтесь, ваш годовалый малыш потянется к подушке.
На видном месте, так, чтобы кроха мог достать, раскладываете вашу азбуку, сами располагаетесь в соседней комнате. Попросите ребенка принести вам какую-нибудь букву. Эта игра, кроме закрепления знания букв, дает возможность подвигаться: малыш с удовольствием проползает несколько сотен метров ежедневно, а такая физическая нагрузка ему просто необходима!
Со временем усложняйте занятия. Добавляйте игры «Покажи букву!», «Назови букву!», «Покажи слово (слог)!». Суть игры объяснять, наверное, не нужно. Единственное, что от вас требуется, – это заготовить карточки с буквами и словами.
Тюленев не рекомендует форсировать раннее начало «хождения». Лучше дать возможность малышу вволю наползаться, научиться распознавать буквы и даже складывать слоги и слова. Если же ребенок начнет раньше ходить, то это увлекательное занятие займет у него большую часть времени. Произойдет нежелательный крен в сторону физического развития, который в большинстве случаев приводит только к травмам: малыш очень неуверенно держится на ножках, потому что голова в этом возрасте «непропорционально» велика.
От года до 2 лет. Классмир 5
Это период от начала хождения и до двух лет. Малыша, вступившего в этот возраст, в системе Тюленева нежно называют «ходунок».
Ребенок уже знает все буквы и может прочесть маленькие словечки. Мы продолжаем осваивать складывание слогов и слов из букв. Только теперь малыш делает это самостоятельно и ежедневно, принимаясь играть с буквами и словами несколько раз за день.
На этой стадии появляется пишущая машинка или компьютер с печатающим устройством. Это необходимая игрушка в методике Тюленева. Он, как и другие педагоги до него, утверждает, что ребенку проще научиться писать, чем читать. Но только в том случае, если вы не даете в руки малышу ручку и не заставляете его выводить замысловатые крючки и черточки в прописях. Такое письмо в раннем возрасте освоить невозможно. А вот печатать сможет любой ребенок.
Малыш занимается самостоятельно. Вы предоставляете в его распоряжение печатающее устройство, обращаете внимание на то, что после нажатия на клавишу на листке (или мониторе) появляется буква. И все. Дальше малыш печатает или набирает коротенькие, из нескольких слов тексты.
Тюленев обращает внимание, что программа Классамира 5 соответствует программе первых двух классов обычной начальной школы!
Развитие от 2 до 18 лет. Классмир 6-10
Обучение чтению как таковое уже закончено. Ребенок читает. Теперь задача родителя лишь направить приобретенный навык в нужное русло.
С двух до трех лет ребенок начинает печатать отдельные слова на слух, фактически ежедневно сам просит устроить ему своеобразный диктант – за год получается не менее ста микродиктантов. Со временем эти диктанты перерастут в сочинения и свободное творчество вашего ребенка. Он будет писать сказки, рассказы, стихи. И конечно, ребенок будет читать книги, энциклопедии, научные статьи, которыми окружит его заботливый родитель.