КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

Я мыслю ,следовательно существую Р.Декарт

Главным культурным достижением «века Разума».было завершение культуры разума, начало которой было положена Аристотелем Его непосредственным результатом было начало формирования новый взгляд на природу, цивилизацию и культуру. Вместе с тем в это время еще отсутствует то противопоставление научного и поэтического взгляда на природу ,которое оформится только в последующем веке когда она в «Энциклопедии».созданной Д. Дидро и Деламбера ,получит определение как «машина вселенной или совокупность всего сотворенного»,которое было противопоставлено ее пониманию в эпоху Ренессанса ,как своего рода божества. Объективным основанием нового взгляда на природу и место человека в «системе природы» были два , связанных между собой процесса, научная революция 1543 -1687 г. Г. Ипромышленная революция, начало которой положило развитие промышленности в Англии в 1575-1620 гг.Общекультурное значение научной революции состояло в том, что связанные с ней открытия в различных областях знания: математики, астрономии, оптики ,механики истории, поэтики ,эстетики, позволили создать «научную картину мира», а человеку осмыслить себя в качестве субъекта, но и объекта познания и творчества. Благодаря этому наука получила новый статус- самостоятельного института культуры , независимого, от традиций связанных, как с античной космологической эстетикой ,так и средневековой теологией. Конкретное выражение процесс «онаучивания» знания нашел в том, что ни наука, ни искусство перестают рассматриваются в качестве «служанок» теологии, а выступают в роли средств посредством, которых человек реализует свое стремление всесторонней самореализации себя в качестве свободной личности –т.е «нового человека».При этом ,такого рода устремления в целом не противоречили новозаветной религиозной традиции ,призывавшей христианина опираясь на мудрость и разум найти верный путь от «ветхого Адама» к тому, чтобы и стать «новой тварью»,причем решить он эту задачу, поставленную перед ним богом, может только по собственной воле.

Характеризуя создание науки, как первой из пяти сущностных явлений новоевропейской культуры М.Хайдеггер в статье «Время картины мира писал:» основной процесс Нового времени есть покорение мира, как картины…человек борется здесь за позицию такого сущего, которая сему сущему задает меру и предписывает норму… Картина мира, сущностно понятая, означает не картину, изображающую мир, а мир понятый как картина (выделено мной Г.П)…Превращение мира в картину есть тот же самый процесс, что превращение человека внутри сущего в субъекта. Составляя такую картину, человек сам себя выводит на сцену…Начинается тот вид человеческого существования, когда вся область человеческих способностей оказывается захваченной в качестве пространства, где намечается и производится овладение сущим в целом»[141]

Создание «научной картины мира»,превращает научное знание в универсальный инструмент культуры, а самой культуре придает форму КУЛЬТУРЫ РАЗУМА. Ее доминирующее влияние, начиная с XVII века, ощутимо по отношению ко всем основным формам культурной деятельности: технологии, философии, искусству. Именно в этот период начинается размежевание науки и традиционной философии, которая по мнению идеологов научной революции должна быть реформирована и перейти от «философии слов» к «философии дела». Теперь она должна ориентироваться не на логику Аристотеля ,а на опытное знание и опираясь на него выработать «аксиомы объективного знания»(Ф.Бэкон).Объективным фактором, сыгравшим решающую роль в становлении новой системы знания («новой науки») стало создание в конце XVI века (1543г.)Николаем Коперником, новой гелиоцентрической модели вселенной, отличной от античной геоцентричной модели Аристотеля-Птолемея, которая сохранялась и в эпоху Средневековья ,как соответствующей духу священного писания .В этом же веке итальянский маг и ученый, основатель физической академии в Неаполе Джованни Батиста лли Порта исследует законы оптики, магнетизма, кристаллографии, усовершенствует камеру обскуру. В 1589 году использует ее в качестве «машины для рисования»-выполнения рисунков и их проектирования (прообраз проекционного фонаря).Занимаясь законами оптики, он в своей книге «естественная магия» отводит особый раздел, освященный оптическим образам

В 1536 году немецкий врач, маг и алхимик Парацельс, в своей книге «Большая хирургия».высказывает мысль о необходимости объединения хирургии и терапии и тем самым определяет путь развития медицины, как науки. В 1545 году врач-маг и великий математик Джероламо Кардано, издает трактат «Великое искусство» ,посвященный изложению метода научного решения сложных математических задач (алгебра) .

Важнейший вклад в формирование «новой науки» в был сделан в процессе попыток научного обоснования ее объективной достоверности великим итальянским ученым и мыслителем Г.Галилеем , который считается одним из родоначальников европейской науки и выдающимся немецким математиком и астрономом И.Кеплером

Галилео Галилей(1564 1642),он был членом первой европейской Академии Наук(Academia dei Lincei (естествоиспытателей), основанной , в 1603 году во Флоренции. Академия была замкнутым научным сообществом. Преподавание в ней велось на латыни ,.хотя некоторые ее члены привлекались к публичным чтениям лекций на итальянском языке. В полной драматизма борьбе с официальной религиозной идеологией за доказательство истинности учения Коперника о гелиоцентрическом строении вселенной, продолжавшееся не одно десятилетие им были сформулированы основные принципы «новой науки».Первым из них было принципиальное разграничение целей и задач науки и теологии. Главная цель теологии- укрепление веры, цель- спасение. Главная задача науки- объективное знание, цель-познание действительности независимое ни от веры ни от авторитетов. Соответственно этому наука не имеет ничего общего с догмой, которая составляет основу религиозной веры. Возможность научного знания природы, связана с описанием «объективных качеств тел и их «количественных, поддающихся измерению, изменений» ,исключая, при этом воздействие на процесс познания субъективных свойств человека. Объективное познание действительности возможно потому, что «книга природы написана языком математики».С помощью математики можно не только «описать тела».но и определить их движение в пространстве. Галилея , интересует, при этом не «чистая математика»,а физика. Такой взгляд на роль математического знания, позволил не только доказать верность гелиоцентрической модели вселенной ,созданной Коперником, но и открыть путь развитию «новой физики»,начало ,которой было положено созданием Иоганном Кеплером «учения о законах «небесной механики и открытия Исааком Ньютоном «классической механикой». Новый взгляд на роль математики, которая в «новой науке» должна была занять то место, которая в «старой» Аристотелевской системе занимала философия, позволил И.Кеплеру математически обосновать и законы небесной механики .В 1609-1619 годах математически обосновал не только структуру коперниковской вселенной, но и определил три главных закона движения входящих в нее планет(1. движение планет по эллипсу .

2.Неравномерность скоростей движения планет.(Зависимость периодов движения планет от расстояния, каждой из них от солнца ).

В 1609 И.Кеплерпубликует свой труд «Новая астрономия»в ,котором излагает основные принципы современной астрономии. Галилей и Кеплер, стали пионерам и в использовании оптических приспособлений для подтверждения опытным путем своих математических открытий. В 1609 году, основываясь на изобретениях голландских оптиков )[142]изобретает телескоп. В 16011 году он использует подзорную трубу для астрономических наблюдений Благодаря этому ,предмет, первоначально не имевший никакого научного значения, становится важнейшим орудием научного астрономического знания[143] . В 1613 году, по схеме И . Кеплера ,Г. Шейнер создает первый телескоп-рефрактор в, котором используется более сложная оптика.

С именем Исаака Ньютона связано завершение первой научной революции. В его исследованиях:«Новая теория света и света»(1672) «Математические начала натуральной философии(1687),«Оптика»(1704 г.),нашли окончательное оформление идеи высказанные до него Г. Галилеем, И.Кеплером, Ф.Бэконом

В «Началах»,важнейшем сочинении Ньютона, были сформулированы три закона движения, составившие основу классической механики(1. Закон –инерции 2. Закон- произведение массы тела на его ускорение равно действующей силе ,а направление ускорения совпадает с направлением силы.3 .Закон - действию всегда соответствует равное противодействие),которые до конца XVIII века рассматривалась ,как «ключ к пониманию всех явлений физического порядка». Открытие Ньютона позволило объяснить природу исходя из нее самой ,как «принципиально дегуманизированное , трансцедентальное бытие ,которое принадлежит трудному и ,вообще говоря ,бесконечному процессу познания ,освоения и гуманизации».[144] Вместе с тем ,ни для самого Ньютона ,ни для большинства его современников не означало отказа от традиционных представлений о происхождении мира. Завершая один из наиболее значительных своих трудов «Математические начала натуральной философии» Ньютон писал ,подчеркивая свою верность античной традиции и христианской доктрине в основе ,которой лежала космологическая идея:»Эта удивительная система Солнца ,планет и комет могла появиться только по проекту премудрого и могущественного Существа… Это Существо «управляет всеми вещами не как мировая душа ,но господин всего; и благодаря этому управлению. Его обычно называют Господь Бог Вседержитель , или Пантократор …Он вечен и бесконечен , всемогущ и всезнающ»[145]

Процесс «онаучивания» знания в XVII опирался не только на исследования в области естественнонаучного знания, не меньшее значение имел и пересмотр традиционных позиций в системе знания философии, логики и социальных наук. С этой точки зрения, наиболее существенный вклад в создание новой науки был сделан Ф. Бэконом, Р.Декартом, Т.Гоббсом, Д. Вико.

Деятельность великого английского философа и выдающегося общественного деятеля Френсиса Бэкона автора знаменитых произведений философского трактата «Новый органон»(1620),научного сочинения «О достоинстве и приумножении наук»(1623) и социальной утопии «Новая Атлантида». В первом из названных сочинений Бэкон подвергает критике античную философию, которую он называет «деткой» так, как она строится не на основе не знаний о природе и истории на основе общих рассуждений немногих философов или «конструирования мира, так сказать из категорий, как это делал Аристотель». Это философия слов, а не философия дела. И выдвинули на авансцену необходимость замены традиционных форм философствования, магии и алхимии, новой философией- «философией дела» .Главная ее задача, считает Ф.Бэкон ,«философии дела» «очищение разума» от предрассудков, порожденных «идолами» -иллюзиями : рода(выдающих за истину «видимость вещей»),пещеры(выдающие за истину субъективные суждения отдельных людей),рынка( выдающие за истину суждения , сложившиеся в процессе общения людей на рынках) театра (отождествляющими истину с философскими доктринами, годными лишь для разыгрывание их в « платоновском театре»). Реформа науки и ее цель не «служение» философии (теологии),а открытие «форм природы» путем извлечения аксиом из опыта- «знать значит уметь». Вся природа должна стать предметом опытного знания. В философской повести «Новая Атлантида» Бэкон создает утопический образ абсолютной монархии организованной на основе универсального прогресса т.н. «механических искусств»,носящих коллективный характер и сообществ людей объединяющихся в процессе занятий в университетах , научных обществах и лабораториях. В этом обществе нет месса представителям «философии традиционную слова»,магам и алхимикам. . Бэкон подвергает критике традиционную(аристотелевскую) логику в силу ее неспособности к научным открытиям. В этих рассуждениях Ф.Бэкона, по существу, содержится мысль о необходимости создания новых технических средств и нового знания ,которое должно оперировать аксиомами, которые постепенно выводятся из опыта, связанного с проникновением в суть вещей ,а не на авторитет древних философов. Создание научного метода познания было осуществлено в XVII веке французским мыслителем Декартом, а изобретение новых технических средств- рабочих машин было осуществлено в конце XVII - XVIII веках.

Создатель учения о научном методе познания Рене Декарт ,хотя и оставался в понимании культуры на традиционных позициях, стал тем мыслителем, идеи которого предопределили неизбежность кардинального их пересмотра. Культура для Декарта это способность к добродетельной жизни и добродетельному поступку т.е.нравственное в своей основе качество, но оно необходимо обусловлено, по его мнению, умением правильно рассуждать и связано со знанием правил для руководства ума или МЕТОДА , который Декарт определяет , как «всеобщую мудрость»(univetrsalis sahiantia). В своем сочинении «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой Разум и отыскивать истину в науках»(1637) он формулирует четыре основных правила своего метода «разыскания подлинно научных истин»: «Первое- никогда не принимать за истинное ничего, что я не признавал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только ьо , что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никаким образом не может дать повода к сомнению. .Второе- делить каждую из рассматриваемых мной трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье- располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко распознаваемых и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существования порядка даже среди тех. Естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее- делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие , чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено»[146] По мнению Декарта названные правила должны быть поставлены, в качестве второй истины, рядом с истиной священного писания, первенство , которой философ не отвергает, заявляя , что она всегда «была предметом его веры». Все образы чувств и воображения, когда либо созданные, должны пройти суд Разума и подвержены сомнению, так как существует лишь одна непреложная истина « Я МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Я СУЩЕСТВУЮ». «Я»-это особая, индивидуальная субстанция, природа которой состоит в мышлении и не зависит ни от какой материальной вещи. «Я, строго говоря, только мыслящая вещь, то есть дух(esprit), или душа, или разум(entendement), рассудок(raison). Все эти –термины, значение которых прежде было мне неизвестно. Итак, я истинная и действительно существующая вещь. Но какая вещь? Вещь, которая мыслит»,[147] писал Декарт в своем сочинении «Метафизические размышления». В этих рассуждениях французского мыслителя, культура Разума находит свое окончательное завершение. Провозгласив всевластие Разума и освятив его авторитетом религии, Декарт придал, рационалистической идее универсальное нравственное значение и тем самым подвел черту ,обозначившую завершение «аристотелевского цикла» европейской культуры. Вместе с тем, провозгласив независимость человека, как «мыслящей вещи» по отношению к любой другой материальной вещи он провозгласил не только возможность, но и право человека организовывать, как действительность, так и собственную жизнь по своему разумению. Т.е субъективно. Декарт противопоставил свой метод отыскания истины ренессансному принципу, который в поисках истины опирался на гениальную интуицию и случайность. Он писал по этому поводу: «Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно то, что беспорядочные знания и темные мудрствования помрачают естественный свет и ослепляют ум»[148]. Результатом повсеместного распространения взглядов Декарта была т.н. «картезианская революция. Суть, которой состояла не только в том, что она укрепляла позиции рационализма в европейской философии, науке и искусстве ,и одновременно способствовала потере е в ней доминирующей роли религии.. Разумеется это не означало утрату ,какой бы то ни было роли ее в духовной жизни и индивида и европейского общества в целом. Она осталась, но не в качестве источника «объективного знания»-откровения- единственного источника истины, «субъективного знания»,которое дается человеку исключительно благодаря духовному опыту индивида, связанному с приобщением к слову божьему и верой во его всемогущество. Т.к. «Знание объективно, культура же-субъективна…[и]…есть субъективная сторона знания…»[149],то такое истолкование религии неизбежно «вводит ее в горизонт» культуры. Иначе говоря ,чем больше «объективировалось» сфера знания, тем более субъективировалось религиозное переживание, что привело в, конце – концов к поистине революционным изменениям в представлениях человека, как о самом себе, так и о его отношении с Богом. «С истолкованием человека как субъекта Декарт создает метафизическую предпосылку для будущей антропологии всех видов и направлений. В восхождении антропологий Декарт празднует свой высший триумф».писал М. Хайдеггер[150]

Одним из результатов «онаучивания» всех форм человеческой деятельности было «введение искусства в горизонт эстетики» и окончательное преодоление взгляда на художественную деятельность ,как на ремесло- взгляда, который сохранялся вплоть до Великого Ренессанса. В XVII веке представители классицизма ( Никола Буало), опираясь на идеи Декарта впервые предприняли попытку пересмотреть традиционные эстетические представления об античности , как образце для подражания и создать научную эстетику, опиравшуюся на представление об искусстве как «скоплении правил и предписаний диктуемых разумом». И тем самым преодолеть ренессансную художественную доктрину, видевшего главную цель художника не в постижении мудрости священного писания или тайн природы, а в постижении «скромной философии людей и построенного ими града земного»(Петрарка) и акте любви к творению Бога человеку.[151] «зачем тщетно искать рассудком то, что легко постичь одним порывом любви (Пико дела Мирандола).Идеи классицистов будут продолжены в XVIII веке, когда будет создана эстетика как общая теория и искусства и методология художественного творчества. Каково же было отношение Р. Декарта к идее Галилея о необходимой математизации знания с качестве универсального метода познания всех явления природы(в том числе и человека), которая диктовалась его убежденностью в том ,что «природа написана языком математики»? В своем «Рассуждении о методе»,Декарт пишет, в молодости « я изучал немного из области философии – логику, а из математики- анализ геометров и алгебру- эти три искусства, или науки наук, как мне казалось, должны были служит намеченной мною цели (определению метода научного познания Г.П. государства..«особенно нравилась мне математика из-за достоверности и очевидности своих доводов..», [152]но изучив их, заявляет Декарт, я убедился, что ни логика с ее силлогизмами, ни математика с ее интересом к предметам «весьма отвлеченными и кажущимися бесполезными»,не могут стать основой «метода отыскания истины в науках т.к не могут быть применены ко всем сферам познания и прежде всего к тем, которые имеют непосредственное отношение к человеку- «мыслящей вещи»

Своеобразным аналогом декартовскому методу в области социальных наук явилось в XVII веке стремление теоретиков «естественного права» привести в соответствие «юридический закон» с «законом физической природы человека

Понятие «естественное право», так же точно как и понятие «закон природы» было введено в философский обиход еще античными стоиками. Они использовались ими с целью объединить в «едином космическом государстве» божественных, природных и человеческих существ. В XVII веке эта стоическая идея была использована в качестве универсальной социальной доктрины способной привести в соответствие реалии формирующегося буржуазного общества и , соответствующего ему правового государства («гражданского общества»). В результате юридическое законодательство ,основанное га традициях римского права истолковывается как юридический закон в ,котором устанавливается тождество между законом природы и нравственным законом. Понятия: «природа», «закон» , «разум» , «свобода», «культура» воспринимаются, как неразрывно связанные с развитием цивилизации и государства – процессом, который носит поступательный, прогрессивный характер, человеческая же жизнь, при этом, рассматривается преимущественно в контексте моральной и гражданской философии, исходным понятием для характеристики человека становится понятие «человеческой природы». Приоритетное значение в определении природы человека, у сторонников «естественного права» играл, как и у Декарта, разум, понимаемый ,как «совокупность логических способностей человека» Разум, объявлялся главной силой в создании правового государства и культуры а государство рассматривалось в качестве «главного феномена культуры» поскольку базовой основой всей его деятельности является право, основанное на принципах разума. Таким образом, именно право, основанное на принципах Разума рассматривается в этот период в качестве главного института культуры.

Фундаментальное обоснование этих идей и представлений о культуре было осуществлено выдающимся английским философом Томасом Гоббсомв сочинении «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», опубликованного в 1651 году. Эта книга, в которой главное место занимало учение о человеке и государстве, в силу новизны заключенных в ней идей вызвала резкую неприязнь, как у представителей духовенства ,так и у сторонников монархии. Сочинение Гоббса, стало одним из главных манифестов подготовивших политическую идеологию английской буржуазной революции. Важное место в «Левиафане» отведено проблеме культуры. Догосударственное состояние Гоббс объявляет- антикультурным. В истолковании основы государства –юридического закона, Гобсс придерживался взглядов сторонников т.н. «естественного права»,это понятие было введено в обиход еще в период античности стоиками. Оно отражало их стремление объединить в едином «космическом государстве» все существа –божественные , животные и человеческие. В XVII веке сторонники «естественного права».наполнили это понятие новым смыслом связанным с реалиями зарождавшегося буржуазного общества и соответствующего им правового государства(или «гражданского общества»).При этом традиционный основанный на традициях римского права закон, истолковывался, как считали сторонники «естественного права», как соответствующий «природе человека».

В итоге понятия «природа», «право» «разум», «свобода»,начинают рассматриваться ,как «естественно» связанные с развитием цивилизации и государства. Человеческая жизнь во всех ее проявлениях и, связанная с ней культурная деятельность, рассматриваются, по преимуществу, в контексте моральной и гражданской философии, а юридический закон и право с природным и нравственным законом В свою очередь «культура» истолковывается, как неотъемлемая «часть» цивилизации, а государство объявляется ее главным гарантом. Во этой концепции главную роль играло понятие «человеческой природы»,а главным ее признаком объявлялся Разум. Понимаемый, как «совокупность логических способностей человека» он рассматривался в качестве основной силы в создании правового государства и культуры. Соответственно, гражданское общество (государство) объявлялось главным феноменом культуры, в силу того, что его базовой основой считалось право,основанное на принципах разума. «Догосударственное состояние»,Гоббс объявляет «антикультурным», т.к. в нем действует не закон, а «естественное право»,характерным проявлением, которого является максимальная свобода человека, которая, в «докультурную эпоху» ничем не ограничивается, никаким образом не регулируется и ,сводится , в конце- концов , к «войне всех против всех». Вводя в учение о государстве и праве понятие «культуры», Гоббс его «натурализует» т.к. оно применяется не только к к цивилизованному человеку, но и к неразумным существам. В системе природы свобода рассматривается им, при этом, как противоположность к необходимости и одновременно, как ее дополнение. В гражданском обществе на место «естественного права»,становится «гражданское право», в результате чего свобода человека утрачивает неконтролируемый характер и выступает ,как дополнение к «естественной необходимости»,которая определяется разумной природой человека. С точки зрения, Гоббса, государство выступает как абсолютно необходимое условие культуры, а право, как наиболее приоритетная ее форма, так , «культура разума» находит, в учении английского философа, свое естественное дополнение в «культуре права». Культура, по мнению Гоббса, призвана выявить в «естественном законе»,заданном природой человека, ту изначальную «разумную, моральную» тенденцию, которая содержится в нем в виде потенции, но подавляется в нем до возникновения гражданского общества, действием закона «естественного права» и условиями жизни человека находящегося, в этот период, в состоянии одиночества, постоянного страха и тупости. Значителен был вклад Гоббса в учение о знаковой природе языка культуры, который он рассматривал , как «искусственный продукт разума». Язык, по его мнению, является производным от интеллекта, источником же интеллекта является, Бог. Вместе с тем, язык- важнейший институт культуры, выполняющий главную роль в развитии человека, как разумного существа и в становлении государства, как «гражданского общества». Речь, средство выведения человека из индивидуального одиночества, она важнейшее орудия Разума, «материя общественного договора»

Век Разума стал временем автономизации различных сфер бытия природы ,истории и культуры. Возможность обретения их единства связывается с созданием государства , основой которого должно стать «естественное право»,соответствующее природе человека в которой главенствует Разум. Тем самым культура «естественно» отождествляется с цивилизацией ,главным институтом .которой является государство.