Тема 5. Белорусская общность, национальная идея и государственность.

1. Теоретико-концептуальные основы идеологии белорусской национальной государственности.

2. Формирование белорусского национального самосознания.

3. Становление белорусской национальной государственности.

 

5.1. Теоретико-концептуальные основы идеологии белорусской национальной государственности.

 

Составной частью государственной идеологии является идеология государственности народа. Это сумма идей и представлений, выработанных народом об истоках и становлении своей государственности, особенности устройства институтов государственной власти, направлениях, целях и задачах дальнейшего развития данного государства, способах его взаимодействия с другими государствами.

Идеология государственности тесно связана с общностью, нацией, народом. Она призвана выполнять функцию идейного обоснования и обеспечения интересов народа.

Государственность любого народа представлена в трех ипостасях (видах) – прошлом, настоящем и будущем. Эти представления всегда, во все времена находились в центре пространства. Особенно это очевидно на переломных этапах истории, во времена новых вызовов.

Не случайно во времена жестоких войн люди в первую очередь старались спасти свои исторические реликвии (свою историю) и детей – свое будущее.

Агрессивные соседи, различные политические силы стремились внедрить в сознание народов свое видение государственности. Более того, стремятся преобразовать политические институты, государственное устройство, подчинить всю жизнь народа своим интересам.

Порой идеология государственности служит обоснованию целесообразности таких "переделок", поскольку в предыдущие времена она была деформирована, вошла в противоречие с интересами народа, нации, или, напротив, идеологи государственности ставят вопрос о необходимости укрепления сложившихся государственных институтов, переделать для своих нужд. Как правило, этого домогаются деструктивные политические силы, реализуя свои политические интересы.

История государственности народа или, что практически тоже самое что и история государства и права страны – это результат познания участниками политического процесса прошлого народа, форм его жизни в различные времена, от древности до современности.

Между идеологией государственности и историей государственности народа – прямая, неразрывная связь. Происходившие в прошлом события можно рассматривать в качестве оснований идеологии государственности народа.

Началом государственности народа считается время оформления в сознании народа (белорусов) национальной идеи, преобразующей белорусов в государство-нацию. Начало осуществления национальной идеи на практике означает начало становления этнической общности (белорусов) в качестве субъекта социально-политических отношений.

Завершает этот процесс обретение общностью собственной государственности. Иными словами, этническая общность приходит к осознанию, что она обладает некоторыми особенностями, которые делают эту общность нацией, а, следовательно, и правом строить свою жизнь по своему усмотрению, выступать в качестве нации-государства, определять свою идеологию, формировать институты государственности, выстраивать политическую систему.

 

 

5.2. Формирование белорусского национального самосознания.

Сегодняшнее политическое состояние Беларуси самым тесным образом связано с глубокой предысторией таких племен, как дреговичи, кривичи и радимичи, с племенными союзами, княжениями как первородными формами государственности, совместным проживанием с балтами, ассимиляцией их, началом самозарождения белорусского народа, возникновение территориального ареала его проживания и т. д.

Истоки белорусского этноса сопряжены также с другими важными составляющими истории белорусского народа, с функционированием таких княжеств, как Полоцкое, Минское, Туровское, Слуцкое, в существовании которых современные исследователи находят признаки государственных образований со всеми атрибутами власти.

Судьбы белорусского народа связаны с Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским, Речью Посполитой, Российской империей, Белорусской Народной Республикой, Социалистической Светской Республикой Белоруссии, Социалистической Советской Республикой Литвы и Белоруссии, БССР, суверенной Республикой Беларусь. Как видим, на протяжении столетий формировались духовные, культурные ценности народа, идеи, идеалы, положенные сегодня в основание идеологии белорусского государства, самосознания белорусов. Белорусам есть что сказать миру, заявляя о своих базовых цивилизационных ценностях.

Значимость их велика еще и потому, что это ценности трех народов-братьев: русских, украинцев, белорусов. Сегодня народы идут каждый своим путем, но внутренние их цементирует то, что они из одной исторической колыбели. В 1915 г. известный белорусский поэт Максим Богданович четко определил форму братства наших народов: "рускіх народаў тры" й "усе яны аднаго кораню".

Именно это осознание своих исторических корней позволило сформулировать Президенту Республики А.Г. Лукашенко ясную, вдохновляющую, устремленную в будущее идеологию – сильная и процветающая Беларусь. В нем содержится импульс дальнейшего развития республики, совершенствования самосознания белорусов.

 

5.3. Становление белорусской национальной государственности.

 

Обретение Республикой Беларусь самостоятельности, суверенности подвигло исследователей к изучению ряда проблем, ранее замалчиваемых, непростых. В их числе такие:

– входили или нет славянские земли, княжества, известные до ХIII в. и составляющие сегодня территорию Беларуси в состав Киевской Руси? И в этой связи имеются ли у белорусской государственности белорусские корни?

– являлось ли ВКЛ (ХIII – ХVI вв.) собственно белорусским национальным государством?

– какое значение имело вхождение белорусских земель в состав Речи Посполитой?

– имело ли положительное значение для развития белорусского народа, формирование национальной идеи и становления государственности вхождение Беларуси в состав России и впоследствии в состав СССР?

У политических сил нашего времени есть свои ответы на эти вопросы. Они неоднозначны. Перед лицом агрессии со стороны более сильных и воинственных соседей единство славянских народов в составе Киевской Руси, являлось возможностью самосохранения и развития. Место и значимость Минского, Слуцкого, Туровского, Полоцкого и других княжеств в составе Киевской Руси не были одинаковыми. Полоцкое княжество, к примеру, занимая выгодное геополитическое положение, являлось одним из мощных, менее зависимых от центральной власти и тяготело к самостоятельности.

Сегодня ряд исследователей хотели бы представить Полоцкое Княжество как белорусское государство, как начало самобытной белорусской государственности. Однако ученые, отдавая должное значимости Полоцкому княжеству, склонны видеть в нем достаточно самостоятельное образование, затем удельное княжество, которое "никогда не порывало экономических и культурных связей с Киевской Русью" и не представляло собой отдельное государственное образование. Известный белорусский историк М. Ткачев, давая высокую оценку Полоцкому княжеству, считал, что "гэта залатое зерне залатога коласа, якім была Кіеўская Русь". Вместе с тем мы не можем говорить о Киевской Руси как о едином славянском государстве, отмечает профессор Э.М. Загорульский, – "что существование отдельных русских княжеств со всеми своими столицами и великими князьями воспринималось в то время как естественное явление. Тем не менее, все они составляли одну страну – Русь, с единым русским народом". Данное суждение подкрепляется имеющимися источниками.

Отрицать нашу древнюю "общерусскость" означало бы опровергать очевидное, вошедшее в плоть и кровь белоруской нации, запечатлено в этническом самосознании народа. Известный русский историк М.К. Любавский, отвечая на суждения отдельных ученых, пытавшихся отделить Полоцкое княжество от Киевской Руси и представить его в качестве истока белорусской государственности, писал: "Политическое обособление (после распада Киевской Руси на удельные княжества) однако не привело за собой обособление культурного…Культура Полоцкой земли, насколько можно составить себе о ней представление по крайне скудным данным историков и остатков ее, носила общий отпечаток культуры Киевского периода. И внутренняя политическая жизнь Полоцкой земли в Х – ХII веках шла в общем по тому же самому руслу, по какому шла жизнь в других Западно-русских землях".

Из того и ряда других авторитетных исследований вытекает, что истоки белорусской государственности восходят к общерусской истории, что Полоцкое княжество еще о дно тому подтверждение.

Процесс этнической самоидентификации белорусского народа продолжался в составе ВКЛ (ХIII – ХVI вв.). Это было полиэтническое государство, объединявшее на федеративной основе русские, литовские земли. В нем получили развитие родной русский язык, приобретавший черты белорусского, правовая культура, книгопечатание, философская и политическая мысль, православие.

В рамках ВКЛ формировалась белорусская народность, что, однако, не дает нам оснований считать это образование белорусским государством. В ВКЛ русский народ не утратил своей "русскости". Это проявлялось в разговорном языке, языке делопроизводства, в статутах государства, наконец, в названии самого княжества.

Известный политик и мыслитель того времени Константин Острожский, определяя коренных жителей ВКЛ, называет их – "народ тутошний русский".

Огромное значение для собственного национального осознания и подготовки своей, белорусской государственности имел период, когда в соответствии с Люблинской унией 1569 г. ВКЛ было вовлечено в такое государственное образование, как Речь Посполитая. Реализуя задачу полного подчинения ВКЛ своим интересам, Речь Посполитая преуспела в окатоличении русского православного населения, однако она не учла стремления русских сохранить свои традиции и верования, найти свой путь в создании самостоятельного государства. Эти чаяния в полную силу проявились после заключения Брестской унии 1596 г., когда создалась угроза тотального ополячения и насильственного вовлечения православного населения в униатство. Значительным шагом на пути к национальной государственности явились исторические события, в результате которых белорусские земли с русским населением, отторгнутые в годы противостояния и жестокой борьбы России с Польшей, были присоединены к Российской Империи.

Угроза утраты своей самоидентичности, православия миновала. В составе России население белорусских земель с другими народами, боровшимися за национальное самоопределение, приближало время создания своего государства.

Исследователи имеют прямо противоположные точки зрения на этот период белорусской истории, обвиняя самодержавие в русификации населения земель, вошедших в состав России. Профессор В.А. Мельник так отвечает авторам подобных утверждений, что это "было ничем иным, как возвращением белорусов к своим историческим корням и своей славяно-русской идентичности, к своим цивилизационным основаниям. Бессмысленно говорить о русификации народа, который по определению является русским. Именно в период вхождения Белой Руси в состав Российской Империи были подготовлены этнические, социальные, экономические, политические и духовные предпосылки для реального процесса становления собственно белорусской или, иными словами, национальной белорусской государственности".

Путь Беларуси к своему суверенному государству был не простым. Но именно Россия, а не Речь Посполитая в ХХ столетии создала белорусское государство. БНР, ССРБ, Литбел, БССР, СССР - этапы этого исторического пути. Провозглашенное в 1991 г. суверенное государство Республика Беларусь, таким образом, подтверждает, что белорусский народ накопил богатый опыт развития своей культуры, духовности, положенных сегодня в основу национальной идеологии и государственности на свободной земле.