Немецкое возрождение IX века
784-856 | Рабан Мавр – ученик Алкуина, епископ Майнца, аббат Фульдского монастыря (822-842) –«Воспитатель Германии». При нем аббатство Фульда становится важнейшим центром христианской культуры. Будучи епископом Майнце, содействовал монастырскому школьному образованию. Автор учебников для церковных школ и учебно-практической энциклопедии «О вселенной», включавшей сведения о различных науках и краткий очерк естествознания. В сочинении «О воспитании клириков», являвшейся компиляцией из сочинений «отцов церкви», он разделяет науки на две части: «божественные» (богословие) и «человеческие» (все остальное знание). Первые он считает необходимыми для христианина, а «человеческие» науки разделяет на полезные и вредные для него. Вредны, по его мнению, мантика и астрология, полезны – «семь благородных искусств». Он также выделяет группу «механических искусств», к которым относит произведения в металле, дереве и камне и объединяет их в единое целое с искусствами квадриума и медициной, следуя в этом традиции, идущей от Платона[85]. Знания древних нужны христианину лишь в той их части, в которых содержатся «осколки» божественной мудрости». Робан составил словарь библейских аллегорий, положивший начало аллегорическому истолкованию как богословских, так и античных текстов. Так, например, «вода» истолковывалась в его словаре как Святой дух, Христос как высшая мудрость, иногоглаголие, преходящая жажда, крещение, тайная речь пророков и т.п. – всего 28 значений, при этом каждое из них подтверждалось ссылкой на библейский текст. |
850-е – до середины 12 в. | Начало ранней схоластики |
810-877 | Иоганн Скот Эриугена – ирландский философ схоласт, при Карле Лысом стал главой придворной школы в Париже. Мировоззрение – христиански интерпретированный неоплатонизм. Э. перевел на латинский язык соч. Псевдо Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника. Настаивал на примате разума перед авторитетом религиозного предания. В трактате «О разделении природы» из 5-ти книг Э. утверждал, что между откровением и разумом нет противоречия и доказывал это путем аллегорического истолкования Писания в духе гностициозма. Он считал, что присутствия бога есть во всем, но вместе с тем бытие Бога имеет одновременно и запредельный характер. «Все исходит из Бога и возвращается к Богу». Пантеистические идеи Э. впервые поставили в христианской онтологии ее важнейшую проблему о соотношении бога и мира. Э. объединяет в едином понятии «сущего» или «природы» бога и мир. Эти идеи впоследствии были использованы еретическими мыслителями 13 века и осуждены католической церковью. В учении о человеке Э., вопреки официальной средневековой ортодоксии, подчеркивает ценность и роль человека. Это выразилось, в частности, в его интересе к определению места знаний, связанных с трудовой деятельностью (т.н. «механических искусств»), в общей системе знания. Проблема искупления человека рассматривается Э. как необходимая стадия развития мирового космоса, что позволяет утверждать, что теоцентризм в учении Э. «переплетается с антропоцентризмом»[86]. |
810-895 | Фотий - патриарх Константинополя. Составитель «Миробиблиона» - первого средневекового библиографическоготруда, включавшего аннотации церковных и светских сочинений (исторических, географических, медицинских и др.) христианских, греческих и латинских авторов. Способствовал распространению христианской культуры среди славянских народов в Великой Моравии, Болгарии, Руси. Патрон миссии славянских просветителей Кирилла и Мефодия. |
836-886 | Василий I Великий – император Византии, при котором Византийская империя достигла величайшего могущества. |
849-900 | Альфред Великий. Король англосаксонского королевства. Собрал воедино старые англосаксонские законы в единый свод «Правда Короля Альфреда» (890), включив в него постановления отражавшие развитие новых феодальных отношений. Создал при дворе небольшой кружок образованных приближенных наподобие Академии Карла Великого. Изучив латынь, перевел на англо-саксонский язык «Утешение философией» Боэция, способствовал переводу членами кружка богословских, философских сочинений с латинского. Восстановил многие монастырские школы, разрушенные во время нашествия датских варварских племен. При нем были созданы хроники-анналы,связанные с историей англосаксов. |
Русский флот князей Аскольда и Дира, подступает к стенам Константинополя. Нападение на Константинополь русичей. Первое упоминание о Руси в византийских хрониках. | |
Норманы по предводительством Рюрика утверждаются в Новгороде. | |
Константин (Кирилл 827-867)[87] и Мефодий (815-885) – византийские монахи, апостолы и первоучители славянских народов, по поручению патриарха Фотия организуют ведение богослужения на славянских языках. С этой целью Кирилл создает славянскую азбуку (глаголицу) и с помощью Мефодия переводит на южно-славянский диалект несколько богослужебных книг. Римский папа Николай Великий до 867 года покровительствует Кириллу и Мефодию в деле христианизации славянских племен. Начинается строительство феодальных замков (первоначально из дерева). Распространение в Англии, Германии, Франции литургической[88] драмы – религиозных представлений, входивших в состав пасхальных и рождественских служб. (Наиболее ранняя из них «Три Марии» была создана в 9 веке.) | |
В Константинополе открывается высшая школа (Университет). | |
Людовик (Людвиг) Германский вновь объединяет территории, входившие в империю Карла Великого. | |
Климент Охридский (840-916) – болгарский писатель и просветитель, ученик Кирилла и Мефодия. Основывает в Охриде школу славянской письменности и просвещения (Болгария). | |
конец 8века - 870 | Аль –Кинди, арабский ученный и философ, первый представитель восточного аристотелизма. “Философ арабов”. Ввел на арабском Востоке в научный обиход труды античных авторов. Автор более 2000 трудов по метафизике, математике, астрономии, логике, медицине. |
895 | Карнавальная культура. Представление уличных артистов – акробатов, дрессировщиков, жонглеров в Западной Европе. Появление лирических произведений (элегий) и эпических циклов «Старшая Эдда», поэзия скальдов на местных диалектах (Исландия). |
Конец века – эпоха безнравственности пап и нравственного разложения многих служителей клира («порнократия»)[89] – стимулируют развитие реформаторских движений. Конец раннего средневековья и возникновение Новой Европы[90]. |