Теоретическая концепция исследования
ТЕМА 6. Опыт двустороннего научного сотрудничества по исследованию правосудия по делам несовершеннолетних в России и в США
При разработке теоретической концепции данного двустороннего исследования авторы учитывали следующие обстоятельства:
а) рассмотренную выше общность многочисленных моделей судов по делам несовершеннолетних, существующих в современном мире и в целом образующих систему правосудия, имеющую право называться автономной по отношению к системе общего правосудия;
б) возможность включить в число научных гипотез исследования выявление этой общности и в соответствующих моделях судов для несовершеннолетних, функционирующих в США и в России;
в) обязательный учет своеобразия исторического развития систем правосудия для несовершеннолетних в США и в России, следствием которого неизбежно возникновение разных общих моделей судов для несовершеннолетних в сравниваемых странах;
г) включение в этой связи в задачи исследования выявление и оценку (правовую и социальную) предполагаемых и обнаруженных в ходе исследования признаков общности и различий моделей судов в США и России;
д) теоретическую и практическую значимость рекомендаций по использованию национального опыта обеих стран по судебной охране прав несовершеннолетних и борьбе с преступностью;
е) включение в этой связи в исследование задачи создания вариантов эффективных моделей правосудия для несовершеннолетних;
ж) необходимость исследования взаимосвязи правосудия по делам несовершеннолетних и общеуголовного правосудия. Включение в этой связи в число теоретических гипотез данного сравнительного исследования вопроса о возможностях (границах) рассмотрения дел несовершеннолетних в общеуголовных судах для взрослых и дел о взрослых соучастниках несовершеннолетних преступников — в судах по делам несовершеннолетних;
з) учитывая специфику правосудия по делам несовершеннолетних, как комплексной судебной юрисдикции, относящейся к разным отраслям права и процесса, — акцентирование внимания на анализе тех специфических видов судов, которые, помимо судов для несовершеннолетних, определяют эту специфику. Соответственно, в исследование включено изучение семейных и опекунских судов.
Сравнительное исследование правосудия по делам несовершеннолетних в США и в России включало:
а) анализ судебных систем по историческим этапам их развития;
б) изучение действующих моделей судов для несовершеннолетних;
в) оценку данных судебной практики и результатов воспитательного воздействия судебного процесса на несовершеннолетних;
г) сравнение методов и форм исполнения наказания и постпенитенциарного режима для несовершеннолетних. Предварительные оценки эффективности этих систем в сравниваемых странах.
Практическое использование результатов сравнительного исследования мыслилось на данном этапе в виде внедрения этих результатов в учебные программы для студентов и судебных работников обеих стран. В их числе — предложения о чтении специальных курсов повышения квалификации судей, проведении семинаров для студентов. В экспериментальном порядке такой семинар проводился в Университете Корпус Кристи. Семинар вели авторы настоящей лекции.