НИЖНИЙ МИР

Земное пространство

Промежуточное небесное пространство

Высшие небесные сферы

ВЕРХНИЙ МИР

 

 

VII Сатья/Брахмалока (рай Брахмы)
VIТапарлока (мир Вираджа)
VДжанарлока (мир Маричи, Атри и Ангираса)
IV Махарлока (мир Бхригу)

 

 

IIIСварлока   *(Полярная звезда) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * (Солнце)   рай Вишну Вайкхунтха   рай Индры Сварга рай Кришны Голока  

 

IIБхуварлока   * (Солнце)

 

 

IБхурлока   Гора Меру  
  Васумати  
Джамбу-двипа Бхаратаварша
     

 

 

 

 

Патала

 

Iатала (мир Махамайи)
II витала (мир Хатакешвары)
III сутала (мар Бали)
IV талатала (мар Майи)
V махатала (мир огромных змей)
VIрастала (мир Випрачитти)
VIIнагалока (мир Васуки)

 

Нарака

 

I пут
II авичи
III самхата
IV тамсира
V риджиша
VI кудмала
VIIкакола

 

 

7 миров верхнего мира это: (1) бхурлока (земля, точнее, ее поверхность, на которой обитают люди, животные и все земные божества – духи гор, равнин, рек, лесов и т.д.); (2) бхуварлока (пространство между землей и солнцем – местопребывание святых мудрецов); (3) сварлока (промежуточное пространство, расположенное между солнцем и Полярной звездой – здесь находятся планеты и звезды, которые прикреплены к Полярной звезде и движутся вокруг вершины горы Меру. Здесь же расположены три райские обители: рай Индры Сварга, рай Вишну Вайкхунтха и рай Кришны Голока (последних два на г. Меру); (4) махарлока (местопребывание Бхригу – сына Брахмы, одного из семи махариши, некоторых Праджапати – мудрецов и праотцов человеческого рода, и других выдающихся святых); (5) джанарлока (местопребывание первых трех сыновей Брахмы – Маричи, Атри и Ангираса); (6) тапарлока (местопребывание божества Вирадж – мужского начала, образовавшегося после разделения тела Брахмы на две половины); (7) сатьялока, или брахмалока («мир истины», рай Брахмы, где пребывает он сам, погруженный в медитацию; в него попадают только те смертные, которые при жизни отличались исключительной праведностью и за это избавились от цепи перерождений сансары. Они пребывают в брахмалоке в созерцании истины и состоянии вечного блаженства). Первые три мира (включая подземный) разрушаются в конце каждого дня Брахмы (кальпы), а остальные – в конце его жизни.

По одной версии, в самом центре земли (бхурлоки), на «золотой земле» Васумати, стоит золотая гора Меру– центр всего мироздания.Вокруг горы Меру вращаются солнце, луна, планеты и звезды. На вершине Меру (доходящей до мира сварлока) находится Вайкхунтха, райская обитель Вишну и Лакшми, в которой пребывают небесные божества, гандхарвы – небесные певцы и музыканты, нимфы апсары и другие небожители; а на ее южных склонах, рядом с Вайкхунтхой, расположен рай Кришны Голока, куда переносятся после смерти приверженцы Кришны в виде коров, животных и птиц, а наиболее преданные – в виде пастухов и пастушек (гопов и гопи), которые присоединяются к небесному танцу Кришны и живут в прекрасных рощах и беседках. На Меру нисходят (а по некоторым версиям и имеют обители) и высшие боги – Брахма, Индра и Шива. Гору Меру окружают 4 материка (двипа), отделенные друг от друга океанами. Главным из них является Джамбу-двипа, который непосредственно примыкает к южному склону Меру и состоит из 9 частей. Это название связано с деревом «джамбу», родом яблони, растущем на южном склоне Меру. Южная часть Джамбу-двипы называется Бхаратаварша, или Бхарата – это и есть Индия. Священная река Ганга стекает с небес сначала на Меру, а потом – вниз, на землю. Меру находится где-то на севере, за Гималаями. По другой версии, центром земли является гора Сумеру, вокруг которой располжены 8 великих гор, и Меру - только одна из них. Эти великие горы окружают 7 континентов, от которых Джамбу-двипа (1-й континент) отделен соленым океаном. Остальные континенты отделены друг от друга морями вкуса сахарного тростника, вина, масла, сливок, простакваши, молока и патоки.

Под поверхностью земли (бхурлокой) расположено подземное царство патала, в котором обитают асуры (дайтьи, данавы), якши, наги и другие божества и духи, которые противостоят богам, обитающим в небесных сферах. 7 миров паталы составляют: (1) атала («земля золота», находится в подчинении асура Махамайи) – (2) витала («земля дерева», ею правит асур Хатакешвара, манифестация Шивы); (3) сутала («земля металла», ею правит Бали, царь дайтьев – асуров-гигантов, детей Дити и Кашьяпы, заклятых врагов жертвоприношений, которые борются с богами, сыновьями Адитьи. Здесь же обитают и якши – аналоги гномов, слуги бога богатства Куберы, которые охраняют его заповедные сады на горе Кайлас и сокровища, зарытие в земле и горных пещерах); (4) талатала («земля земли», ею правит Майя - асур-зодчий, живущий в золотом дворце со своей дочерью Мандодари); (5) махатала («земля огня», местопребывание огромных змей); (6) растала («земля воды», местопребывание дайтьев и родственных им данавов, асуров водной стихии, которыми правит их владыка Випрачитти); (7) патала, или нагалока («земля воздуха», царство нагов; считается прекраснейшим местом в мире и, по словам махариши Нарады, превосходит своей красотой и богатством рай Индры Сваргу. Столица нагалоки – Бхогавати, выложена золотом, а посредине ее высится сложенный из драгоценных камней дворец царя нагов Васуки). В разных источниках названия этих миров отличаются, и только нижний всегда именуется паталой или нагалокой.

Под паталой располагаются 7 миров ада нарака. На нижней границе с миром нагалока находится столица владыки ада Ямы – Ямапура, где определяется участь умершего, а ниже следуют сами миры ада. В первых четырех мирах наказывают за сравнительно незначительные проступки, а последние три мира, погруженные в вечную тьму, предназначены для злостных преступников: (1) пут (отведен для бездетных; представляет собой пустыню из горящих углей, по которой мечется грешная душа); (2) авичи (для душ, ожидающих нового воплощения; еще более горячий, в нем душа непрестанно сжигается огнем и никак не может сгореть, к тому же ее постоянно жалят насекомые); (3) самхата (холодный ад, темное место, во льдах которого грешные души постоянно мучаются от голода и жажды); (4) тамисра (здесь грешников непрерывно режут на куски острыми лезвиями); (5) риджиша (здесь грешные души привязаны к колесу водяной мельницы и принуждены постоянно рвать кровью; их непрерывно терзают змеи, ядовитые насекомые, дикие звери и птицы, воплощающие в себе укоры совести); (6) кудмала (здесь грешники поочередно испытывают то невыносимую жару, то смертельный холод, при этом их рвут на части бешеные псы; здесь же течет подземная река Вайтарани, полная крови, гноя и нечистот, в которой грешники задыхаются); (7) какола («ад без избавления» - здесь в кромешной тьме светится только пылающая яма, в ней грешники горят и не могут сгореть до конца; рядом демоны раздирают их на части раскалеными щипцами, сбрасывают на остроконечные деревья, варят в масле и т.д.; в минуты передышки грифы поднимают их высоко в небо, а затем швыряют оттуда в чаны с раскаленным, бурлящим металлом. Пытки особенно мучительны из-за того, что все чувства грешников предельно обострены. И самое главное: в отличие от тех, кто пребывает в верхних шести мирах и кто по истечении определенного срока мучений получает новое рождение на земле, обитатели седьмого мира должны страдать до конца кальпы, т.е. до тех пор, пока не погибнет вся вселенная.

Чтобы творить, Брахме, как и другим богам, необходима активная творческая женская сила (шкати), и он создал ее из собственного рта. Так возникла прекрасная и сияющая ослепительно белым светом богиня знания, учености и искусств Сарасвати. Брахма, ослепленный ее красотой и собственной страстью, стал повсюду преследовать ее (в сущности, собственную дочь) и, чтобы видеть ее постоянно, Брахма создает себе четыре головы, а когда Сарасвати удалилась на небо, чтобы найти убежище у богов, он создал сверху и пятую. Тогда Шива, пришедший в ярость от совершенного Брахмой греха инцеста, отрубил ему пятую голову, оставив только четыре (но в итоге Сарасвати все равно выходит за него замуж). Некоторые версии этого мифа исходят из того, что этим Шива дал почувствовать Брахме, что тот не выше его и подчеркнул его подчиненное положение среди высших божеств. (Правда, позднее Шива очень пожалел о содеянном – голова Брахмы намертво пристала к его руке, и прошло много времени, прежде чем Шива смог смыть с себя этот грех).

В другом мифе рассказывается, как Вишну наказал Брахму за то, что тот не откликнулся на страстный любовный призыв апсары-обльстительницы Мохини, облик которой обычно принимал сам Вишну. В наказание за такое пренебрежение Вишну потребовал от Брахмы покаяния и тем опять-таки дал почувствовать ему его место.

Брахма изображается сидящим в лотосе, произрастающим из пупка Вишну. У него красная кожа, четыре лика и четыре или восемь рук, в которых он держит четыре веды, жезл, ложку для совершения жертвоприношений, сосуд с водой из Ганги, четки, иногда цветок лотоса. Одна рука обращена открытой ладонью к зрителям в жесте защиты и покровительства.

Сотворив мир, Брахма пребывает в медитации в своем царстве Брахмалока, куда после смерти попадают души праведников. Средством передвижения (ваханой) Брахмы является белый лебедь (или гусь), который, в силу того, что он свободно передвигается и по суше и по воде, и по воздуху, является символом высшего знания и духовной свободы. Его дальнейшие миграционные перелеты ассоциируются в индуистской мифологии со стремлением души к освобождению, с ее свободным полетом к Высшему Источнику, Брахману.

Зато Вишну и Шива вызывают у людей самые горячие чувства. В традиции индуизма сложились два главных культовых течения: вишнуизм и шиваизм. В каждом из них главный бог, сохраняя свою специфику и присущие ему функции, выступает как верховный правитель мира, воплощение божественного Абсолюта Брахмана. Последователи этих течений не только не враждуют между собой, но считают, что поклоняются одному и тому же божеству. На многих изображениях божество даже представлено наполовину Вишну, а наполовину – Шивой. Принадлежность к тому или иному течению обусловлена, как правило, родовыми и семейными традициями.