Этапы развития международного сотрудничества в области правосудия по делам несовершеннолетних
Как бы сложен и извилист ни был путь кооперации ученых и практиков юстиции в изучении проблем правосудия по делам несовершеннолетних, в целом можно оценить его как поступательный — и по формам, и по масштабам исследований, о которых идет речь.
Разумеется, начало существования юрисдикции по делам несовершеннолетних, первые шаги «детских» судов могли толкнуть лишь на очень ограниченные попытки изучить нарождающийся опыт. И касались эти контакты, лишь условно обозначенные как международные, небольшого числа стран. Дальнейшее изложение покажет это достаточно ясно. Однако постепенное распространение указанных судов в мире, создание банка информации и опыта, соответственно, расширили и область исследований, равно как и число участников.
Итак, что же было в начале этого пути? Видимо, придется кое-что вспомнить из истории возникновения и дальнейшего распространения судов для несовершеннолетних. Поскольку читатель может найти соответствующую литературу по этому вопросу и более подробные сведения о нем (2), ограничимся кратким очерком.
В июле 1899 г. в г. Чикаго (штат Иллинойс, США) был организован первый суд по делам несовершеннолетних. Это не значит, что вопросы судебной охраны прав несовершеннолетних, процессуальное положение подростков-правонарушителей не волновало прогрессивных юристов того времени в других странах. Напротив, свой голос в защиту детей и подростков они поднимали задолго до того, как их усилия увенчались успехом, и такой суд был создан. А для этого беспокойства было достаточно оснований. Как отмечается в исследованиях, посвящённых данной проблеме, общая карательная направленность правосудия в отношении несовершеннолетних была повсеместной. И она усугублялась такими факторами, как социальная и психологическая неадаптированность несовершеннолетних.
Создание суда для несовершеннолетних в самом конце XIX в. было и победой гуманистических идей в праве, и, в то же время, обстоятельством, достаточно усложняющим деятельность правосудия. В самом деле, возникла подсистема, в своей основе существенно отличающаяся от правосудия, привычного для буржуазного юридического мышления. Здесь — и целый комплекс специфических правил судопроизводства, и особая методология избрания мер воздействия, и своеобразная система исполнения наказания и мер, его заменяющих. Надо сказать, что в начале деятельности «детских судов» была не только эйфория, но и возникло жесткое противостояние с догматическим представлением о роли суда по делам несовершеннолетних. Уже одно это привлекло к нему внимание не только в национальных исследованиях проблемы, но и за пределами США. И все же не это было главным. Основное состояло в том, что опыт чикагского «детского» суда был быстро воспринят во многих странах. Началось, как тогда писали, победное его шествие по странам и континентам. И немудрено, что широкому распространению судов для несовершеннолетних в мире и предшествовало, и сопутствовало стремление многих энтузиастов этого движения получить опыт деятельности американских «детских» судов прямо «на месте» — в Америке. Конечно, это еще не было международное сотрудничество, но была определенная активизация двусторонних связей деятелей юстиции стран, где начали создаваться подобные суды, с американскими юристами, уже имеющими известный опыт работы в судах для несовершеннолетних.
Как свидетельствует история, импульс для первых таких контактов исходил отнюдь не из юридических кругов. В частности, во Франции сведения о работе чикагского суда для несовершеннолетних впервые были получены от инженера Эдуара Жюлье. Вернувшись из США, он в феврале 1906 г. сделал в Парижском социальном музее доклад об американских судах по делам несовершеннолетних, использовав для этого материалы Американской тюремной комиссии (3). В то время, писал П.И. Люблинский, для Франции была характерна необычайная неотзывчивость на иностранные влияния (4). И, несмотря на это, опыт США был воспринят довольно быстро, а в самом докладе Э. Жюлье наибольшее внимание было уделено освещению опыта тогда уже знаменитого американского судьи по делам несовершеннолетних Линдсея.
В Германии, как и во Франции, перенос на немецкую почву американского опыта создания «детских» судов произошел после доклада, сделанного в июле 1907 г. профессором Фройденталем во Франкфуртском юридическом обществе. Доклад Фройденталя, как и доклад Жюлье, опирался на данные официального отчета американской тюремной комиссии, а также на личные впечатления докладчика, изучавшего деятельность «детских» судов непосредственно в США (5).
Не останавливаясь подробно на том, как создавались рассматриваемые суды во Франции и в Германии (6), обратим внимание на необычный для тех времен источник получения сведений — изучение иностранного опыта в той стране, где он зародился; попытки провести сравнительное исследование собственной национальной судебной системы с иностранной и перенести особенности последней в правосудие своей страны. Если вспомнить общие теоретические посылки концепции международного сотрудничества в области уголовной юстиции, о чем шла речь в теме 1, становится ясным, что исторически первыми стали использоваться наиболее простые формы этого сотрудничества: двусторонние контакты, цель — получение и освоение опыта, практики, законодательных новелл, которых у заинтересованной стороны, идущей на контакты, еще нет.
Можно, конечно, отметить, что при этом еще сильно было влияние собственного национального законодательства. Поэтому национальные модели судов для несовершеннолетних и во Франции, и в Германии оказались отнюдь не одинаковыми, хотя обе страны, как известно, принадлежат к одной и той же, континентальной системе права. Тем не менее, начало было положено, и развитие этой формы сотрудничества стран в области правосудия для несовершеннолетних стало со временем интенсивным. Причем двусторонние международные связи фактически и дали первоначальный импульс последующим региональным, а затем и более широким и сложным межгосударственным совместным исследованиям.
Отметим, что и Россия пошла по указанному пути, и ее представитель — известный исследователь проблем преступности и судебной защиты несовершеннолетних профессор П.И. Люблинский — также провел первые исследования новой судебной системы по делам несовершеннолетних непосредственно в США. Именно ему мы обязаны тем, что можем анализировать сейчас историю возникновения международных исследований судов для несовершеннолетних в мире. Он первый дал и оценку важности непосредственного, личного участия иностранных ученых в изучении теории и практики зарождения и развития новых правовых институтов в других странах. В своей главной работе по этой теме — монографии «Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте» — он обобщил еще небольшие и несмелые шаги по кооперации ученых и практиков юстиции в изучении феномена преступности несовершеннолетних, в оценке роли новой судебной юрисдикции по делам этой категории. В его работе особое место занял анализ перспектив развития судебных форм защиты несовершеннолетних и взаимного обогащения в данной области законодательств и практики разных стран. Делает он и определенные выводы относительно эффективности работы новых судов. Отметим, что и сейчас двусторонние формы международного сотрудничества являются весьма распространенными и результативными.
Второй исторический этап международного сотрудничества в области проблем правосудия по делам несовершеннолетних — это рождение и начало деятельности международных организаций, поставивших своей целью борьбу с молодежной преступностью и юридическую, в том числе, судебную, охрану прав детей и подростков.
Таких организаций создано немало. Исторически они возникали в разное время, и их влияние на развитие международного сотрудничества в интересующей нас области было неодинаковым. Видимо, главной из них (в аспекте нашей темы) следует признать Международную ассоциацию магистратов по делам несовершеннолетних и семьи (МАМНС), оказавшую наибольшее влияние на развитие межнационального сотрудничества в исследовании проблем правосудия по делам несовершеннолетних.
Двусторонние контакты ученых и практиков из разных стран утвердились прочно, но совместные исследования с участием представителей нескольких стран до определенного момента не проводились. Происходило своеобразное накопление опыта работы судов для несовершеннолетних. Отметим, кстати, что и само их становление растянулось примерно на три десятка лет. Первый такой суд был, как отмечалось, создан в США в 1899 г., а последний (хронологически) — в Греции в 1939 г. (7). За это время накопилось немало удач, но не меньше и ошибок, что требовало осмысления судебной практики на более высоком, международном уровне.
Именно поэтому и произошло организационное оформление уже существовавших к тому времени личных профессиональных связей судей по делам несовершеннолетних в международную организацию этого профиля. Так в 1928 г. была основана Международная ассоциация судей для детей. На первом ее конгрессе, проходившем в июле 1930 г. в Брюсселе, был принят устав ассоциации, где были определены и цели новой, причем первой международной профессиональной организации, занимающейся детьми и подростками. К этим целям относилось способствование деятельности судей по делам детей в охране прав детей и подростков. В уставе была сформулирована и задача защиты судей от негативного воздействия на них при осуществлении ими функций правосудия.
Современное свое наименование рассматриваемая ассоциация получила на своем пятом конгрессе, также проходившем в Брюсселе в июле 1958 г., ровно через 30 лет после ее первого конгресса. Ассоциация стала называться Международной ассоциацией магистратов по делам несовершеннолетних (точный перевод — «молодежи») — МАМН. Новое название отразило сущность суда для несовершеннолетних, который в большинстве стран, где он создан, является судом магистратским. Несколько изменились и цели ассоциации. Они приобрели более четкую юридическую ориентацию. В ее уставе было сказано, что МАМН способствует знанию законодательства и методов правосудия в целях юридической защиты молодежи и семьи. Она призвана к тому, чтобы мир услышал голоса магистратов и других специалистов, занимающихся несовершеннолетними и вносящих свой вклад и богатый опыт в их научные исследования (8).
Думается, что в этом уже была заложена теоретическая и практическая основа для развития будущих международных связей в области правосудия по делам несовершеннолетних. Так это и произошло в дальнейшей работе МАМН, которая с тех пор и до наших дней стала объединяющим центром теоретических разработок и обобщения судебной практики по делам несовершеннолетних на международном уровне. Вопросы эти подробно рассматриваются ниже. В историческом же плане интересно отметить, что с годами МАМН расширяла сферу своей деятельности, включив в нее и проблемы семейных отношений. В 1978 г. эта направленность получила организационное оформление. МАМН стала называться Международной ассоциацией магистратов по делам несовершеннолетних и семьи (МАМНС) Отныне она занимается всеми вопросами, возникающими в рамках механизма «семья — подросток — юстиция». Такое развитие отвечает и новым тенденциям в самой системе правосудия для совершеннолетних, где на первое место начинает выдвигаться семейный суд, как комплексная судебная юрисдикция по делам несовершеннолетних. Отметим в заключение, что МАМНС — единственная международная организация (имеющая сейчас уже статус неправительственной организации ООН, категория «Б» при ЭКОСОС и ЮНЕСКО), которая целиком посвящает свою деятельность правосудию по делам несовершеннолетних. Каждый ее конгресс, каждое заседание руководящих органов, проводимые ею международные семинары, равно как и участие ее в соответствующих международных форумах других организаций, вносит немалый вклад в развитие теории и практики уголовной юстиции по делам рассматриваемой категории. МАМНС широко использует в своих межгосударственных исследованиях метод сравнительного правоведения.
В 1928 г. возникла еще одна международная организация, которой суждено было сыграть немалую роль в формировании международного сотрудничества по проблемам правосудия по делам несовершеннолетних. Это — Международная федерация женщин юридических профессий. Создание ее связывается со следующим эпизодом. Пять женщин—адвокатов и судей — известных юристов своих стран (это были представительницы Франции, Бельгии и Польши) собрались как-то в Париже и задумали создать международную организацию, имеющую цель защиты прав и интересов женщин, способствующую продвижению женщин к юридическим профессиям и к занятию этой деятельностью. А надо сказать, что в 20-е годы выбор этой цели был отнюдь не праздным: ведь доступ женщин к юридическим профессиям был достаточно труден, сопряжен с преодолением многих препятствий.
И на первых порах вновь созданная международная организация занималась в основном тем, что защищала право женщин на профессиональную юридическую деятельность. По мере же завоевания женщинами искомого равенства с мужчинами в этой области, интересы индивидуальных и коллективных членов Международной Федерации женщин юридических профессий (МФЖЮ) стали обращаться к содержанию юридической профессиональной работы, к институтам, в рамках которых данная работа осуществляется.
И в числе первых таких институтов оказался неизбежно суд по делам несовершеннолетних. Именно в это время важно было обобщить накопившуюся судебную практику (во Франции такой суд функционировал уже более 12 лет, в Бельгии и в Польше — 9 лет), функционирование суда для несовершеннолетних с неизбежностью подняло вопросы комплексной охраны детей и семьи. И к чести МФЖЮ надо сказать, что эта международная организация первая взялась за изучение таким способом проблем женщин, детей и семьи. За период с 1928 по 1991 гг. на конгрессах и заседаниях советов МФЖЮ рассматривалось 1емало сложнейших вопросов, как истории, так и современного состояния этой проблемы. И неизменно судебные средства защиты детей и подростков находили среди них свое достойное место.
Возникли в тот период и такие международные объединения ученых-юристов, которые не ставили главной целью сотрудничество по вопросам, касающимся несовершеннолетних, и, вместе с тем, внесли немалый вклад в разработку проблем правосудия по делам несовершеннолетних именно на международном уровне. Речь идет о Международном обществе социальной защиты (МОСЗ), основанном в 1947 г. как Международный институт социальной защиты (современное название он получил в 1949 г.); о Международном криминологическом обществе (МКО), созданном в 1934 г; о Международной ассоциации уголовного права (МАУП), возникшей ранее всех перечисленных выше юридических международных организаций — в 1924 г.
Очевидно, что изучение проблем правосудия вообще и по делам несовершеннолетних, в частности, в рамках перечисленных трех международных организаций было всегда подчинено их уставным целям. Соответственно, исследования получали разную специфику. Так, в рамках МКО это был всегда и есть поныне анализ причин преступности. Значит, правосудие для несовершеннолетних интересует членов МКО лишь в плане предупреждения этой преступности. Теоретическая и практическая ориентация МАУП дает несколько иной аспект анализа проблем правосудия для несовершеннолетних: совершенствование форм и методов уголовной процедуры и разработки уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Ближе всего к исследованию на международном уровне общей гуманистической «одели правосудия по делам несовершеннолетних оказались цели МОСЗ, в основу которых положены идеи движения новой социальной защиты.
Ниже, при рассмотрении некоторых совместных международных проектов, в которых участвует МОСЗ, будут проанализированы исследования, посвященные несовершеннолетним и их судебной защите. Здесь же важно обратить внимание на то, что из двенадцати конгрессов, проведенных МОСЗ со времени его основания, два имели темы, относящиеся только к несовершеннолетним и молодежи: пятый конгресс (Стокгольм, 1958 г.) — «Административное или судебное вмешательство в отношении социально неадаптированных детей и подростков»; шестой конгресс (Белград, 1961 г.) — «В какой мере оправданы различия в правовом статусе и обращении с несовершеннолетними, молодыми взрослыми и взрослыми делинквентами?». Остальные десять конгрессов в большей или меньшей степени ставили задачи изучения и совершенствования судебных мер борьбы с преступностью несовершеннолетних, а также — судебной охраны прав подростков. Можно для примера указать на темы восьмого конгресса МОСЗ (Париж, 1971г.) — «Техника судебной индивидуализации», девятого конгресса (Каракас, 1976 г.) — «Социальная маргинальность и юстиция». Большое значение для развития международного сотрудничества в области проблем правосудия имел одиннадцатый конгресс МОСЗ (Буэнос-Айрес, 1986 г.) — «Интернационализация современного общества в области преступности и ответ движения социальной защиты».
В новую стадию международное сотрудничество в области проблем правосудия по делам несовершеннолетних вступило и обрело новые, более глобальные и значимые черты в связи с созданием ООН и ее многочисленных межгосударственных и неправительственных организаций, институтов и центров. Именно после этого и рассмотренные выше профессиональные юридические международные организации получили соответствующий статус в системе ООН. Проблемами преступности несовершеннолетних и юридической охраны их прав стали заниматься Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международный союз защиты детства, Всемирная ассоциация друзей детства и ряд других организаций.
Венский центр ООН, например, включает в свою деятельность разнообразные программы, прежде всего связанные с исследованием содержания и уровня юридической и социальной охраны прав человека. Именно в рамках деятельности его отдела гуманитарных наук изучаются на международном уровне проблемы судебной защиты прав человека и в целом — механизма функционирования судебной системы. Значительное место в планах межгосударственных исследований в этой области занимают вопросы, касающиеся правосудия по делам несовершеннолетних, особенно же — роли этого правосудия в охране прав детей и подростков и борьбы с преступностью. Укажем на рассматриваемые ниже важнейшие международно-правовые документы, такие как Каракасская декларация, Пекинские правила для правосудия по делам несовершеннолетних, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, подобные же Правила, относящиеся к несовершеннолетним, лишенным свободы, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила защиты прав несовершеннолетних — жертв преступлений и многие другие документы, имеющие более общий характер, но определяющие соответствующие общие принципы функционирования правосудия по делам несовершеннолетних. Все они рождались и вырабатывались в рамках Венского центра ООН, и после обсуждения их проектов на международных семинарах и в комиссиях экспертов от разных стран представлялись для рассмотрения и принятия Генеральной Ассамблеей ООН. К этому следует добавить значительную работу данного центра по поддержке международных семинаров, симпозиумов и конгрессов, проводимых международными неправительственными организациями ООН, имеющими научную юридическую ориентацию (в том числе указанными выше МОСЗ, МФЖЮ, МКО, МАУП и рядом других).
Несколько слов о международных организациях, также занимающихся вопросами защиты прав детей и подростков, однако имеющих более общие задачи, чем упомянутые выше профессиональные юридические неправительственные организации. Речь идет о таких крупных и известных международных организациях (также имеющих статус неправительственных организаций Н), как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Международный союз по благополучию детей (МСБД).
Как явствует из наименований указанных международных объединений, цели их деятельности значительно шире только правовой охраны и помощи и защиты, где находит свое место интересующее нас правосудие для несовершеннолетних. Однако именно ЮНИСЕФ и МСБД создают в рамках ООН материальную и правовую базу для реализации более частных международных исследований проблемы прав детей и подростков в современном мире, изучения эффективности правовой их охраны. Так, по инициативе ЮНИСЕФ и МСБД была разработана, а затем единогласно принята первая Декларация прав ребенка (1959 г.), в 1989 г. была открыта для подписания и 2 сентября 1990 г. вступила в силу Конвенция о правах ребенка. Необязательно быть юристом, чтобы оценить эти международные акции и представить себе, что после принятия Генеральной Ассамблеей ООН указанных выше международных документов международная и национальные юстиции получили существенную законодательную базу для своего развития.
Следует отметить, что в международной деятельности ЮНИСЕФ и МСБД предусматриваются международные исследовательские проекты, проводятся региональные и межрегиональные совещания экспертов, собирается значительный банк данных, в том числе и о правовом положении детей и подростков в современном мире. Поэтому правомерно учитывать его и при анализе уровня развития международного сотрудничества в области проблем правосудия по делам несовершеннолетних. Путь исследовательских международных проектов ЮНИСЕФ и МСБД — такой же, как и проектов собственно юридических.
Особое значение стали иметь регулярно проводимые конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (см. тему 1).
Все они, без преувеличения, включали в свою повестку дня вопросы правосудия по делам несовершеннолетних. Второй конгресс ООН из этой серии (1960 г., Лондон) был целиком посвящен новым формам преступности несовершеннолетних, и солидная роль в механизме борьбы с этой преступностью была отведена юстиции по делам несовершеннолетних. В материалах остальных семи конгрессов всегда были представлены исследования разных аспектов деятельности судов, занимающихся детьми и подростками.
Многоплановая деятельность ООН и ее институтов дает весьма интересную и разнообразную картину международных контактов в области уголовной юстиции по делам несовершеннолетних. Их анализ помогает выяснить многое: что двигало это сотрудничество, какие существенные вопросы решались на международном уровне, как оно обогащало национальные законодательства и, главное, — влиял ли весь этот процесс и, если влиял, то как,— на повышение эффективности судебной деятельности.
Завершая краткий исторический обзор многолетних международных научных связей юристов — ученых и судей—практиков в их работе по проблемам правосудия по делам несовершеннолетних, кратко подведем общие итоги этой деятельности.
Прежде всего, международное сотрудничество в этой области имеет поступательный характер. Развитие его идет от эпизодических контактов юристов разных стран к созданию четко функционирующей комплексной системы постоянных международных связей. Видимо, данная тенденция будет сохраняться и совершенствоваться, поскольку эта форма международного сотрудничества функционирует как подсистема соответствующей общей системы в рамках ООН. Главной формой сотрудничества здесь является участие в нем стран-членов международного сообщества в реализации длящихся исследовательских проектов (например, «Уголовная юстиция и права человека»), в изучении и оценке эффективности уже принятых и предложенных для применения международных конвенций, международных правил и стандартов (например, Конвенции о правах ребенка — 1989 г., Пекинских правил для правосудия по делам несовершеннолетних — 1984 г., Минимальных стандартных правил обращения с несовершеннолетними, лишенными свободы — 1985 г. и др.)
В отличие от реализации межгосударственных исследовательских проектов, которые, как правило, открыты для всех стран-участниц, к оценочным исследованиям по реализации уже принятых международных документов привлекаются только эксперты (обычно — в личном качестве, а не в порядке представительства от стран), причем, большей частью те, кто участвовал в этом качестве при подготовке указанных документов (например, этот принцип соблюдался при подготовке и реализации Пекинских правил, Минимальных стандартных правил юридической защиты несовершеннолетних — жертв преступлений).
На фоне этой общей тенденции несколько необычным представляется определенное сужение в современный период рамок исследований в интересующей нас области, равно как и стрем-е участников в отдельных случаях отказаться от привычных многосторонних научных контактов. Появилось немало двусторонних исследовательских проектов (например, США — СССР, Франция — Польша и ряд других).
Это отнюдь не означает вытеснения такими исследованиями рассмотренных выше комплексных межгосударственных проектов. В современных условиях такое положение можно было бы расценить как расточительство. Но все же расширение сотрудничества по различным «камерным» темам очевидно. Возможно, общая гуманизация общественных наук, их освобождение от жестких догматических рамок и идеологической конфронтации в странах, в прошлом отнесенных к так называемой социалистической ориентации, открыли путь для гуманистической направленности и в изучении проблем молодежи. А это с необходимостью вернуло ученых разных стран к общечеловеческим (а не чисто идеологическим) формам научного сотрудничества. Иначе трудно объяснить эту новую тенденцию. А она появилась, растет и крепнет. Хотелось бы верить, что у нее есть научное будущее на международном уровне.
И еще одно замечание. Ученым, включенным в совместные международные исследования, небезразлично, на какой научной базе они проводят соединенными усилиями эти исследования. В рамках правосудия по делам несовершеннолетних выработаны определенные критерии и принципы научных подходов, важных при анализе проблемы именно на сравнительно-правовом уровне. Речь идет о следующих параметрах:
учет сходства и различий в уголовных и уголовно-процессуальных законодательствах стран-участниц;
первоначальное изучение состояния и динамики преступности несовершеннолетних как стартовой позиции в сравнительных исследованиях механизма судебной охраны и реализации судом уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних правонарушителей;
предварительная оценка уровня «освоенности» изучаемых проблем на национальном уровне;
учет национального опыта сравнительно-правовых исследований в рассматриваемой области;
разработка плана международного научного проекта исследования проблем правосудия по делам несовершеннолетних на базе исходных общих признаков и национальных различий, первоначально оцениваемых как существенных, но подлежащих более углубленной оценке в ходе дальнейшего сравнительного исследования.
Итак, анализ этапов международного сотрудничества в области правосудия по делам несовершеннолетних позволяет сделать главный общий вывод: путь исследователей этой проблемы к международному сотрудничеству был необходимым и закономерным. Без кооперации теоретиков и юристов-практиков разных стран мира неизбежны были бы потери углубленного изучения проблемы, исключительно сложной и, как никакая иная, требующей только комплексного к ней подхода.
Однако переход к научной кооперации исследований в области правосудия по делам несовершеннолетних определялся еще одним, не менее важным фактором, а именно — общей для всех стран мира возрастной спецификой этой отрасли правосудия. Ведь вся судебная система по делам несовершеннолетних и стала формироваться на базе общего для всех национальных законодательств признака — несовершеннолетия. Выше было рассмотрено, как эта возрастная специфика отразилась в первоначальной модели «детского» суда в США, а вслед за ними — ив других странах. Существенно влияние возрастного аспекта и в современный период. Наконец, создание модели так называемого правосудия будущего — на базе правосудия по делам несовершеннолетних — также имеет своей основой учет возрастной специфики и возможностей распространения соответствующего охранительного режима, применяемого к несовершеннолетним, на иные возрастные группы лиц. Отметим, что эта цель относится к числу наиболее популярных в современных международных исследованиях проблем правосудия.