Международное сотрудничество для предупреждения, контроля и борьбы с организованной преступностью и терроризмом
Международное сотрудничество в борьбе, как с организованной преступностью, так и с терроризмом в основном сводится к следующему: выдаче преступников; юридической помощи в обеспечении сведениями и свидетелями; признанию приговоров иностранных судебных органов; взаимной передаче судебных дел и заключенных; соблюдению специальных законов о сотрудничестве в судопроизводстве (14).
Большинство конвенций по международному уголовному праву содержит положения о выдаче преступников и юридической взаимопомощи. Большая часть стран мира признает и выполняет одно или более условий, описанных выше. Ряд региональных и субрегиональных мероприятий был разработан на многосторонней основе. Сюда входят меры, проводимые по договоренности между странами Латинской Америки и США, между арабскими государствами, странами Бенилюкс, Скандинавскими странами, некоторыми странами Африки и Францией, странами нынешнего Европейского союза (15). Однако сложные исторические и политические условия привели к тому, что создалась ситуация, когда ни одно из многонациональных и региональных соглашений не объединились во всеохватывающую систему сотрудничества между странами в деле правосудия.
На региональном уровне Совет министров юстиции арабских стран разработал такую модель системы (код) в 1988 г., но она еще не ратифицирована. Совет Европы рассматривал, такой интегральный подход с 1987 г. на основе проекта, разработанного Специальным комитетом экспертов. Однако в целом до сих пор международное сотрудничество в этой области по-прежнему основывается на отношениях, не оформленных законодательно.
Колебания в принятии интегрального подхода проистекают, очевидно, из чувства уверенности и удобства, которые представители правительств испытывают к подходу двустороннему. Усилия ряда ученых и правительственных экспертов ускорить рассмотрение многонационального интегрального подхода были встречены с нежеланием на международных конференциях и во время переговоров, ибо это рассматривается некоторыми представителями как потенциальное посягательство на государственный суверенитет, что пока является более сильным аргументом, нежели практический опыт в международном уголовном праве.
Отчасти именно поэтому мировое сообщество не пошло дальше существующих согласованных методов борьбы с терроризмом и организованной преступностью, которые недостаточны для борьбы даже с обычными транснациональными преступлениями, не говоря уже о борьбе с новейшими проявлениями организованной преступности и терроризма. Очевидно поэтому международные преступники, переступив национальные границы, не получили должного отпора со стороны политиков и дипломатов. Трудности создаются и бюрократическими органами национальных систем правосудия.
Международная реакция на эти преступления имеет зачастую торадический и разрозненный характер и чаще вносит раскол любые эффективные усилия международного сотрудничества, :ели способствует их активизации. А это, в свою очередь, еще е сокращает возможность разработки новых средств сотрудничества в других областях, таких как обмен информацией о выполнении законов, расширение совместных исследований в рамках сотрудничества по выполнению законов, контроль за международными финансовыми акциями и расширение регионального юридического пространства.
Последняя идея была представлена Францией в Совет Европы в конце 1970-х годов, однако в тех региональных условиях была отвергнута. Она вновь возникла в странах этого региона, включая страны, Бенилюкс и ФРГ в 1990 г. В Андском регионе межпарламентская комиссия рассматривает возможность разработки этой идеи и работает над созданием интегрального кода межрегионального сотрудничества, которое будет включать традиционные методы, указанные выше.
Многосторонний или региональный подход представляется наиболее желательным. Большое содействие в разработке такого кода-модели, который будет также включать новые подходы к проблемам международной судебной юрисдикции, может оказать ООН. Такие усилия уже начали предпринимать в наиболее современной форме на основе международной конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотиков. (Вена, 1988 г.). Конвенция включает положения о предоставлении многосторонней юридической помощи в выдаче преступников, в захвате участников незаконных перевозок наркотиков. По своему характеру такие новые мероприятия ограничены и не учитываются в борьбе с другими формами международной преступности. А это значит, что таким образом исключаются транснациональные связи в незаконных перевозках наркотиков, незаконных перевозках оружия, в организованной преступности и терроризме в целом. Очевидно, что это резко ограничивает возможности борьбы с преступностью, и в лучшем случае решает ее только частично (16).
Международные средства сотрудничества в рассматриваемой области предполагают дополнительные средства борьбы с организованной преступностью и терроризмом на национальном уровне. Следует, в частности, укрепить сотрудничество между органами, исполняющими законы, судебными органами, исправительными учреждениями. Необходимы меры экономического и финансового контроля в сочетании с контролем за государственными официальными лицами в выполнении ими их обязанностей.
Существенное значение имеет улучшение технической и научной подготовки работников системы уголовной юстиции, предоставление им финансовой помощи и персонала. Первоочередной задачей должна быть максимализация использования современной технологии, особенно в объединении национальных и международных баз данных.
Поскольку профессиональная и правовая значимость некоторых профессий, таких как адвокаты, бухгалтеры, должна быть повышена, следует также сформулировать новые стандарты должностной ответственности представителей и других профессий, например, банкиров, финансовых и коммерческих консультантов. И, наконец, на более широкой основе необходима разработка учебных программ на всех уровнях образования, что позволит и шире информировать общественность о проблемах, связанных с борьбой с новыми опасными видами международной преступности. Нельзя забывать, что социальная апатия, примирение с преступностью, да и спрос на наркотики «подпитывают» организованную преступность. А борьба с этими тенденциями может быть решена только средствами уголовного права и деятельностью правосудия, будь то на национальном или международном уровне. Решить их можно только на основе переосмысливания социальных ценностей и подходов.
* * *
Терроризм и организованная преступность — это весьма различные формы преступной деятельности, требующие и соответствующих специальных методов в борьбе с ними. Это должно учитываться как на национальном уровне деятельности правоохранительных органов, так и в международном сотрудничестве в области уголовной юстиции.
Очевидно, что конкретные сферы и методы международного сотрудничества, имеющего цели предупреждения организованной преступности, терроризма и борьбы с ними, равно как и транснациональными преступлениями в целом, еще недостаточно определены. А между тем для эффективности борьбы с указанными видами преступности на международном уровне их очная квалификация, установление различий, как и внешнего сходства между ними весьма существенны.
С сожалением следует констатировать, что национальное уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в этой области имеет ряд особенностей, порождающих тенденцию к нарушению принципа законности и подрыву национальных и международных норм защиты прав человека и гражданских свобод. Среди этих особенностей можно назвать следующие:
1. отсутствие четкого юридического определения каждого из этих преступлений;
2. недостаток конкретности в оценке элементов новых видов преступлений, относящихся к организованной преступности и терроризму;
3. тенденция специального законодательства переосмыслить или ограничить презумпцию невиновности;
4. тенденция мер специального законодательства и административного контроля возложить бремя доказывания невиновности на подозреваемого или обвиняемого;
5. снижение юридического порога, разграничивающего различные виды преступной деятельности, соответствующее снижение уровня юридических стандартов доказательств;
6. процедурные и административные меры, повышающие уровень юридического вмешательства в другие защищаемые области частной жизни;
7. процедурные и административные меры, имеющие тенденцию к уменьшению юридических гарантий для подозреваемого и обвиняемого;
8. активное административное сотрудничество между органами, исполняющими законы, следственными органами, правосудием и органами административного контроля, выходящее за рамки судопроизводства, имеющее тенденцию к нарушению прав человека и гражданских свобод, защищаемых на национальном и международном уровнях.
Международные и национальные юридические системы потерпели неудачу в решении ряда вопросов, которые могли необходимым образом повысить их эффективность.
На международном уровне явным недостатком является неспособность создать комплексный и интегральный код сотрудничества, который также мог бы включать новые области такого сотрудничества, одновременно придерживаясь норм и стандартов прав человека, закрепленных в международно-правовых документах. Неудача с рассмотрением предложенных новых схем прямого принуждения, таких как системы международного уголовного права, является слабым местом международной системы.
На национальном уровне бюрократические учреждения внутри системы уголовного права, которые выносят приговор о наказании, а иногда и парализуют систему, по-прежнему не поддаются контролю. Более того, деятельность этих учреждений становится еще менее эффективной вследствие возникновения бюрократических особенностей, связанных с предупреждением этих форм преступности и борьбой с ними (например, возникновения противоречий между административными и банковскими учреждениями, ответственными за международные связи).
Как международная, так и национальные юридические системы потерпели неудачу в разработке мер по профилактике всех форм и проявлений терроризма и некоторых видов злоупотребления властью и коррупции официальных лиц, поддерживающих организованную преступность или, по крайней мере, допускающих ее существование. Реакция на эти два явления, как на международном, так и на национальном уровне, к сожалению, остается фрагментарной и весьма неэффективной.
Примечания
l. Bassiouni M.S. A Policy oriented Inquiry into the different forms and manifestations in international terrorism. — in: Legal Responces to International Terrorism: US procedural aspects. XV — Liii Bassiouni S. ed., 1984; U.N. Secretariat Discussion Guide (A/CONF, 144/PM.l)
2. United State v. Bagaric, 706 F.2d 42. 1983.
3. Friedlander R., Terrorism Documents of International and Local Control, vol.1 and 2, 1975; vol. 3, 1986.
4. Вassiоuni M.S. A Draft Statute for an International Criminal Code and a Draft Statute for an International Criminal Tribunal. 1987.
5. Международные события последних десятилетий вызвали необходимость принятия следующих законов в США: Акт о предупреждении и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой; Закон о борьбе с угоном самолетов (1974 г.); Закон о борьбе с международным терроризмом (1984 г.); Закон о дипломатическом иммунитете и борьбе с терроризмом (1986 г.); Закон о компенсациях жертвам терроризма (1986 г.).
6. Grotenroth. Interpol's Role in International Law Enforcementim: Legal Responces to International Terrorism (n.d.) Interpol Guide for Commbutting International Terrorism 9 (n.d.)
7. Reports of the Council of Europe Committee on Crime Problems, Select Committee of Experts on International Cooperation as Regards Search, Seizure and Confiscation of the Proceeds from Crime (1987-1989).
8. Report ot the International Committee on Legal Problems of Extradition in Relation to Terrorism Offences. Warsaw Conference of the International Law Association (1988).
9. Pansius. Tax Crimes and Extraterritorial Discovery; in: International Law: A Guide to U.S. Practice and Procedure, 1987.
10. Northern Ireland Emergency Provision Act of 1978; Special Powers Act of 1922. Criminal Justice Act 1988.
11. Report on the Administration of Justice and the Human Rights of Detainees and States of Emergency, Sub-Commission on the Prevention of Discrimination and Protection of Minorities, (Dec. 6, 1988).
12. Bassiouni M.C. International Extradition: US Law and Practice (Vols. 1 and 2, 1987); O. Lagodny. Die Rechtsstellung des Auszulieferndenin der Bundesrepublik Deutsschland (1987); Hafid Alaoui Bourkhriss. Lacooperation penale Internationale par voie d'extradition au Maroc (1986); V.E. Hartley Booth. 1 British Extradition Law and Procedure (1980).
13. Abduction and Unlawful Service to Extradition. — in: M.C. Bassiouni. International Extradition: United States Law and Practice (1987).
14. Grutzner. International Judicial Assistance and Cooperation in Criminal Matters. Treaties on International Law, 1973; Nade1man. Negotiations in Criminal Law Assistance Treaties, 1985.
15. Extradition Act 1989, Current Law Statutes, 1989, c. 33; Warbriсk C., The New Law on Extradition, 1989.
16. United Nation Convention Against Illicit Drug Traffic, Narcotics, Drugs and Psychotropic Substances, 1988.