Физическое воспитание. Массаж, гимнастика и закаливание грудных детей.
Период грудного возраста – 3 часть.
Лекции по здоровому ребенку - №7.
Искусственное вскармливание.
Это питание ребенка смесями, при этом грудное молоко или полностью отсутствует или составляет менее 1/5 суточного объема питания. Правила проведения искусственного вскармливания: - Стерильность – обеспечивается тщательным мытьем рук, соски, соблюдения сроков и условия хранения продуктов питания. – Смесь готовят непосредственно перед кормлением. – Соски. Главное – подходящий размер отверстия. Он должен быть настолько маленьким, чтобы ребенок, прикладывал активные усилия при сосании, но мог высосать необходимое количество молока. При опрокидывании бутылки молоко из соски должно вытекать каплями. – Суточный долженствующий объем пищи такой же, как при естественном вскармливании и рассчитывается теми же способами. – Количество кормлений в сутки необходимо уменьшить на одно, если ребенок перешел на искусственное вскармливание до 2-3 месяцев жизни и кормится не менее 5 раз, не более 6 раз. – В целях коррекции витаминного и минерального состава пищевые добавки, прикормы при искусственном вскармливании вводятся на 2-4 недели раньше, чем при естественном.
Общий массаж здоровым детям проводят с 1,5 – месячного возраста до 1 – 1,5 лет жизни одновременно с гимнастикой. По специальным показаниям массаж назначают и раньше. Под влиянием массажа расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата, оказывается тонизирующее влияние на цнс. Процедуру выполняют ежедневно через 40-45 минут после приема пищи в течение 6-12 минут одновременно с гимнастикой. Нельзя выполнять массаж сразу после еды, а также перед сном. Хорошо сочетать массаж и гимнастику с воздушными и световоздушными ваннами. Комнату предварительно проветривают, t в ней должна быть не ниже +20 градусов. Стол необходимо накрыть одеялом, клеенкой и простыней. Руки массирующего должны быть чистыми, теплыми, без ссадин и огрубления, с коротко остриженными , без колец и часов. Присыпки и вазелин при общем массаже у детей не используют. Ребенка для расслабления мышц тела укладывают, массажист располагается напротив. Во время занятий следует разговаривать с ребенком, поддерживать у него радостное настроение. Беспокойство и плач – сигнал для прекращения массажа. Существуют следующие приборы общего и местного массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание (вибрация). Основным приемом массажа является поглаживание: им начинают и заканчивают процедуру массажа. Детям старше 3 месяцев рекомендуют выполнять растирание, разминание и легкое поколачивание.
Гимнастика усиливает кровоток, уменьшает застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание гемоглобина и эритроцитов, усиливает иммунологическую активность крови и тканей, повышает эмоциональный тонус ребенка. Гимнастические упражнения у детей раннего возраста по характеру движений и участию в них ребенка подразделяются на рефлекторные, пассивные и активные; по участию определенных мышечных групп различают упражнения для рук и плечевого пояса, ног и стоп, спины, позвоночника и брюшного пресса. Выполнение гимнастических упражнений направлено на развитие координации, равновесия, увеличения глубины дыхания. Предлагаемые упражнения должны соответствовать двигательным умениям детей (не возрастным, а фактическим) и не быть насильственными. Выполнять комплексы, разработанные для более старших возрастных групп, недопустимо. Необходимо строго учитывать анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, так как чрезмерная и ранняя нагрузка на нижние конечности может привести к плоскостопию, нарушению осанки и деформации костей; пассивно-вынужденные движения способствуют растягиванию суставной сумки и связок. Физиологическая нагрузка регулируется количеством повторных движений, их ритмом, продолжительностью занятий. Упражнения проводят от более легких по нагрузке к более трудным. Чтобы избежать переутомления одной группы мышц, не следует повторять упражнения более 5-6 раз. Желательно периодически менять комплексы с целью повышения интереса и уменьшения усталости. Нельзя принуждать ребенка выполнять гимнастику.
Закаливание – это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды. Под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к меняющимся условиям среды, возрастает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, стимулируется физическое и нервно-психическое развитие, повышается выносливость ребенка к физическим и умственным нагрузкам. С целью закаливания используют естественные природные факторы: воздух, солнце и воду. Оптимальный эффект наблюдается при комбинированном воздействии.
Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих правил и принципов:
- Начинать и проводить закаливание только при условии полного здоровья ребенка; - Закаливающие мероприятия должны проводиться только на фоне оптимального теплового состояния детей (начинать их в теплое время года); - Обязательным условием закаливания является положительная эмоциональная настроенность детей; - Начинать закаливание следует с индифферентных или слабых воздействий, постепенно увеличивая силу закаливающего фактора; - Воздействие закаливающих агентов следует направлять к различным участкам тела; - Закаливающие воздействия не должны быть монотнными, их следует варьировать по силе, продолжительности, использовать в сочетании с физическими упражнениями или без них; - Возобновление закаливающих процедур после длительного перерыва (10 дней и дольше) следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале; - Закаливание проводятся систематически; - При проведении закаливания используется комплексное воздействие природных факторов; - Закаливающее воздействие следует индивидуализировать, т.е. дифференцировать в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья, уровня закаленности. Поэтому при проведении закаливающих мероприятий целесообразно выделять 3 группы детей: 1 группа – здоровые, ранее закаливаемые дети; 2 группа – здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «групп риска»); 3 группа – ослабленные дети (часто болеющие, имеющие хронические очаги инфекции, реконвалесценты заболеваний и т.д.). При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4 градуса выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным. Выделяют 3 режима закаливания: - начальный – тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры с постоянным агентом, обязательно заканчивающиеся теплом); - оптимальный – стандартная методика; - специальный – интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции. Детям 1 группы можно сразу назначать оптимальный режим с последующим переходом на специальный. Детям 2 группы закаливание проводят с начального режима, а затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально. Детям 3 группы закаливание длительно (не менее 1,5 мес.) ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим для этой группы детей не используется. Постоянных противопоказаний для проведения закаливания нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе (температура, площадь) и длительности воздействующего фактора с учетом состояния здоровья. Временными противопоказаниями являются: острый период заболевания, обширное поражение кожи, тяжелые травмы. Если имел место перерыв в закаливании от 5 до 10 дней, при возобновлении закаливания следует холодовые воздействия ослаблять на 2-3 градуса по сравнению с температурой, используемой при последней перед перерывом процедуре. После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 градуса по сравнению с температурой последних процедур. При прекращении закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвратиться к начальной методике.
Закаливающие мероприятия, осуществляемые в повседневной жизни: - Поддержание температуры воздуха в помещении в пределах нормы: для детей первых месяцев жизни t воздуха в помещении не должна превышать 22 градуса, а для детей второго полугодия жизни – 20-19 градусов; - Регулярное проветривание помещения в присутствии детей; - Воздействие пульсирующего микроклимата за счет перепадов температуры воздуха в разных помещениях; - Одежда детей, обеспечивающая тепловой комфорт; - Частичные воздушные ванны в облегченной одежде; - Воздушные ванны при переодевании (3-5 минут во время подготовки ко сну); - Прогулки (3,5-4 часа) в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка; - Дневной сон детей без ночных рубашек и маек; - Сон детей в помещении с открытыми фрамугами; - Ежедневные гигиенические процедуры – умывание, мытье рук до локтя, шеи, мытье ног; - Проведение утренней гимнастики на игровых площадках; - Оптимальные санитарно-гигиенические условия внешней среды дома и в детском дошкольном учреждении.
Специальные методы и формы закаливания: - частичные и общие воздушные (летом свето-воздушные) ванны; - местные и общие водные процедуры. Специальные формы закаливания следует начинать с местных процедур с последующим переходом к общим.
Проведение воздушных ванн, как и прочих закаливающих специальных процедур, целесообразно осуществлять утром либо в вечернее время – в 17-18 часов, спустя 30-40 минут после кормления. В процессе проведения воздушной ванны детей первого года жизни несколько раз поворачивают со спины на живот и обратно. Противопоказания к принятию воздушных ванн: острые инфекционные заболевания, повышение t тела у ребенка по невыясненной причине.
Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок. В помещении, где находится ребенок, следует создать оптимальные гигиенические условия: проветривать помещение не менее 4-6 раз в день по 10-15 минут, регулярно проводить влажную уборку. Для создания теплового комфорта ребенку необходимо правильно выбрать детскую одежду: она должна смягчать метеорологическое влияние, хорошо впитывать и испарять влагу, быть воздухопроницаемой и не стеснять движений. Начинают проводить закаливание детей до 3 месяцев при t воздуха +23 градуса, с3месдо года - +22 градуса. Каждые 3-4 дня t воздуха снижается на 1 градус и доводится до +17-18 градусов в зависимости от физического состояния и самочувствия ребенка. Облегчение одежды при проведении воздушных ванн осуществляется постепенно. Продолжительность процедуры – 5-6 минут в первом полугодие жизни и 12 минут – во втором. Прогулки на открытом воздухе начинают сразу после выписки из роддома, в осеннее-зимнее время с 2-3 – недельного возраста при t не ниже -5 градусов, после 3 месяцев жизни – не ниже -10 градусов. Длительность прогулок зимой вначале составляет 15-20 минут, затем не менее 1-1,5 часа 2-3 раза в день. В летнее время при хорошей погоде дети должны находиться на воздухе весь день.
Закаливание водой – начинают проводить с раннего возраста. Водные процедуры могут быть местными (умывание, местное обтирание, обливание ног) и общими (полное обтирание, обливание, ванна). Для умывания вначале используют теплую воду, затеи ее температуру понижают (на 1 градус каждые 2-3 дня) до 15-16 градусов. Важно умывать не только лицо, но и шею, верхнюю часть груди, подмышечные впадины. Обтирание (местное и общее) начинают с 6-месячного возраста. Стартовая t – 33-32 градуса. Постепенно ее снижают детям 1-го года жизни до 28 градусов. Смоченной и слегка отжатой рукавичкой обтирают сначала руки (от пальчиков до плеча), через 3 дня начинают обтирать грудь, затем спину, живот, ноги и все тело. После водной процедуры растирают тело сухим махровым полотенцем. Длительность обтирания составляет 6-8 минут. Мощным закаливающим средством является ванна. Целесообразно учить плавать детей в домашних условиях, начиная с возраста 14-15 дней. Закаливание солнечными лучами детям первого года жизни не рекомендуется.