Некоторые рекомендации по работе с заказчиками.

Работа с заказчиком

Этап определения объема работы. Переговоры с заказчиком. Создание концепцииWeb-узла. Обсуждение бюджета и плана работы. Подписание договора.

Планирование и реализация Web-сайта. Три этапа.

Работу над большинством Web-проектов можно условно разделить на три этапа.

1.Этап определения объема работы.Переговоры с заказчиком. Создание концепцииWeb-узла. Обсуждение бюджета и плана работы. Подписание договора.

 

2.Этап разработки компонентов Web-узла и связывание их между собой.

 

3.Этап тестирования готового Web-узла, обеспечение доступа к нему из глобальной сети и рекламирование узла.

 

Каждый этап можно разбить на различные стадии, причем границу между различными стадиями разработки провести удается не всегда. Работа над проектом выполняется непрерывно и должна заканчиваться созданием готового узла.

 

Каждый проект начинается с переговоров разработчика с потенциальным заказчиком. После того как вы выясните потребности заказчика и у вас появятся идеи насчет предполагаемого Web-узла, вам необходимо выяснить круг пользователей, на который ориентирован создаваемый Web-узел, и ознакомиться с решениями, которые используются конкурирующими организациями. Затем надо определить время выполнения проекта и бюджет и, наконец, выдвинуть конкретные предложения, и подписать договор с заказчиком.

Ваша способность представить информацию в Web зависит от объема и качества данных, которыми вы располагаете. Различные заказчики взаимодействуют с разработчиками по-разному. Некоторые полагаются на вас и ожидают, что вы сами выясните и разрешите их проблемы. Другие хотят непосредственно участвовать в работе над проектом. Заказчик может иметь свои соображения о том, каким должен быть Web-узел, и потребовать от вас реализации его идей.

 

•Тщательно подготовьтесь к встрече с заказчиком. Как и любая другая работа, переговоры с заказчиком требуют подготовки. Перед первой встречей с заказчиком соберите как можно больше сведений о нем. Некоторые заказчики готовы отдать вам инициативу ведения встречи, поэтому у вас должен быть готов план переговоров.

•Объясните особенности процесса разработки. Раскройте в деталях ход процесса разработки от начального до конечного этапа. Оговорите, на каких стадиях разработки вам потребуется информация от заказчика.

•Определите рамки взаимодействия. С самого начала работы над проектом определите степень участия заказчика в процессе разработки. Если вы считаете, что идеи заказчика не реализуемы или способны повредить выполнению проекта, попытайтесь убедить заказчика в том, что ему следует пересмотреть свою точку зрения.

•Попытайтесь побольше узнать об области деятельности заказчика. Часто заказчик не способен объяснить особенности своей деятельности. Задавайте вопросы и попытайтесь добиться того, чтобы заказчик предоставил нужную вам информацию. При необходимости постарайтесь получить необходимые сведения у его партнеров по бизнесу.

• Готовьтесь слушать. Постарайтесь не перебивать заказчика. Время, которое вы потратите при этом, не пропадет зря; вы сможете лучше понять особенности деятельности заказчика, его потребности и выяснить, что он ожидает получить, сотрудничая с вами. Выслушав заказчика, вы дадите понять, что его проблемы небезразличны для вас.

•Если вы что-либо не понимаете, не пытайтесь скрыть это. Правдиво отвечайте на вопросы. Если вы не владеете каким-то вопросом, скажите об этом. Имеет смысл отложить обсуждение некоторых вопросов до следующей встречи; за это время вы сможете разобраться в них. Скрывая свою неосведомленность, вы рискуете впоследствии столкнуться с неразрешимыми проблемами. Если вы не способны решить задачу, поставленную заказчиком, порекомендуйте ему тех, кто может сделать это.

•Продемонстрируйте свои возможности. Расскажите заказчику о работах, выполненных вами ранее. Ознакомьте его с презентациями своих предыдущих проектов. Покажите, как средствами Web вам удавалось решить проблемы, с которыми сталкивались предыдущие заказчики. Подготовьте демонстрационный ролик, в котором содержались бы информация о заказчиках, с которыми вы работали ранее, URL заказчиков и были представлены ваши возможности по решению задач.

•Проявите себя как энтузиаста и профессионала. Если заказчик увидит, что вы с воодушевлением беретесь за работу, он поверит, что вы сможете создать высококачественный Web-узел, и вероятность того, что договор будет подписан, увеличится. Вам также необходимо убедить заказчика, что вы серьезно отнесетесь к работе.

•Будьте готовы ответить на вопросы. Заказчику может потребоваться дополнительная информация о ваших возможностях. Предоставьте ее как можно скорее.