Особенности современного специального законодательства, относящегося к организованной преступности и терроризму
Некоторые деяния квалифицируются как преступления по существу, возможно потому, что в своих основных признаках они не поддаются определению в рамках традиционного уголовного права и требований принципов законности. По тем же причинам существует очень мало национальных законов, которые конкретно определяют как преступление реальное участие в организованной преступности или в террористических группах. Среди стран, где действуют законы, под которые подпадает участие в организованной преступности, можно назвать Италию, где совершаются преступления мафиозного типа, а также США, где действует закон об организациях, контролируемых рэкетирами, и о коррумпированных организациях.
Как правило, в национальном законодательстве преобладают законы общего характера, относящиеся к одной из этих категорий преступлений, например, Закон о борьбе с организованной преступностью в США. Здесь также действует Закон о борьбе с терроризмом, равно как и в Великобритании, ФРГ и Италии. Но если даже это так, то такие законы редко криминализуют деяние, которое до этого признавалось 'законным. Этот тип законодательства обычно предусматривает лишь ужесточение наказания, специальные средства и методы расследования, различные стандарты, доказательства, направленные именно для такого расследования. Законы об организованной преступности и терроризме используют эти категории в качестве основы для принятия ряда мер, в основном процедурных, касающихся конфискации собственности, фондов и прибыли, наблюдения за передвижением людей и другие меры персонального контроля, правил собирания свидетельских показаний, методов расследования и отправления правосудия. Кроме того, в законах об уголовном судопроизводстве имеются положения, касающиеся организованной преступности или терроризма, которые, однако, не дают самого определения преступления, создавая тем самым новые виды преступлений (10). Ряд стран (Чили, Израиль, Египет, Индия, Пакистан, Шри-Ланка) считают, что терроризм служит основой для применения чрезвычайных законов, независимо от того, основываются ли они на нормах международного права, национального конституционного закона или на уголовно-процессуальном праве (11).
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что термины «организованная преступность» и «терроризм», согласно уголовному праву большинства стран и согласно международному уголовному праву, не используются в целях криминализации конкретных преступлений в качестве новых серьезных преступлений. Положения законов, касающихся этих двух категорий правонарушений, в основном носят процедурный характер.