ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА.

КРИТЕРИИ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ.

ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ.

Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

    Незнание пра-     Незнание     Незнание
    вил выбора     себя     мира
    профессии           профессий
                 
    Отождествле-     Незнание     Устаревшие
    ние учебного     своих     представления
    предмета с     способностей     о характере
    профессией           и условиях
          Неумение     труда по
    Перенос отно-     соотнести     конкретной
    шения к чело-     свои способ-     профессии
    веку на про-     ности с тре-      
    фессию     бованиями     Предубеждения
          профессии     в отношении
    Выбор профес-           престижности
    сии за компа-           профессии
    нию            
                 
    Неумение опре-            
    делить путь            
    получения            
    профессии            

 


Лекция №6

№ п/п Составляющие Их содержание
  ЛПП (осн.)  
1. Главная цель Чем буду заниматься, кем буду, каким буду.
2. Ближайшие задачи Этапы и пути достижения главной (дальней)
  и более отдаленные профессиональной цели, мечты.
  перспективы  
3. Пути и средства Поступление в определенное учебное заведение,
  достижения цели изучение литературы, беседы со знающими
    авторитетными людьми.
4. Внешние Трудности, возможные противодействия тех или
  сопротивления на иных людей.
  пути достижения  
  цели  
5. Внутренние Свои возможности: состояние здоровья,
  условия способности, настойчивость, терпение, и др.
  достижения цели  
6. Запасные варианты Например: "Что буду делать, если не поступлю в
  и пути их достижения намеченный вуз" и др.

 

Правильно составленный ЛПП – это фундамент будущей профессиональной карьеры.

Примерная схема решения задачи о выборе профессии для учащихся

(построение ЛПП)

В отличие от вычислительной машины человек решает стоящие перед ним сложные задачи не строго по порядку, а несколько иначе, стараясь предвосхитить возможный результат. Поэтому предлагаемая схема является примерной.

1. Составить общую обзорную схему основных требований, предъявляемых профессиями к личным качествам человека.

Далее переходим к 8-угольной модели ситуации выбора профессии.

2. Выделить возможности и ограничения, обусловленные особенностями обстановки в семье, с товарищами, а также позиции и советов учителей. При этом ограничения можно подразделить на три группы (с которыми

· нельзя не считаться,

· лучше считаться, чем не считаться,

· можно пренебречь). Личные качества.

Для наглядности можно воспользоваться прямоугольной таблицей (картой мира профессий), постепенно исключая отдельные клетки или зоны (группы клеток).

  П Т Ч З Х
ПТУ - - -
Техникум - - -
Вуз - - - -

Для уточнения склонностей рекомендуется воспользоваться ДДО (дифференциально-дидактическим опросником), который состоит из 20 парных вопросов.

Но любой опросник – это не догма и не следует придавать магическое значение полученным цифрам. Опросник показывает к какой сфере деятельности человек более склонен, а к какой менее.

3. Целенаправленный сбор сведений, информации в соответствии с тем, какие зоны на карте мира профессий были отобраны к данному моменту.

Эти материалы должны быть в кабинете профориентационной школы, можно под рубрикой «Куда пойти работать и учиться»).

Потребность текущая и перспективная.

Карта-схема с адресами.

Материалы прессы, радио, телевидения.

Роль библиотек (в кабинете профориентации).

4. Уточнение «личной» формулы профессии (в соответствии с предметом, целью, орудиями и условиями труда). Вначале это будет общая формула, которой могут соответствовать сотни профессий. В дальнейшем, с учетом ситуативных обстоятельств, она будет конкретизироваться.

5. Выбор формы, пути обучения профессии (ПТУ и т.д.).

6. Уточнение личных профессиональных планов (один из углов 8-ка). Это главная штурманская карта, предусматривающая след. обстоятельства:

а) главная цель (что буду делать, мой идеал в жизни и деятельности). Кем быть, каким быть?

б) цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, первый трудовой пост и т.д.);

в) пути и средства достижения ближайших жизненных целей (изучение литературы, беседы со знающими людьми, поступление в ПТУ и т.д.)

г) внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия и противодействия тех или иных людей);

д) внутренние условия достижения целей (здоровье, способности, настойчивость, др. личные качества);

е) запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов (не пройду по конкурсу и т.д.).

ЛПП могут быть устойчивыми или изменчивыми, реалистическими или отрывочными и неясными и др.

Важно, чтобы они не составлялись с морально ущербных позиций, например, только в вуз, не важно в какой, туда, где конкурс меньше и др.

Самостоятельность при построении ЛПП. В нашей стране, где общество проявляет большую заботу о подрастающем поколении, многие не приучены самостоятельно планировать жизненные перспективы.

А воспитанный человек – это прежде всего субъект деятельности, т.е. человек способный сознательно с пониманием дела и долга может ставить и решать задачи.