ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА.
КРИТЕРИИ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ.
ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ.
Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
Незнание пра- | Незнание | Незнание | ||||||
вил выбора | себя | мира | ||||||
профессии | профессий | |||||||
Отождествле- | Незнание | Устаревшие | ||||||
ние учебного | своих | представления | ||||||
предмета с | способностей | о характере | ||||||
профессией | и условиях | |||||||
Неумение | труда по | |||||||
Перенос отно- | соотнести | конкретной | ||||||
шения к чело- | свои способ- | профессии | ||||||
веку на про- | ности с тре- | |||||||
фессию | бованиями | Предубеждения | ||||||
профессии | в отношении | |||||||
Выбор профес- | престижности | |||||||
сии за компа- | профессии | |||||||
нию | ||||||||
Неумение опре- | ||||||||
делить путь | ||||||||
получения | ||||||||
профессии |
Лекция №6
№ п/п | Составляющие | Их содержание |
ЛПП (осн.) | ||
1. | Главная цель | Чем буду заниматься, кем буду, каким буду. |
2. | Ближайшие задачи | Этапы и пути достижения главной (дальней) |
и более отдаленные | профессиональной цели, мечты. | |
перспективы | ||
3. | Пути и средства | Поступление в определенное учебное заведение, |
достижения цели | изучение литературы, беседы со знающими | |
авторитетными людьми. | ||
4. | Внешние | Трудности, возможные противодействия тех или |
сопротивления на | иных людей. | |
пути достижения | ||
цели | ||
5. | Внутренние | Свои возможности: состояние здоровья, |
условия | способности, настойчивость, терпение, и др. | |
достижения цели | ||
6. | Запасные варианты | Например: "Что буду делать, если не поступлю в |
и пути их достижения | намеченный вуз" и др. |
Правильно составленный ЛПП – это фундамент будущей профессиональной карьеры.
Примерная схема решения задачи о выборе профессии для учащихся
(построение ЛПП)
В отличие от вычислительной машины человек решает стоящие перед ним сложные задачи не строго по порядку, а несколько иначе, стараясь предвосхитить возможный результат. Поэтому предлагаемая схема является примерной.
1. Составить общую обзорную схему основных требований, предъявляемых профессиями к личным качествам человека.
Далее переходим к 8-угольной модели ситуации выбора профессии.
2. Выделить возможности и ограничения, обусловленные особенностями обстановки в семье, с товарищами, а также позиции и советов учителей. При этом ограничения можно подразделить на три группы (с которыми
· нельзя не считаться,
· лучше считаться, чем не считаться,
· можно пренебречь). Личные качества.
Для наглядности можно воспользоваться прямоугольной таблицей (картой мира профессий), постепенно исключая отдельные клетки или зоны (группы клеток).
П | Т | Ч | З | Х | |
ПТУ | - | - | - | ||
Техникум | - | - | - | ||
Вуз | - | - | - | - |
Для уточнения склонностей рекомендуется воспользоваться ДДО (дифференциально-дидактическим опросником), который состоит из 20 парных вопросов.
Но любой опросник – это не догма и не следует придавать магическое значение полученным цифрам. Опросник показывает к какой сфере деятельности человек более склонен, а к какой менее.
3. Целенаправленный сбор сведений, информации в соответствии с тем, какие зоны на карте мира профессий были отобраны к данному моменту.
Эти материалы должны быть в кабинете профориентационной школы, можно под рубрикой «Куда пойти работать и учиться»).
Потребность текущая и перспективная.
Карта-схема с адресами.
Материалы прессы, радио, телевидения.
Роль библиотек (в кабинете профориентации).
4. Уточнение «личной» формулы профессии (в соответствии с предметом, целью, орудиями и условиями труда). Вначале это будет общая формула, которой могут соответствовать сотни профессий. В дальнейшем, с учетом ситуативных обстоятельств, она будет конкретизироваться.
5. Выбор формы, пути обучения профессии (ПТУ и т.д.).
6. Уточнение личных профессиональных планов (один из углов 8-ка). Это главная штурманская карта, предусматривающая след. обстоятельства:
а) главная цель (что буду делать, мой идеал в жизни и деятельности). Кем быть, каким быть?
б) цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, первый трудовой пост и т.д.);
в) пути и средства достижения ближайших жизненных целей (изучение литературы, беседы со знающими людьми, поступление в ПТУ и т.д.)
г) внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия и противодействия тех или иных людей);
д) внутренние условия достижения целей (здоровье, способности, настойчивость, др. личные качества);
е) запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов (не пройду по конкурсу и т.д.).
ЛПП могут быть устойчивыми или изменчивыми, реалистическими или отрывочными и неясными и др.
Важно, чтобы они не составлялись с морально ущербных позиций, например, только в вуз, не важно в какой, туда, где конкурс меньше и др.
Самостоятельность при построении ЛПП. В нашей стране, где общество проявляет большую заботу о подрастающем поколении, многие не приучены самостоятельно планировать жизненные перспективы.
А воспитанный человек – это прежде всего субъект деятельности, т.е. человек способный сознательно с пониманием дела и долга может ставить и решать задачи.