Аспекты теоретический и практический

Концепция международного сотрудничества по проблемам уголовной юстиции включает еще два основных аспекта: теоретический и практический.

К первому аспекту относятся все международные исследования, проводимые с целями:

разработки стратегии борьбы с преступностью;

анализа тенденций развития в современном мире вопросов уголовного правосудия;

создания теоретических моделей институтов уголовной юстиции на сравнительно-правовом уровне.

Практический аспект включает:

международно-правовую охрану неотъемлемых прав личности;

оказание правовой помощи странам-участницам международного сотрудничества;

изучение практической деятельности международных правоохранительных органов, в том числе и судебных юрисдикции.

Учитывая общую теоретическую направленность данного лекционного курса, представляется важным рассмотреть подробнее именно теоретический аспект.

Следует заранее оговорить то обстоятельство, что некоторые признаки сотрудничества, упомянутые выше, такие как фактор времени, специфические объекты сотрудничества получают свое выражение как в рамках теоретического, так и практического аспектов. Например, временной показатель включается в длящиеся международные научные проекты, приобретая тем самым теоретическую значимость. Сроки функционирования международных судебных юрисдикции определяются их уставами, специальными международными соглашениями и т.д.

Применительно к международному сотрудничеству по проблемам уголовной юстиции деление его содержания по указанным двум аспектам является достаточно условным. Вопросы теории правосудия решаются как при проведении международных исследований в рамках научного проекта, так и в результате деятельности международных судебных юрисдикции. Ниже это будет показано более подробно. Условность деления связана и с прагматической направленностью международного сотрудничества в рассматриваемой области, на что уже обращалось внимание читателя. Вместе с тем сопоставление содержания международных исследовательских проектов, где главная задача все же — в разработке методологии, форм и способов борьбы с преступностью, — с соответствующей деятельностью международных судов, международных полицейских служб и координирующих их деятельность международных органов — дает представление о том, что именно превалирует в их функциях. Такой сопоставительный анализ и позволяет, как представляется, вычленить в рассматриваемом международном сотрудничестве два аспекта — теоретический и практический.

Главным содержанием этой международной деятельности, дающей определенные научные результаты, является, прежде всего, разработка на международном уровне стратегии борьбы с преступностью. Можно констатировать, что объединение усилий профессионалов-юристов в форме международной кооперации происходит в самом общем виде для противостояния быстро растущей преступности как явления массового. Именно это, как уже отмечалось выше, требует стратегического решения проблемы. Следовательно, теоретический аспект международного сотрудничества, когда перед ним поставлена такая задача, включает исследования состояния, динамики, структуры международной преступности на макроуровне. Это же относится и к анализу причинно-следственного механизма, дающего импульс развитию массовых негативных явлений в жизни мирового сообщества. Поэтому теоретический аспект международного сотрудничества предусматривает необходимость изучения комплекса новых условий жизни современного общества, оценки их негативного и позитивного воздействия на человеческое поведение. В числе этих новых условий — интернационализация современного общества, центростремительные в нем тенденции, прежде всего в экономике и политике. Очевидно, не должен быть забыт и противоположный вариант развития — распад некоторых государств, отторжение от них отдельных их частей. Если об интернационализации сейчас можно говорить как о главной тенденции, то разобщение государств затрагивало и затрагивает меньшее число стран и проявляется в разные периоды, не совпадающие для всех государств (например, африканские и азиатские колонии Великобритании, Франции, Португалии — в 50-е—60-е годы нашего века, страны бывшего СССР — в начале 21 столетия).

Уже само указание на круг причин, могущих повлиять на развитие международной преступности в современном мире, существенно отличается от тех, что традиционно относятся к области правовых и криминологических национальных исследований преступности.

Точно так же и интересующее нас международное научное исследование проблем уголовной юстиции в теоретическом плане требует изучения массовых явлений, широко распространенных в функционировании правосудия. Речь идет, прежде всего, об исследовании:

новых, нарождающихся институтов уголовного процесса, отражающих интернационализацию современного общества и сопровождающей его преступности;

роли правосудия в сдерживании новых, негативных явлений в развитии феномена преступности;

тенденций интернационализации национальных институтов правосудия, их кооперации с соответствующими институтами судебных систем других стран.

В равной мере теоретический аспект рассматриваемого сотрудничества требует от участников международных научных проектов в указанной области внимания к деятельности международных органов правосудия, анализа тенденций их функционирования, оценки их влияния на эффективность борьбы с международными преступлениями, на уровень правовой защищенности личности в новых условиях развития общества.

Таким образом, стратегия борьбы с преступностью на международном уровне разрабатывается в рамках международного сотрудничества юристов, прежде всего как стратегия международной деятельности, а затем уже — как национальная стратегия. Именно поэтому исторически и теоретически разработка стратегических планов, методологии этой стратегии происходит под эгидой ООН и ее основных центров и институтов. Выше упоминалось, что стратегический план ООН может рассматриваться как глобальный план противостояния преступности.

Хронологически о разработке стратегии борьбы с преступностью под эгидой ООН можно говорить с момента проведения в 1955 г. первого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. План этот разрабатывается и реализуется уже в течение тридцати пяти лет. Последний конгресс из этого цикла проходил в Гаване в 1990 г. Интервалы между конгрессами — 5 лет.

Рассмотрение содержания всех восьми конгрессов ООН по предупреждению преступности, их влияния на правовую жизнь современного общества — тема специальной работы. Она еще ждет внимания юристов — теоретиков и практиков. В этом анализе богатого позитивными результатами опыта ООН нас должно интересовать обогащение юридической доктрины правового государства и всех его существенных компонентов: совершенствования механизма юридической и, прежде всего судебной защиты прав человека, роли государства в качестве гаранта защиты личности и общества от преступных посягательств. Эти вопросы изучались в теоретическом плане в рамках рассматриваемых конгрессов ООН, и результаты исследований существенно обогатили международно-правовую концепцию судебной защиты.

Если с этих позиций проследить развитие теории правосудия, то вырисовываются две основные линии этого развития: 1) создание концепции причин преступности в современном обществе; 2) разработка международных минимальных стандартных правил функционирования правосудия и обращения с лицами, включенными в его орбиту. Что касается причинного механизма преступности, концепция которого оценивается нами как основная в теоретическом аспекте, то здесь существенна связь между изменяющимися условиями жизни современного общества и ответной реакцией на продуцируемую этими условиями преступность со стороны правоохранительного аппарата государства и, прежде всего — суда.

В истории международного сотрудничества юристов под эгидой ООН по разработке теоретических проблем уголовной юстиции прослеживается тенденция все большего внимания к этим вопросам именно в рамках конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Правда, этого нельзя сказать о первых конгрессах данного цикла, где уголовная юстиция как предмет исследования не занимала значительного места и подчас появлялась в докладах участников конгрессов эпизодически.

На первых конгрессах этой серии речь шла главным образом о феномене преступности и ее причинах. Это и понятно: ведь сами указанные конгрессы, как уже отмечалось, явились ответом на быстро растущую преступность, перед которой оказывались бессильными традиционные юридические средства. Именно поэтому и темы первых конгрессов ООН носили достаточно общий характер и одновременно касались какой-то части преступности, которая в тот момент более всего угрожала обществу.

Так, первый конгресс ООН по предупреждению преступности, проходивший в Швейцарии в 1955 году, был занят преступностью как явлением современного мира и ее причинами. Второй конгресс (Англия, 1960 г.) был целиком посвящен новым формам преступности несовершеннолетних. Темой третьего конгресса (Швеция, 1965 г.) были социальные условия жизни общества и преступность. На четвертом конгрессе ООН (Япония, 1970 г.) анализу была подвергнута одна из наиболее острых тем современности — научно-технический прогресс и преступность. Однако во всех докладах, где упоминалась или исследовалась уголовная юстиция, анализ не поднимался выше некоторых частных оценок эффективности правоохранительных средств борьбы с преступностью.

Фактически лишь на пятом конгрессе ООН (Швейцария, 1975 г.) проблема уголовной юстиции впервые официально была включена в повестку дня конгресса в качестве самостоятельной темы, с самостоятельными же генеральным и национальным докладами.

Кардинальный поворот в отношении темы «Уголовная юстиция» произошел на шестом и на седьмом конгрессах указанного цикла (соответственно — Венесуэла, 1980 г. и Италия, 1985 г.). Здесь существенно повлияли результаты исследования этой темы в рамках шестого конгресса, когда была предложена модель социально ориентированного уголовного суда и принята известная Каракасская декларация. Поскольку в выработке этой модели участвовали многие страны, они не преминули начать проверку ее эффективности в своих национальных судебных системах. Результаты оказались обнадеживающими. «Непрофессиональный элемент» (неюридические специальные познания), упоминавшийся выше, был принят на вооружение многими национальными судами.

Однако седьмой конгресс ООН по предупреждению преступности ознаменовался не только этой преемственностью идей шестого конгресса. Здесь значительное влияние на развитие теоретической мысли в области уголовной юстиции оказали два обстоятельства, внутренне связанные между собой. Речь идет об упоминавшейся уже интернационализации современного человеческого общества конца XX в., о развитии транснациональных экономических и финансовых объединений, промышленных корпораций и союзов глобального масштаба. Как следствие этих процессов в мире появилась неведомая ранее, такая же «интернационализованная», транснациональная преступность. В силу этого своего качества транснациональная преступность не всегда могла быть пресечена национальными судебными юрисдикциями. Так вопрос о соответствующей более широкой интернационализации правосудия стал одним из самых актуальных. Это, в свою очередь, повысило значимость международных аспектов функционирования правосудия. Но эти вопросы отражают уже не теоретический, а скорее практический аспект международного сотрудничества по проблемам уголовной юстиции.

Вместе с тем именно указанная интернационализация преступности в современном мире привела к необходимости для международного сообщества усилить организационные и теоретические задачи противостояния упомянутым новым видам международной преступности. Поэтому на седьмом конгрессе в Италии был принят известный Миланский план действий. Это было необычно, поскольку все конгрессы ООН по предупреждению преступности всегда четко организовывались Секретариатом ООН и в каком-либо особом планировании вроде бы не нуждались. Но здесь проявилось новое качество международного сотрудничества конца 90-х — начала 2000-х годов, когда работа конгрессов стала планироваться на перспективу и их результаты были тесно связаны между собой, объективно вытекали один из другого.

Миланский план действий предусмотрел комплексное длящееся исследование всех основных вопросов борьбы с преступностью — как на международном уровне, так и в отдельных регионах и странах. Имелось в виду, что страны-члены мирового сообщества, делегировавшие своих представителей на седьмой конгресс ООН, будут вести исследования по пяти основным направлениям, включенным в Миланский план, причем будут постоянно обмениваться результатами промежуточных исследований, проводить региональные и межрегиональные совещания экспертов — в целях корректировки этих результатов в связи с изменяющимися условиями жизни современного мира. Параллельно проводился цикл региональных и межрегиональных исследований (по регионам: Европа, США и Канада, Латинская Америка, Африка, Ближний Восток, Азия и страны АСЕАН). Эти исследования, начатые еще после первых конгрессов ООН по предупреждению преступности, именно после принятия Миланского плана действий стали включать проведение серии международных исследовательских проектов по проблемам уголовной юстиции в развивающемся мире, правосудия по делам несовершеннолетних, судебного контроля за исполнением наказания и ряду других.

Не останавливаясь подробно на содержании этих проектов и межрегиональных совещаниях экспертов ООН по этим проблемам, адресуем читателя к соответствующим темам данного лекционного курса, где указанные вопросы рассмотрены и им дана теоретическая оценка, равно как показано и практическое значение результатов, полученных в ходе реализации исследовательских проектов.

Выше было упомянуто, что в рамках теоретического аспекта международного сотрудничества по вопросам уголовной юстиции имеются и исследования, цель которых — анализ тенденций развития уголовного правосудия в современном мире и создание теоретических моделей «правосудия будущего». Так обычно принято называть те институты уголовного процесса, которые представляются исследователям эффективными и приемлемыми для разных правовых и судебных систем мира.

Указанные задачи международного сотрудничества, в отличие от стратегии борьбы с преступностью, разрабатываемой в рамках ООН, обычно решаются в международных научных проектах, предусмотренных деятельностью неправительственных организаций, связанных с ООН. Проект может быть самостоятельным либо реализуемым по заданию ООН и ее центров. Примером самостоятельной разработки новых моделей правосудия на основе анализа судебной деятельности в разных странах может служить исследование, проведенное в свое время Международной ассоциацией магистратов по делам несовершеннолетних; соответствующее задание Венского центра ООН по изучению тенденций в уголовной юстиции в современном мире выполняют Миланский национальный центр превенции и социальной защиты, Международное общество социальной защиты. Все эти организации отнесены к числу неправительственных организаций ООН.