Учебные словари.

Лек. 3

Авторская лексикография

Авторская лексикография – это теория и практика составления словарей отдельных авторов. Такие словари отражают языковое сознание или языковую картину мира отдельной личности.

 

Основной адресат авторских словарей – лица, профессионально занимающиеся языком, обычно специалисты-филологи.

 

Авторская и учебная лексикография часто пересекаются. Среди множества авторских словарей есть и те, первичной функцией которых является учебная. Например, это объяснительные словари к произведениям отдельных авторов 18-19 века.

 

По охвату творчества автора эти словари делятся на словари языка определенных произведений, группы произведений, произдеений одного жанра, одно периода творчества и т.д.

Пример – «словарь языка Пушкина», «частотный словарь романа Толстого «Война и мир».

 

Авторские словари можно делить и с т.зр. специфики самого описываемого материала, т.е. отнесение его к художественной или нехудожественной сфере:

  1. Словари языка писателей
  2. Словари языка публицистов, политиков, философов, религиозных деятелей (например, словари произведений Ленина, Шарля де Голя и др.)

 

Авторские словари подразделяются:

  1. По характеру даваемых в них сведений
    - энциклопедические
    - лингвистические
  2. По числу описываемых авторов
    - монографические
    - сводные
  3. По основному объекту описания
    - словари языка автора
    - стилистические словари
    - словари образов
  4. По основной цели описания
    - объяснительные (толковые, переводные)
    - фиксирующие (например, индексы или частотные справочники)
  5. По охвату описываемого материала
    - общие
    - частные
  6. По единице описания
    - заголовочная единица – слово
    - заголовочная единица – больше слова (словари сочетаний, устойчивых выражений и цитат)
  7. По расположению заголовочных единиц
    - алфавитные
    - неалфавитные
  8. По числу языков
    - одноязычные
    - двуязычные
  9. По временной перспективе
    - истоические (построены на материале авторов прошлых веков)
    - современные (построены на материале современных авторов)

 

Можно группировать словари и по другим признакам, например, по функции и адресату они делятся на

- словари с научно-описательной ориентацией (для студентов-филологов);

- словари учебные (для учащихся и студентов).

 

 

Учебная лексикография – «лексикография меньших форм и большей учебной направленности».

Иногда это понятие расширяется, т.е. сюда включаются вспомогательные словарики в учебниках, а также лексические минимумы, т.е. списки слов, рекомендованных к изучению на определенном этапе.

 

Термин «учебный словарь» употребляется в двух смыслах:

  1. Как обозначение любого типа словаря, предназначенного доя обучения.
  2. Как название любого своеобразного пособия по лексике, в котором применительно к каждому слову давались бы его доступное толкование, грамматические характеристики, указвались бы основные парадигматические и синтагматические связи.

 

У учебных словарей есть ряд отличительных особенностей:

  1. Методическая направленность и строгая ориентация на определенный этап обучения.
  2. Специфический отбор языкового материала, который должен удовлетворять критерию учебно-методической целесообразности.
  3. Охват всех видов речевой деятельности.

 

По своей направленности учебные словари подразделяются на две группы:

  1. Словари для носителей языка (в основном для детского и школьного возраста, хотя есть специальные словари для учащихся ВУЗов).
  2. Словари для иностранцев.

 

Есть много общего, но в методике построения словаря есть ряд различий. Одна из основных проблем учебного словаря – это формирование словника, который должен отразить наиболее употребительную и актуальную лексику. Сюда должны входить слова, которые охватывают разные речевые ситуации, достаточные для общения на разные темы или в любой обстановке, т.е. необходимый лексический минимум.

 

Специфика учебного словаря проявляется также в толковании лексических единиц. Оно д.б. простым, доступным, кратким и наглядным.

 

Отличительные особенности в учебном словаре имеет и структура словарной статьи. Там д.б. строгая унификация способов подачи лингвистической информации о слове, чтобы помочь учащемуся овладеть навыками активного пользования языком.

 

 

Типы учебных словарей.

 

Поскольку большинство учебных словарей носят комбинированный характер, то число их типов невелико.

 

  1. С т.зр. языковой системы
    - учебные словари парадигматического типа
    (например, «школьный словарь антонимов» Львова);
    - учебные словари синтагматического типа
    (например, «учебный словарь сочетаемости слов русского языка» Денисова и Морковкина);
  2. С т.зр. языковой семантики
    - толковые;
    (например, «краткий толковый словарь русского языка для иностранцев»);
    - идеографические (слова распределены по темам);
    (например, «тематический словарь русского языка» Морковкина);
  3. С т.зр. аспектности
    - одноаспектные (словари синонимов, антонимов, фразеологизмов, этимологические);
    - комплексные;
  4. С т.зр. языковой ориентации
    - одноязычные
    (например, «толковый словарь русского языка для национальных школ»);
    - двуязычные
    (например, «краткий русско-французский учебный словарь»);
  5. С т.зр. обучения
    - словари активного типа
    Вырабатывают у учащихся продуктивное речевое умение, т.е. умение воспроизводить речь, выражать свои мысли в устной и письменной форме. Обычно это небольшие словари, которые содержат только активную лексику и способы ее употребления в речи (синонимия, сочетаемость, фразеология и т.д.);
    - словари пассивного типа
    Вырабатывают рецептивное речевое умение, т.е. умение понимать устную и письменную речь, т.е. вопсринимать речь. Обычно это большие по объему словари;
  6. По степени трудности, т.е. с т.зр. учета этапа обучения
    - словари для начальной школы;
    - словари для старшеклассников;
    - словари для среднего звена

 

К сожалению, в российской учебной лексикографии пока еще нет системы словарей разной степени трудности. За рубежом есть опыт создания словарей 1, 2, 3 степеней сложности.

 

Новое слово в учебной лексикографии – лингво-страноведческие учебные словари.

Лингвострановедение – изучение культуры народа через его язык.

Такой словарь дает возможность познакомить учащегося с культурой другого народа в процессе изучения иностранного языка.

Пример – «русские фразеологизмы», «жесты и мимика русской речи».

 

Функции учебных словарей:

  1. Учебная
  2. Справочная
  3. Систематизирующая

 

Им также свойственны функции, характерные для словарей всех типов, т.е.

- информативная

- нормативная

 

Потербителями учебных словарей м.б. даже дошкольники. Для них есть картинные словари.

Объектом описания в учебных словарях м.б. не только слова, но и звуки, сочетания, грамматические формы и т.д.