Учебные словари.
Лек. 3
Авторская лексикография
Авторская лексикография – это теория и практика составления словарей отдельных авторов. Такие словари отражают языковое сознание или языковую картину мира отдельной личности.
Основной адресат авторских словарей – лица, профессионально занимающиеся языком, обычно специалисты-филологи.
Авторская и учебная лексикография часто пересекаются. Среди множества авторских словарей есть и те, первичной функцией которых является учебная. Например, это объяснительные словари к произведениям отдельных авторов 18-19 века.
По охвату творчества автора эти словари делятся на словари языка определенных произведений, группы произведений, произдеений одного жанра, одно периода творчества и т.д.
Пример – «словарь языка Пушкина», «частотный словарь романа Толстого «Война и мир».
Авторские словари можно делить и с т.зр. специфики самого описываемого материала, т.е. отнесение его к художественной или нехудожественной сфере:
- Словари языка писателей
- Словари языка публицистов, политиков, философов, религиозных деятелей (например, словари произведений Ленина, Шарля де Голя и др.)
Авторские словари подразделяются:
- По характеру даваемых в них сведений
- энциклопедические
- лингвистические - По числу описываемых авторов
- монографические
- сводные - По основному объекту описания
- словари языка автора
- стилистические словари
- словари образов - По основной цели описания
- объяснительные (толковые, переводные)
- фиксирующие (например, индексы или частотные справочники) - По охвату описываемого материала
- общие
- частные - По единице описания
- заголовочная единица – слово
- заголовочная единица – больше слова (словари сочетаний, устойчивых выражений и цитат) - По расположению заголовочных единиц
- алфавитные
- неалфавитные - По числу языков
- одноязычные
- двуязычные - По временной перспективе
- истоические (построены на материале авторов прошлых веков)
- современные (построены на материале современных авторов)
Можно группировать словари и по другим признакам, например, по функции и адресату они делятся на
- словари с научно-описательной ориентацией (для студентов-филологов);
- словари учебные (для учащихся и студентов).
Учебная лексикография – «лексикография меньших форм и большей учебной направленности».
Иногда это понятие расширяется, т.е. сюда включаются вспомогательные словарики в учебниках, а также лексические минимумы, т.е. списки слов, рекомендованных к изучению на определенном этапе.
Термин «учебный словарь» употребляется в двух смыслах:
- Как обозначение любого типа словаря, предназначенного доя обучения.
- Как название любого своеобразного пособия по лексике, в котором применительно к каждому слову давались бы его доступное толкование, грамматические характеристики, указвались бы основные парадигматические и синтагматические связи.
У учебных словарей есть ряд отличительных особенностей:
- Методическая направленность и строгая ориентация на определенный этап обучения.
- Специфический отбор языкового материала, который должен удовлетворять критерию учебно-методической целесообразности.
- Охват всех видов речевой деятельности.
По своей направленности учебные словари подразделяются на две группы:
- Словари для носителей языка (в основном для детского и школьного возраста, хотя есть специальные словари для учащихся ВУЗов).
- Словари для иностранцев.
Есть много общего, но в методике построения словаря есть ряд различий. Одна из основных проблем учебного словаря – это формирование словника, который должен отразить наиболее употребительную и актуальную лексику. Сюда должны входить слова, которые охватывают разные речевые ситуации, достаточные для общения на разные темы или в любой обстановке, т.е. необходимый лексический минимум.
Специфика учебного словаря проявляется также в толковании лексических единиц. Оно д.б. простым, доступным, кратким и наглядным.
Отличительные особенности в учебном словаре имеет и структура словарной статьи. Там д.б. строгая унификация способов подачи лингвистической информации о слове, чтобы помочь учащемуся овладеть навыками активного пользования языком.
Типы учебных словарей.
Поскольку большинство учебных словарей носят комбинированный характер, то число их типов невелико.
- С т.зр. языковой системы
- учебные словари парадигматического типа
(например, «школьный словарь антонимов» Львова);
- учебные словари синтагматического типа
(например, «учебный словарь сочетаемости слов русского языка» Денисова и Морковкина); - С т.зр. языковой семантики
- толковые;
(например, «краткий толковый словарь русского языка для иностранцев»);
- идеографические (слова распределены по темам);
(например, «тематический словарь русского языка» Морковкина); - С т.зр. аспектности
- одноаспектные (словари синонимов, антонимов, фразеологизмов, этимологические);
- комплексные; - С т.зр. языковой ориентации
- одноязычные
(например, «толковый словарь русского языка для национальных школ»);
- двуязычные
(например, «краткий русско-французский учебный словарь»); - С т.зр. обучения
- словари активного типа
Вырабатывают у учащихся продуктивное речевое умение, т.е. умение воспроизводить речь, выражать свои мысли в устной и письменной форме. Обычно это небольшие словари, которые содержат только активную лексику и способы ее употребления в речи (синонимия, сочетаемость, фразеология и т.д.);
- словари пассивного типа
Вырабатывают рецептивное речевое умение, т.е. умение понимать устную и письменную речь, т.е. вопсринимать речь. Обычно это большие по объему словари; - По степени трудности, т.е. с т.зр. учета этапа обучения
- словари для начальной школы;
- словари для старшеклассников;
- словари для среднего звена
К сожалению, в российской учебной лексикографии пока еще нет системы словарей разной степени трудности. За рубежом есть опыт создания словарей 1, 2, 3 степеней сложности.
Новое слово в учебной лексикографии – лингво-страноведческие учебные словари.
Лингвострановедение – изучение культуры народа через его язык.
Такой словарь дает возможность познакомить учащегося с культурой другого народа в процессе изучения иностранного языка.
Пример – «русские фразеологизмы», «жесты и мимика русской речи».
Функции учебных словарей:
- Учебная
- Справочная
- Систематизирующая
Им также свойственны функции, характерные для словарей всех типов, т.е.
- информативная
- нормативная
Потербителями учебных словарей м.б. даже дошкольники. Для них есть картинные словари.
Объектом описания в учебных словарях м.б. не только слова, но и звуки, сочетания, грамматические формы и т.д.