Россия накануне Петровских реформ
На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные еще в начале XVII в. в результате интервенции и захвата территории были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель, остававшихся под властью Швеции. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. В целом в XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. К концу XVII в. в России насчитывалось более 10,5 млн. человек. За счет движения на север, где не было помещичьего землевладения и существовали "черные" волостные крестьянские "миры", происходил рост населения в Приморье и по бассейнам северных рек. По берегу реки Дон еще в XVI в. появились поселения ушедших из центра вольных людей — казаков.
Российское казачество имеет богатую и интересную историю, которая отражена во многих дореволюционных и современных публикациях. (Интересующиеся историей казачества могут ознакомиться с этой литературой и подробно ее изучить.)
Что касается ранних этапов зарождения казачества, то они связаны с периодом образования русского централизованного государства. Как отмечалось выше, поселения казаков появились на Дону еще в XVI в. Необходимость постоянной борьбы с внешними врагами предопределила создание у казаков прочной военной организации, построенной по тем временам на демократической основе. Казаки сами решали свои внутренние дела, в том числе судебные и внешние, включая и вопросы войны и мира. Все вопросы обсуждались на общем сходе — круге, здесь же выбирались и казачьи атаманы. В то же время внутри самого казачества происходило расслоение на "домовитых" (богатых) и "голытьбу" (бедных).
Российское правительство старалось вовлечь казаков в сферу своего влияния, оказывая им помощь хлебом, деньгами, оружием, одновременно возлагая на них и определенные функции по обороне южных границ государства.
Сходным по происхождению и организации, хотя и со значительными отличиями, было запорожское казачество на Украине, которое привлекалось в те годы польским правительством для охраны южных границ Речи Посполитой.
XVII век в истории России ознаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. К примеру, только один боярин Б. И. Морозов имел в этот период более 300 сел и деревень в 67 уездах России.
В начале XVII в. в результате массовой раздачи правительством России земли увеличилось землевладение дворян. Особенно значительно увеличились дворянские земли при правлении первых Романовых, причем главным образом за счет крестьянских общин.
Итак, Россия в XVII в. была феодальной страной, в которой господствовала феодальная собственность на землю, являвшаяся основой общественного строя.
Господствующим классом в XVII в. были феодальные землевладельцы, светские и духовные помещики и вотчинники. Этот класс в этот период начал приобретать сословную замкнутость. К другому классу феодального общества относилось крестьянство, которое к этому времени постепенно начинало изживать прежнее деление на многочисленные категории.
В XVII в. в России происходит укрепление феодально-крепостнического строя, по существу оформляется общегосударственная система крепостного права.
Соборное уложение 1649 г., оформившее систему крепостной зависимости и завершившее развитие крепостнического законодательства Российского государства, закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах зависимость крестьян от феодалов и от государства. По этому жеСоборному уложению устанавливались наследование крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие крепостнические права землевладельцам, царское правительство в то же время возложило на них ответственность за выполнение принадлежавшими им крестьянами государственных повинностей. Создавая государственную систему крепостного права, правительство стремилось мобилизовать народные силы для усиления государства, подъема его экономики, укрепления военных сил и решения других внутренних и внешних задач.
В этих условиях особое значение приобретает развитие торговли в самом широком смысле этого слова. В России образовалось несколько крупных торговых центров, среди которых выделялась Москва с ее громадным торгом, с более чем 120 специализированными рядами. Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы. Но развитие купечества в России сильно тормозилось из-за отсутствия выхода к морям, засилья в стране иностранного капитала: английский, французский, голландский торговый капитал в эти годы стремился захватить внутренние рынки России. Вывоз товаров из России и ввоз в нее были сосредоточены вначале в руках англичан, а затем голландцев.
В создавшихся условиях русское купечество требовало от правительства защиты от произвола со стороны иностранных купцов. И только в конце 1667 г. российским правительством был принят новый торговый устав, в соответствии с которым иностранным купцам запрещалось вести розничную торговлю в пределах Российского государства.
Рост товарного производства в XVII в. привел к резкому росту городов. Достаточно отметить, что в этот период в России насчитывалось более 225 городов (без Украины и Сибири). Резко возросла численность городского населения: только в Москве проживало в эти годы более 200 тыс. человек.
Усиление самодержавия во многом было узаконено Соборным уложением 1649 г. и нашло выражение в структуре высшего центрального и местного государственного аппарата России в XVII в.
Между тем в эти же годы в стране то и дело вспыхивали восстания, в частности достаточно мощное Московское восстание 1662 г. Наиболее же крупным выступлением было восстание Степана Разина, который в 1667 г. повел крестьян на Волгу. Историками и писателями в разное время опубликовано большое количество работ, посвященных этому восстанию и личности самого Степана Разина. Хотя этот сюжет отечественной истории очень интересен, мы вынуждены ограничиться кратким его изложением.
Силы в начавшемся восстании были неравными. В мае 1667 г. Разин во главе отряда в тысячу человек отправился на Волгу, оттуда двинулся к западным берегам Каспийского моря, где совершал набеги на владения иранского шаха.
В августе же 1669 г. Разин с казаками высадился в Астрахани. Несколько позже, 4 сентября 1669 г., он отправился на Дон, где занялся подготовкой нового похода. Выступление Разина к 1690 г. вылилось в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками, русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.
С захватом Астрахани Разин создал себе условия для продвижения на север. И все же восстание потерпело поражение. Среди многих причин поражения восстания отметим прежде всего невысокий уровень военной организации, разобщенность сил восставших, разнохарактерность целей и требований различных социальных и национальных слоев участников вооруженной борьбы. С жестокостью царское правительство расправилось с восставшими. Трагической оказалось судьба и самого Разина: в июне 1671 г. он был казнен в Москве на Красной площади.
После крестьянской войны в России был осуществлен ряд важных государственных мероприятий, в числе которых переход к системе подворного обложения, преобразования в армии и др. В результате длительного процесса государственной централизации, занявшего большой промежуток времени в истории России, страна достигла в XVII в. такой стадии развития, которая дала возможность перехода к абсолютизму.
В последней четверти XVII в. в политическом строе России отчетливо проявляются тенденции оформления абсолютизма. Неограниченная власть самодержавия была узаконена Соборным уложением 1649 г. Этим же Уложением была закреплена победа самодержавия над церковью, которая до этого претендовала на самостоятельную политическую роль. Крепостнические отношения по-прежнему господствуют во всех сферах общественно-политической и экономической жизни общества. Вместе с тем те изменения, которые происходили во всех областях жизни страны, переросли в первой четверти XVIII в. в новую качественную форму. Со второй половины XVII в. политический строй страны эволюционировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Самодержавию приходилось лавировать между группировками господствующего класса. В годы обострения социальных противоречий между антагонистическими классами феодального общества все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. В этом же направлении осуществлялась и внешняя политика правительства.
Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула; в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы; в расширении участия различных слоев населения в государственном аппарате, наконец, в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной.
Наиболее ярким свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских соборов. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором, собиравшимся в полном составе.
Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями — приказами, а также Боярской думой. Число приказов на протяжении столетия оставалось почти неизменным: 25 в 1626 г. и 26 в конце века.
Изменения организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падению выборного начала. Власть в уездах (а их в стране в середине столетия насчитывалось свыше 250) сосредоточилась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц земских выборных органов.
Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь, которая по-прежнему претендовала на большую власть.
Действия патриарха Никона во многом шли вразрез с формировавшимся абсолютизмом. Светской власти понадобилось 8 лет, чтобы оформить низложение Никона. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь.
Несмотря на обострение социально-политических, экономических отношений в стране, рубеж XVII—XVIII вв. явился переломным периодом в истории феодальной России.