XX.съезд КПСС 3 страница
Большое значение для окончательной ликвидации колониального гнета во всех его формах и проявлениях имел проект Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, внесенный Советским Союзом на рассмот-
рение XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. Все страны мира, кроме колониальных держав — США, Великобритании, Франции, Португалии, Бельгии, Южно-Африканского Союза, Испании, Австралии и Доминиканской Республики — 14 декабря приняли Декларацию.
(J) Почему Декларация была отвергнута колониальными странами?
5 февраля 1960 г. по инициативе общественных и правительственных кругов многих стран Азии, Африки и Латинской Америки ВЦСПС, Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами учредили Университет дружбы народов в Москве. 22 февраля 1961 г. ему было присвоено имя Пат-риса Лумумбы, отдавшего жизнь в борьбе за свободу и независимость Конго. В 1965 г. в УДН обучалось 3 тыс. студентов и свыше 100 аспирантов из 82 стран. Кроме того более 12 тыс. студентов из развивающихся стран обучались в вузах других городов Советского Союза. Необходимо отметить, что наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами иностранные студенты изучали обязательную для всех историю КПСС
@ Каковы были условия приема иностранцев в советские вузы ?
Большое внимание проблемам национально-освободительного движения, борьбе против колониальной системы империализма, перспективам развития стран, добившихся политической независимости, уделило Совещание представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве в 1960 г.
@ В чем значение Совещания?
Наряду с мирными формами поддержки национально-освободительного движения народов Советский Союз использовал и свое военное давление на агрессоров и оказывал помощь вооружением, обучением кадров для национальных армий. Непреклонная позиция СССР помогла отстоять независимость арабских стран: в 1956 г. — Египта, в 1957 г. — Сирии, в 1958 г. — Ливана, Ирака, Иордании, в 1962 г. — Йемена, Алжира; способствовала освобождению Западного Ириана (Индонезия) 6т
господства Голландии. Были поддержаны в антиимпериалистической борьбе народы Панамы и Кипра. Советский Союз выступил против вмешательства бывших колонизаторов во внутренние дела Конго, Занзибара, Гвинеи-Бисау, Анголы, Мозамбика и др.
© Какова цена помощи и ее эффективность?
Таким образом, советское руководство в сшей политике поддержки национально-освободительного движения отдавало предпочтение странам, ориентированным на дальнейшее социалистическое развитие.
® Какими были последствия социалистического наступления?
Борьба за ослабление международной напряженности
Пытаясь выйти из обостряющейся конфронтации, советское руководство искало различные пути и методы разрешения конфликтных ситуаций, не забывая и об усилении своей военной мощи. В 1956 г. XX съезд КПСС констатировал, что в СССР нет классов или групп, заинтересованных в войне; экономика Советского государства носит мирный характер и для своего развития не нуждается в войнах. Советский Союз отвергает войну как средство развязывания революции в других странах, он исходит из того, что установление нового общественного строя в той или иной стране — это внутреннее дело народа каждой страны.
© В чем новизйа внешнеполитического курса КПСС?
Вместе с тем Советский Союз к концу 50-х годов уже имел огромный потенциал термоядерного оружия, способного поразить любую точку на земле. Большинство промышленности СССР было занято в сфере военного производства, советское руководство было настроено решительно в целях достижения всемирного социализма. КПСС считала оппортунизмом любое соглашение с капиталистами по поводу управления обществом.
@ Как это соотносилось с принципом мирного сосуществования ?
18 сентября 1959 г. Советский Союз внес на рассмотрение XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН проект Декларации о всеобщем и полном разоружении, в основе которого лежали идеи Конвенции о всеобщем и полном разоружении, предложенные СССР еще в 1928 г.
(J) Сопоставьте два документа.
Конечно, уничтожение всех видов вооружений до минимального уровня, необходимого для поддержания порядка внутри каждой страны, было нереально в период идеологического противоборства двух противоположных социально-экономических систем государственного развития. Однако сокращение вооружения и армий было реальным и необходимым. В январе 1960 г. СССР в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 1 200 000 человек, затем внес в ООН предложения о немедленном прекращении испытаний атомного и водородного оружия, о создании в Центральной Европе и на Балканах безатомной зоны, о выводе всех иностранных войск с территорий европейских государств и ликвидации военных баз на чужих территориях. Советский Союз настойчиво добивался заключения пакта о ненападении между государствами НАТО и ОВД, а также заключения соглашения о предотвращении внезапного нападения одного государства на другое и т.д.
Исходя из того, что не удавалось договориться о запрещении всех видов испытаний ядерного оружия, Советское правительство предложило правительствам США и Великобритании подписать соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. 5 августа 1963 г. соглашение было подписано в Москве.
Осенью 1963 г. на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято советское предложение «не размещать в космическом пространстве любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения».
В конце 1963 г. Советское правительство обратилось с посланием к главам государств стран мира, в котором предложило заключить договор или соглашение об отказе государств от применения силы для решения территориальных споров и вопросов о границах, что несомненно способствовало бы ослаблению международной напряженности, предотвращению войны.
29 января 1964 г. был опубликован меморандум Советского правительства «О мерах, направленных на ослабление гонки во-
оружений и смягчение международной напряженности». В нем были предложены различные меры, направленные на быстрейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении, среди которых: сокращение общей численности вооруженных сил государств; сокращение военных бюджетов на 10—15%; уничтожение бомбардировочной авиации; запрещение испытаний ядерного оружия под землей и др.
® Какой была реакция западных держав?
Таким образом, в середине 50-х—середине 60-х годов СССР выдвигал различные конкретные предложения, направленные на укрепление мира, создание доверия между капитализмом и социализмом, снижение военного потенциала противоборствующих сторон. Однако слова не всегда подкреплялись делами, предложения часто не соответствовали взаимной удовлетворенности сторон.
Роль Н.С.Хрущева в дипломатии ,
Активизация внешней политики середины 50-х—середины 60-х годов во многом связана с эмоциональной личностью и кипучей деятельностью руководителя Советского государства Никиты Сергеевича Хрущева. В отчетном докладе ЦК XX съезду партии он выдвинул ряд важнейших теоретических положений по внешнеполитической деятельности КПСС. Исходя из понимания гибели всего человечества в термоядерной войне, Хрущев настойчиво искал мирный путь социалистического наступления, что встречало яростное сопротивление со стороны «ястребов» военного курса. Все это не только обостряло идеологическое противоборство, но и усиливало военное противостояние. Вследствие противоречия теории и практики КПСС принцип мирного сосуществования двух противоположных общественных систем был очень непрочным. Да и сам Хрущев понимал это, заявив полушутя, полусерьезно американскому президенту: «У нас с вами соревнование — кто кого быстрее закопает».
Н.С.Хрущев — первый советский руководитель высшего ранга, начавший систематические поездки за рубеж, встречи и переговоры на высшем уровне. Проводя твердую, непримиримую внешнюю политику, он сумел вывести Советский Союз без во-
енных конфликтов из Суэцкого, Берлинского, Карибского кризисов.
Вместе с тем именно позиция советского лидера во многом обострила международные отношения. По мнению Хрущева, Албания вела себя «не по своим масштабам». Результат - разрыв отношений Албании с СССР и соцсодружеством. Непримиримость к Мао Цзэдуну обернулась прекращением поставок в Союз концентрата вольфрама и риса, другого сырья, промышленных товаров и продовольствия. Не способствовали поднятию авторитета Советского Союза грубые изречения Хрущева: «Мы вас побьем! Мы вас закопаем!», воспринимаемые американцами в буквальном смысле, хотя выражали они программное положение о неизбежности экономической победы коммунизма во всем мире. «У нас производство ракет поставлено на конвейер, — грозно предупреждал Хрущев своих потенциальных противников, — ракеты выходят как колбаса из автомата». Остается сожалеть, что было не наоборот.
Неуемная задиристость советского лидера исходила из идеологической запрограммированности образа врага. Казалось, история работает на нас: рушилась колониальная система империализма; в СССР был «полностью и окончательно построен социализм», по сводкам ЦСУ СССР, ежегодный прирост советской продукции составлял 10—15%, «Советы вырвались в космос»; осудив культ личности Сталина, «советский народ обрел свободу» и был полон энергии и активности, хотя и не верил своему лидеру — Хрущеву, что в 80-е годы СССР обгонит США и советские люди будут жить уже при коммунизме. Многие иллюзии и воинственность руководителя передавались широким слоям общества. Конфронтационность, упрощенное видение мира сводили на нет результаты всеобщего мира, вели к обострению международной обстановки, росту военных расходов, снижению жизненного уровня народа.
Пытаясь показать «преимущества, приоритеты первой страны социализма», расширение и укрепление социалистической системы, единство политических взглядов, Хрущев по-барски раздавал советские награды, присваивал звание Героя Советского Союза. Были отмечены золотыми звездами лица, ничего общего не имеющие с героизмом советских людей — Фидель Кастро, Янош Кадар, Гамаль Абдель Насер, Мухаммед Амар, Бел Белла и даже убийца Троцкого — Рамон Меркадер. Не обошел «хозяин» и себя, закончив карьеру с четырьмя звездами Героя Социалистического Труда.
Основные события и даты
Внеочередной XXI съезд КПСС — 27 января —5 февраля 1959 г.
Установление дипломатических отношений с правительством Фиделя Кастро Рус — 10 января 1959 г.
Начало возведения Берлинской стены — 13 августа 1961 г.
Учреждение Университета дружбы народов в Москве — 5 февраля 1960 г.
Подписание соглашения между СССР, США и Великобританией о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой — 5 августа 1963 г.
Соглашение об установке «красного телефона» прямой связи между Белым домом и Кремлем — 20 июля 1963 г.
Контрольные вопросы
1. Как корректировались основные принципы внешней политики?
2. Каковы были взаимные интересы социалистических стран?
3. Каковы общие черты внешнеполитического курса СССР и капиталистических стран?
4. Какие формы помощи оказывал СССР национально-освободительным движениям?
5. Судьба советских инициатив по разоружению.
6. Успехи и просчеты Хрущева в дипломатии.
Источники и литература
Борисов О.В., Колосков Б. Т. Советско-китайские отношения, 1945-1970. М., 1972.
Кирпиченко В.А. Из архива разведчика. М., 1993.
Советский Союз в борьбе за ликвидацию колониальной системы. (1960—1982 гг.); Документы и материалы. М, 1984.
Советский Союз и Организация Объединенных Наций. Т. 1-2. М., 1965.
Хрущев СЛ, Никита Хрущев: кризисы и ракеты: В 2 т. М, 1994.
Шектор Дж., Дерябин П. Шпион, который спас мир: Как советский полковник изменил курс «холодной войны». В 2 кн. М., 1993.
Проблемы для самостоятельного изучения
1. Обострение противостояния двух социально-экономических систем.
2. Отношения СССР с Югославией, Китаем и Албанией.
3. Советско-американские отношения.
4. Материальные и финансовые долги Советскому Союзу.
5. Роль СССР в ослаблении международной напряженности.
6. Роль личности руководителя страны во внешнеполитическом курсе.
26. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ЖИЗНЬ СТРАНЫ В СЕРЕДИНЕ 60-х-
СЕРЕДИНЕ 80-х ГОДОВ
ИЗМЕНЕНИЯ В ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОМ РУКОВОДСТВЕ.
КУРС КПСС НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ. УСИЛЕНИЕ БЮРОКРАТИЗАЦИИ
ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА. РОЖДЕНИЕ
СОВЕТСКОЙ МАФИИ. ДУХОВНАЯ АТМОСФЕРА ОБЩЕСТВА.
Изменения в партийно-государственном руководстве
В октябре 1964 г. Хрущев был освобожден от всех партийных и государственных постов «по состоянию здоровья» и отправлен на пенсию. Хотя это и было неожиданно для советского народа и мировой общественности, но вполне закономерно и обоснованно. Уже к началу 60-х годов популярность Хрущева резко упала. Его соратники открыто с критикой не выступали, скептическое отношение народа к власти выливалось в комиче-ско-анекдотические оценки государственного управления. Люди не верили в наступление коммунизма через 20 лет, ощущали все больший недостаток в продуктах питания, доброкачественной одежде, жилье, благах цивилизации. Особенно зримо было отступление от демократических форм управления и гонение на инакомыслящих. Проявлялась все большая тенденция к волюнтаризму в руководстве, оформлялся новый культ личности.
(2) Каким был официальный срок пребывания на высших руководящих постах?
В отсутствие находившегося на отдыхе в Крыму Хрущева 12 октября 1964 г. на расширенном заседании Президиума ЦК КПСС был поставлен вопрос о его смещении. 14 октября был созван Пленум ЦК, на котором с докладом выступил М АСуслов. Главный идеолог КПСС вопреки основному принципу марксистско-ленинской теории — самокритичности и коллегиальности руководства — все просчеты социалистического строительства возложил на Хрущева, и не было ни одного возразившего.
@ Почему никто не возразил ? Как Хрущев оценил свою отставку ?
Открытого и подробного анализа деятельности Хрущева ни на Пленуме ЦК, ни в партийных организациях не прозвучало. Новое партийно-государственное руководство и все оставшееся старое считало, что страна не выдержит еще одного XX съезда, так как народ все больше и больше терял веру в «ленинскую гениальность» партийных руководителей. Даже похороны Хрущева, стоявшего у руля страны 11 лет, стали исключением погребального ритуала партийно-советских руководителей. Хрущев был скромно похоронен в 1971 г. на Новодевичьем кладбище.
@ Кто автор надгробного памятника Н.Хрущеву?
Смена политического руководства в октябре 1964 г. лишь номинально затронула верхний эшелон власти. Первым секретарем ЦК КПСС был избран 58-летний Л.И.Брежнев. Председателем Совета Министров СССР стал 60-летний А.Н.Косыгин. В ноябре 1965 г. в связи с формальным решением Пленума ЦК не оставлять на активной политической и государственной работе членов партии старше 70 лет подал в отставку Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР Н.В.Подгорный. Принцип коллективного руководства и разделения властей продолжал носить формальный характер, ибо все вопросы по управлению огромной страной решались в партийной инстанции. Начиная с 1977 г. руководитель ЦК КПСС стал совмещать и должность главы Советского государства вплоть до первого Президента Союза ССР.
@ Какова карьера новых руководителей СССР?
Особенностью партийно-государственного руководства страной стал фактор личной преданности, землячества и даже
родственных отношений, а не демократическая выборность и деловые качества руководителя. Все это концентрировало власть, укрепляло единовластие, порождало культ личности, утверждало догматизм учения марксизма-ленинизма о развитии социализма.
@ Почему нарушалась партийная законность и человеческая этика?
Курс КПСС на дальнейшее развитие социализма
Осудив волюнтаристическое, командно-административное правление Хрущева, руководство «третьего поколения» попыталось наметить и обосновать дальнейший курс социалистического строительства интенсивной законотворческой деятельностью. Однако большинство законов — о правах местных Советов или самостоятельности промышленных предприятий, об экологической чистоте или правах человека носили декларативный характер, фактически нейтрализовывались массой ведомственных распоряжений и местных постановлений, а зачастую игнорировались самими же законодателями. И весь правовой беспредел, как и надуманность и туманность дальнейшего курса общественно-политического развития, закономерны и объяснимы.
Во-первых, в верхнем эшелоне управления находились воспитанники сталинской кадровой системы, не привыкшие принимать самостоятельных решений и брать ответственность на себя.
Во-вторых, нормой жизни становилась двойная мораль, а расхождение между словом и делом — обычным способом существования.
(9) Какой был выход из создавшегося положения ?
Традиционно курс на развитие социализма определял партийный съезд. С 29 марта по 8 апреля 1966 г. в Москве работал очередной, XXIII съезд КПСС. Около 5 тыс. делегатов представляли почти 12,5 млн. членов и кандидатов в члены партии. Съезд подчеркнул важность роли Советов в развитии советской демократии. Предлагалось активизировать деятельность сессий Советов, расширить круг обсуждаемых депутатами вопросов, повысить ответственность исполнительных органов перед ними, расширить полномочия депутатских комиссий с более широ-
ким привлечением общественности. В решениях съезда было указано на необходимость усиления роли профсоюзов и комсомола в осуществлении задач коммунистического строительства. На съезде отмечалось, что «успехи коммунистического строительства во многом зависят от размаха и уровня идейно-политической работы партии среди трудящихся... В центре идеологической работы должно стоять воспитание трудящихся в духе высокой политической сознательности и коммунистического отношения к труду».
(J) Какие традиционные, но не свойственные партии вопросы обсуждал съезд?
Таким образом, продолжал нарушаться основной жизненный принцип — материальной заинтересованности трудящихся в создании материально-технической базы коммунизма, приоритетом оставалась политическая сознательность граждан. Повышение революционной бдительности, разоблачение идеологических диверсий против соцсистемы оставались основой внутренней и внешней политики, вели к подавлению инакомыслия и обострению международных отношений.
ХХШ съезд реорганизовал политические формы руководства страной. Во-первых, из Устава партии был исключен пункт об обязательной сменяемости кадров партийного руководства. Во-вторых, вместо Президиума ЦК вновь вводилось Политбюро ЦК. В-третьих, вновь был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС, которым стал Л.И.Брежнев.
@ О чем свидетельствовали изменения Устава КПСС?
Новое руководство, учитывая нереальность выполнения Программы КПСС, смещает акцент идейно-теоретической основы своей деятельности с пропаганды целей коммунистического строительства на пропаганду уже достигнутого реального социализма. В 1967 г. в докладе о 50-летии Великого Октября Л.И.Брежнев заявил, что главным итогом пройденного советским народом исторического пути является построение развитого социалистического общества. Данная концепция отражала основные направления дальнейшего курса КПСС.
Первое: социализм в СССР построен, что было закреплено еще в Конституции 1936 г. и немалая заслуга в этом принадлежит Сталину.
Второе: развитие социализма продолжается и расширяется по всему миру.
Третье: построение коммунизма — процесс длительный и зависит от цдеологаческого противоборства и военного паритета двух противоположных общественных систем.
@ В чем особенность намеченного курса ?
Политические противоречия
Говоря о построении социализма в СССР, имея в виду ленинское определение его как общественно-экономического строя, превосходящего капиталистический, советские руководители не могли объяснить нехватку продовольствия, товаров широкого потребления, рост алкоголизма и спекуляции, коррупции и падения дисциплины, апатии и карьеризма. Все негативные явления в обществе выдавались за отдельные недостатки и пережитки частно-капиталистической психологии.
(?) Что вы понимаете под «пережитками частно-капитали*-стической психологии» ?
Однако политические противоречия, наиболее ярко проявившиеся в середине 60-х—середине 80-х годов, сложились еще в 30-е годы. Они характеризовались следующим.
Во-первых, огосударствлением собственности на средства производства, хотя формально существовала и общественная собственность в виде колхозно-кооперативной. Однако она была второстепенной по сравнению с государственной, да и распоряжался ею, как и государственной, партийно-государственный аппарат.
Во-вторых, продолжала действовать и укрепляться бюрократическая система управления, независимая от инициативы «низов».
В-третьих, демократия была ограничена, носила избранный характер. Настойчиво создавалась видимость всенародного управления.
В-четвертых, уравнительные административно закрепленные нравственные ценности социальной справедливости доминировали над экономическими формами стимулирования труда.
В-пятых, идеология подавляла личность, инициативу творчества, диктовала догматические формы общественного управления.
@ Чем объяснить отмеченные политические противоречия?
Противоречивостью советской политической системы являлся ее замкнутый характер, так как все ее составные элементы определялись государством и были конституционно закреплены. 7 октября 1977 г. была принята очередная Конституция СССР, в которой констатировался «всемирно-исторический переворот человечества от капитализма к социализму». Отмечалось и то, что «в СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа... в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ.
Это — общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся — патриотов и интернационалистов.
Это — общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.
Это — общество подлинной демократии...»
@ Соответствовало ли это действительности?
В Основном Законе были конституционированы составные элементы политической системы — КПСС, Советы, профсою-зы, комсомол, общественные организации, а ст. 6 гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР».
(х) Соответствовала ли ст. 6 принципам демократизма?
Таким образом, даже в Основном Законе советского общества было закреплено главное политическое противоречие.
Усиление бюрократизации партийно-государственного аппарата
Закрепив конституционно в качестве руководящей и направляющей силы советского общества КПСС, все остальные общественные организации должны были выполнять роль «приводных ремней» от партии к массам, а не наоборот, что лишь укрепляло верхушку партийного руководства страны. КПСС пронизала все общественно-политические структуры страны, отдавая фактические приказы по ее жизнедеятельности, а зачастую сдерживая инициативу масс. Даже высший законодательный орган государства — Верховный Совет СССР восьмого созыва (14 июня 1970 г.) состоял на 72,3% из коммунистов, которые выполняли указания XXIII съезда КПСС о мерах по усилению работы верховного органа власти страны. Таким образом, партийные указания были выше государственных законов, которые также принимались по указаниям партии и выполнялись по воле партийного начальства.
Q) Что это означало?
8 марта 1967 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся». В декабре 1968 г, ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили «Положение об органах народного контроля СССР», в котором подчеркивалось, что «в органах народного контроля сочетается государственный контроль с общественным контролем». В июле 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление о мерах по дальнейшему улучшению работы судебных и прокурорских органов по охране интересов государства, социалистической собственности, прав граждан, по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью, по воспитанию советских людей в духе неуклонного соблюдения законов и правил социалистического общежития. Вышеперечисленные документы показывают вседозволенность партийных органов, фактическое усиление партийно-государственного аппарата.
@ Какая роль в вышеперечисленных постановлениях ЦК КПСС отводилась государственным органам и общественным организациям ?
Партийный диктат, огосударствление и бюрократизация общественных структур привели к тому, что советская политиче-
екая система потеряла гибкость управления обществом, способность реагировать на общественные интересы. Она становилась тормозом социально-политического развития страны. Правилом стала практика назначения на различные руководящие должности преимущественно членов КПСС с утверждением кандидатур в различных партийных инстанциях. Так формировался не профессиональный состав руководителей, а создавалась номенклатура партийно-административного аппарата, класса-паразита, единственного работодателя и судьи в СССР.
@ Была ли политическая оппозиция в СССР?
Питательной средой стремительного размножения бюрократии стало господство внеэкономического принуждения, что являлось следствием монопольного положения государственной собственности, фактическим хозяином которой являлись чиновники-управленцы. В то же время собственно экономических интересов у номенклатуры не было, главной ее задачей было удержание своих распорядительных позиций. Это относилось и к самому верхнему эшелону управления. Так, уже на ХХШ съезде КПСС значительно усиливается «команда Брежнева». В состав ЦК были введены верные Леониду Ильичу Г.Романов, Н.Тихонов, С.Трапезников. Кандидатами ЦК стали соратники Генерального секретаря К.Черненко и Н.Щелоков, секретарем ЦК КПСС ~ М.Соломенцев.
@ Каковы жизненные вехи окружения Брежнева ?
Не компетентность и профессионализм, моральные и нравственные устои, а личная преданность и «управляемость» как главные критерии отбора кадров, протекция и семейственность как основной метод, фактические несменяемость и неподсудность номенклатуры закономерно способствовали сращиванию ее с дельцами теневой экономики.
® В чем причины усиления партийного диктата?
Рождение советской мафии
Фанфарность успехов социалистического строительства, коммунистического труда, морального кодекса строителя комму-
низма и «выдающихся заслуг» партийно-советских руководителей уже не могли затуманить ясного понимания большинством советских людей того, что в стране создан не просто целый класс номенклатуры партийно-административного аппарата управления, но и существует каста неприкасаемых. Безразличие к нуждам общества, личное обогащение и власть паразитирующей части общества были названы в народе итальянским словом — мафия.
© Что вы понимаете под термином «советская мафия» ?
Еще на октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК в своей «тронной» речи Первый секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев дал установку политической линии при обсуждении деятельности Н.С.Хрущева. Подчеркнув, что «незачем выливать на себя грязь», он предложил не обсуждать подробно вопрос об освобождении Хрущева, а ограничиться лишь краткой информацией газетных публикаций. Таким образом, определялись вопросы и даже целые зоны деятельности партийного руководства, запрещенные для информации и тем более критики даже партийным соратникам.
Кадровая проблема особо беспокоила нового лидера, ибо от его окружения зависело его политическое долголетие и власть. Став Генеральным секретарем ЦК КПСС, Брежнев восстанавливает упраздненное при Хрущеве общесоюзное МВД, рекомендуя на пост министра своего друга, работавшего вторым секретарем ЦК КП Молдавии, НА.Щелокова. При покровительстве Брежнева министр охраны общественного порядка СССР, а с января 1968 г. — МВД Н.Щелоков в 1971 г. становится членом ЦК КПСС, в 1978 г. ему была присуждена ученая степень доктора экономических наук за ряд работ по развитию экономики Молдавской ССР, а в 1980 г. за «большие заслуги» перед Советским государством и в связи с 70-летием со дня рождения ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.