Кто являлся проводником советской помощи ? 4 страница

© Ваше мнение?

Советское правительство не согласилось и с требованием США и Англии привлечь к разработке мирных договоров с Ру­мынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией представителей Франции и гоминьдановского Китая, так как ни Франция, ни Китай даже не объявляли войны этим странам.

США и Англия неоднократно настаивали на расширении мир­ных конференций в Москве и Париже. По их мнению, кроме пяти великих держав должны были участвовать Австралия, Бе­лорусская ССР, Бельгия, Бразилия, Голландия, Греция, Индия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Украинская ССР, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканский Союз. Таким образом, западные державы надеялись навязать выгод­ные им решения за счет механического голосования зависимых от них государств.

@ Чем объяснялось расширение состава международных конфе-, ренций?

Активная позиция СССР не позволила обусловить какое-либо определенное общественное устройство или политический режим в Италии, Болгарии, Румынии, Венгрии и Финляндии. По пред­ложению Советского Союза вопросы границ с бывшими союзни­ками Германии определялись соглашениями о перемирии.

СССР в принципе признавал необходимость компенсации утраченной или поврежденной во время войны собственности стран Объединенных Наций. Но он настаивал на том, что такая компенсация должна быть лишь частичной. Советские пред­ставители считали, что требовать от разоренных войной стран полного возмещения иностранной собственности значило бы возлагать на них непосильное бремя. Предлагалось, как и в воп­росе о репарациях, применить принцип частичного возмеще-


ния в размере 25% понесенного ущерба. США и Англия требо­вали 75%, Советскому Союзу удалось добиться снижения раз­меров компенсации почти до 66%.

® Какими интересами руководствовались СССР, США и Англия?

10 февраля 1947 г. мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией были подписаны в Париже государствами, принимавшими активное участие в войне, и всту­пили в силу 15 сентября после ратификации их СССР, США, Англией и Францией. Таким образом, бывшие союзники фа­шистской Германии становились полноправными членами ми­рового сообщества.

® Каковы основные условия договоров?

Образование мировой системы социализма

Освобождение стран Восточной Европы Красной Армией проходило с участием национально-патриотических сил, что обусловило во многих из них победу народно-демократических революций. Революционные преобразования в странах Цент­ральной и Юго-Восточной Европы, а также в Китае, Корее и Вьетнаме проходили в сложной внутренней и международной обстановке, в условиях ожесточенной классовой борьбы в каждой стране и постоянного вмешательства в их внутренние дела со стороны мировых держав. Борьба шла по коренному вопросу — дальнейшего пути политического и социально-экономического развития.

Важнейшую роль в социалистической ориентации стран на­родной демократии сыграли договоры о дружбе, союзе и взаи­мопомощи с Советским Союзом, которые были заключены в разное время и при различных исторических условиях. Догово­ры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Чехословакией (12 декабря 1943 г.) и Польшей (21 апреля 1945 г.) были подпи­саны еще во время мировой войны. Основное внимание в них уделялось вопросам взаимной военной помощи в борьбе с фа­шистской Германией, а также предупреждению новой агрес­сии. Вместе с тем договоры были основой сотрудничества во всех областях экономической, политической и культурной жиз­ни договаривающихся сторон.


11 апреля 1945 г. был подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Югос­лавией. Однако самостоятельная, независимая политика И.Б.Ти-то не нравилась И.В.Сталину, по настоянию которого Информ­бюро коммунистических и рабочих партий в ноябре 1949 г. в Будапеште приняло резолюцию: «КПЮ (Коммунистическая пар­тия Югославии, — В.П.) в руках убийц и шпионов». Она содер­жала целый ряд инсинуаций и откровенной брани. Утвержда­лось, что в Югославии «антикоммунистический, полицейский государственный режим фашистского типа», что «клика Тито превратила Белград в американский центр шпионажа и анти­коммунистической пропаганды»,

Так сколачивался союз государств социалистической ориента­ции коммунистически-сталинского типа. К тому же наиболее слабые политические режимы были подкреплены присутствием советских войск в Румынии, Венгрии, Польше. Политическое и военное давление усугублялось экономическим влиянием СССР.

(9) Кто из советских военачальников был министром обороны и заместителем председателя Совета Министров Польши ?

Отказавшись от «плана Маршалла» ради своих политических амбиций, Советский Союз брал на себя непосильное бремя по­мощи, заключив договоры с Румынией (4 февраля 1948 г,), Венг­рией (18 февраля 1948 г.), Болгарией (18 марта 1948 г.), согла­шение о поставках оборудования и материалов в кредит Алба­нии (10 апреля 1949 г.).

(?) Какие были условия предоставления кредитов США ?

В целях сближения стран социалистической ориентации, раз­вития более тесного экономического и политического сотруд­ничества «во имя великой цели — успешного строительства со­циализма и коммунизма и обеспечения устойчивого мира во всем мире» Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Че­хословакия в январе 1949 г. создали Совет Экономической Взаимопомощи.

(^) Почему в СЭВ не вошли Албания и Югославия?

Важнейшим событием явилось возникновение народно-де­мократических государств в Азии — в сентябре 1945 г. Демокра-


тической Республики Вьетнам, в сентябре 1948 г. Корейской Народно-Демократической Республики, в октябре 1949 г. Ки­тайской Народной Республики.

@ Каков вклад СССР в народно-демократические революции в Азии ?

Так в результате второй мировой войны при непосредствен­ной помощи СССР формировалась мировая система социализ­ма, что в значительной степени обостряло классовую конфрон­тацию, идеологическую борьбу.

Германский вопрос

Важнейшей и сложной проблемой послевоенного мирного урегулирования, дальнейших взаимоотношений великих держав являлся германский вопрос. Его решение осложнялось тем, что Германия была разделена на четыре зоны оккупации, формаль­но управляемые Контрольным Советом по главным военным, политическим, экономическим и другим вопросам, общим для всей Германии.

Советская военная администрация Восточной Германии руководствовалась специальным положением Совнаркома от 6 июня 1945 г., составленным в соответствии с решениями антигитлеровской коалиции. В советской зоне оккупации раньше чем в других было разрешено создание политических партий и профсоюзных организаций. К середине 1945 г. во всех городах и селах Восточной Германии были образованы органы местного самоуправления, а спустя полгода после капитуляции Германии уже функционировала администра­ция земель, наделенная правом издавать распоряжения, име­ющие силу законов. В течение 1945—1948 гг. в советской зо­не была проведена аграрная реформа, конфисковано и пере­дано в собственность немецкого самоуправления имущество военных преступников и нацистских активистов, ликвиди­ровано господство монополий, о а основе Потсдамских соглашений в Восточной Германии были расформированы части вермахта, ликвидированы военные заводы, сооруже­ния, склады и т.д. Комиссия представителей четырех держав


констатировала, что на 1 декабря 1947 г. работы были полно­стью завершены.

10 марта 1948 г. германо-советские комиссии по денацифи­кации, выполнив поставленные задачи, прекратили свою дея­тельность.

По-иному обстояли дела в оккупационных зонах США, Анг­лии и Франции. Советский Союз неоднократно на заседаниях Контрольного Совета, сессиях Совета министров иностранных дел четырех держав приводил факты саботажа по демилитари­зации Западной Германии. Особо опасным было сохранение крупных формирований из немецких военнослужащих. В аме­риканской зоне они насчитывали 580 тыс., во французской — до 35 тыс. человек. Английские и американские власти продол­жали сохранять немецкие военные соединения под видом «ра­бочих батальонов», «рот охраны», «промышленной полиции», «служебных групп» — до 150 тыс. человек.

СССР прилагал немалые усилия по объединению Германии. Однако 2 декабря 1946 г. США и Англия подписали соглашение о создании так называемой объединенной зоны — Бизоний. США, Англия и Франция возражали как против создания об­щегерманского парламента, так и против образования централь­ного правительства на основе всеобщих выборов. Американ­ский госсекретарь Маршалл заявил, что он сомневается в спо­собности немецкого народа разумно подойти к решению тако­го важного вопроса.

В первой половине 1948 г. в Лондоне состоялся ряд сепарат­ных совещаний представителей США, Англии, Франции, Бель­гии, Голландии, Люксембурга, которые завершились приняти­ем решения о создании Федеративной Республики Германии и включении Западной Германии в систему «плана Маршалла».

24 июня СССР устанавливает полную сухопутную блокаду западных секторов Берлина, снабжение которых вплоть до мая 1949 г. будет производиться по воздушному мосту.

В начале августа в состав ФРГ вошла французская зона.

7 октября 1949 г. Народный совет Восточной Германии еди­нодушно принял манифест о создании Германской Демократи­ческой Республики и провозглашении утвержденной ранее III Немецким народным конгрессом Конституции. Советское правительство признало законным образование ГДР.

Сепаратные, раскольнические действия великих держав по­кончили с единством Германии, привели к резкому обостре­нию международной обстановки.


Проблема мира на Дальнем Востоке

Коренные изменения произошли и на Дальнем Востоке. 2 сентября 1945 г. был подписан акт о капитуляции Японии. Советское правительство считало, что победа над милитаристи­ческой Японией должна быть закреплена как путем демилита­ризации и демократизации страны, так и заключением мирного договора. В марте 1946 г. США предложили заключить четы-рехсторонный договор о разоружении и демилитаризации Япо­нии с участием США, Англии, СССР и гоминьдановского Китая. Однако американский проект договора, переданный Советско­му правительству в июне 1946 г., не содержал гарантий дейст­вительной милитаризации Японии. К тому же решения по ос­новным вопросам, вытекающим из договора, должны были при­ниматься большинством голосов, что ставило СССР в неравное положение.

Сформулировать политическую линию, принципы и общие основания, в соответствии с которыми может осуществляться выполнение Японией ее обязательств по условиям капитуля­ции, должна была Дальневосточная комиссия в составе пред­ставителей 11 государств: СССР, США, Англии, Китая, Фран­ции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин. 19 июня 1947 г. было принято решение «Об ос­новной политике в отношении Японии после капитуляции».

С 1948 г. правительство США стало открыто игнорировать решения Дальневосточной комиссии, а 8 сентября 1951 г. под­писало мирный договор с Японией. Представители СССР, Поль­ши, Чехословакии, Индии и Бирмы не подписали договор.

(2) Почему Советский Союз не подписал мирный договор?

Таким образом, не прекращалось состояние войны между Японией и СССР, Китаем, Индией, Бирмой и другими госу­дарствами, насчитывавшими более миллиарда человек насе­ления.

Важное место в политике СССР на Дальнем Востоке отво­дилось Китаю, где 1 октября 1949 г. была провозглашена На­родная Республика. Победа китайских коммунистов, которую они завоевали в двадцатилетней гражданской войне с Гоминь­даном Чан Кайши, обеспечивалась мощной поддержкой со стороны Советского Союза. Советские специалисты помогли сформировать, оснастить и обучить 800-тысячную армию.


Торгово-экономическое сотрудничество советских организа­ций с народно-демократической администрацией Северо-Вос­тока Китая, прямая помощь СССР в укреплении военно-эко­номического потенциала, восстановление военных и хозяйст­венных коммуникаций сыграли важную роль в превращении этого района в стратегический плацдарм Народно-освободитель­ной армии Китая для разгрома маньчжурской военной группи­ровки и в целом гоминьдановского режима.

Основополагающую роль в упрочении международного по­ложения КНР и развитии советско-китайских отношений сыграл Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, подписанный 14 февраля 1950 г. Оба правительства обязывались бороться про­тив любой угрозы агрессии со стороны Японии или любого друго­го государства, которое прямо или косвенно объединялось бы с Японией; даже в том случае, если агрессия будет предпринята против одной из двух стран, они обязывались предоставить по­терпевшей стороне помощь, включая военную. В соответствии с договором СССР и КНР устанавливали тесное экономиче­ское сотрудничество. Советский Союз предоставил Китаю кредит в 300 млн. долл., а затем 520 млн. руб. на льготных условиях. Железные дороги и база Порт-Артур должны были быть воз­вращены Китаю в 1952 г., порт Дальний — в 1950 г.

© Какова судьба Порт-Артура и порта Дальний?

Проблема мира на Дальнем Востоке обострилась и в связи с образованием в сентябре 1948 г. Корейской Народно-Демокра­тической Республики, в ответ на образование в мае 1948 г. в Южной Корее так называемой Корейской Республики. Особо­го накала достигли международные отношения в период граж­данской войны в Корее и участие в ней США, Китая и СССР — 1950—1953 гг. Мир был на грани третьей мировой войны.

«Холодная война»

В развитии основных проблем международной жизни в по­слевоенные годы — европейской, германской, дальневосточ­ной и других наиболее ясно проявилось противостояние блоков во главе с США и СССР, которое переросло в «холодную войну».

«Идеологическим манифестом» империализма явилась речь Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне, штат Миссури, США в при-


сутствии президента Трумэна. Впервые после войны на высоком уровне провозглашался «крестовый поход» против коммунизма и выдвигалась программа америко-английского мирового господства «не только в наше время, но и на грядущие столетия». Англичане опасались за судьбу своей колониальной империи, американцы были полны решимости ограничить сферу советского влияния и, развивая «доктрину Трумэна» и «план Маршалла», обеспечить свои действия по расширению политического, экономического и во­енного господства США. К концу 1947 г. 2/3 американцев счита­ли СССР потенциальным противником.

Q) В чем американцы видели опасность со стороны СССР?

Советская внешняя политика была построена на принципах мирного сосуществования двух систем. Сталин формулировал задачу «сделать невозможным возникновение новой агрессии и новой войны если не навсегда, то по крайней мере в течение длительного периода времени».

® А как обстояло дело на практике?

Советские руководители неоднократно выражали уверенность в том, что дальнейшее развитие дружественных связей участни­ков антигитлеровской коалиции возможно и желательно. Был высказан ряд конкретных соображений о путях налаживания взаимовыгодных соглашений с США о займах и кредитах; об усилении политических, торговых и культурных связей с Анг­лией и США; периодических встречах на высшем уровне для обсуждения актуальных международных вопросов.

(9) Чем не мог поступиться партийно-советский режим ?

В целях смягчения конфронтации Советский Союз внес кон­кретные предложения в ООН по всеобщему сокращению воо­ружений, запрещению атомного оружия, выводу иностранных войск с территорий других государств. Советское правительст­во призывало отказаться от образования замкнутых блоков и группировок, направленных против других государств.

В марте 1948 г. по инициативе Англии был создан первый военный блок западноевропейских стран — Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга, получивший наименова­ние Западного союза.


В апреле 1949 г. якобы для защиты от «угрозы коммунисти­ческой агрессии, нависшей над странами Западной Европы» США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия и Люксембург образо­вали Североатлантический союз (НАТО), в который вошли в 1952 г. Турция и Греция, а в 1955 г. — ФРГ.

26 сентября 1949 г. в Советском Союзе была испытана атомная бомба, а 20 августа 1953 г. — водородная. Таким образом, СССР стал обладателем самого мощного смерто­носного оружия.

Так противостояние двух противоположных социально-эко­номических систем перерастало в вооруженную конфронтацию, в основе которой лежала не только классовая неприязнь, но и неспособность дипломатии консолидировать миролюбивые де­мократические силы и остановить организаторов «холодной вой­ны». К тому же человечество еще не осознавало смертельную глобальную угрозу ракетно-ядерного вооружения.

Основные события и даты

Совещания министров иностранных дел: в Лондоне — 11 сентября—2 октября и в Москве 16—26 декабря 1945 г.

Подписание мирных договоров СССР, США, Англией и Францией с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Фин­ляндией — февраль 1947 г.

Создание Совета Экономической Взаимопомощи странами социалистической ориентации — 5—8 января 1949 г.

Образование ФРГ — 23 мая 1948 г.; образование ГДР — 7 октября 1949 г.

Образование Китайской Народной Республики — 1 октября 1949 г.

Создание Североатлантического союза (НАТО) — 8 апреля 1949 г.

Контрольные вопросы

1. Как изменилась карта мира после войны?

2. Какова судьба бывших союзников Германии?

3. Почему СССР и его союзники отвергли «план Маршалла»?

4. Возможно ли было сохранить единство Германии?


5. Какие проблемы юаимоотношений были между СССР и Японией?

6. Что такое «холодная война»?

Источники II литература

Архивы раскрывают тайны... Международные вопросы: со­бытия и люди / Сост. Н.В.Попов. М., 1991.

Громыко Л.А. Памятное. Кн. 1—2. М., 1988.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

Кауль Т.Н. От Сталина до Горбачева и далее. М., 1992.

Корниенко Г.М. «Холодная война». Свидетельство ее участ­ника. М., 1994.

Открывая новые страницы... Международные вопросы: со­бытия и люди / Сост. Н.В.Попов. М., 1989.

У истоков социалистического содружества: СССР и восточ­ноевропейские страны в 1944—1949 гг. / Отв. ред. Л.Я.Гибиан-ский. М., 1995.

Проблемы для самостоятельного изучения

1. Военный паритет СССР и США.

2. Послевоенные совещания министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции.

3. «Советизация» стран Восточной Европы.

4. Проблема Берлина.

5. Противоречия между СССР и Японией.

6. Роль СССР в «холодной войне».


23. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ

В СЕРЕДИНЕ 40-х-СЕРЕДИНЕ 60-х ГОДОВ

ВЛИЯНИЕ ВОЙНЫ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ АТМОСФЕРУ. ИЗМЕНЕНИЯ

В РУКОВОДСТВЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА. XX СЪЕЗД КПСС.

МОРАЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ И РОЛЬ ПАРТИИ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРНАЯ

ЖИЗНЬ СТРАНЫ. ПРОТИВОРЕЧИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

Влияние войны на общественную атмосферу

Война не только изменила судьбы многих народов, но и вновь противопоставила их, исходя из идеологических представлений своей дальнейшей жизни. Сталинский опыт построения социа-лизма стал культивироваться в ряде стран Европы и Азии. Ав-торитет Советского Союза среди рабочего и коммунистическо­го движения значительно возрос. Вместе с тем не все безогово­рочно принимали большевистский стиль социалистического строительства, значительно усилилась общественно-политиче­ская борьба внутри каждой страны.

(J) Какую «помощь» оказывало советское руководство «брат­ским» партиям?

«Опьянение победой», «пафос восстановления страны», иде­ализация советского строя и боготворение «великого вождя Ста­лина» постепенно, но настойчиво вытесняли основной вопрос в сознании советских людей: «Что же дальше?» Все большее их


число приходило к осознанию того, что «жить так дальше нель­зя, просто нет сил так жить». И вполне естественным станови­лось не только обсуждение трудностей жизни, но и поиск мер по ее изменению к лучшему.

@ Чем не устраивало массы существующее положение?

С 1946 г. в стране проходит ряд судебных процессов по де­лам молодежных групп, которые в следственных материалах ква­лифицировались как «антисоветские» и даже «террористические». Так, в августе 1946 г. в Верховный Суд РСФСР поступило сразу три дела по «контрреволюционной деятельности» молодежи г.Че-лябинска. Первое из них касалось пятерых молодых людей, ко­торые обвинялись в организации конспиративных встреч, контр­революционных переговорах, распространении «клеветнических измышлений» о перерождении коммунистической партии, бю­рократизации Советского правительства, об отсутствии демок­ратии в СССР. Члены группы приняли воззвание «Манифест идейной коммунистической молодежи», в котором призывали своих сверстников к борьбе против существующего режима. Уча­стники другой группы, в основном студенты, обвинялись в ор­ганизации нелегального антисоветского общества «Снежное ви­но», которое выпускало поэтический альманах в традициях сим­волизма, что якобы являлось маскировкой контрреволюцион­ного содержания публикаций. По третьему делу проходили семь школьников, «подрывная деятельность» которых заключалась в том, что они «писали и размножали от руки печатными буква­ми контрреволюционные листовки, в которых призывали к свер­жению правительства». Аналогичные молодежные группы от 3 до 10 человек были «раскрыты» органами КГБ в Москве, Воро­неже, Свердловске и других городах страны. И это не случайно. Начинался организованный поход против инакомыслия.

Идеологическое давление на творческую интеллигенцию было сделано в постановлении ЦК ВКП(б) (август 1946 г.) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», которые «утратили дух соцреализма и партийности». В марте 1947 г. по предло­жению А.А.Жданова, было принято постановление ЦК ВКП(б) «О судах чести в министерствах СССР и централь­ных ведомствах», что фактически не соответствовало каким-либо законодательным нормам,

® Каков был результат партийного давления?


12 Заказ 503



Таким образом, авторитарно-бюрократическая система, нуж­дающаяся в постоянном нагнетании страха, взаимного недо­верия вновь наталкивала толпу на поиск «врагов народа», одобре­ние действий властей. Борьба с «космополитизмом», «Ленин­градское дело», «дело кремлевских врачей» и другие «дела» явились очередным витком репрессий, очищающих от инако­мыслящих. К тому же Сталин подвергал критике и ближайших соратников — Молотова, Микояна, Ворошилова. Так выявля­лись «конкретные виновники», мешавшие Сталину строить со­циализм.

© Что должно было последовать за критикой высшего пар­тийного руководства ?

Изменения в руководстве партии и государства

С 5 по 14 октября 1952 г. в Москве проходил XIX съезд пар­тии, на котором ВКП(б) была переименована в КПСС. С от­четным докладом ЦК за 13-летний период выступил член Полит­бюро, секретарь ЦК ВКП(б) Г.М.Маленков, хотя фактический руководитель партии и страны — И.В.Сталин — присутствовал на съезде.

© Почему не выступил Сталин ?

Касаясь положения в партии, Маленков акцентировал вни­мание на четырех пунктах: 1) самокритика и критика «снизу»;

2) «дисциплина партийная и государственная» едина для всех;

3) подбор кадров проводить более строго, «без кумовства и лич­ных капризов»; 4) не допускать возрождения «буржуазной идео­логии» и «антиленинских групп». Эти положения выдвигались в качестве причины для обоснования изменений в Уставе партии.

В докладе члена Политбюро ЦК, первого секретаря МК ВКП(б) Н.С.Хрущева членам партии предписывалось исполне­ние новых обязанностей. Они включали критику и самокрити­ку; запрет любых форм «двойной дисциплины»: одной — для руководителей, другой — для рядовых членов; уважение к «секретности в партии и государстве»; обязанность доклады­вать наверх о местных «недостатках», «невзирая на лица»; под­бор руководителей без каких-либо соображений дружбы, род­ства или землячества.


Как вц расцениваете новые обязанности членов партии ?

Столь существенные новшества в наведении партийной и государственной дисциплины не могли появится без ведома Ста­лина и были чреваты более глубокими последствиями. Такие же антибюрократические преобразования 1928 и 1937 гг. закончи­лись в первом случае бескровной расправой, во втором — кро­вавым террором. Сталин, видимо, еще раз был готов возло-жить всю ответственность за нищету и бесправие советских граждан на руководящие кадры, обюрократившуюся корпорацию пар­тийно-государственных функционеров, порожденных диктатор­ским режимом и являвшихся его неотъемлемой частью.

@ Нужны ли «чистки» обюрократившегося госаппарата?

На первом заседании ЦК, избранного съездом, Сталин затро­нул вопрос о возможности своей отставки. Ответом ему был традиционный протест всех присутствующих. К всеобщему изум­лению он подверг резкой критике своих ближайших соратни­ков — Молотова и Микояна; первого из них он обвинил в серь­езных ошибках, второго — в «троцкизме». По предложению Ста­лина было упразднено старое Оргбюро, а Политбюро было за­менено Президиумом ЦК в расширенном и значительно об­новленном составе — 25 членов и 11 кандидатов. Сталин счи­тал, что необходимо сохранить и бюро, но в более узком соста­ве, не объявляя об этом публично.

(9) Какие цели преследовал Сталин, изменяя структуру высшего партийного руководства ?

Теоретически все изменения в Уставе партии и ее руководя­щих органах были обоснованы, все зависело от их практическо­го выполнения, соблюдения норм демократии и законности.

® Как заведомо попирались демократия и законность?

5 марта 1953 г. И.В.Сталин умер. На следующий день на со­вместном заседании ЦК КПСС, Совета министров СССР и Пре­зидиума Верховного Совета СССР было принято решение в со­ответствии с Уставом КПСС образовать единственно полно­правный руководящий партийный орган — Президиум ЦК, но в более узком составе — 10 членов и 4 кандидатов. Подавляю-


щее большинство из них представляли «старую гвардию» (Ма­ленков, Берия, Молотов, Ворошилов, Хрущев, Булганин, Кага­нович, Микоян), но были и «новички» (М.З.Сабуров и М.Г.Пер­вухин входили в состав секретного бюро ЦК КПСС).

Главой правительства был избран Маленков, Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Ворошилов. Орга­низационную работу Президиума ЦК КПСС поручено было вести Хрущеву. Таким образом, складывалось коллективное ру­ководство партией и государством.

Большая фактическая власть сосредоточилась в руках перво­го заместителя Председателя Совмина СССР Л .П.Берии, возглав­лявшего объединенное министерство внутренних дел и госу­дарственной безопасности. 26 июня 1953 г. Берия был аресто­ван, а в декабре, по приговору Верховного Суда СССР, рас­стрелян.

® Почему был устранен Берия?