Кто являлся проводником советской помощи ? 4 страница
© Ваше мнение?
Советское правительство не согласилось и с требованием США и Англии привлечь к разработке мирных договоров с Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией представителей Франции и гоминьдановского Китая, так как ни Франция, ни Китай даже не объявляли войны этим странам.
США и Англия неоднократно настаивали на расширении мирных конференций в Москве и Париже. По их мнению, кроме пяти великих держав должны были участвовать Австралия, Белорусская ССР, Бельгия, Бразилия, Голландия, Греция, Индия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Украинская ССР, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканский Союз. Таким образом, западные державы надеялись навязать выгодные им решения за счет механического голосования зависимых от них государств.
@ Чем объяснялось расширение состава международных конфе-, ренций?
Активная позиция СССР не позволила обусловить какое-либо определенное общественное устройство или политический режим в Италии, Болгарии, Румынии, Венгрии и Финляндии. По предложению Советского Союза вопросы границ с бывшими союзниками Германии определялись соглашениями о перемирии.
СССР в принципе признавал необходимость компенсации утраченной или поврежденной во время войны собственности стран Объединенных Наций. Но он настаивал на том, что такая компенсация должна быть лишь частичной. Советские представители считали, что требовать от разоренных войной стран полного возмещения иностранной собственности значило бы возлагать на них непосильное бремя. Предлагалось, как и в вопросе о репарациях, применить принцип частичного возмеще-
ния в размере 25% понесенного ущерба. США и Англия требовали 75%, Советскому Союзу удалось добиться снижения размеров компенсации почти до 66%.
® Какими интересами руководствовались СССР, США и Англия?
10 февраля 1947 г. мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией были подписаны в Париже государствами, принимавшими активное участие в войне, и вступили в силу 15 сентября после ратификации их СССР, США, Англией и Францией. Таким образом, бывшие союзники фашистской Германии становились полноправными членами мирового сообщества.
® Каковы основные условия договоров?
Образование мировой системы социализма
Освобождение стран Восточной Европы Красной Армией проходило с участием национально-патриотических сил, что обусловило во многих из них победу народно-демократических революций. Революционные преобразования в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а также в Китае, Корее и Вьетнаме проходили в сложной внутренней и международной обстановке, в условиях ожесточенной классовой борьбы в каждой стране и постоянного вмешательства в их внутренние дела со стороны мировых держав. Борьба шла по коренному вопросу — дальнейшего пути политического и социально-экономического развития.
Важнейшую роль в социалистической ориентации стран народной демократии сыграли договоры о дружбе, союзе и взаимопомощи с Советским Союзом, которые были заключены в разное время и при различных исторических условиях. Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Чехословакией (12 декабря 1943 г.) и Польшей (21 апреля 1945 г.) были подписаны еще во время мировой войны. Основное внимание в них уделялось вопросам взаимной военной помощи в борьбе с фашистской Германией, а также предупреждению новой агрессии. Вместе с тем договоры были основой сотрудничества во всех областях экономической, политической и культурной жизни договаривающихся сторон.
11 апреля 1945 г. был подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Югославией. Однако самостоятельная, независимая политика И.Б.Ти-то не нравилась И.В.Сталину, по настоянию которого Информбюро коммунистических и рабочих партий в ноябре 1949 г. в Будапеште приняло резолюцию: «КПЮ (Коммунистическая партия Югославии, — В.П.) в руках убийц и шпионов». Она содержала целый ряд инсинуаций и откровенной брани. Утверждалось, что в Югославии «антикоммунистический, полицейский государственный режим фашистского типа», что «клика Тито превратила Белград в американский центр шпионажа и антикоммунистической пропаганды»,
Так сколачивался союз государств социалистической ориентации коммунистически-сталинского типа. К тому же наиболее слабые политические режимы были подкреплены присутствием советских войск в Румынии, Венгрии, Польше. Политическое и военное давление усугублялось экономическим влиянием СССР.
(9) Кто из советских военачальников был министром обороны и заместителем председателя Совета Министров Польши ?
Отказавшись от «плана Маршалла» ради своих политических амбиций, Советский Союз брал на себя непосильное бремя помощи, заключив договоры с Румынией (4 февраля 1948 г,), Венгрией (18 февраля 1948 г.), Болгарией (18 марта 1948 г.), соглашение о поставках оборудования и материалов в кредит Албании (10 апреля 1949 г.).
(?) Какие были условия предоставления кредитов США ?
В целях сближения стран социалистической ориентации, развития более тесного экономического и политического сотрудничества «во имя великой цели — успешного строительства социализма и коммунизма и обеспечения устойчивого мира во всем мире» Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия в январе 1949 г. создали Совет Экономической Взаимопомощи.
(^) Почему в СЭВ не вошли Албания и Югославия?
Важнейшим событием явилось возникновение народно-демократических государств в Азии — в сентябре 1945 г. Демокра-
тической Республики Вьетнам, в сентябре 1948 г. Корейской Народно-Демократической Республики, в октябре 1949 г. Китайской Народной Республики.
@ Каков вклад СССР в народно-демократические революции в Азии ?
Так в результате второй мировой войны при непосредственной помощи СССР формировалась мировая система социализма, что в значительной степени обостряло классовую конфронтацию, идеологическую борьбу.
Германский вопрос
Важнейшей и сложной проблемой послевоенного мирного урегулирования, дальнейших взаимоотношений великих держав являлся германский вопрос. Его решение осложнялось тем, что Германия была разделена на четыре зоны оккупации, формально управляемые Контрольным Советом по главным военным, политическим, экономическим и другим вопросам, общим для всей Германии.
Советская военная администрация Восточной Германии руководствовалась специальным положением Совнаркома от 6 июня 1945 г., составленным в соответствии с решениями антигитлеровской коалиции. В советской зоне оккупации раньше чем в других было разрешено создание политических партий и профсоюзных организаций. К середине 1945 г. во всех городах и селах Восточной Германии были образованы органы местного самоуправления, а спустя полгода после капитуляции Германии уже функционировала администрация земель, наделенная правом издавать распоряжения, имеющие силу законов. В течение 1945—1948 гг. в советской зоне была проведена аграрная реформа, конфисковано и передано в собственность немецкого самоуправления имущество военных преступников и нацистских активистов, ликвидировано господство монополий, о а основе Потсдамских соглашений в Восточной Германии были расформированы части вермахта, ликвидированы военные заводы, сооружения, склады и т.д. Комиссия представителей четырех держав
констатировала, что на 1 декабря 1947 г. работы были полностью завершены.
10 марта 1948 г. германо-советские комиссии по денацификации, выполнив поставленные задачи, прекратили свою деятельность.
По-иному обстояли дела в оккупационных зонах США, Англии и Франции. Советский Союз неоднократно на заседаниях Контрольного Совета, сессиях Совета министров иностранных дел четырех держав приводил факты саботажа по демилитаризации Западной Германии. Особо опасным было сохранение крупных формирований из немецких военнослужащих. В американской зоне они насчитывали 580 тыс., во французской — до 35 тыс. человек. Английские и американские власти продолжали сохранять немецкие военные соединения под видом «рабочих батальонов», «рот охраны», «промышленной полиции», «служебных групп» — до 150 тыс. человек.
СССР прилагал немалые усилия по объединению Германии. Однако 2 декабря 1946 г. США и Англия подписали соглашение о создании так называемой объединенной зоны — Бизоний. США, Англия и Франция возражали как против создания общегерманского парламента, так и против образования центрального правительства на основе всеобщих выборов. Американский госсекретарь Маршалл заявил, что он сомневается в способности немецкого народа разумно подойти к решению такого важного вопроса.
В первой половине 1948 г. в Лондоне состоялся ряд сепаратных совещаний представителей США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, которые завершились принятием решения о создании Федеративной Республики Германии и включении Западной Германии в систему «плана Маршалла».
24 июня СССР устанавливает полную сухопутную блокаду западных секторов Берлина, снабжение которых вплоть до мая 1949 г. будет производиться по воздушному мосту.
В начале августа в состав ФРГ вошла французская зона.
7 октября 1949 г. Народный совет Восточной Германии единодушно принял манифест о создании Германской Демократической Республики и провозглашении утвержденной ранее III Немецким народным конгрессом Конституции. Советское правительство признало законным образование ГДР.
Сепаратные, раскольнические действия великих держав покончили с единством Германии, привели к резкому обострению международной обстановки.
Проблема мира на Дальнем Востоке
Коренные изменения произошли и на Дальнем Востоке. 2 сентября 1945 г. был подписан акт о капитуляции Японии. Советское правительство считало, что победа над милитаристической Японией должна быть закреплена как путем демилитаризации и демократизации страны, так и заключением мирного договора. В марте 1946 г. США предложили заключить четы-рехсторонный договор о разоружении и демилитаризации Японии с участием США, Англии, СССР и гоминьдановского Китая. Однако американский проект договора, переданный Советскому правительству в июне 1946 г., не содержал гарантий действительной милитаризации Японии. К тому же решения по основным вопросам, вытекающим из договора, должны были приниматься большинством голосов, что ставило СССР в неравное положение.
Сформулировать политическую линию, принципы и общие основания, в соответствии с которыми может осуществляться выполнение Японией ее обязательств по условиям капитуляции, должна была Дальневосточная комиссия в составе представителей 11 государств: СССР, США, Англии, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин. 19 июня 1947 г. было принято решение «Об основной политике в отношении Японии после капитуляции».
С 1948 г. правительство США стало открыто игнорировать решения Дальневосточной комиссии, а 8 сентября 1951 г. подписало мирный договор с Японией. Представители СССР, Польши, Чехословакии, Индии и Бирмы не подписали договор.
(2) Почему Советский Союз не подписал мирный договор?
Таким образом, не прекращалось состояние войны между Японией и СССР, Китаем, Индией, Бирмой и другими государствами, насчитывавшими более миллиарда человек населения.
Важное место в политике СССР на Дальнем Востоке отводилось Китаю, где 1 октября 1949 г. была провозглашена Народная Республика. Победа китайских коммунистов, которую они завоевали в двадцатилетней гражданской войне с Гоминьданом Чан Кайши, обеспечивалась мощной поддержкой со стороны Советского Союза. Советские специалисты помогли сформировать, оснастить и обучить 800-тысячную армию.
Торгово-экономическое сотрудничество советских организаций с народно-демократической администрацией Северо-Востока Китая, прямая помощь СССР в укреплении военно-экономического потенциала, восстановление военных и хозяйственных коммуникаций сыграли важную роль в превращении этого района в стратегический плацдарм Народно-освободительной армии Китая для разгрома маньчжурской военной группировки и в целом гоминьдановского режима.
Основополагающую роль в упрочении международного положения КНР и развитии советско-китайских отношений сыграл Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, подписанный 14 февраля 1950 г. Оба правительства обязывались бороться против любой угрозы агрессии со стороны Японии или любого другого государства, которое прямо или косвенно объединялось бы с Японией; даже в том случае, если агрессия будет предпринята против одной из двух стран, они обязывались предоставить потерпевшей стороне помощь, включая военную. В соответствии с договором СССР и КНР устанавливали тесное экономическое сотрудничество. Советский Союз предоставил Китаю кредит в 300 млн. долл., а затем 520 млн. руб. на льготных условиях. Железные дороги и база Порт-Артур должны были быть возвращены Китаю в 1952 г., порт Дальний — в 1950 г.
© Какова судьба Порт-Артура и порта Дальний?
Проблема мира на Дальнем Востоке обострилась и в связи с образованием в сентябре 1948 г. Корейской Народно-Демократической Республики, в ответ на образование в мае 1948 г. в Южной Корее так называемой Корейской Республики. Особого накала достигли международные отношения в период гражданской войны в Корее и участие в ней США, Китая и СССР — 1950—1953 гг. Мир был на грани третьей мировой войны.
«Холодная война»
В развитии основных проблем международной жизни в послевоенные годы — европейской, германской, дальневосточной и других наиболее ясно проявилось противостояние блоков во главе с США и СССР, которое переросло в «холодную войну».
«Идеологическим манифестом» империализма явилась речь Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне, штат Миссури, США в при-
сутствии президента Трумэна. Впервые после войны на высоком уровне провозглашался «крестовый поход» против коммунизма и выдвигалась программа америко-английского мирового господства «не только в наше время, но и на грядущие столетия». Англичане опасались за судьбу своей колониальной империи, американцы были полны решимости ограничить сферу советского влияния и, развивая «доктрину Трумэна» и «план Маршалла», обеспечить свои действия по расширению политического, экономического и военного господства США. К концу 1947 г. 2/3 американцев считали СССР потенциальным противником.
Q) В чем американцы видели опасность со стороны СССР?
Советская внешняя политика была построена на принципах мирного сосуществования двух систем. Сталин формулировал задачу «сделать невозможным возникновение новой агрессии и новой войны если не навсегда, то по крайней мере в течение длительного периода времени».
® А как обстояло дело на практике?
Советские руководители неоднократно выражали уверенность в том, что дальнейшее развитие дружественных связей участников антигитлеровской коалиции возможно и желательно. Был высказан ряд конкретных соображений о путях налаживания взаимовыгодных соглашений с США о займах и кредитах; об усилении политических, торговых и культурных связей с Англией и США; периодических встречах на высшем уровне для обсуждения актуальных международных вопросов.
(9) Чем не мог поступиться партийно-советский режим ?
В целях смягчения конфронтации Советский Союз внес конкретные предложения в ООН по всеобщему сокращению вооружений, запрещению атомного оружия, выводу иностранных войск с территорий других государств. Советское правительство призывало отказаться от образования замкнутых блоков и группировок, направленных против других государств.
В марте 1948 г. по инициативе Англии был создан первый военный блок западноевропейских стран — Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга, получивший наименование Западного союза.
В апреле 1949 г. якобы для защиты от «угрозы коммунистической агрессии, нависшей над странами Западной Европы» США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия и Люксембург образовали Североатлантический союз (НАТО), в который вошли в 1952 г. Турция и Греция, а в 1955 г. — ФРГ.
26 сентября 1949 г. в Советском Союзе была испытана атомная бомба, а 20 августа 1953 г. — водородная. Таким образом, СССР стал обладателем самого мощного смертоносного оружия.
Так противостояние двух противоположных социально-экономических систем перерастало в вооруженную конфронтацию, в основе которой лежала не только классовая неприязнь, но и неспособность дипломатии консолидировать миролюбивые демократические силы и остановить организаторов «холодной войны». К тому же человечество еще не осознавало смертельную глобальную угрозу ракетно-ядерного вооружения.
Основные события и даты
Совещания министров иностранных дел: в Лондоне — 11 сентября—2 октября и в Москве 16—26 декабря 1945 г.
Подписание мирных договоров СССР, США, Англией и Францией с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией — февраль 1947 г.
Создание Совета Экономической Взаимопомощи странами социалистической ориентации — 5—8 января 1949 г.
Образование ФРГ — 23 мая 1948 г.; образование ГДР — 7 октября 1949 г.
Образование Китайской Народной Республики — 1 октября 1949 г.
Создание Североатлантического союза (НАТО) — 8 апреля 1949 г.
Контрольные вопросы
1. Как изменилась карта мира после войны?
2. Какова судьба бывших союзников Германии?
3. Почему СССР и его союзники отвергли «план Маршалла»?
4. Возможно ли было сохранить единство Германии?
5. Какие проблемы юаимоотношений были между СССР и Японией?
6. Что такое «холодная война»?
Источники II литература
Архивы раскрывают тайны... Международные вопросы: события и люди / Сост. Н.В.Попов. М., 1991.
Громыко Л.А. Памятное. Кн. 1—2. М., 1988.
Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.
Кауль Т.Н. От Сталина до Горбачева и далее. М., 1992.
Корниенко Г.М. «Холодная война». Свидетельство ее участника. М., 1994.
Открывая новые страницы... Международные вопросы: события и люди / Сост. Н.В.Попов. М., 1989.
У истоков социалистического содружества: СССР и восточноевропейские страны в 1944—1949 гг. / Отв. ред. Л.Я.Гибиан-ский. М., 1995.
Проблемы для самостоятельного изучения
1. Военный паритет СССР и США.
2. Послевоенные совещания министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции.
3. «Советизация» стран Восточной Европы.
4. Проблема Берлина.
5. Противоречия между СССР и Японией.
6. Роль СССР в «холодной войне».
23. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ
В СЕРЕДИНЕ 40-х-СЕРЕДИНЕ 60-х ГОДОВ
ВЛИЯНИЕ ВОЙНЫ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ АТМОСФЕРУ. ИЗМЕНЕНИЯ
В РУКОВОДСТВЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА. XX СЪЕЗД КПСС.
МОРАЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ И РОЛЬ ПАРТИИ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРНАЯ
ЖИЗНЬ СТРАНЫ. ПРОТИВОРЕЧИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.
Влияние войны на общественную атмосферу
Война не только изменила судьбы многих народов, но и вновь противопоставила их, исходя из идеологических представлений своей дальнейшей жизни. Сталинский опыт построения социа-лизма стал культивироваться в ряде стран Европы и Азии. Ав-торитет Советского Союза среди рабочего и коммунистического движения значительно возрос. Вместе с тем не все безоговорочно принимали большевистский стиль социалистического строительства, значительно усилилась общественно-политическая борьба внутри каждой страны.
(J) Какую «помощь» оказывало советское руководство «братским» партиям?
«Опьянение победой», «пафос восстановления страны», идеализация советского строя и боготворение «великого вождя Сталина» постепенно, но настойчиво вытесняли основной вопрос в сознании советских людей: «Что же дальше?» Все большее их
число приходило к осознанию того, что «жить так дальше нельзя, просто нет сил так жить». И вполне естественным становилось не только обсуждение трудностей жизни, но и поиск мер по ее изменению к лучшему.
@ Чем не устраивало массы существующее положение?
С 1946 г. в стране проходит ряд судебных процессов по делам молодежных групп, которые в следственных материалах квалифицировались как «антисоветские» и даже «террористические». Так, в августе 1946 г. в Верховный Суд РСФСР поступило сразу три дела по «контрреволюционной деятельности» молодежи г.Че-лябинска. Первое из них касалось пятерых молодых людей, которые обвинялись в организации конспиративных встреч, контрреволюционных переговорах, распространении «клеветнических измышлений» о перерождении коммунистической партии, бюрократизации Советского правительства, об отсутствии демократии в СССР. Члены группы приняли воззвание «Манифест идейной коммунистической молодежи», в котором призывали своих сверстников к борьбе против существующего режима. Участники другой группы, в основном студенты, обвинялись в организации нелегального антисоветского общества «Снежное вино», которое выпускало поэтический альманах в традициях символизма, что якобы являлось маскировкой контрреволюционного содержания публикаций. По третьему делу проходили семь школьников, «подрывная деятельность» которых заключалась в том, что они «писали и размножали от руки печатными буквами контрреволюционные листовки, в которых призывали к свержению правительства». Аналогичные молодежные группы от 3 до 10 человек были «раскрыты» органами КГБ в Москве, Воронеже, Свердловске и других городах страны. И это не случайно. Начинался организованный поход против инакомыслия.
Идеологическое давление на творческую интеллигенцию было сделано в постановлении ЦК ВКП(б) (август 1946 г.) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», которые «утратили дух соцреализма и партийности». В марте 1947 г. по предложению А.А.Жданова, было принято постановление ЦК ВКП(б) «О судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах», что фактически не соответствовало каким-либо законодательным нормам,
® Каков был результат партийного давления?
12 Заказ 503
Таким образом, авторитарно-бюрократическая система, нуждающаяся в постоянном нагнетании страха, взаимного недоверия вновь наталкивала толпу на поиск «врагов народа», одобрение действий властей. Борьба с «космополитизмом», «Ленинградское дело», «дело кремлевских врачей» и другие «дела» явились очередным витком репрессий, очищающих от инакомыслящих. К тому же Сталин подвергал критике и ближайших соратников — Молотова, Микояна, Ворошилова. Так выявлялись «конкретные виновники», мешавшие Сталину строить социализм.
© Что должно было последовать за критикой высшего партийного руководства ?
Изменения в руководстве партии и государства
С 5 по 14 октября 1952 г. в Москве проходил XIX съезд партии, на котором ВКП(б) была переименована в КПСС. С отчетным докладом ЦК за 13-летний период выступил член Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б) Г.М.Маленков, хотя фактический руководитель партии и страны — И.В.Сталин — присутствовал на съезде.
© Почему не выступил Сталин ?
Касаясь положения в партии, Маленков акцентировал внимание на четырех пунктах: 1) самокритика и критика «снизу»;
2) «дисциплина партийная и государственная» едина для всех;
3) подбор кадров проводить более строго, «без кумовства и личных капризов»; 4) не допускать возрождения «буржуазной идеологии» и «антиленинских групп». Эти положения выдвигались в качестве причины для обоснования изменений в Уставе партии.
В докладе члена Политбюро ЦК, первого секретаря МК ВКП(б) Н.С.Хрущева членам партии предписывалось исполнение новых обязанностей. Они включали критику и самокритику; запрет любых форм «двойной дисциплины»: одной — для руководителей, другой — для рядовых членов; уважение к «секретности в партии и государстве»; обязанность докладывать наверх о местных «недостатках», «невзирая на лица»; подбор руководителей без каких-либо соображений дружбы, родства или землячества.
Как вц расцениваете новые обязанности членов партии ?
Столь существенные новшества в наведении партийной и государственной дисциплины не могли появится без ведома Сталина и были чреваты более глубокими последствиями. Такие же антибюрократические преобразования 1928 и 1937 гг. закончились в первом случае бескровной расправой, во втором — кровавым террором. Сталин, видимо, еще раз был готов возло-жить всю ответственность за нищету и бесправие советских граждан на руководящие кадры, обюрократившуюся корпорацию партийно-государственных функционеров, порожденных диктаторским режимом и являвшихся его неотъемлемой частью.
@ Нужны ли «чистки» обюрократившегося госаппарата?
На первом заседании ЦК, избранного съездом, Сталин затронул вопрос о возможности своей отставки. Ответом ему был традиционный протест всех присутствующих. К всеобщему изумлению он подверг резкой критике своих ближайших соратников — Молотова и Микояна; первого из них он обвинил в серьезных ошибках, второго — в «троцкизме». По предложению Сталина было упразднено старое Оргбюро, а Политбюро было заменено Президиумом ЦК в расширенном и значительно обновленном составе — 25 членов и 11 кандидатов. Сталин считал, что необходимо сохранить и бюро, но в более узком составе, не объявляя об этом публично.
(9) Какие цели преследовал Сталин, изменяя структуру высшего партийного руководства ?
Теоретически все изменения в Уставе партии и ее руководящих органах были обоснованы, все зависело от их практического выполнения, соблюдения норм демократии и законности.
® Как заведомо попирались демократия и законность?
5 марта 1953 г. И.В.Сталин умер. На следующий день на совместном заседании ЦК КПСС, Совета министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР было принято решение в соответствии с Уставом КПСС образовать единственно полноправный руководящий партийный орган — Президиум ЦК, но в более узком составе — 10 членов и 4 кандидатов. Подавляю-
щее большинство из них представляли «старую гвардию» (Маленков, Берия, Молотов, Ворошилов, Хрущев, Булганин, Каганович, Микоян), но были и «новички» (М.З.Сабуров и М.Г.Первухин входили в состав секретного бюро ЦК КПСС).
Главой правительства был избран Маленков, Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Ворошилов. Организационную работу Президиума ЦК КПСС поручено было вести Хрущеву. Таким образом, складывалось коллективное руководство партией и государством.
Большая фактическая власть сосредоточилась в руках первого заместителя Председателя Совмина СССР Л .П.Берии, возглавлявшего объединенное министерство внутренних дел и государственной безопасности. 26 июня 1953 г. Берия был арестован, а в декабре, по приговору Верховного Суда СССР, расстрелян.
® Почему был устранен Берия?