Виды и разновидности посредников

Чтобы разобраться в содержании посреднических процедур и иметь более конкретное представление о формировании эффективных каналов распределения, есть смысл подробнее и основательнее рассмотреть структуру, предназначение и функции посредников.

Прежде всего всех посредников по отношению к производителям следует подразделять на зависимых и независимых. Независимые посредники приобретают товары у производителей в свою собственность для последующей перепродажи с приемлемой для себя и для рынка наценкой, которая покрывает их расходы и формирует прибыль. Зависимые же не приобретают товары в свою собственность, а получают от производителей комиссионные вознаграждения за реализацию произведенной продукции. Виды и разновидности тех и других представлены на рис. 16 и 17.

Хотя на рис. 12.6 только розничные торговцы названы купцами, по сути, вся группа независимых посредников имеет (пусть не все) признаки купечества. Вспомните, что говорилось в на первых лекциях : купец ¾ это тот, кто продает товар от своего имени и за свой счет. Дистрибьюторы если иногда продают и не от своего имени, то всегда за свой счет, поскольку приобретают товар у производителя в свою собственность. Этим самым, надо признать, они оказывают огромную услугу производителям, принимая на себя весь риск, вызываемый изменениями рыночной конъюнктуры, порчей (частичной утратой физических свойств товара), моральным старением и т. п. Так же, как и купцы (торговые фирмы), дистрибьюторы берут на себя все затраты и заботы, связанные с хранением товара, избавляя тем самым своих поставщиков и заказчиков от необходимости содержания складских запасов. Естественно, дистрибьюторы принимают на себя не свойственные купечеству функции. В частности, посредством комплектации изделий разных производителей они могут решать и решают задачи преобразования промышленного ассортимента выпускаемой продукции в торговый ассортимент, ориентируясь при этом на конкретные производственные нужды конечных потребителей. Кроме того, они могут осуществлять транспортные операции, а также предоставление потребителям товарного кредита, ведение рекламной деятельности, оказание консультационно-информационных услуг.

Рис. 16.Независимые посредники