Россия в первой мировой войне 1914—1918 гг.

В Первой мировой войне участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Основные противники: Англия, Франция, Россия, Сербия, Япония, позднее Италия, Румыния и США — с одной стороны; Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария — с другой. По своему характеру война была несправедливой, захватнической с обеих сторон. Она принесла неисчислимые бедствия народам мира: было убито и умерло от ран 9,5 млн. человек, ранено 20 млн., из них 3,5 млн. остались калеками. Погибло большое количество мирного населения. Экономика многих стран была подорвана.

Причины войны. Первую мировую войну вызвали противоречия между странами Тройственного союза и Тройственного согласия (Антанта).

Главным был англо-германский экономический, военно-морской и колониальный антагонизм. Германия, закрепившись в Африке и на Дальнем Востоке, мечтала отобрать у Великобритании ее колонии. Борясь за преобладание на морях, эти государства постоянно увеличивали свои военно-морские силы.

Углублялись франко-германские противоречия из-за Эльзаса и Лотарингии, отобранных у Франции после франко-прусской войны 1870—1871 гг. Германия претендовала на французские колонии в Африке.

Особой остроты противоречия европейских держав достигли на Балканах и Ближнем Востоке. В этом регионе Германия также пыталась расширить сферу своего влияния. Ее союзник — Австро-Венгрия после аннексии Боснии и Герцеговины готовилась к захвату Сербии. Россия стремилась сохранить свои политические позиции на Балканах, мечтала захватить проливы и Константинополь.

Состояние русской армии. Россия в 1914 г. не была готова к войне. Военная реформа, начавшаяся после поражения в русско-японской войне, не завершилась. Программа строительства нового военно-морского флота из-за недостатка финансовых средств выполнялась медленно. С самого начала войны из-за низкой пропускной способности железных дорог русская армия испытывала недостаток в подвозе резервов и боеприпасов. Германская артиллерия значительно превосходила русскую. Особое отставание наблюдалось в обеспечении армии современными видами вооружения (автоматически оружие, автомобильный парк, средства связи и др.). Неоправданно велика была численность русской конницы. Устарели военные доктрины. Высший командный состав был недостаточно квалифицированным. В ходе войны были смешены Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, начальник Генерального штаба Н. Н. Янушкевич и военный министр В. А. Сухомлинов. Николай II, принявший на себя должность Верховного главнокомандующего, не обладал военным опытом и руководил боевыми действиями лишь номинально. Свою бездарность в ходе войны продемонстрировали многие командующие фронтами и армиями.

Начало войны. В июне 1914 г. в боснийском г. Сараево член заговорщической сербской организации «Черная рука» студент Г. Принцип убил наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Это послужило поводом для развязывания международного конфликта.

В июле (после консультаций с Германией) Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Выполнение всех его условий оскорбляло Сербию и наносило удар по ее суверенитету. Несмотря на уступчивость Сербии, 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила ей войну. В ответ Россия как гарант независимости Сербии начала общую мобилизацию. Германия ультимативно потребовала ее прекратить и, натолкнувшись на отказ, 19 июля объявила России войну. Франция, союзник России, вступила в войну 21 июля, на следующий день — Англия. 26 июля было объявлено о состоянии войны между Россией и Австро-Венгрией.

Ход военных действий. В Европе сложилось два фронта — Западный (во Франции и Бельгии) и Восточный (против России). Русский фронт делился на Северо-Западный (Восточная Пруссия, Прибалтика, Польша) и Юго-Западный (Западная Украина, Закарпатье по границе России с Австро-Венгрией).

Германия планировала молниеносным ударом разгромить Францию, а затем перебросить войска против России, что позволяло ей избежать войны на два фронта. Однако Россия, немедленно выступив по просьбе союзников, сорвала стратегический замысел германского генерального штаба. В ходе военных действий на Восточном фронте выделяются четыре кампании.

1914 г. Первые военные действия на Восточном фронте — наступление России в Восточной Пруссии и Галиции. Восточно-Прусская операция сначала развивалась успешно для русской армии. Германия была вынуждена перебросить часть войск с Западного фронта, что позволило франко-английской армии выиграть битву на реке Марна и предотвратило падение Парижа. Усиленные германские части, воспользовавшись несогласованностью действий 1-й и 2-й русских армий в Восточной Пруссии, нанесли им тяжелое поражение. Более успешно для русской армии сложилась ситуация на Юго-Западном фронте. Были разгромлены австро-венгерские войска; занята вся Галиция. Германия спасла Австро-Венгрию от окончательного поражения, направив в Польшу подкрепление, что заставило русских перейти к обороне. Кампания 1914 г. не принесла решающего успеха ниодной из воюющих сторон.

1915 г. Западный фронт стабилизировался, там происходила позиционная борьба. Поля Европы оплели сети колючей проволоки, из резали окопы. Германия планировала сосредоточить свои силы против России, чтобы разгромить ее. Весенне-летнее наступление Германии на Восточном фронте окончилось поражением России. В результате тяжелейших боев она потеряла Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины. Однако стратегическая задача Германии — вывести Россию из войны — не была выполнена.

1916 г. Германия вновь направила основной удар против Франции. В феврале 1916 г. шли ожесточенные бои под крепостью Верден. Для оказания помощи союзникам Россия предприняла наступление на Юго-Западном фронте. Армия генерала А. А. Брусилова прорвала фронт и разгромила австро-венгерские войска. Вновь Германия была вынуждена перебрасывать свои части с Западного фронта для спасения Австро-Венгрии. Русское наступление помогло защитникам Вердена и подтолкнуло Румынию выступить на стороне Антанты. На Кавказском фронте, образованном в 1915 г. против Турции (союзницы Германии), русские войска провели ряд успешных операций, заняли Трапезунд и Эрзерум. В 1916 г. Германия потеряла стратегическую инициативу.

1917 г. Февральская революция не привела к выходу России из войны. Временное правительство объявило о верности союзническому долгу. Две военные операции (июнь — в Галиции, июль — в Белоруссии) закончились провалом. Немецкие войска захватили г. Ригу и Моонзундский архипелаг на Балтике. Русская армия к этому времени оказалась полностью деморализованной. На фронте началось братание с противником. Вся страна требовала немедленного прекращения войны. В связи с этим большевики, придя к власти, провозгласили Декрет о мире и начали переговоры с Германией. Советская Россия вышла из Первой мировой войны, заключив в марте 1918 г. Брестский мирный договор с Германией и ее союзниками (см. главу 32).

Боевые действия на Западном фронте закончились после Компьенского перемирия в ноябре 1918 г. Германия и ее союзники потерпели поражение. Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором 1919 г. В его подписании Советская Россия участия не принимала.

Глава 30. Русская культура во второй половине XIX - начале XX в.

Изменения в экономической и политической жизни после падения Целостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось па культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия рсализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-нриходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Просветительская деятельность. В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления.

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука. Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философскою осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе. А. И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии. 60—70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был - удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. «Отцом русской авиации» называют Н. Е. Жуковского — основоположника современной гидроаэродинамики.

К. Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И. М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал рад открытий в психологии. Нобелевские премии получили И. П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, а также И. И. Мечников — автор фагоцитарной теории иммунитета. К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.

Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибет, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. П. Миклухо-Маклая, В. К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С. О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Экспедиции Э. В. Толля и А. В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г. Я. Седов. В 1912—1914 гг. он организовал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана.

На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.

В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч. Дарвина, с материалистических позиций объяснявшей биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общественно-исторических процессов. Однако политическая практика марксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преобладания материальной жизни над духовной оттолкнули от них (особенно после революции 1905—1907 гг.) часть интеллигенции. Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство.

Во второй половине XIX — начале XX в. в связи с необходимостью понимания современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В. О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П. Н. Милюков), или с марксистских позиций (М. Н. Покровский).

Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В. И. Ульянов-Ленин, А. А. Богданов) и их критиков (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М. М. Ковалевский основал в Париже «Высшую русскую школу общественных наук». В ней преподавали известные общественные деятели и учились русские эмигранты.

Литература. Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Тургенев. Н. Д. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Театр. Во второй половине XIX—начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Я. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького.

В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В. Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.

Кино. На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. {в Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.

В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы. Отечественные кинофирмы А. О. Дранкова и А. А. Ханжонкова возникли в 1907—1908 гг. Первоначально они также создавали доку ментальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911—1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 600 каргин. В 1911—1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.

Особую известность приобрели фильмы режиссера Я. А. Протазанова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И. И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф. М. Достоевского («Бесы»), Л. Н. Толстого («Отец Сергий»), художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.

Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А. Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.

Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (затем — С. И. Зимина). Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов». Пропагандой произведений русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным.

Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым. А. В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры. Хореографические постановки М. И. Петипа стали классикой мирового балета.

Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907—1913).

Живопись и скульптура. В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демократической и гражданственной эстетики.

В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи,

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительны ми формами (М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).

На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М. О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде-Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина и С. Т. Коненков использовали в своем творчестве новые пластические формы и светотеневые контрасты, позволявшие преодолеть статичность изваяния, создать впечатление движения.

Архитектура. Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определи теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика — разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве.

В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф. И. Шехтель), гостиница «Мегрополь» (арх. В. Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А. В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И. И. Рерберг), Музей изобразительных искусств (арх. Р. И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И. В. Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Глава 31. Революция 1917 г. в России

Вступление России в Первую мировую войну на некоторое время сняло остроту социальных противоречий. Все слои населения сплотились вокруг правительства в едином патриотическом порыве, однако он продолжался недолго. Поражения на фронте в борьбе с Германией, гибель миллионов россиян, ухудшение положения народа, вызванное войной, — все это породило массовое недовольство.

Внутреннюю ситуацию в стране усугублял экономический кризис, наметившийся в 1915—1916 гг. Промышленность, перестроенная на военный лад, в целом обеспечивала нужды фронта. Однако ее однобокое развитие привело к тому, что тыл страдал от нехватки предметов народного потребления. Это привело к повышению цен на них. Росла инфляция: покупательная способность рубля упала до 27 коп. В 1916 г. разразились топливный и транспортный кризисы. Низкая пропускная способность железных дорог не обеспечивала военных перевозок и бесперебойную доставку продовольствия в города. Особенно острым оказался продовольственный кризис. Крестьяне, не получая необходимых промышленных товаров, отказывались поставлять продукты своего хозяйства на рынок. В России впервые появились очереди за хлебом. Процветала спекуляция. Попытки правительства выйти из кризиса оказались тщетными. Слабо помогло привлечение промышленников к решению хозяйственных вопросов в Особых совещаниях по обороне и Военно-промышленных комитетах. Поражения России на фронтах Первой мировой войны нанесли значительный удар по общественному сознанию. Население устало от затянувшейся войны. Росли забастовки рабочих и крестьянские волнения. На фронте участились братание с противником и дезертирство. Усилились национальные движения. В 1916 г. в Средней Азии восстало местное население. Его вожди пытались отделиться от России и создать независимые ханства.

Революционные агитаторы использовали все промахи правительства для дискредитации правящих верхов. Опираясь на антивоенные настроения в обществе, меньшевики (Л. Мартов) и эсеры (В. М. Чернов) выступали за немедленное прекращение войны и заключение демократического мира. Большевики (В. И. Ленин) желали поражения царскому правительству и призывали народы превратить войну из империалистической в гражданскую.

Активизировалась либеральная оппозиция. Усилилось противостояние Государственной думы и правительства. Рушилась основа третьеиюньской политической системы — сотрудничество буржуазных партий с самодержавием. Речь П. Н. Милюкова 1 ноября острой критикой политики царя и его министров положила начало «обличительной» кампании в IV Государственной думе. «Прогрессивный блок» — межпартийная коалиция большинства думских фракций — потребовал создания правительства «народного доверия», ответственного перед Думой. Однако Николай II демонстративно отверг это предложение.

Политическая нестабильность проявлялась в раздорах министров, их частой смене («министерская чехарда»). Даже часть аристократических кругов и высшего генералитета, некоторые члены императорской фамилии высказывали недовольство деятельностью правительства. В придворной камарилье усилились прогерманские настроения. Многие высокопоставленные чиновники были заподозрены (и не без оснований) в шпионаже и государственной измене. Среди ближайшего окружения царя вызревала идея сепаратного мира с Германией, чтобы использовать армию для подавления народных выступлений. Николай II катастрофически терял авторитет в обществе из-за «распутинщины», бесцеремонного вмешательства царицы Александры Федоровны в государственные дела и своих неумелых действий в качестве Верховного главнокомандующего. К зиме 1916—1917 гг. все слои населения России осознавали неспособность царского правительства преодолеть политический и экономический кризис.