Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 45 страница
Во-первых, в истине христианской религии, поскольку ведь в ней к естественной и первоначальной религии добавлено немало иного, невозможно убедить с помощью чисто естественных доказательств; но здесь приходится опираться на историю как воскресения Христова, так и на чудеса, совершенные как им самим, так и апостолами. Это - вопросы факта, некогда доказанные бесспорными свидетельствами, но факта весьма древнего. Отсюда ясно, что христианское вероучение не может быть воспринято в глубине души теми, кто ныне впервые слышит о нем, без тайного содействия божия. Такое содействие, если дается кому-нибудь, то не в виде награды за какие-нибудь дела; если же в нем бывает отказано или же если оно оказывается менее щедро, то это происходит не по причине неправедных поступков, но в силу причин, большей частью нам не известных и оттого не наказуемых перед судом человеческим. Это имеет в виду правило Толедского собора (Cap. De ludaeis. dist. XLV): "Священный собор предписывает, что отныне никого не следует принуждать веровать. Ибо кого бог сподобит, над тем он смилуется; кого же не сподобит, то не смилуется136. Таков обычай священных книг, а именно - если причины вещей скрыты, то эти причины приписываются божественной воле137.
2. Во-вторых, Христу, создателю нового завета, угодно всецело, чтобы никто не принуждался к принятию его закона ни наказаниями в этой жизни, ни страхом таких наказаний (посл. ап. Павла к римлянам, VIII, 15; посл. ап. Павла к евреям, II, 15; евангелие от Иоанна, VI, 67; евангелие от Луки, IX, 54; евангелие от Матфея, XIII, 24)138 В этом смысле правильнее всего следующее место у Тертуллиана: "Новый завет не ограждается карающим мечом". В старинной книге, носящей название "Постановлений" Климента, о Христе сказано: "Людям предоставлена свобода выбора, за что следует не наказание временной смертью, но воздаяние в ином веке". Афанасий учит: "Господь, не принуждая никого, но предоставляя свободу воли обращался ко всем вообще: "Кому угодно следовать за мной?"139; к апостолам же: "Разве вы хотите отступить?"140. Златоуст в толковании на то же самое место у Иоанна говорит: "Он вопрошает: "Разве вы хотите отступить?" - в этом и состоит обращение отвергающего всякое насилие и принуждение".
3. Этому не противоречит притча о браке, где повелевается "принудить войти" (евангелие от Луки, XIV, 23). Ибо подобно тому как в самой притче слово "принудить" означает образ действий приглашающего141, так и в выводе из этой притчи оно употребляется в том же смысле (евангелие от Луки, XXIV, 29; евангелие от Матфея, XIV, 22, евангелие от Марка, VI, 45; посл. ап. Павла к галатам, II, 14). Прокопий в "Тайной истории" сообщает о том, как было мудрыми отвергнуто намерение Юстиниана принудить самаритян путем насилия и угроз к принятию христианства; он сообщает и о неудобствах, проистекших из этого, о чем можно прочесть в тон же книге"142.
Справедливо выступать войной против тех, кто жестоко поступает с христианами из-за их веры
XLIX. 1. Те, которые дают наставления или исповедуют христианство и в этих целях прибегают к наказаниям, поступают, без сомнения, вопреки самому разуму, ибо ведь в самом учении христианском нет ничего (я здесь имею в виду это учение само по себе, а не поскольку оно искажается какими-нибудь дополнениями), что было бы вредно для человеческого общества, напротив, в нем нет ничего, что бы не было ему полезно. Само дело говорит за себя, и иноверные вынуждены это признать. Плиний сообщает, что христиане принуждают друг друга клятвой воздерживаться от воровства, от грабежа и от измены вероучению. Аммиан Марцеллин утверждает, что в этом вероучении не преподается ничего иного, кроме заповедей справедливости и кротости143. И народная пословица гласит: "Кай Сей - хороший человек вне зависимости от того, что он христианин" (Тертуллиан, "Апология", гл. 3. и "Против народов", I, гл. 4).
Неуместны извинения в том, что всякое новшество страшит, в особенности же новые общественные союзы. Ибо не должно бояться учений, хотя бы новых, поскольку они призывают лишь ко всему достойному, а также к повиновению высшим; и союзы честных людей не должны внушать подозрения, поскольку они склонны принять тайный характер лишь в случае гонения. Уместно привести здесь то, что, по свидетельству Филона144, Август сказал об иудейских собраниях: "Это не были ни вакханалии, ни сходбища в целях нарушения спокойствия, но училища добродетелей".
2. Те же, кто свирепствует в отношении таких людей, заслуживают справедливого наказания, что полагает и Фома Аквинский (II, II, 108). По этой причине Константин пошел войной против Лициния145; прочие императоры выступали в походы против персов146; эти войны скорее имеют целью исключительно защиту невинных, нежели осуществление наказания, о чем мы потолкуем ниже.
Но не против тех, кто обманывается относительно толкования закона божьего: что подтверждается ссылкой на авторитеты и примерами
L. 1. Если кто признает истинным закон Христа, но сомневается или заблуждается относительно кое-чего, кроме самого закона, или склонен усматривать двоякий смысл в законе, или находит, что он изложен неодинаковым образом у древних христиан, то такому лицу в высшей степени несправедливо угрожать мучениями. Это доказано как тем, что сказано нами выше, так и примером иудеев. Ибо хотя этим последним был дан закон, имевший санкцию в виде мучений в здешней жизни, тем не менее они никогда не предавали наказанию саддукеев, которые отвергали догмат о воскресении, как раз самый истинный, но переданный в самом законе лишь весьма темно и под покровом слов и вещей.
2. А что если заблуждение глубже и легко может быть опровергнуто у справедливых судей в силу священного авторитета или согласным мнением древних учителей? Тут нужно подумать также, сколь велика сила возросшего мнения и сколь стесняет свободу суждения приверженность каждого к своей секте, зло, которое Гален называет неизлечимее всякой чесотки. По этому вопросу удачно сказано у Оригена: "Легче любому избавиться от какой-нибудь иной привычки, как бы она ни укоренилась в нем, нежели от того, что стало догматом"147. Вспомни также, насколько вина такого рода зависит от степени просвещения и иных душевных способностей, что человеку не дано знать полностью.
3. Согласно Августину, кроме того, еретиком является148 каждый, кто ради временных благ и в особенности ради славы и собственного главенства порождает новшества или же следует ложным новым мнениям149. Послушаем, что говорит об арианах Сальвиан: "Бывают еретики, которые заблуждаются по неведению; короче говоря, в наших глазах они - еретики. В своих же - не еретики, потому что считают себя настолько католиками, что нас самих клеймят именем еретического лжеучения. Так что то, что они для нас, то и мы для них. Мы уверены в том, что они неправо мыслят о божественном рождении, унижая сына по сравнению с отцом. Они же считают, что мы наносим оскорбление отцу, веруя в их равенство. Истина на нашей стороне, они же полагают, что сами обладают истиной. На нашей стороне достоинство бога, они же считают, что честь господня в том, чему верят они. Они поступают противно долгу, но для них в этом-то и состоит высший долг религии. Они нечестивы, но это-то они и считают истинным благочестием. Они, стало быть, заблуждаются, но заблуждаются добросовестно150, не по злобе, но по любви к богу веруют, что чествуют и любят бога. Хотя они и не имеют истинной веры, тем не менее они полагают, что это есть совершенная любовь к богу; и в какой мере они за заблуждение такого ложного мнения должны поплатиться в день суда, это никому не может быть известно151, кроме самого судьи. Между тем в отношении этого, как я полагаю, бог оказывает им долготерпение, так как он видит, что хотя они и неправо веруют, тем не менее они заблуждаются против благочестивого мнения вследствие аффекта".
4. О манихеях послушаем того, кто долгое время сам погрязал в их грубом нечестии, а именно - Августина: "Против вас неистовствуют те, кто не ведает, с каким трудом обретается истина и сколь трудно избегнуть заблуждения. Против вас неистовствуют те, кто не ведает, сколь редко и трудно одолеть плотские мечтания спокойствием благочестивого разума. Против вас свирепствуют те, кто не ведает, с какой трудностью излечивается око внутреннего человека, чтобы созерцать свое солнце. Против вас свирепствуют те, кто не ведает, скольких стонов и воздыханий стоит познать бога, хотя бы отчасти. Наконец, против вас свирепствуют те, кто не подвержен никаким заблуждениям, в которые они считают впавшими вас. Я же никак не могу свирепствовать против вас, которых, как и себя, прежде и теперь я должен поддерживать и с таким терпением обращаться с вами, с каким обращались ко мне мои ближние, когда я, яростный и слепой, находился в заблуждении вашего учения".
5. Против арианской ереси резко восстает Афанасий в "Послании к отшельникам"152; они против возражавших им пользовались содействием судебной власти; а кого им не удавалось усмирить словами, тех они принуждали перейти на свою сторону силой, ударами и темницами. "Таким образом, - говорит Афанасий, - они проявляют свое собственное неблагочестие и отсутствие богопочитания". Здесь намекается, если я не ошибаюсь, на то, что можно прочесть в послании апостола Павла к галатам153 (IV, 29).
Сходное имеется у Гилария в слове, обращенном к Констанцию. Во Франции некогда были осуждены154 епископы, которые, заметив уклонение в присциллианство, исцеляли его мечом; а на Востоке был осужден собор, давший согласие на сожжение богумилов. Мудро сказал Платон, что наказанием для заблуждающихся является поучение155.
Справедливо начинать войну против нечестивых в отношении богов, в которых они верят
LI. 1. Справедливо наказание людей, которые относятся с неуважением и непочтением к тем, кого считают богами156. И эта причина наряду с прочими вызвала Пелопоннесскую войну между афинянами и лакедемонянами (Фукидид, кн. I), а также войну Филиппа Македонского против фокейцев (Диодор, кн. XVI), о святотатстве коих так говорит Юстин (кн. VIII): "Мир должен был искупить грех соединенными силами". Иероним в толковании на пророка Даниила (VI) пишет: "Пока священные сосуды находились в храмах вавилонских идолов, господь не гневался (так как казалось, что эти предметы были посвящены богослужению, хотя и согласно ложному учению), но как только божественные предметы стали оскверняться употреблением на человеческие нужды, немедленно же последовало наказание за святотатство". Точно так же и Августин полагает, что Римская империя была возвеличена богом за то, что в сердцах римлян господствовала вера, хотя и ложная; и, как говорит Лактанций, высший долг человека, хотя и не на самом деле, тем не менее по намерению ими соблюдался.
2. И выше мы сказали, что против каких бы божеств ни совершалось святотатство, тем не менее оно наказуется истинным божеством. "Он наказан потому, что действовал намеренно как бы против самого бога, - говорит Сенека ("О благодеяниях", кн. VII, гл. 7), - его совесть сама влечет наказание". Так же я понимаю и следующее место у Сенеки ("О благодеяниях", кн. III, гл. б): "Преступления против религии в различных местах влекут и различные наказания, но всюду - какое-нибудь"; и то место, где Платон осуждает на смертную казнь святотатцев ("Законы", кн. X).
Примечания к главе XX
1 Слова его так изложил толкователь Иринея (кн. III, гл. XIV):
"Бог же, согласно древнему слову, обладающий началом и посредствующими звеньями всего сущего, поступил правильно, сообразуясь с природой; от него же всегда исходит справедливость, воздающая тем, кто отступает от закона божия".
2 Сюда подходят и слова Велисария у Прокопия в "Войне с вандалами": "Первым доказательством справедливости будет наказание преступных убийц". Добавь Агафия, книга III, где говорится об Анатолии.
3 Сенека ("О гневе". II, б): "Несправедлив будет тот, кто равно гневается на неравное". Тацит ("Летопись", III): "Если же гнусности и злодеяния превышают всякую меру в мучениях и наказаниях. то все же умеренность государя, примеры предков и ваши, мнимое отличат от злодеяний, слова - от преступлений, так что имеется возможность для вынесения решения, в силу которого преступление не остается безнаказанным, и мы не раскаиваемся ни в милосердии. ни в суровости, идущих рука об руку". Аммиан Марцеллин (кн. XXVIII): "Готовы молить, чтобы наказания не превышали меры содеянного". Схолиаст на Горация: "Если ничтожные преступления повлекут за собой тягчайшие кары, то или величайшие преступления останутся безнаказанными, или будут изобретены новые еще более мучительные наказания". "Закон вестготов" (кн. XII, разд. III, гл. I): "Ибо хотя некоторые законы и предусматривают разнообразие виновности, тем не менее они не различают соответствующим образом наказаний, но разнообразные злодеяния преступников впекут за собой однообразное судебное применение наказаний. Мера наказания не сообразуется с мерой вины, тогда как более тяжкие и менее тяжкие преступления не должны караться одинаковыми наказаниями, в особенности если государь предписывает своим законом, чтобы мера наказания соответствовала мере содеянного". Смотри ниже. в настоящей главе, XXVIII и XXXII, а также книгу III, главу XI, I.
4 Часто Сервий делает поэтому соответствующие примечания. Так, в толковании на книгу IV "Энеиды" он пишет: "Ибо те, кто превышает меру преступления, сами себе предписывают наказание". Так же сказано: "Осуждать есть то нее, что освобождать от долга, оттого можно осудить также на обеты". В комментарии на книгу Х "Энеиды" говорится: "Пусть искупают преступления, то есть пусть их погашают. Мы уже сказали также: "смывать наказание", а лучше здесь сказать: "смывать преступление"; ибо преступление погашается наказанием, потому что никому не повинен никаким долгом тот, кого наказание освобождает от прежнего обязательства. Напротив, "смываю наказание" приводит, так сказать, к погашению наказания. Тем не менее власть смешивает это произвольно, согласно обыкновению ставить последующее на место предшествующего или предшествующее на место последующего".
Те же самые выражения часто встречаются в священном писании. Тертуллиан говорит: "Долг в священном писании есть образное выражение преступления, потому что оно составляет долг по отношению к суду и последним истребуется". Златоуст в слове "О землетрясении" (т. V), рассуждая о богатом, противопоставляемом Лазарю, и изъясняя слово, встречаемое в евангелии, говорит: "Должен нести наказание, должен нести страдания". Он же в слове "О покаянии" (II) заявляет; "Прегрешения относятся к роду долга". Августин в книге "О свободе воли" (III) пишет: "Таким образом, если кто не воздает должного деяния, то пусть воздаст долг претерпением скорби; потому что слово "долг" применимо по отношению к тому и другому. Можно высказаться еще так: если кто не "вернет обратно действием того, что должен, то отдает долг терпением".
5 Филон в конце книги первой "О житии Моисея" говорит: "Торопясь преступать, вы спешите подвергнуться наказаниям".
6 И Моисей Маймонид высказывается подобным образом в комментарии на Второзаконие (XXXIII).
7 Сюда же относится также место у Амвросия в слове XX на псалом "Блаженны непорочные", к стиху "Милосердие твое, господи", приведенное в caus. Ill, quaest. VII. То же самое имеется у Кассиодора (VI, 21).
8 Кассиодор ("О дружбе"): "Если одна рука как-нибудь случайно повредит другую, то поврежденная не отразит удара и не подвигнется на отмщение".
9 У него же ("О гневе", кн. II, гл. 12): "Я отомщу, потому что так следует, а не с досады".
10 Отсюда следующие гомеровские слова: "Им овладел дикий гнев".
Также:
Гневом великим вскипел дух в глубине его сердца.
И еще:
Гнев великий Ахилла смири.
11 Отсюда "угасить гнев" у Гомера.
12 Сенека ("О гневе", кн. II, гл. 26): "Столь неразумно гневаться на то, что не страшится и не ощущает нашего гнева". Дикие бразилианцы вымещают гнев на железе, как на человеке.
13 Смотри сказанное по этому предмету у Сенеки ("О гневе", кн. I, гл. 5).
14 Платон в диалоге "Горгий". Смотри об этом у Феодорита ("О промысле", кн. XX).
15 Сенека ("О гневе", кн. I, гл. 13): "Гневливее всех дети, старцы и больные; все хилое от природы склонно к жалобам".
16 Теренций в "Свекрови" пишет: Гневливы дети меж собой по пустякам. А отчего? Незрел у них руководящий ум. И женщины обидчивы, как дети же. Аммиан Марцеллин (кн. XXVII) так высказывается о гневе: "Этот продолжительный нарыв души, иногда постоянный, по определению опытных людей, обычно рождается от слабости ума, что они подтверждают убедительным доказательством, а именно - что гневу больные подвержены более, нежели здоровые, женщины - нежели мужчины, старцы - нежели юноши, несчастные - нежели счастливые".
17 Эти три начала: исправление, удовлетворение и пример, приводит также Златоуст в толковании "На послание первое ап. Павла к коринфянам" (XI, 32).
18 Сенека ("О гневе", кн. I, гл. V): "Подобно тому как мы обжигаем искривленные копейные древки, чтобы их выпрямить, и ущемляем их не с тем, чтобы разломить, но с тем, чтобы исправить, так и болью душевной и телесной мы исправляем души, испорченные великими пороками". Он же ("О гневе", кн. II, гл. 27): "Для этого были исправные должностные лица, родители и судьи, чье бичевание следует принимать так же, как действие ланцета или воздержание и прочее, что причиняет целебные страдания, ради пользы здоровью".
19 Смотри Августин, "Руководство" (гл. LXXII).
20 Златоуст называет таких лиц "пораженными неизлечимым недугом" в толковании "На послание второе ап. Павла к коринфянам" (XIII, 9), Юлиан в книге второй "О Констанции" пишет:
"Имеются двоякого рода преступления: одни подают надежду на исправление и не исключают полного исправления преступника, другие же совершены неисправимыми преступниками; для лиц последнего рода законами установлена смерть как воздаяние за зло, не столько ради их собственного блага, сколько ради блага других".
21 Даже у диких зверей наблюдается некое подобие этого: "Лев кидается, чтоб покарать прелюбодеяние" (Плиний, "Естественная история", VIII, 16).
22 "Убийство искупается убийством", - так у Плутарха Ромул заявляет по поводу убийства Тация лаурентинянами. Тот же Плутарх высказывается следующим образом о мантинеянах, испытавших жестокое обращение от жителей Ахайи: "Это дурное обращение имело в себе некую справедливость возмездия". Велисарий у Прокопия ("Война с вандалами") заявляет: "Естественна досада потерпевшего против причинившего насилие".
23 Смотри его же слова против Симмаха.
24 Смотри у Иосифа Флавия ("Иудейские древности", XIII, 1) о возмездии за смерть Иоанна. .,
25 Так же и Тит Ливии (кн. I): "... так как лаурентиняне поступали согласно праву народов".
26 Тиндарей так рассуждает об Оресте в трагедии Еврипида "Орест":
Ты мне велишь с ним спор вести о мудрости?
Хоть явно всем, что - зло, что есть добро,
Безумней кто же человека этого:
Не почитает он ни справедливости,
Не соблюдает и законов Греции.
Как только Агамемнон испустил свой дух,
Поверженный рукою дочери моей
(Поступок гнусный, чуждый оправдания),
Он должен был, согласно справедливости,
Изгнать из дома тотчас мать-преступницу.
Тогда б исполнил меру он в несчастии,
Соблюл закон и долг, и благочестие.
А ныне он подвергся той же участи;
Виновною признав ее заслуженно,
Он матереубийством запятнал себя.
Я, Менелай, задам один вопрос тебе:
Коли жена Ореста мужа умертвит,
Ее же сын родной убьет в отмщение,
А внук его подымет руку на отца, -
Где ж будет стольким бедствиям конец?
Эти последние слова, исполненные мудрости, дали материал для рассуждений философам и ораторам.
Максим Тирский в рассуждении о том, следует ли воздавать за обиды, говорит: "Ибо если потерпевший обиду станет мстить и превысит в этих целях зло, испытанное от обиды, как бы некоторым скачком, то за несправедливостью последует другая несправедливость; так как если, исходя из такого права, предоставить потерпевшему зло возможность мстить причинившему его, то вследствие этого опять от последнего право мщения обратится к первому, поскольку ведь обе стороны имеют равные права. А если так, то что же ты создал нам, Юпитер, за справедливость из разгоревшихся преступлений? До чего дойдет и где окончится это бедствие?". Аристид в речи "О мире" заявляет: "Кто же из греков останется в живых, если по вине тех, кто уже погиб, оставшиеся в живых будут терпеть то же бедствие бесконечно?". Тот же смысл имеется у Аристида во второй речи "О Левктрах".
27 Не имеет ли он в виду умбров в Италии? Среди африканских племен у многих существовал тот же обычай, по свидетельству Льва Африканского (кн. II, гл. о тедесках, гл. о Тейуте и пр.).
28 Король Теодорих, стремясь вразумить своих готов, так говорит у Кассиодора (кн. III, 23): "Оставьте отвратительные и недопустимые обычаи - разрешайте споры лучше словами, чем оружием". И еще (кн. III, 24): "Зачем вы прибегаете к поединкам? Для чего человеку дан язык, если он разрешает дела вооруженной рукой?". У трахонитов на Востоке существует "всеобщий обычай всячески мстить за убийства родственников".
29 "Полибий видел львов, распятых на крестах за нападение на людей, чтобы страхом такого наказания отвращать других от подобных злодеяний" (Плиний, кн. VIII, гл. 16).
30 Тот же Плутарх в жизнеописании Пелопида говорит: "Первый и, кажется, наиболее веский закон естественно назначает начальником того, кто может дать приют нуждающемуся в безопасности". И в жизнеописании Филопомена сказано: "Он признал своими граждан, которые не выжидали ни издания закона, ни времени подачи голосов, но последовали за ним согласно естественному закону, по которому должно повелевать лучшему над худшими". Сходное место имеется у него же в конце жизнеописания Тита Фпаминия. Автор произведений о причинах упадка искусства красноречия говорит ("Об ораторах"): "Не были лишены власти даже те, кто руководил народом и сенатом своими советами и влиянием". Златоуст ("На послание второе к коринфянам", VII, 13) пишет о Моисее; "Даже до того, как он вывел собственной рукой народ, он руководил им на самом деле. Так что весьма неразумно сказал ему еврей: "кто поставил тебя над нами государем и судией?". Что скажешь на это? Ты видишь совершившееся и поднимаешь спор о названии; как если бы кто видел врача, искусно производящего операцию и оказывающего помощь больному члену тела, и стал бы ему говорить: "кто поставил тебя врачом, кто научил тебя рассекать тела?". "Искусство, мой добрейший, и твой недуг". Так, и Моисею дала власть его опытность; ибо и власть повелевать есть не только достоинство, но и искусство и даже высочайшее из всех искусств". Тот же автор приводит одинаковый довод в толковании "На послание ап. Павла к ефесеям" (III, в конце): "Твое беззаконие, твоя дикость поставили меня государем и судией".
31 Также о некоторых, живших позднее времен первобытных нравов, упоминает Динеарх и иные, которых в качестве свидетелей приводит Иероним в слове "Против Иовиниана".
32 "Итак, подобно тому, как мы немедленно убиваем гадюку и скорпионов и других ядовитых животных, прежде чем те нас укусят или бросятся на нас, предупреждая возможное с их стороны зло, происходящее от свойственной им злобности, точно таким же образом следует наказывать людей, которые приобрели природу кроткую в силу разума, влекущего к общению, но которые благодаря своим привычкам перешли в состояние зверской дикости, находят полезным и приятным вредить возможно большему числу людей" (Филон, "Об особых законах", кн. II). Клавдий Неаполитанский у Порфирия ("О воздержании от мяса животных", кн. I) заявляет: "Никто, увидев змею, не воздержится от того, чтобы, если только возможно, не убить ее, дабы самому или другим избегнуть ее уксуса". Смотри также, если есть досуг, последующее, несколько далее: "Змею и скорпиона, когда даже они на нас не нападают, мы убиваем, чтобы они не вредили другому; и такое же отмщение мы предоставляем человеческому роду". Порфирий (кн. III) замечает: "Ведь подобно тому как, имея некоторое общение со злыми людьми, которые своим умом и злобностью гонимы, будто сильным ветром. и готовы вредить кому угодно, мы считаем правильным всех их наказывать; так точно не лишено также основания убивать и тех бессловесных животных, которые по своей природе неукротимы и склонны вредить и которых порывы их природы влекут на погибель каждого, кто им попадется на пути". И это есть то, что мыслит Пифагор у Овидия ("Метаморфозы", XV):
Мы признаем, что тела, нам грозящие смертью, Мы, не страшася греха, сами на смерть обрекаем.
33 Добавь место у Иосифа Флавия (XII. 8), толкование Моисея Маймонида "На XIII статей" и трактат "Руководитель сомневающихся" (кн. III, гл. XLI).
34 Смотри книгу I Маккавейскую (II, 24, 26).
35 И в его же книге "О приносящих жертвы": "Такой человек должен быть наказан как общегосударственный враг, невзирая на какое бы то ни было родство с ним. Его замыслы должны быть сообщены всем друзьям благочестия; пусть они без промедления сбегутся отовсюду для предания смерти нечестивца, в твердой уверенности в святости намерения умертвить такого рода человека". Имеется другое, не менее замечательное место приблизительно в конце книги "О монархии".
36 "Оставлять безнаказанными проступки рабов и детей есть преступление", - заявляет Лактанций ("О гневе господнем", гл. 18), у которого многое имеет отношение к настоящему предмету.
37 "Око за око" есть, так сказать, правосудие несправедливых", - говорит Августин в изъяснении псалма CVIII, приведенного в С. Sed differentiae 23, quaest. 3.
38 Тертуллиан, "Против Марииона" (кн. IV). Он же ("О терпении"): "Христос, превозмогая закон блатодатию, в дополнение и исполнение закона поставил помощником свое терпение, потому что его одного до тех пор недоставало в наставлении справедливости". Златоуст ("На послание ап. Павла к ефесеям", гл. IV, 13): "Он сказал: "Око за око, зуб за зуб", чтобы смирить руки преступника, а не для побуждения твоих рук против него; чтобы отвратить опасность не только от твоих глаз, но сохранить неприкосновенными и его глаза. Но я ставил вот какой вопрос: почему, если дозволено, тем не менее виновны те, кто прибегает к нему?" И далее: "Бог прощает тем, у кого обида отнимает рассудок и кого порыв [негодования] подвигнет на месть; потому он говорит: "Око за око": но в другом месте указывает: "Путь гневливых ведет к смерти". Если же дозволено выколоть глаз за глаз и такова кара гневному, то насколько более кара нам, которым поведено быть готовым терпеть дальнейшие обиды!".
39 Смотри Ориген, "Против Цельса".
40 Смотри цитату из Моисея Маймонида, приведенную у ученейшего Константина ("О причинении убытка", гл. VIII, VII).
41 "Закон вестготов" (VI, 13).
42 Смотри Константин, названное сочинение (гл. VIII, I).
43 Августин ("О прелюбодейных браках", кн. II): "Если же, как правильно сказано, христианину не следует убивать жену за прелюбодеяние, но следует только отпустить ее".
44 Смотри Гинкмар. "О разводе" (V, в конце); С. Laicos. 2, quaest. 4; Панормитан, об этом; Гайлий, "О государственном мире" (VIII, 3). Добавь С. accusasti de accuaatlonlbus, как это цитируется у Вурхарда.
45 У него же: "Не следует желать никому даже ни малейшего отмщения, как заповедал учредитель нового завета". Добавь то, что приведено выше, в XV.
46 Иосиф Флавий одобряет "умеренность" фарисеев в присуждении наказаний. Отсюда проистекают столько изъятий из законов относящихся к публичным наказаниям, и правило о том. что когда надлежит предать кого-нибудь смерти, то пусть смерть будет причинена наиболее легким способом; это имеется в Талмуде, в разделе "Кетубот".
47 Августин. "Евангельские вопросы" (кн. I, вопр. X).
48 Златоуст говорит то же в слове "К верующему отцу" и во втором слове "О постах".
49 "Грешник до получения отпущения грехов должен оплакать себя" (Тертуллиан. "О покаянии"; Амвросий, толк. на псалом XXXVII: Златоуст, "На послание первое ап. Павла к коринфянам", слово XXVIII, и "На евангелие от Матфея", слово XLII; добавь послание II ап. Павла к коринфянам, VII, 9 и 10).