Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 43 страница

Примером третьего случая служит искупление проступка с помощью порицания или принесение словесного удовлетворения, так что отпадает надобность в наказании.

2. И здесь в деле освобождения от наказания принимает участие милосердие, что имел в виду еврейский мудрец (XI, 19), говоря: "Справедливому свойственно милосердие". А так как каждое наказание, в особенности же более тяжкое, имеет в себе нечто, что само по себе противно не столько справедливости, но человеколюбию, то разуму легко дозволяется от него воздержаться, если этому непреодолимо не воспрепятствует большее и более справедливое требование человеколюбия. Сюда относится место у Сопатра, гласящее: "Той справедливости, которая приводит договоры к равенству, совершенно противно всякого рода милосердие, но та, которая ведает преступлениями, не отвергает приятного и кроткого вида милосердия". Первую часть этого изречения так выразил Цицерон (письмо к брату Квинту, I, 2): "Путь права в некоторых делах таков, что не остается места ни для какого милосердия". Вторую же часть так выражает Дион Прусийский в речи "К александрийцам": "Доброму начальнику свойственно прощать". У Фаворина сказано: "Так называемое милосердие у людей есть благовременное смягчение крайней суровости права".

 

Однако же на всегда

 

XXIII. Могут встретиться троякого рода случаи: или наказание должно приводиться в исполнение неуклонно, как в самых тяжких преступлениях, или оно не должно приводиться никоим образом, например, когда благо государства требует освобождения от наказания, или же оно может приводиться в исполнение, а может и не приводиться74, к чему относится сказанное Сенекой о том, что милосердие имеет свободу усмотрения. Мудрый в последнем случае щадит, возражают стоики, но не прощает. Как будто нам не подобает вместе с простонародьем называть "прощением" то, что они называют "пощадой"! Несомненно, что здесь, как и в иных местах, по свидетельству Цицерона, Галена, а также других, большинство возражений стоиков сводится к спорам о словах, чего философу должно избегать прежде всего75. Ибо, как в высшей степени верно сказано у автора послания "К Гереннию" (кн. II), "неправильно поднимать спор из-за различного смысла слов", против чего предостерегает и Аристотель, говоря: "Следует с осторожностью обращаться с многозначностью имен" ("Топика", I, 24).

 

Так же и по введении уголовных законов

 

XXIV. 1. Более значительной представляется трудность, возникающая в этом вопросе после издания уголовного закона, потому что законодатель так или иначе связан своими собственными законами. Но это, как мы сказали, верно постольку, поскольку законодатель рассматривается как часть государства, а не поскольку он является носителем самой личности и власти государства76. Ибо как таковой он может даже полностью отменить закон, так как природа человеческого закона такова, что он зависит от человеческой воли не только по источнику происхождения, но и по длительности своего существования. Тем не менее законодатель должен отменять закон не иначе, как по основательной причине, в противном случае он погрешит против правил правительственной справедливости.

2. Подобно тому, как законодатель может полностью отменить закон, так он может приостановить его действие в отношении лица или единичного случая, не отменяя в прочем самого закона. Пример подает сам бог, который, по словам Лактанция, "постановляя закон, тем самым не отнимает у себя всей полноты власти, но сохраняет возможность прощать". "Императору, - говорит Августин, - предоставлено право отменять решение, освобождать виновного от смерти и прощать его"77. Августин при этом ссылается на то, "что закону не подчинен тот, кто имеет власть законодательную", Сенека ("О милосердии", кн. I, 5, 5) приписывает Нерону такие мысли: "Никто не может убивать вопреки закону, и сохранить жизнь никто не может, кроме меня".

3. Но поступать подобным образом возможно не иначе, как в силу достаточного основания. Каковы такие достаточные основания, этого хотя и невозможно определить с точностью заранее, тем не менее нужно учитывать, что после издания закона они обязательно должны быть значительнее, нежели те, которые принимались во внимание до издания закона, потому что к основаниям применения наказания присоединилась сила закона, который полагается соблюдать.

 

Какие вероятные внутренние причины возможны для приостановления действия законов?

 

XXV. Причины освобождения кого-либо от наказания по закону обычно бывают внутренние или внешние.

Внутренние - когда наказание хотя и не несправедливо, тем не менее слишком тяжко по сравнению с преступным деянием.

 

Какие внешние причины?

 

XXVI. Причина внешняя возможна в виде какой-либо заслуги или иной побудительной силы, или основательной надежды на будущее. Такого рода причины вполне достаточны, чтобы закон приостановил свое действие по отношению к случаю, о котором идет речь. Ибо хотя для соблюдения закона и достаточно всеобщее основание при отсутствии противоположного основания78, тем не менее приостановление его действия. даже в частном случае, имеет то преимущество, что из закона легче и с меньшим ущербом для его силы может быть сделано изъятие.

Это, однако же, в основном имеет место в отношении тех преступлений, которые совершены по неведению, хотя неведение и не свободно вовсе от вины; или же вследствие слабоумия, хотя и преодолимого, но с трудом, что должен всячески принимать во внимание правитель христианских подданных, подражая божеству, которым даже в ветхом завете многие подобные случаи поведено искупать теми или иными жертвами (кн. Левит, IV и V) и в новом завете засвидетельствовано словами и примерами, показывающими, что те, кто образумится, легко получают прощение (евангелие от Луки, XXIII, 34; посл. ап, Павла к евреям, IV, 15; V, 2; посл. I к Тимофею, 1,13). А Иоанн Златоуст сообщает, что император Феодосии был побужден простить антиохийцев словами Христа, приведенными у Луки: "Прости им, отче, ибо не ведают, что творят"79.

 

Опровержение мнения, согласно которому пет справедливой причины для освобождения от наказания, кроме молчаливо подразумеваемого в самом законе изъятия из него

 

XXVII. Отсюда ясно, насколько неудачно сказано у Фернандо Васкеса (кн. I, гл. 46), будто единственное изъятие по справедливой причине из закона, то есть освобождение от применения закона, представляет собой то, о чем законодатель, будучи спрошен, мог бы ответить, что в его намерение не входило применение закона к данному случаю. Ибо ведь Васкес не проводит различия между "справедливостью", которая свойственна толкованию закона, и смягчением его действия. Оттого-то в другом месте (кн. I, гл. гл. 26 и 46) он порицает Фому Аквинского и Сото за то, что, по их словам, закон обязателен, хотя бы в отдельном случае и отпало основание его применения, как если бы они полагали, что смысл закона ограничен буквою, что им никогда и не приходило на ум.

Однако мы настолько далеки от того, чтобы всякое послабление закона, которое зачастую свободно может быть оказано или допущено, относить к справедливости в собственном смысле, что даже такое послабление, которое обязано человеколюбию или же правительственному правосудию, не приписываем ей. Ибо ведь одно дело - приостанавливать действие закона в силу достаточной или неотложной причины, иное дело - объявлять, что то или иное деяние не предусмотрено смыслом закона.

С изъятием от наказаний мы познакомились, познакомимся же с определением их меры.

 

Определение меры наказания по заслуге

 

XXVIII. Из вышесказанного видно, что при обращении к наказаниям мы должны учитывать две вещи: за что воздается и ради чего воздается. Воздаяние за что-либо есть возмездие; воздаяние ради чего-либо есть цель наказания.

Никто не должен быть наказан свыше своей виновности80. Сюда относятся ранее приведенные слова Горация и следующие слова Цицерона: "Наказанию, как и прочим вещам, есть мера и некоторая соразмерность" (поел. XV к Бруту). Оттого и Папиниан называет наказание оценкой (L. Sanctio. D. de poen. damn.). Аристид во второй речи "О Левктрах" утверждает, что по природе человека каждому преступлению свойственна известная мера, которой не должно превышать наказание. Демосфен же в послании в защиту детей Ликурга говорит, что соразмерность в наказаниях не следует соблюдать столь точно, как в случае веса и меры, но сообразно умыслу и желанию преступника. В соответствии с виновностью преступление влечет большее или меньшее наказание по соображениям пользы.

 

Здесь принимаются во внимание побудительные причины, их взаимное сравнение

 

XXIX. 1. При рассмотрении виновности принимаются во внимание побудительная причина деяния, причина сдерживающая, а также склонность лица в ту и другую сторону81. Сомнительно, чтобы кто-либо творил зло бескорыстно; если же кто-либо наслаждается злодейством ради него самого, то тот поступает вопреки человеческой природе. Большинство побуждается к преступлению аффектами [побуждениями]: "Возбуждение же зачавши, рождает грех" (посл. ап. Иакова, Г, 15).

Под словом "возбуждение" я понимаю также и порыв избегнуть зла, весьма естественный и потому достойнейший среди аффектов. Оттого-то преступления, совершенные во избежание смерти, темницы, страдания или крайней нужды, невидимому, заслуживают наибольшего снисхождения.

2. Сюда относится следующее изречение Демосфена: "Справедливо гневаться более на тех, кто творит зло, будучи богат, нежели на тех, кого побуждает нужда: ибо у судей, склонных к человеколюбию, нужда способствует некоторой снисходительности, тогда как преступные посреди изобилия вещей не имеют никакого достойного внимания оправдания". Так. Полибин (кн. IV) извиняет акарнанян, которые ввиду угрожающей опасности не соблюли статей договора, заключенного с греками против этолиян. Аристотель пишет: "Невоздержность имеет более произвольный характер, нежели малодушие, ибо та возбуждается страстью, последнее же - страданием. Страдание как бы выводит человека из себя, предупреждая естественную гибель82, страсть же не вызывает ничего подобного, оттого-то она в большей мере произвольна"83. В таком же смысле гласит отличное место у Порфирия в книге третьей "О воздержании от мяса животных"84.

3. Прочие стремления влекут к какому-нибудь благу, как истинному, так и мнимому. Истинные блага, кроме добродетелей и их действия, не ведущего к прегрешению ("согласны между собой все добродетели"), суть или наслаждения, или причины наслаждений, называемые пользой, как избыток обладания. Воображаемые же блага не суть истинные блага: они сводятся к превосходству над прочими, к уклонению от добродетели и пользы, к мстительности, чем более они уклоняются от природы, тем они хуже85.

Троякого рода стремления апостол Иоанн выражает следующими словами "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (поел. I ап. Иоанна, II, 16). Первый ведь член охватывает стремление страстей, второй - жажду стяжания, третий - ложное честолюбие и гнев. Филон в изъяснении десяти заповедей говорит, что "всякое зло происходит от страсти к стяжанию вещей или от честолюбия, или от стремления к наслаждениям". Лактанций в книге шестой пишет- "Добродетель состоит в преодолении гнева, укрощении страстей, обуздании похотей. Ибо почти все преступления и нечестия происходят из этих побуждений". Это он повторяет и в другом месте.

 

Также о причинах, которые должны отвлекать от правонарушения, где идет речь о степенях предписаний десяти заповеден, касающихся ближних, и о некоторых прочих вещах

 

XXX. 1. Всеобщая причина, которая должна отвлекать от совершения преступления, есть боязнь несправедливости. Мы обращаемся теперь не к любого рода преступлениям, но к тем. которые по своим последствиям выходят за пределы личности самого преступника. Правонарушение тем значительнее, чем больший вред им наносится другому. Оттого первое место занимают совершенные преступления, следующее место - такие, которые простерлись до некоторых деяний, но не до окончательного завершения; такие тем тяжелее, чем далее продвинулось совершение преступления. Среди разного рода деяний особо видное место занимают нарушения общего порядка, причиняющие вред большинству. Затем следуют преступления против отдельных лиц. Тягчайшее преступление есть посягательство против жизни следующее - против семьи, основа которой есть брак; затем идут посягательства на отдельные вещи, составляющие желанный предмет обладания, как путем прямого похищения, так и путем злоумышленного причинения убытка.

2. Эти самые деяния можно подвергать более подробному делению, но указанному нами порядку следовал сам бог в десяти заповедях. Ибо под именем родителей, которые являются властями по природе, свойственно понимать и других правителей, власть которых блюдет человеческое общество. Затем следует воспрещение человекоубийства; потом освящение брака с воспрещением прелюбодеяний, далее - воровство и обман; на последнем месте - преступления незаконченные.

Среди отвлекающих причин следует иметь в виду не только свойства того, что совершено непосредственно, но также и того, что с вероятностью может последовать, подобно тому как при пожаре и прорыве плотины можно ожидать величайших опасностей для многих и даже смертей.

3. К боязни несправедливости, в коей мы полагаем общую причину отклонения от преступлений, иногда присоединяется боязнь и других пороков86, а именно - неуважения к родителям, бесчеловечности по отношению к ближним, неблагодарности по отношению к благодетелям что отягчает преступление. Более глубокая испорченность проявляется также в случаях частого совершения кем-либо преступлении, потому что привычка к совершению злодеяний усиливает тяжесть преступлений87.

Оттого можно понять насколько справедлив по природе обычай существовавший у персов, принимать во внимание предшествующую жизнь виновного при оценке преступления88. Это должно иметь место тогда, когда люди, не дурные в остальном, внезапно поддадутся некоей сладости преступного соблазна, но не тогда, когда меняется весь образ жизни. О таких людях сам бог у Езекииля (XVIII) говорит, что не принимает во внимание предшествующего образа жизни. Сюда можно применить поэтому следующее место из Фукидида "Вдвойне заслуживают наказания те, которые из добропорядочных обратились в негодных" (кн. I). Он добавляет в другом месте "... потому что таким менее всего пристало совершать преступления" (кн. III).

4. В связи с этим древние христиане поступали весьма правильно, когда при определении меры наказаний, по каноническим правилам, предпочитали не только рассматривать преступление само по себе, но также принимать во внимание и образ жизни, предшествующий и последующий совершению деяния, как можно заключить по постановлениям Анкирского и иных соборов89.

Сверх того, и закон, изданный против особых преступлений, добавляет некоторую сугубую злостность им (посл. ап. Павла к римлянам VII, 13). Так, Августин ("Об истинной вере") учит. "Закон воспрещающий вдвойне усиливает все преступления, ибо ведь преступление не есть нечто простое и представляет собой не одно только зло, но также и нарушение запрета"90. Тацит ("Летопись", кн. III) пишет "Если ты готов совершить нечто, что еще не воспрещено, опасайся, чтобы не воспретили, если же ты преступишь запрет безнаказанно, то ни страх, ни стыд тебе не угрожают".

 

Также о наклонности преступника к тому и друга и ч. что принимается во внимание в различных отношениях

 

XXXI. 1. Задатки личности как в отношении сдерживающих причин, так и побуждающих к действию аффектов должны рассматриваться в связи с его физическим состоянием, возрастом, полом, воспитанием и прочими обстоятельствами. Ибо и дети, и женщины, и люди тупого ума, и люди неблаговоспитанные имеют более слабое понятие о различии справедливого и несправедливого, дозволенного и недозволенного, а кто страдает от излишка желчи - те гневливы: в ком излишек крови - те склонны к любовной страсти, сверх того, молодость ведет ко второму, старость - к первому. Андроник Родосскии пишет: "По-видимому, в случаях совершения злодеяний природные наклонности приносят некоторое извинение и порождают снисхождение к преступлению".

Мысль о грозящей опасности пробуждает страх, досада на недавнее и еще не утихшее страдание распаляет гнев до такой степени, что едва дает возможность внимать голосу разума. Преступления, вызванные этими аффектами, по справедливости менее ненавистны, чем те, которые рождаются из страстного влечения, побуждающего менее неотступно и позволяющего как откладывать намерение, так и легче найти себе другой предмет и избегнуть преступления91. Аристотель в "Этике Никомаха" (кн. VII, гл. 10) пишет: "Из всех побуждений более естественны гнев и досада, нежели страстное желание, выходящее из пределов меры и далеко не необходимое".

2. Во всяком случае, нужно учитывать то, в какой мере стеснена свобода суждения принимающего решение; и чем более это стеснение зависит от естественных причин, тем меньше вина правонарушителя. Аристотель в названном произведении (кн. VII, гл. 6) пишет: "Мы объявляем менее воздержным того, кто, не подвергаясь соблазну влечений или же подвергаясь легкому соблазну, стремится к наибольшим наслаждениям или избегает незначительных неудобств по сравнению с тем, кто поражен сильнейшим аффектом. Ибо как, например, стал бы он поступать, если бы его постигло какое-нибудь юношеское увлечение или тяжкая скорбь вследствие потери того, отсутствие чего причиняет душе страдание?". С этим согласуется следующее место Антифана:

 

Иль не способным на то впавшего в бедность

Тот. кто богат весьма, если творит преступленья, - сочтешь?92

 

То же мы читаем повсюду в комедиях о любви стариков.

В связи с этими причинами и следует определять степень виновности, сообразно с чем должно определяться наказание.

 

Мера наказания может соразмеряться с большим вредом, нежели причинен преступником, по какой причине

 

XXXII. 1. Необходимо иметь в виду, что учение пифагорейцев о справедливости как о воздаянии "равным страданием за страдание"93, то есть равным страданием от наказания за страдание от преступления, нельзя понимать таким образом, что если кто-нибудь повредит другому преднамеренно, то должен испытать точно такой же вред и не больший. Что это не так, показывает закон, служащий совершеннейшим образцом всех законов, когда предпочитает воздать за кражу вчетверо или впятеро. И по аттическому закону вор, пойманный спустя несколько дней после совершения преступления, присуждается к уплате свыше двойной стоимости похищенного, как сообщает Демосфен в речи "Против Тимократа"94. "Законы, - учит Амвросий ("Об обязанностях", кн. III, гл. 3), - повелевают с лихвой возмещать то, что у кого-либо было похищено с причинением насилия личности или повреждением самой вещи, чем устрашают вора, удерживая его от похищения наказанием пли наложением пени". Аристид во второй речи "О Левктрах" говорит: "Тем, кто преследует судом за причинение им обиды, законы дозволяют требовать в виде возмездия больше того вреда. который им причинен". Сенека о суде за пределами здешней жизни пишет:

 

Проступки измеряются

Превыше нашей мерою.

 

2. У индусов, по замечанию Страбона (кн. XV), если кто-нибудь искалечит другого, то у него сверх уплаты возмещения отсекается рука95. А в "Большой этике" (кн. I, гл. XXXIV), приписываемой Аристотелю, мы читаем: "Если кто-нибудь выколет другому глаз, то - справедливо, чтобы подвергся не только тому же, но еще большему злу". Ведь несправедливо, чтобы невинный и виновный подвергались одинаковой опасности, как верно показывает Филон в том месте, где он толкует о наказании за убийство96.

Отсюда можно также судить и о том, когда некоторые преступления, не доведенные до конца и поэтому менее тяжкие, чем доведенные до конца, все же влекут наказание такое же, как и задуманное преступление97, что в еврейском законе (Второзаконие, XIX, 19) предусмотрено о ложном свидетеле98, а в законе римском - о том, кто разгуливал с копьем в целях убийства человека. Очевидно, что законченным преступлениям соответствует большее наказание, но так как нет ничего тяжелее смерти и повторять ее невозможно, как замечает Филон в указанном месте, то в силу необходимости устанавливается ее применение с добавлением, однако же, иногда мучений, соразмерных вине преступника.

 

Опровержение мнения о гармонической пропорции в наказаниях

 

XXXIII. Мера наказания определяется не только сама по себе, но в отношении к лицу, несущему наказание. Ибо одна и та же пеня неимущего обременит, богатого же не обременит; и для ничтожного по происхождению позор есть незначительное зло, для именитого же - тяжкое.

Такого рода различиями часто пользуется римский закон. В связи с этим Воден ("О государстве", кн. VI, гл. посл.) построил гармоническую пропорцию, тогда как, напротив, здесь находят применение простая пропорция и такое равенство в числах между виной и наказанием, какое имеется в договорах между товаром и ценой, хотя один и тот же товар в одном месте стоит больше, в другом - меньше, равно как и деньги. Надо признать, что часто в римском законе это бывает не без чрезмерного пристрастия к лицам и их качествам, не относящимся к самому делу, от какого недостатка всегда свободен закон Моисея.

Таково, как мы сказали, внутреннее определение размеров наказания.

 

Смягчение наказания из человеколюбия, если этому не препятствует большая степень человеколюбия

 

XXXIV. Но от предписанной меры наказания к меньшей мере ведет человеколюбие того, кто налагает наказание, если только более справедливое человеколюбие большинства не внушает иного в силу внешней причины. Дело в том, что иногда возникает огромная опасность вследствие содеянного преступления, в большинстве же случаев необходимо наказание для примера. Подобная нужда обычно имеет своим источником наличие общих соблазнов к преступлению, которое возможно подавить не иначе, как суровыми мерами. Главные же соблазны составляют привычка и легкость совершения преступления.

 

Каким образом легкость совершения преступления усиливает меру наказания: и равным образом о том, как привычка к преступлению усиливает наказание или же смягчает его

 

XXXV. По причине легкости совершения преступления еврейский закон божий тяжелее карает вора, похищающего с пастбища, нежели вора, похищающего из дома (Исход, XXII, 1 и 9)99. Юстин пишет о скифах: "У них нет более тяжкого преступления, чем воровство; ибо что же может быть сохранено у владельцев овец и крупного рогатого скота при отсутствии крова и ограды, если дозволено воровать?". Сходно следующее место в "Проблемах" Аристотеля (разд. XXIX): "Когда законодателю известно, что в тех местах хозяева не в силах сохранить свое имущество, он дает им стражем закон"100.

Хотя привычка к совершению преступлений и смягчает несколько вину ("Не без основания оказывается снисхождение, - по словам Плиния, - хотя и запрещенному, но тем не менее не необычному"), она, с другой стороны, однако же, требует некоторого усиления остроты наказания; потому что, как говорит Сатурнин, "для слишком многих посягающих необходим внушительный пример". В судах следуют преимущественно первому, в законах же - последнему (L. aut facta. D. de poems), в зависимости от момента времени, когда издаются законы и выносятся судебные решения, так как польза наказания касается преимущественно целого общества, для которого издаются законы, а большая или меньшая степень виновности есть свойство единичной личности.

 

Действие милосердия на уменьшение наказания

 

XXXVI. 1. Другой аспект милосердия кроется в том, что мы сказали о случае, когда отпадают значительные и настоятельные причины наказания и мы должны быть готовы скорее к смягчению наказания, ибо первый аспект мы полагали в отмене наказания. "Поскольку, - по словам Сенеки, - совершенная соразмерность затруднительна и неизбежно уклонение в ту или иную сторону, то пусть склоняется преимущество в сторону человеколюбия". И в другом месте: "Кто может освободить от наказания, тот дарует милость; кто же может уменьшить его, тот смягчит" ("О милосердии", кн. I, гл. гл. 1 и 20). У Диодора Сицилийского расточаются похвалы царю Египта "за то, что он налагал наказания меньшие, чем следовало"101. Капитолии в панегирике божественному Марку Аврелию Антонину говорит: "У Антонина был обычай карать все преступления меньшими наказаниями, нежели принято карать по законам". Исей оратор также говорил, что хотя законы следует издавать суровые, наказания же налагать нужно мягче, нежели установлено законами102. И у Исократа есть внушение о том, "чтобы наказание налагалось ниже меры содеянного".

2. Августин так внушает свитскому Мерцеллину выполнять свои обязанности103: "Меня чрезвычайно волнует забота, не полагает ли твое великолепие, пожалуй, что их следует карать согласно законам со всей строгостью, чтобы заставить их терпеть то же, что они совершили. Оттого настоящим письмом я заклинаю тебя верою, которую ты имеешь ко Христу, и милосердием самого господа нашего не делать и никоим образом не разрешать этого". Ему же принадлежит и следующее место: "Так даже самих карателей преступлений, в том числе не подвигнутых на эту должность собственным гневом, но являющихся исполнителями законов и отмстителями не своих обид, но чужих, по рассмотрении, что приличествует судьям, устрашило божественное внушение, дабы они помышляли о необходимости милосердия божия вследствие своих прегрешений и не считали преступлением против своей должности проявление в той или иной мере милосердия по отношению к тем, над нем им принадлежит законное право жизни и смерти".

 

К вышеприведенному относится то, что евреи и римляне склонны принимать во внимание при наложении наказания

 

XXXVII. Мы надеемся, что ничего не упустили из того. что значительно способствует познанию этого, достаточно трудного и темного предмета; потому что те четыре условия, которые, по словам Маймонида, следует принимать главным образом во внимание в вопросе о наказаниях104, а именно: тяжесть преступления, то есть причиненного вреда, повторность такого рода преступления, силу соблазна и легкость совершения деяния, мы отнесли к своему месту; не менее, чем те семь, которые довольно путано рассматривает по отношению к наказаниям Сатурнин (L. aut facta. D. de poenis). Ибо личность совершившего преступление преимущественно имеет значение при рассмотрении способности суждения о преступлении, а личность потерпевшего вносит иногда кое-что в оценку тяжести виновности. Место совершения правонарушения обычно несколько усиливает специальную виновность или даже способствует легкости совершения деяния105. Время совершения преступления бывает продолжительным или кратким, и тем самым оно повышает или ослабляет свободу суждения, а иногда обнаруживает порочность духа. Качество частию имеет применение к видам побуждений, частию же - к причинам, которые должны отвлекать от преступлений. Количество также должно иметь отношение к побудительным причинам. Исход - к отвлекающим причинам.

 

О войне в виде наказания за правонарушение

 

XXXVIII. Мы выше показали и в разных местах этому учит история, что обычно предпринимаются войны в виде наказания. В большинстве случаев эта причина сочетается с задачей возмещения вреда, когда один и тот же акт был неправомерным и причинил существенный вред, из коих двух качеств рождаются два различных обязательства. Достаточно, впрочем, ясно, что войны не следует начинать из-за любого рода правонарушений; ибо не за всякую вину самые законы определяют соответствующее наказание, которое наносит вред безопасности не иначе, как заведомым преступникам. Как мы только что сказали, правильно полагает Сопатр, что мелкие и заурядные проступки нужно скрывать, а не карать.

 

Справедлива ли война за покушение на преступление?

 

XXXIX. 1. Слова Катона в речи в защиту родосцев о том, что несправедливо налагать наказание на кого-либо по обвинению в намерении совершить злодеяние (Авл Геллий, кн. VII, гл. 3), были весьма кстати сказаны в своем месте, потому что невозможно было привести ни одного такого постановления родосского народа, но лишь можно было привести предположения об изменяющемся намерении. Однако положение это не должно получить всеобщее признание. Ибо воля, созревшая до внешних проявлений, обычно влечет за собой наказания (выше было сказано, что внутренние акты у людей не караются). Сенека-отец в "Спорных вопросах" говорит: "Злодеяния караются, даже если они остаются лишь на пути к выполнению"106. "Кто намерен причинить обиду, тот уже нанес ее", - говорит другой Сенека ("О Гневе", кн. III). Не исход107 деяния, но умысел карается законом, по словам Цицерона в речи "В защиту Милона"108. Периандру принадлежит изречение: "Карай не только преступающих, но и намеревающихся совершить преступление".