КОММЕНТАРИИ 2 страница

13 как бы Сын человеческий. Выражение "сын человеческий" (арам.: "бар енош") может быть переведено как "человек". Древнееврейский эквивалент этого выражения ("бен енош"), который Даниил употребляет в 8,17, часто встречается у его современника, Иезекииля (см., напр., Иез. 3,6). В отличие от власти дурных правителей, представленных в образах зверей, Сын Человеческий станет править на земле так, как правил бы на ней человек, не совершись грехопадения (Быт. 1,26-28; Пс. 8).

с облаками небесными шел. В других местах Ветхого Завета только Бог шествует по облакам (см. Пс. 103,3; Ис. 19,1).

как бы Сын человеческий. Даниил видит кого-то подобного человеку, т.е. сравнимого с ним и все-таки отличного от него (см. ком. к ст. 14). Выражение "Сын человеческий" шестьдесят девять раз встречается в синоптических Евангелиях и двенадцать раз в Евангелии от Иоанна и относится ко Христу.

14 И Ему дана власть. Он наделен властью от Бога и символически являет собой тот камень, что был отторгнут от горы (2,44.45).

все народы... служили Ему... владычество Его... не прейдет. Сын человеческий, Которого видит Даниил, - никто другой, как Мессия, и именно Ему дано царство. Иисус прямо говорит о Себе как о Сыне Божием; этим Он навлекает на Себя обвинения в богохульстве со стороны первосвященников (см. Мф. 26,64.65; Мк. 14,62.64). Служение Сыну человеческому есть служение Богу.

18 святые Всевышнего. См. ст. 21, 22,25,27. Т.е. все подлинно верующие в Бога, которые разделят с Ним правление царством (1 Кор. 6,1-11; 2 Тим. 2,12; Откр. 22,5).

будут владеть царством. Речь идет о единении Сына человеческого, как царя, и святых Всевышнего, как соучастников Его царства.

21 этот рог вел брань со святыми и превозмогал их. Даниил дополняет уже сказанное о враждебности антихриста (ст. 8) к народу Божиему новыми подробностями (ср. Откр. 13,17).

22 доколе не пришел Ветхий днями. Хотя антихрист на время и получит власть над народом Божиим, в конечном счете по воле Господа он будет низвергнут (Зах. 14,1-4; Откр. 13,7-17; 19,20).

25 до времени и времен и полувремени. Многие специалисты соотносят эти слова с 9,27 и второй половиной семидесятой седьмины. Другие же, напротив, не вкладывают в них конкретного временного смысла, полагая, что это - символическое обозначение того периода, конец которому будет положен прямым вмешательством Божиим.

27 народу святых Всевышнего. См. ком. к 7,18.

Глава 8

1-27 Пророк излагает свое видение об участи народа Божиего под мидо-персидским и греческим владычеством.

1 В третий год царствования Валтасара. Т.е. спустя два года после того, как Даниил видел сон, о котором рассказано в гл. 7 (см. ком. к 7,1).

2 явилось мне, Даниилу, видение. В своем видении Даниил совершил путешествие, подобное тому, которое довелось совершить Иезекиилю (Иез. 3,10-15).

в Сузах, престольном городе в области Еламской. Во времена Даниила Сузы были столицей Элама, области к востоку от Вавилона. Неясно, был ли тогда Элам независимым государством или входил в состав Вавилонского или Мидийского царств. Как бы то ни было, позднее Сузы стали политическим и административным центром Персидского царства (ср. Есф. 1,2; Неем. 1,1).

у реки Улая. Так назывался канал близ Суз, который соединял две реки, впадавшие в Персидский залив.

3 овен... у него два рога. Ст. 20 толкует образ двурогого овна как символ правителей Мидо-Персидского царства.

один выше другого, и высший поднялся после. Знакомство с историей Мидо-Персидского царства проясняет эту символику. Мидийцы усилились и достигли независимости от Ассирии в 612 г. до Р.Х. Персы поначалу были в составе Мидийского царства, но со временем подчинили его себе, и Кир из Аншана (Элам) - правил в 559-530 гг. до Р.Х. - утвердил свою власть над Мидией. После этого к титулам Кир прибавился еще один - "царь Мидийский". Таким образом, история в точности подтверждает видение Даниила.

4 овен бодал к западу и к северу и к югу. Из этих слов ясно, что овен стоит спиной к востоку, откуда он пришел (см. Ис. 41,2). Сначала Кир покорил Малую Азию, затем северную и южную Месопотамию. Его преемники расширили пределы Мидо-Персидского царства далеко на восток.

5 по лицу всей земли, не касаясь земли. Данные слова отображают стремительность завоеваний Александра Македонского.

у этого козла был видный рог между его глазами. Согласно ст. 21, козел - это Греческое царство, а рог между его глазами - ее первый царь. Данный образ отображает расцвет Греческой империи под властью Александра Македонского (356-323 гг. до Р.Х.).

8 козел чрезвычайно возвеличился. Империя Александра Македонского необычайно выросла. К 327 г. до Р.Х. Александр продвинулся далеко на восток, в глубь территории сегодняшнего Афганистана, а затем вышел в долину Инда.

но когда он усилился, то сломался большой рог. Александр Македонский умер в Вавилоне в возрасте тридцати трех лет.

на место его вышли четыре. Из ст. 22 следует, что эти четыре рога символизируют царства, возникшие на месте империи Александра Македонского. Исторические источники сообщают, что после периода внутренних распрей четверым военачальникам Александра удалось присвоить себе власть над отдельными частями бывшей империи (см. ком. к 7,6).

9 небольшой рог. Согласно ст. 23, этот рог символизирует нечестивого царя, который много лет спустя ("под конец царства их") явится в одном из четырех греческих царств (см. ком. к ст. 8). Деяния этого царя, о которых говорит Даниил, прямо указывают на Антиоха IV Епифана, который правил царством Селевкидов в 175-164 гг. до Р.Х. Нет оснований считать, что в данном месте речь идет о "небольшом роге" из 7,8, так как, по всей видимости, он явится уже в римский, а не в греческий период.

к прекрасной стране. Т.е. к Палестине.

10 до воинства небесного. В данном случае "воинство небесное" - это либо звезды (ср. Иер. 33,22), символизирующие народ Божий (ср. 12,3; Быт. 12,3; 15,5; Исх. 12,41), либо ангельское воинство, видимое в образе звезд (Ис. 14,13; а также 2 Мак. 9,10). На монетах Антиоха Епифана его изображение помещалось в звездном венце, а само имя царя происходит от греческого "епифания" - богоявление. Преследуя народ Божий, он тем самым выступает и против небесных сил.

низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. Данное место символически изображает гонения на народ Божий, воздвигнутые Антиохом IV Епифаном, пытавшимся упразднить религию евреев и силой эллинизировать их.

11 на Вождя воинства сего. Слово "Вождь" в данном месте означает - Бог. См. ст. 25, где о Нем говорится как о Владыке владык. Антиох IV взял прозвище Епифан ("явление Бога"), считая себя земным воплощением Зевса.

отнята была у Него ежедневная жертва. См. 11,31 и 12,13. Повелением Антиоха IV Епифана в Иерусалимском храме и в городах Иудеи были прекращены все богослужения.

поругано было место святыни Его. Антиох Епифан не только вошел в Святая Святых и расхитил золотые и серебряные сосуды храма. Во внутреннем дворе, на месте жертвенника Божиего, им был устроен алтарь Зевса, где стали приносить в жертву свиней (см. ком. к 11,31).

12 он... действовал и успевал. Видение рисует частичный успех нечестивых деяний Антиоха IV Епифана, в частности, уничтожение списков священных книг (ср. 1 Мак. 1,56.57).

14 на две тысячи триста вечеров и утр. Выражение "вечеров и утр" встречается в Ветхом Завете только в данном месте и в ст. 26. Некоторые исследователи полагают, что речь идет о вечерней и утренней жертве (ср. Исх. 29,38-42), в таком случае здесь подразумевается период в тысячу сто пятьдесят дней. По мнению же других, речь идет попросту о двух тысячах трехстах днях.

тогда святилище очистится. Храм был очищен и вновь освящен Иудой Маккавеем 25 декабря 165 г. до Р.Х. (см. ком. к 11,34; ср. Зах. 9,13-17).

16 Гавриил. В Писании этот ангел, чье имя означает "сила Божия", упомянут еще четыре раза (9,21; Лк. 1,11.19.26).

17 сын человеческий. См. ком. к 7,13. "Сильный от Бога" говорит со смертным человеком.

видение относится к концу времени. См. ст. 19: "к концу определенного времени". Данное выражение не обязательно имеет эсхатологический смысл, т.е. может и не относиться к абсолютному концу истории. В 11,27.35 оно встречается в контексте, заведомо не связанном с эсхатологией. В данном же месте оно может относиться к окончанию гонений Антиоха IV Епифана.

19 что будет в последние дни гнева. Слова "дни гнева" могут в данном месте означать суд Божий, свершавшийся над евреями во время владычества вавилонян, персов и греков.

20 Овен. См. ком. к ст. 3,4.

21 козел... рог. См. ком. к ст. 5-8.

22 другие четыре. См. ком. к ст. 8.

23-25 См. ком. к ст. 9-14. В образе "небольшого рога" в данной главе некоторые толкователи усматривают указание на антихриста. Обычно они опираются на прослеживаемое в ряде его черт сходство с Антиохом IV Епифаном либо косвенно подтверждают свое понимание главы, трактуя образ Антиоха как предвестие последующего явления дьявольской силы в лице антихриста.

24.25 сильных... многих. Пророк говорит о праведных иудеях.

Владыки владык. Так Даниил называет Бога.

но будет сокрушен - не рукою. Антиох IV Епифан не был убит и не погиб в сражении, а умер от физического или нервного расстройства в 164 г. до Р.Х. Описание его смерти см. в 1 Мак. 6,1-16 и 2 Мак. 9,1-28.

26 сокрой это видение. Букв.: "запечатай".

ибо оно относится к отдаленным временам. Походы Александра Македонского (333-323 гг. до Р.Х.) имели место почти через двести лет после данного видения Даниила, относящегося приблизительно к 550 г. до Р.Х. В свою очередь, Антиох IV Епифан царствовал еще полстолетия спустя, в 171-164 гг. до Р.Х.

Глава 9

1-27 Даниил повествует о полученном им откровении. Откровение следует за молитвой пророка, в которой тот исповедал грех народа Божиего, признал справедливость опустошения Иерусалима и просил милости Божией ради восстановления города и храма.

1 В первый год Дария, сына Ассуирова. См. ком. к 5,30.31 и 6,1. Слово "Ассуир" следует, скорее всего, рассматривать не в качестве имени собственного, как один из титулов царя. Первый год Дария соответствует 539 г. до Р.Х.

2 семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. Относительно того, что считать началом и концом этого семидесятилетнего периода, и следует ли выражение "семьдесят лет" понимать как обозначение срока человеческой жизни или видеть в нем указание на определенный период, мнения специалистов расходятся. Одни предполагают, что данный период начинается с 586 г. до Р.Х. (с год разрушения Иерусалима Навуходоносором) и длится до завершения восстановления храма Зоровавелем в 516 г. (Езд. 6,13-18). Другие начинают его отсчет от того года, когда сам Даниил был уведен в плен (605 г. до Р.Х., см. ком. к 1,1); в таком случае очевидно, что Даниил осознавал близость окончания семидесятилетнего срока.

4-19 В молитве Даниила воплотилось понимание им заветных отношений между Богом и Его народом, предусматривающих благословение за послушание и наказание за отступничество (ст. 5, 7,11,12,14; Лев. 26,14-45; Втор. 28,15-68; 30,1-5). Сходная молитва приводится в Неем., гл. 9. Данный отрывок делится на четыре части: обращение (ст. 4), исповедание греха (ст. 5-11), признание того, что Бог справедливо покарал беззаконие Своего народа (ст. 11-14), просьба к Богу быть милостивым к Израилю ради имени, царства и воли Его (ст. 15-19). Проникнутая духом раскаяния и смирения (ст. 3), молитва Даниила служит образцом того, какой должна быть всякая молитва.

24-27 Однозначной интерпретации данного фрагмента не существует. В понимании его значения различаются два подхода: символический и фактический. Сторонники символического подхода видят в выражении "семь седмин" указание на обусловленное заветом (Лев. 26,21.24.28) усемерение семидесятилетнего период наказания (ст. 2). Данный подход имеет общие черты с апокрифической Книгой Юбилеев, в которой вся мировая история делится на эпохи продолжительностью 490 лет. В рамках фактического подхода, в свою очередь, существуют три различных мнения. Критики-рационалисты полагают, что все здесь сказанное относится ко времени Антиоха IV Епифана (см. Введение: Трудности истолкования). Библейские толкователи делятся на две группы: одни связывают это место с Первым пришествием Христа и событиями, непосредственно за ним последовавшими (т.н. "позиция Первого пришествия"), другие - как с Первым, так и со Вторым Его пришествиями ("позиция Второго пришествия").

24 Семьдесят седмин. Большинство специалистов сходится во мнении, что "семидесяти седминам" соответствует период в 490 лет (см. ком. к 9,24-27), разделенный на три отрезка: в сорок девять лет ("семь седмин", ст. 25), четыреста тридцать четыре года ("шестьдесят две седмины", ст. 26) и семь лет ("одна седмина", ст. 27). Толкователи расходятся в вопросе о том, следуют ли эти отрезки непосредственно друг за другом или между ними есть временные интервалы.

25 как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима. Древнееврейское слово, переведенное в данном случае как "повеление", может обозначать либо "приказ", либо просто "слово". Эта двусмысленность и породила возможность двоякого понимания того, когда именно начался период в "семьдесят седмин". Некоторые толкователи ("версия А") соотносят его начало с повелением Артаксеркса I, сделанным на седьмом году его царствования, т.е. в 457 г. до Р.Х. (Езд. 7,12-26). Через сорок девять лет после этого события (в 408 г. до Р.Х.) было завершено восстановление Иерусалима и окружающих его стен (ст. 25). Другие ("версия Б") считают, что срок в "семьдесят седмин" следует отсчитывать от того времени, когда Иеремия предсказал (т.е. соотносятся с его "словом") восстановление Иерусалима (Иер. 31,38; 32,15.37.44), что это имело место в 587 г. до Р.Х., а сорок девять лет спустя, в 538 г. до Р.Х., Кир позволил евреям (во исполнение пророчества) вернуться в Палестину.

до Христа. Букв.: "пока не придет Мессия (Помазанник)". Сторонники первой из отмеченных в предыдущем пункте комментария точек зрения считают, что слово "Помазанник" относится ко Христу. Прибавляя к "семи седминам" (сорока девяти годам) "шестьдесят две седмины" (четыреста тридцать четыре года), они начинают отсчет от 457 г. до Р.Х. и в результате получается 27 г. по Р.Х., т.е. год начала общественного служения Христа. Пользуясь тем же методом, можно рассматривать "семь седмин" и "шестьдесят две седмины" как непрерывный период времени протяженностью в четыреста восемьдесят три года, и при этом начинать отсчет с повеления Артаксеркса I не в седьмой год его царствования, в двадцатый, т.е. 444 г. до Р.Х. (Неем. 2,1). Принимая продолжительность года за 360 дней, можно таким образом получить предсказание тонной даты распятия Христа - 33 г. по Р.Х. (хотя относительно самой этой даты единодушного мнения до сих пор нет). Те же, кто придерживается второй точки зрения (см. предыдущий пункт комментария), в "Помазаннике" видят Кира (прямо названного помазанником Божиим в Ис. 45,1). В соответствии с такой точкой зрения предполагается, что "семь седмин" (сорок девять лет) - это период, отделяющий повеление Кира (538 г. до Р.Х.) от разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х., а "шестьдесят две седмины" - (четыреста тридцать четыре года) - срок, в течение которого должен отстраиваться Иерусалим (срок этот помещают между 538 г. до Р.Х. и 70 г. по Р.Х., когда город был разрушен Титом). Последней интерпретацией допускается возможность временного разрыва между двумя периодами.

26 по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос. Букв.: "Помазанник". Данные слова служат указанием на распятие Христа ("версия А"). Если же придерживаться "версии В" (см. ком. к 9,25), то в ст. 25 под словом "Помазанник" следует понимать Кира, а в ст. 26 - Христа.

народом вождя. В большинстве своем евангельские (консервативные) интерпретаторы считают, что "народ вождя, который придет" - это воины Тита, разрушившие Иерусалим в 70 г. по Р.Х. Но в то же время отдельные сторонники "позиции Второго пришествия" (см. ком. к 9,24-27) утверждают, что, хотя завоеватели - действительно армия Тита, в "вожде, который придет" следует видеть антихриста.

27 утвердит завет для многих одна седмина. Сторонники "позиции Первого пришествия" (см. ком. к 9,24-27) видят в этих словах указание на земное служение Христа. Те же, кому ближе "позиция Второго пришествия", полагают, что между событиями, предсказываемыми в ст. 26 и ст. 27, пролегает некоторый промежуток времени, и рассматривают данные слова как предсказание соглашения, которое будет заключено антихристом с воссоединившимся в своих землях Израилем на семилетний период "великой скорби" (12,1; Мф. 24,21; Откр. 7,14).

в половине седмины прекратится жертва и приношение. Сторонники "позиции Первого пришествия" (см. ком. к 9,24-27) считают, что данные слова относятся к искупительной жертве Христа, которая положит конец иудейской системе жертвоприношений. Согласно же "позиции Второго пришествия", здесь имеется в виду прекращение евреями, по воле антихриста, "жертв и приношений" (под этим выражением, возможно, надо понимать всю вообще религиозную практику) через три с половиной года (Откр. 11,2; 12,6.14) после начала периода "великой скорби".

на крыле святилища будет мерзость запустения. Согласно "позиции Первого пришествия" (см. ком. к 9,24-27), имеется в виду разрушение Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Сторонники "позиции Второго пришествия" понимают эти слова как относящиеся к катастрофе, в которую повергнет Иерусалим антихрист. Выражение "мерзость запустения" и близкие к нему по смыслу встречаются также в 8,13; 11,31; 12,11 и 1 Мак. 1,54. Из контекста 8,13 и 1 Мак. 1,54 очевидно, что там эти слова связываются с деятельностью Антиоха IV Епифана. Христос упоминает о "мерзости запустения" в Мф. 24,15 и Мк. 13,14.

Глава 10

1 - 12,13 Пророк повествует о своем видении, в центре которого правление Антиоха IV Епифана. Однако содержание видения этим не ограничивается - в нем раскрывается также и то, что случится в конце времен.

1 В третий год Кира, царя Персидского. Т.е. в 537 г. до Р.Х. (см. ком. к 1,21; 5,30; 6,1; 9,1). Уведенные прежде в плен иудеи к этому времени уже возвратились в свои земли и начали восстановление храма (Езд. 1,1-3; 3,8), которое им в скором времени пришлось остановить (Езд. 4,24).

2 был в сетовании. Даниил, возможно, горевал о том, в каком состоянии пребывал в то время Иерусалим (Ис. 61,34; 64,8-12; 66,10; Неем. 1,4).

5 муж, облеченный в льняную одежду. В ст. 5 и 6 содержится подробное описание внешности ангела, возможно, того же, что взывал к Гавриилу (8,16); возможно, также, что это и был сам Гавриил (9,21). Внешность ангела описана в выражениях, сходных с теми, которыми описано "подобие славы Господней" в Иез. 1,26-28 и Откр. 1,12-16.

7 сильный страх напал. См. Ис. 6,5; Лк. 5,8.

12 слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Откровение было дано Даниилу в ответ на его молитвы.

13 Но князь царства Персидского стоял против меня. Из контекста понятно, что этот князь - некий злой и могущественный дух (ср. Иов 1,6-12; Ис. 24,21; Лк. 11,14-26), посланный сатаной поддерживать господство персов над покоренными ими народами.

Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне. В Писании Михаил, как правило, предстает предводителем ангельских воинств (Суд., гл. 9; Откр. 12,7). В данном эпизоде приоткрывается завеса над ходом борьбы в вышних сферах, отражающейся на делах земных (ср. Еф. 6,12; Откр. 12,7-9). Здесь, как и в прочих местах Писания, с очевидностью показано, что могущество падших ангелов ограничено Богом (Иов 1,12; 2,6).

20 я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским. См. ком. к 10,13.

князь Греции. Это - падший ангел, посланный сатаной соучаствовать в делах Греческого царства (см. ком. к 10,13). Несмотря на то, что и Персия, и Греция будут господствовать над народом Божиим, Даниил должен понять из слов ангела, что их власть будет ограничена властью Господа и что промысел Его возобладает над всем.

21 в истинном писании. Или: "в книге истины". Эта метафора служит передаче идеи о знании Богом всего хода истории и Его полной власти над ней.

нет никого... кроме Михаила. Забота Михаила о защите Израиля (см. ком. к 10,13; ср. 12,1) созвучна заботе вестника об исполнении промысла Божиего.

Глава 11

2 - 12,3 Данное Даниилу откровение делится на три части: в 11,2-20 говорится о событиях ближневосточной истории в период от современной Даниилу эпохи и до времени Антиоха IV Епифана; в 11,21-35 описывается правление этого царя; а то, о чем повествуется в 11,36 - 12,3, имеет, по всей видимости, отношение ко временам антихриста.

2 еще три царя восстанут в Персии. Имеются в виду: Камбис, 529-523 гг. до Р.Х.; Псевдо-Бардия (Гаутама), 523-522 гг. до Р.Х.; Дарий I, 522-486 гг. до Р.Х.

четвертый. Ксеркс I, 485-464 гг. до Р.Х.

превзойдет всех великим богатством. См. Есф. 1,4.

поднимет всех против царства Греческого. Начиная с 480 г. до Р.Х. Ксеркс предпринял несколько походов против Греции.

3 восстанет царь могущественный. Александр Македонский, 336-323 гг. до Р.Х. (см. ком. к 7,6 и 8,5.8).

4 царство его разрушится и разделится. См. ком. к 7,6 и 8,8.

5 южный царь. Птолемей I Сотер, 322-285 гг. до Р.Х.

один из князей его пересилит его. Селевк I Никатор, 312-280 гг. до Р.Х. Он был полководцем Птолемея, но затем вышел из его подчинения и воцарился в Вавилоне. Владения Селевкидов простирались от реки Инд на востоке до Сирии на западе.

6-20 В данном отрывке содержатся подробные предсказания о взаимоотношениях севера (царства Селевкидов) и юга (царства Птолемеев). Отрывок этот делится на три части: события, связанные с Лаодикой и Береникой (ст. 6-9); история жизни Антиоха III (ст. 10-19); правление Селевка IV (ст. 20).

6 дочь южного царя. Береника, дочь Птолемея II Филадельфа, правившего в 285-246 гг. до Р.Х.

чтобы установить правильные отношения. Подразумевается скрепленный династическим браком (заключенным приблизительно в 250 г. до Р.Х.) союз между Антиохом II Теосом Сирийским (261-246 гг. до Р.Х.) и Птолемеем II Египетским.

она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее. Предыдущая жена Антиох Лаодика организовала заговор, в результате которого были отравлены царь, Береника и их малолетний сын.

7 восстанет отрасль от корня ее. Птолемей III Эвергет, брат Береники, правивший в 246-221 гг. до Р.Х. (см. ком. к 11,6).

войдет в укрепления царя северного. Птолемей III напал на царство Селевкидов, предал смерти Лаодику (см. ком. к 11,6) и с богатой добычей возвратился в Египет.

9 нашествие на царство южного царя. Указание на неудачный поход сын Лаодики Селевка II Каллиника (246-226 гг. до Р.Х.) против царства Птолемеев, имевший место в 240 г. до Р.Х.

10 сыновья его. Селевк III Церавн, 226-223 гг. до Р.Х. и Антиох III Великий, 223-187 гг. до Р.Х.

вооружатся. Антиох III воевал с Птолемеями с 219 по 187 г. до Р.Х. и даже на некоторое время присоединил к своим владениям Палестину и западную Сирию.

до укреплений его. По всей вероятности, имеется в виду Рафия, построенная Птолемеями в южной Палестине крепость, у стен которой в 217 г. до Р.Х. разыгралось одно из важнейших сражений между армиями двух царств.

11 южный царь. Птолемей IV Филопатор, 221-203 гг. до Р.Х.

с царем северным. В данном случае "северный царь" - это Антиох III. В битве при Рафии (217г. до Р.Х.) он потерпел сокрушительное поражение от армии Птолемеев, потеряв при этом более четырнадцати тысяч воинов.

13 царь северный возвратится. Заключив союз с Филиппом V Македонским, Антиох III выступил против царства Птолемеев с войском, значительно превышавшим по численности то, которое было у него в битве при Рафии. Именно в это время при загадочных обстоятельствах скончался Птолемей IV, и царство наследовал его сын Птолемей V Епифан (203-181 гг. до Р.Х.), которому тогда едва исполнилось четыре года.

15 придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом. Эти слова относятся к победе Антиоха III над египетским полководцем Скопасом, одержанной им в битве при Сидоне в 198 г. до Р.Х. Этой битвой был положен конец господству Птолемеев над Палестиной.

16 на славной земле. Т.е. в Палестине (см. 8,9; 11,41.45).

17 дочь жен отдаст ему. Или: "отдаст ему дочь в жены". Клеопатра, дочь Антиоха III, была отдана в жены юному царю Птолемею V.

замысел не состоится, и ему не будет пользы из того. Став женой Птолемея, Клеопатра взяла сторону египтян в их борьбе против своего отца. Благодаря ее усилиям римляне помогли египтянам отразить попытки Антиоха III захватить принадлежащие Птолемеям города на побережье Малой Азии.

18 некий вождь прекратит нанесенный им позор. Римский полководец Луций Корнелий Сципион, одержав ряд побед над Антиохом III, вынудил его уступить Малую Азию Риму (Апамейский мир, 188 г. до Р.Х.). По условиям мирного договора второй сын Антиоха III (будущий Антиох IV Епифан), был отправлен в Рим в качестве заложника.

20 На место его восстанет некий. Селевк IV Филопатор (187-175 гг. до Р.Х.), старший сын Антиоха III.

пошлет сборщика податей. Этим сборщиком податей был Илиодор (2 Мак. 3,7-40).

21 восстанет на место его презренный. Антиох IV Епифан (175-164 гг. до Р.Х.) был братом Селевка IV, но не являлся законным наследником престола, поскольку у Селевка IV был сын (Деметрий Сотер).

22 даже и сам вождь завета. В этих словах, возможно, следует видеть указание на убийство приспешниками Антиоха IV первосвященника Онии III, произошедшее в Иерусалиме в 171 г. до Р.Х. (см. 2 Мак. 4,32-43).

25 против царя южного. Птолемей VI (181-146 гг. до Р.Х.), сын Птолемея V и Клеопатры и, соответственно, племянник Антиоха IV (см. ком. к 11,17).

не устоит. Антиох IV разбил войско Птолемея VI в битве при Пелузии, городе на египетской границе (см. 1 Мак. 1,16-19).

28 отправится он в землю свою с... враждебным намерением против святаго завета. В отсутствие Антиоха IV в Иерусалиме начались интриги против его сторонников. В отместку за это он по пути из Египта в Антиохию Сирийскую разграбил иерусалимский храм (см. 1 Мак. 1,20-28).

29 В назначенное время опять пойдет он на юг. Новый поход против Египта Антиох IV предпринял в 168 г. до Р.Х.

30 в одно время с ним придут корабли Киттимские. Прибытие римской армии под командованием Гая Попиллия Лаена вынудило Антиоха IV отступить из Египта.

озлобился на Святый завет. К этому времени в Антиохе IV созрела решимость полностью покончить с религией евреев (см. ком. к 8,11).

31 прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения. Эти слов служат указанием на осквернение Антиохом IV храма в декабре 168 г. до Р.Х. (ср. 1 Мак. 1,54.59; 2 Мак. 6,2). См. ком. к 8,11; 9,27; 12,11.

32 люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. Даниил говорит о тех, кто воспротивился насильственной эллинизации и оставался верен своему Богу (1 Мак. 1,61-63).

34 будут иметь некоторую помощь. В этих словах, видимо, содержится указание на священника Маттафию и его пятерых сыновей (Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана), организовавших вооруженное сопротивление насильственной эллинизации евреев. Сам Маттафия умер в 166 г. до Р.Х., но его сыновья продолжили борьбу, приобретя известность под именем Маккавеев. Борьба эта увенчалась успехом при Иуде Маккавее, когда в декабре 164 г. до Р.Х. храм был очищен и в нем возобновились ежедневные жертвоприношения (см. 1 Мак. 4,36-39).

35 к последнему времени... время до срока. См. ком. к 8,17.

36 - 12,3 Отдельные подробности сообщаемого в 11,36 - 12,3 не позволяют отнести эти стихи к описанию царствования Антиоха IV Епифана. По этой причине многие толкователи интерпретируют данный отрывок как рисующий правление антихриста, который в преддверии Второго пришествия Христа воздвигнет против народа Божиего гонения, подобные тем, что воздвиг Антиох IV (ср. 12,1-3). В соответствии с такой интерпретацией, рассматриваемое место делится на три части, сходные с теми, на которые делится рассказ о царствовании Антиоха IV Епифан (11,21-35): признаки, свойственные антихристу (11,36-39); его деяния (11,40-45); участь народа Божиего (12,1-3). В таком случае следует полагать, что между событиями, представленными в 11,21-35, и теми, что описываются в 11,36 - 12,3, лежит некоторый временной промежуток.

Помимо рассмотренной выше, существует и другая точка зрения, согласно которой 11,36-39 рассматривается как своего рода подведение итога действий Антиоха IV в отношении религии. Повествование о воображаемом вторжении в Святую Землю можно, кроме того, понимать как краткое изложение истории походов Навуходоносора, пощадившего из всех народов только заклятых врагов Израиля (ст. 41) и в конце концов одержавшего победу даже над Египтом (ст. 42, 43; ср. Иез. 29). Достигнув расцвета славы, он встретил смерть у горы Сион, в самом сердце Святой Земли (ст. 44,45). Его окончательное поражение (12,1-3) описано так, как мог бы быть описан абсолютный конец истории. Но поскольку данная часть пророчеств не нашла конкретного исполнения в истории, нельзя с уверенностью сказать, следует ли их понимать в метафорическом или буквальном смысле, и поэтому любая интерпретация 11,36 - 12,3 может быть лишь умозрительной. Дальнейшие комментарии к этому фрагменту составлены исходя из предположения, что оно содержит в себе предсказание о грядущем явлении антихриста.