КОММЕНТАРИИ 1 страница

Глава 1

1 Притчи. Соответствующее древнееврейское слово имеет несколько значений и обычно относится к пословице или афоризму. Словом "притчи", с которого начинается пролог, могут быть названы поучения и наставления, содержащиеся в данной книге.

Соломона. Судя по прологу (1,1-7), автором книги является Соломон, перед изречениями других мудрецов указано, кому они принадлежат - Агуру (30,1) или Лемуилу (31,1). О Соломоне, как об авторе множества притчей, говорится и в 3 Цар. 4,32 (см. Введение: Автор).

2-6 В данных стихах указана цель и назначение всей книги - дать познание мудрости путем научения и наставления.

2 мудрость. Евр.: "хокма" - высшее, сущностное понимание жизни, всех вещей и явлений; умение сообразовывать свою жизнь с этим пониманием, для чего необходимо "наставление".

наставление. Учение. Способ овладения мудростью.

понять. Евр.: "бина" - по значению гораздо шире русского слова "понимание" и включает в себя момент различения - напр., между добром и злом. Взаимосвязь понятий мудрость, наставление, понимание яснее всего, пожалуй, представлена у Павла (Евр. 5,14): "твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла".

изречения разума. Иносказания; изречения со скрытым смыслом.

3 благоразумия, правосудия, суда и правоты. Эти слова употребляются и в религиозно-этическом, и в секулярном контекстах. Иногда библейская мудрость кажется сугубо житейской, но она всегда понимается в рамках порядка и законов, установленных Богом.

4 простым. Т.е. не искушенным в мудрости.

рассудительность. Проницательность. Умение рассуждать лежит в основе различения доброго и худого.

5 советы. Соответствующее древнееврейское слово встречается только в книге Притчей и в книге Иова. Вероятно, оно образовано от слова, которое переводится как "привязь", и его буквальное значение - "то, что ведет, направляет". Таким образом, "разумный найдет правильное направление".

6 притчу... загадки. У Аввакума (2,6) эти слова употребляются как синонимы, очевидно, в данном случае так же: общей для них характерной чертой является присутствие элемента загадочности, обращенного к интеллекту человека.

7 Начало мудрости. Слово "начало" можно понимать и как отправную точку, и как первоначальный принцип всякого знания.

страх Господень. Понятие "страха Господнего" - наиболее существенный элемент ветхозаветных представлений о том, как человек обретает знание и истину. Мысль, что только страх Господень может быть основой подлинного знания, выступает в книге Притчей как ее основополагающая идея. При этом имеется в виду не безотчетный ужас, а благоговейный трепет перед Богом, когда верующий с почтением внимает Его откровению. Господь (евр.: Яхве, Иегова) - имя Божие, с которым Он открылся Моисею (Исх. 3,15) во исполнение завета, обещая ему избавить евреев от египетского ига. Когда обетованное избавление наступило, израильтяне познали страх Господень, ибо тогда им открылось величие Божие (Исх. 14,31). Сознание того, что завет устанавливает неразрывную связь между Богом и народом израилевым, нашло позднее свое воплощение в возведении храма (3 Цар. 8,40.43). Во Второзаконии страх Господень мыслится как исполненное благодарности соблюдение Израилем завета за данное по милости Божией избавление. Таким образом, храм Соломона оказывается тем звеном, которое в богословском смысле связывает мудрость и завет.

8.9 В древневосточной литературе мудрости наставление традиционно начинается с обращения, причем как от имени отца, так и от имени матери, поскольку семейный уклад предполагал равное участие родителей в воспитании ребенка.

8 наставление. См. ком. к 3,1.

9 венок... украшение для шеи. Данное сравнение представляет мудрость как украшение человеческой жизни.

10-19 Данные стихи представляют собой еще одну разновидность жанра наставлений. Возможно, она предназначалась для более формального, недомашнего обучения, и с ее помощью мудрецы наставляли своих учеников. Стихи 10,11 указывают на житейские ситуации, в которых необходимо проявлять мудрость.

12 в могилу. Евр.: "шеол" - преисподняя. Образ могилы (преисподней) часто встречается в поэтических сравнениях Ветхого Завета. Могила изображается как место, где гроб становится человеку отцом, а червь - матерью (Иов 17,13.14), как врата преисподней (Ис. 38,10), как край, откуда нет возврата (Иов 7,9), как страна молчания (Пс. 93,17), как область тьмы (Пс. 142,3) и забвения (Пс. 87,11-13).

13 драгоценного имущества. Книга Притчей не порицает владения имуществом как таковым, но осуждает его приобретение порочным путем. При этом остается очевидным, что мудрость сама по себе является наилучшим достоянием (2,4; 3,13-16; Иов 28,12-19).

16 Данный стих, во многом сходный с Ис. 59,7 и цитируемый апостолом Павлом (Рим. 3,15), отсутствует в Септуагинте - греческом переводе ВЗ.

17.18 Эти стихи, напоминающие пословицу, служат подкреплением сказанного ранее.

19 кто алчет чужого добра. Идти таким путем безрассудно уже потому, что это противоречит справедливому миропорядку, подвластному не грешной человеческой природе, а всемогущему Богу.

20 Мудрость в данном стихе сравнивается с уличным проповедником (ср. Ис. 55). Представленная в образе женщины мудрость призывает невежд покаяться в своем безрассудстве и искать мудрости, пока не поздно. Персонификация мудрости встречается также в ст. 3,14-18; 8,1-36; 9,1-12.

21 при входах в городские ворота. У городских ворот жители собирались для суда и совета (Втор. 22,15; 25,7; Руфь 4,1.11; 2 Цар. 19,8), здесь же они могли услышать слова мудрейших.

22 невежды. Ср. ком. к ст. 4. Высказанная ранее мысль (ст. 18,19) получает свое дальнейшее развитие. Речь идет уже не только о приобретении больших знаний, но о сознательном выборе между мудростью и безрассудством, праведностью и порочностью. В книге Притчей эти качества постоянно противопоставляются и подчеркивается, что предпочтение одного из них равносильно выбору жизненного пути и ни один человек не может от этого уклониться (ср. Мф. 7,24-27).

буйные. Очевидно, здесь подразумевается человек, поступающий вопреки тем правилам, которые установлены мудрыми людьми (9,7.8; 13,1; 14,6; 21,11).

глупцы. Отвергающие мудрость.

знание. См. ст. 7. В литературе мудрости слово "знание" часто является синонимом слова "мудрость".

23 дух мой. В книге Притчей мудрость предстает и как дар Божий, и как результат усилий самого человека. Подобным образом понимается страх Господень (ст. 7), который, по милосердию Божиему, дан людям для их спасения. Спасение же включает в себя обновление не только души, но и разума человека (Рим. 12,1.2; 1 Кор. 1,18-2,26).

25 советы. Соответствующее древнееврейское слово переводится также как "указание". Премудрость предстает здесь полномочной владычицей, чьи советы и указания, так же как и повеления Божий, не подлежат обсуждению (2,6; 8,14).

28 я не услышу. Мудрость, как и благодать, следует с благодарностью принимать тогда, когда Бог предлагает, ибо то и другое - Его дар.

29 знание. Данное слово следует понимать как синоним понятия "мудрость".

страха Господня. См. ком. к ст. 7. Мудрость - даже если человек приобретает ее ценой собственных усилий - дарует Бог в Своем искупительном откровении.

30 не приняли совета моего. См. ст. 25. Смысл данных слов находится в тесной связи с понятием страха Господня, ибо человек, отвергнувший премудрость, лишен страха Господнего.

31 плодов. Имеются в виду последствия деяний.

32 упорство. Букв.: "уклончивость", "безразличие".

беспечность глупцов. Или, иными словами, равнодушное самодовольство ограниченных людей, не видящих нужды в том, чтобы научиться чему-нибудь.

33 Премудрость предстает в данном стихе хранительницей жизни.

Глава 2

1-22 Эта глава не изобилует обычными для наставлений повелительными формами; ее выразительность достигается за счет содержания самих притч. Приобретающий мудрость человек вступает на путь спасения, ему открываются знания о Боге и блаженство жизни (ст. 5,9,21). Основной вывод главы в том, что, с одной стороны, мудрость является даром Божиим, а с другой - сам человек должен немало потрудиться, чтобы приобрести ее (см., напр., ст. 4,6).

1 сохранишь при себе. Т.е. "исполнишь".

2 ухо твое сделаешь внимательным. Художественный прием (парафраз выражения "внимательно слушать").

сердце. Т.е. средоточие разума и чувства.

3 Ср. Мф. 7,7.8; Лк. 11,9.10.

4 отыскивать его, как сокровище. Ср. Мф. 13,44.

5 уразумеешь страх Господень. Если в 1,7 страх Господень назван началом мудрости, данный стих определяет его как предмет познания. Двуединая природа мудрости - божественный дар и человеческое стремление - исключает противоречие этих утверждений. Знание о Боге дается в Его спасительном откровении и становится основой мудрости. Страх Господень - это первая ступень, с которой начинается познание Бога, подготавливающее человечество к явлению Сына Божия.

6 Господь дает мудрость. Не имеет значения, каким образом люди приобретают свой опыт и знание о мире, ибо, в конечном счете, Бог является источником истины. В Своем откровении Он дает мудрость, и всякое знание истинно лишь в свете этого откровения (3,5).

из уст Его. В книге Притчей и во Второзаконии по-разному выражена одна и та же мысль: Слово Божие - первооснова всего земного знания (Втор. 8,3). Даже еще до грехопадения Адам нуждался в слове Божием, дабы уразуметь свое место среди прочих творений Божиих.

7 Нравственные правила для тех, кто ищет мудрость, определены Богом. Мудрость не ограничивается упражнениями в нравственности, как не является залогом исполнения закона. Однако, несмотря на это, мудрость включает в себя нравственность, чистоту и праведность.

8 пути правды. Т.е. такой образ жизни, при котором мудрость проявляется в следовании установленному Богом справедливому миропорядку.

святых. Т.е. тех, кто имеет страх Господень. Соответствующее древнееврейское слово обозначает верность завету. Древнеизраильская мысль строилась вокруг понятия завета, и хотя прямые ссылки на него не так уж часты, мудрые люди никогда не стремились найти другой - не связанный с заветом, но, вместе с тем, праведный - образ жизни.

9 всякую добрую стезю. Литература мудрости важна и тем, что дает возможность понять, как Бог руководит нашей жизнью.

10 приятно душе. Нарушение установленного Богом миропорядка (грехопадение) повлекло за собой искажение нравственных ориентиров; требуется время (и усилия), чтобы "знание" стало "приятно душе".

16 от чужой. Нарушение супружеской верности расценивается как вероломное отступление от установленного Богом порядка в человеческих взаимоотношениях (5,1-23; 6,20-29; 7,1-27). В данном случае словом "чужая" называется женщина, которой чуждо понятие о святости брака, т.е. неверная жена или блудница (6,26; 7,10).

17 руководителя. Т.е. мужа.

завет Бога своего. Если под словом "чужая" в предыдущем стихе подразумевалась не израильская женщина, то слово "завет" в данном случае относится к браку, заключенному перед лицом иноплеменного бога. Однако предпочтительнее считать, что речь идет об израильтянке, преступившей Синайские заповеди.

18 к смерти. Слово "смерть" в данном случае подразумевает окончательное и безвозвратное падение в пучину греха (ср. 5,23, где об умершем говорится, что он "теряется").

19 никто... не возвращается. См. ком. к ст. 18.

20-22 Жизнь является достоянием праведников и навсегда утрачивается грешниками. В этих стихах жизнь осмысливается в понятиях завета. Среди других обетовании, предвещающих христианское понятие вечной жизни (Исх. 20,12; Втор. 1,8; 26,1-9), главное - обетование земли. Непорочные и мудрые наследуют землю, а грешные будут извержены из нее (Втор. 28). В таком случае мудрость понимается как способность разобраться в превратностях существования, сообразуясь с Божиим планом спасения. Как Христос делает верующих в Него свободными (Ин. 8,36), так и ветхозаветное избавление наделяет народ Божий свободой властвовать над землей и приобретать знание о мире и о своем месте в нем.

Глава 3

1-12 По всей вероятности, данные стихи представляют собой отдельное наставление. Оно начинается с обращения "Сын мой", повторенного в ст. 11, и выражается в обычных для наставления повелительных (ст. 1,3,5-7,9,11) и причинно-следственных (ст. 2,4,8,10) предложениях. Стих 12 поясняет смысл наказания и тем самым склоняет мудрого следовать предписаниям ст. 11.

1 наставления. Соответствующее древнееврейское слово употребляется также в значении "закон". См. ком. к 2,20-22; статью "Введение в поэтические книги".

заповеди. Это слово часто употребляется в тех случаях, когда речь идет о законе, здесь же оно относится к мудрости и означает "настоятельный (см. 1,25) совет".

2 долготы дней, лет жизни. Мудрость является залогом долгой и благополучной жизни, которой Господь благословляет послушных Ему (Исх. 20,12).

мира. Евр.: "шалом" - гармония полноты жизни, здравия и процветания (ст. 8). В Ветхом Завете о благословении Божием говорится преимущественно в связи с земной жизнью человека, ибо еще не совершилось окончательное откровение о полноте будущей жизни по воскресении.

3 Милость и истина. Значение соответствующего древнееврейского выражения связано с понятием завета. Учительное наставление (ст. 1) становится подлинным руководством в жизни, лишь основываясь на знании о Боге, открывающем Себя в милости и истине завета.

обвяжи ими шею твою. Метафорический образ, осмысливающий мудрость как украшение жизни.

напиши... сердца твоего. Милость и истина должны навсегда остаться в памяти, сделаться как бы частью разума человека и подчинить себе его чувства.

4 милость. Или благодать (Быт. 6,8). В Ветхом Завете этим словом называется дар Божий, полученный человеком независимо от каких-либо личных заслуг. В данном случае речь идет о любви Божией, на которой зиждется завет (ст. 3).

5 Надейся на Господа. Т.е. верь слову Господнему и Его обетованиям, открывающимся мудрым (2,6; 16,20). См. ком. к 1,7.

не полагайся на разум твой. Эти слова противопоставляют два типа мироощущения: убежденность в том, что слово Господне есть мерило всякой истины, и самонадеянная уверенность во всесилии человеческого интеллекта.

6 познавай Его. Так на деле проявляется тот образ мыслей человека, для которого Бог - основа всего и который знает Бога.

Он направит стези твои. Господь будет вести человека к главной цели его жизни. Природа водительства по стезям мудрости имеет два аспекта: дар мудрости от Господа и соотнесение человеком своих поступков с повелениями Божиими.

7 мудрецом в глазах твоих. Предостережение против самообольщения и переоценки возможностей человеческого разума.

бойся Господа. См. ком. к 1,7.

9 Чти Господа. Понятие богопочитания, тесно связанное с понятиями надежды на Бога и страха Господня, предваряет наставление, данное в ст. 11.

от начатков всех прибытков. Первые плоды урожая предназначались Господу (Лев. 23,10; Чис. 18,12.13).

11 Наказания. Обучение в известной мере предусматривает наказание. С большей определенностью об этом говорится в Евр. 12,4-7, где апостол Павел сравнивает отношения Бога и человека с отношениями отца и сына.

12 Божия любовь проявляется и в наказании, ибо оно всегда идет во благо человеку, даже когда нарушает его сиюминутное благополучие.

13-20 Эта часть главы по форме более напоминает похвальное слово мудрости, нежели наставление.

13 Блажен. Понятие, обозначаемое данным словом, не имеет никакого отношения к субъективному чувству. Соответствующее древнееврейское слово, означающее счастливую жизнь, дарованную по благословению Божиему, встречается только в книге Псалмов и в библейских книгах мудрости.

16 См. ком. к ст. 2.

18 древо жизни. Образ древа жизни встречается в книге Притчей в 11,30; 13,12; 15,14, и тема жизни представляется здесь наиболее существенной. Библейское понимание жизни проникнуто осознанием ее зависимости от ее единственного Подателя - Бога и от соблюдения надлежащих отношений с Ним, нарушение которых равносильно смерти (Быт. 2,17). Из этого следует, что мудрость, непосредственно связанная с этими отношениями, связана и с жизнью (2,20-22).

19.20 Учительные книги Ветхого Завета нередко ссылаются на понятия закона и откровения или определенно подразумевают их. Учение о мудрости основывается на следующем богословском положении: установленный миропорядок творения не полностью разрушен грехом. В данных стихах мудрость, знание и понимание выступают как качества Самого Бога, которые получили свое выражение в акте творения, в его целесообразности и упорядоченности (см. 8,22-31).

21-26 В этих стихах, отличающихся единообразием построения, осмысливается тема промысла Божия в отношении каждой человеческой жизни.

23 Умение человека руководствоваться в своих поступках верными умозаключениями рассматривается как результат водительства Божиего.

24 Мудрость помогает избежать опасностей, которые подстерегают нечестивых, поскольку мудрый следует путями Божиими и подчиняется Его водительству.

27-35 Данная часть главы состоит из запретов, регулирующих отношения между людьми. После ст. 31 следует обоснование нравственного смысла этих запретов как соблюдение воли Божией.

33 Здесь имеет место типичное в пословицах-притчах противопоставление добродетели пороку (10,2; 3,6.7.11.16), Божиих благословений и проклятий. Прослеживается сходство с богословием завета во Второзаконии, где верность Богу вознаграждается благословением (см. Втор. 11,26-29; 28,1-19).

34.35 В этих стихах углубляется противопоставление безрассудства мудрости, которая, прежде всего, означает праведный образ жизни, заповеданный Богом Своему народу.

Глава 4

1-27 Глава состоит из трех самостоятельных наставлений, каждому из которых предпослано обращение (ст. 1,10,20). Во всех наставлениях говорится о мудрости как о высшем достоянии человека (ст. 1-9), и пути к праведной жизни (ст. 10-19) и, наконец, как основе справедливого миропорядка (ст. 20-27). В этих наставлениях нет ссылок на религиозные предписания: мудрость Божия открыта для всех народов (см. ком. к 22,17 - 24,22) - Соломон обсуждал это с представителями иных племен и наций (3 Цар. 4,29-34; 10,1-7). Однако в Израиле житейская мудрость подвергалась переосмыслению и связывалась с таким понятием, как страх Господень (см. 1,7).

2 учение. В древнееврейском языке данное слово имеет дополнительное значение - "вовлеченность", "участие", что подчеркивает активную позицию ученика.

3.4 В данном стихе подчеркивается преемственный характер мудрости. Знания, которые юноша получает от своих родителей, впоследствии передаются следующему поколению. Возраст и опыт наставников не являются определяющим фактором, но имеют весьма важное значение.

4 живи. См. ком. к 2,18 и 3,2.

6 Мудрость рассматривается здесь как нечто большее, чем совокупность знаний, и требует одновременно любви и верности.

7 Главное. Смысл древнееврейского текста в данном случае неясен. Буквальный перевод этого места может выглядеть двояко: "мудрость на первом месте", и, следовательно, к ней необходимо стремиться; или же: "первое качество мудрости" состоит в том, что ее приобретают. Согласно второй версии перевода, мудрость изначально предназначена для человека, и от него требуется лишь желание овладеть ею.

всем имением твоим. Иисус говорил то же о драгоценной жемчужине, с которой Он сравнивал Царствие Небесное (Мф. 13,45.46).

9 См. ком. к 1,9.

10 См. ком. к 3,2.

11 Метафора пути как жизни человеческой - одна из наиболее распространенных в литературе мудрости.

13 оно - жизнь твоя. Жизнь невозможна без мудрости. Новый Завет называет Христа "премудростью от Бога" (1 Кор. 1,30) и нашей жизнью (Кол. 3,4).

14 стезю нечестивых. Сопоставление противоположных явлений и понятий (особенно в кратких поучениях в гл. 10-22) - типичный прием для учительной литературы мудрости. Путь мудрости в разных вариантах противопоставляется путям злых и нечестивых (здесь ст. 11-13 противопоставлены ст. 14-17, а ст. 18 - ст. 19).

16 пропадает сон. Зло опьяняет, и человек, однажды испытавший опьянение злом, уже не в силах обходиться без этого.

17 едят... пьют. Смысл этой метафоры в том, что зло и беззаконие "питают" нечестивых. См. ком. к ст. 16.

18.19 В этих стихах противопоставляются образы восходящего светила праведности и непроглядной тьмы, в которой блуждают беззаконные. Необходимо отметить, что под праведностью здесь понимается нечто большее, нежели простое соблюдение нравственных норм и исполнение обрядов, предписываемых законом (ср. Ин. 8,12; Еф. 5,8-13).

20-27 Наставления в этом фрагменте также основаны на противопоставлении мудрости безрассудству, хотя это противопоставление прямо не выражено.

21 сердца. Т.е. разума (см. ком. к 2,2).

22 здравие. Имеется в виду не только физическое, но и душевное здоровье (3,8).

23 источники жизни. Наши мысли влияют на наши поступки и, в конечном итоге, направляют нашу жизнь (см. Мф. 12,35; Мк. 7,21; Иак. 3,13-18; Рим. 2,29).

25-27 Мудрость позволяет человеку следовать по жизни, не попадая в трясину зла.

Глава 5

1-23 Целесообразнее рассматривать данную главу как единое целое. Хотя в ст. 1 содержится обращение "Сын мой", а в ст. 7 - "дети", содержание главы предполагает смысловое единство. Тема ст. 15-23, вполне вероятно, является логическим продолжением предыдущих глав.

1-6 Эти стихи вновь предостерегают от пагубного влияния "чужой жены", изображая, с одной стороны, ее внешнюю привлекательность, с другой - гибель, которую она несет.

2 уста твои сохранили знание. Смысл этого выражения может быть таков: бывают случаи, когда благоразумный человек должен хранить молчание или, что человек должен иметь нечто существенное, чтобы высказать это (Мал. 2,7).

3 Обольщение поначалу скрывается за обманчивыми, полными нежности и очарования словами (ср. описание сладости подлинной любви в Песн. 4,11).

4 горьки, как полынь. Метафорическое осмысление горького опыта.

5 к смерти. В данном контексте слово "смерть" означает не просто преждевременную кончину, к которой приводит распутная жизнь, - сама неправедная, грешная жизнь, которую ведут люди вопреки установленным Богом законам, рассматривается здесь как равносильная смерти.

преисподней. Евр.: "шеол" - место, где, по представлениям израильтян, обитают умершие. Беспорядочная жизнь приводит к физической смерти.

6 стезю жизни. Т.е. образ жизни, соответствующий установленным Богом законам.

пути ее непостоянны. В этих словах нравственное осуждение греха сочетается с уверенностью в том, что всякий безрассудный и безнравственный поступок противен воле Божией и не соответствует установленному миропорядку.

7-14 Данные стихи содержат подробное описание того, каковыми на деле оказываются плоды безнравственности, и во что они обходятся человеку.

8 Держи дальше от нее путь твой. Речь идет о сознательном выборе, который делает мудрый человек, удаляясь от общения с развращенными людьми и тем самым избегая соблазна.

9-11 Здесь говорится о том, сколь дорого заплатит поддавшийся искушению за свое безрассудство.

9 мучителю. Возможно, подразумеваются мучения как наказание за грех; совершенный грех является "мучителем" грешника.

11 Поведение, угнетающее достоинство человека и наносящее ущерб его благосостоянию, как правило, ведет к глубокому раскаянию в старости, когда приходит осознание того, что прожитая жизнь была пустой и напрасной.

12.13 В распутном образе жизни более всего проявляется безрассудство человека, пренебрегающего запретами, о которых говорится в наставлениях мудрости.

14 собрания. В сообществе (собрании), которое является объединением людей в рамках завета, бесчестие влечет за собой определенное законом наказание.

15 Пей воду. Данная метафора, как видно из контекста, относится к сексуальным отношениям.

твоего водоема... твоего колодезя. В образной форме эти слова требуют от человека хранить верность своей жене.

16 Пусть (не) разливаются. Т.е. "не расплескивай" себя на неблаговидные дела.

18 Источник. Метафора, подразумевающая супругу как источник семейного благополучия и продолжения рода.

19 Язык стиха напоминает любовные образы Песни Песней. Образ грациозного животного редкой красоты призван подчеркнуть красоту физических наслаждений в отношениях мужчины и женщины, узаконенных обычаями и заветом (см. Песн. 1,2.3; 4,1-7).

21-23 В рассматриваемых стихах возмездие за недостойное поведение определяется Божиим судом. Последствия безрассудных поступков, особенно в том, что касается брачных отношений, оказываются в конечном счете предопределенными промыслом Божиим.

23 умирает. См. ком. к 2,18 и 5,5.

Глава 6

1 дал руку. Иначе: "принес клятву". Здесь подразумевается подтверждающий принесенную клятву определенный ритуальный жест, подобием которого в наше время является рукопожатие (см. 11,15; 17,18; 22,26).

2 опутал... пойман. Ручаясь за другого, человек попадает в зависимость от его поступков.

3 в руки ближнего. Принимая на себя ответственность за чужие долги, человек, по сути дела, позволяет другому распоряжаться своей собственной жизнью.

4 не давай сна. Не жалея усилий, человек должен стараться расторгнуть опрометчивое соглашение.

5 Сравнение с преследуемой охотниками дичью должно, по мысли автора, указать, о какой опасности идет речь.

6-11 В основе данных наставлений лежит не только убеждение в целесообразности и упорядочении вселенной, но и уверенность в том, что в мире все взаимосвязано: человеческое общество имеет общие черты с примитивным миром насекомых, что и показано на примере муравья. Возможно, этот же смысл лежит в основе притчей Соломона о растениях и животных (3 Цар. 4,33).

6 муравью. См. 30,25. Действия муравья служат примером благоразумия.

ленивец. Во многих притчах лень рассматривается как признак отсутствия мудрости (10,26; 13,4; 15,19; 19,24; 20,4; 26,16).

11 бедность. Книга Притчей не раз предостерегает человека от такого образа жизни, который ведет к нищете. Одной из причин бедности является лень (10,4.5; 19,15; 20,13), в то время как усердие и трудолюбие связываются в книге Притчей с процветанием (12,11; 13,4; 14,23). Однако бедность не всегда можно понимать только как результат отсутствия мудрости (14,31; 17,5; 19,1.17.22; 21,12; 22,22; 28,3.11).

как разбойник. Такое сравнение говорит не столько о том, что бедность приходит неожиданно, сколько о том, что перед ней человек беспомощен, как перед вооруженным грабителем.

12 Человек лукавый, человек нечестивый. Евр.: "человек Велиала" - выражение неясного происхождения и значения.

13 мигает глазами... говорит ногами... дает знаки пальцами. Вместо четкой и ясной речи лукавый человек прибегает к жестам, знакам и лживым намекам, которые сеют зерна безверия и раздора (ст. 14).

15 Причиной гибели нечестивых людей часто оказываются они сами. В ВЗ Бог в конечном счете воздает грешникам (24,19.20) и вознаграждает праведников (23,17.18; 24,15.16). Тем не менее, учение о наказании в последующей жизни не получило достаточного развития. Лишь в НЗ показано, что справедливое возмездие Божие не минует грешников ни в этой жизни, ни в будущей.

16-19 Перечислительные высказывания (см. также 30,15.16.18.19.21-31). По форме такие высказывания напоминают загадки, ответ на которые дается тут же. Перечисления явлений, в которых можно увидеть некие общие качества, - обычный прием учительной литературы. Обнаруживаемые при этом связи часто оказываются весьма неожиданными, и это, как и сам по себе процесс узнавания, упражняет человека в постижении мудрости. В то время как ст. 12-15 выражают мысль о возмездии, не объясняя, откуда оно исходит, данные стихи прямо говорят о Боге и Его суде (см. ком.к6,12-15).

16 шесть... семь. Второе число является "настоящим". В древнееврейской поэзии употреблялся прием перехода от меньшего числа к большему, чтобы подчеркнуть именно это, последнее, число.

20-35 В этих стихах повторяется предостережение против супружеской измены (см. 5,1-23; 7,1-27; 30,20). Закон составляет основу откровения, возлагая на народ Божий ответственность за исполнение условий завета. Мудрость же призвана (сообразуясь с содержанием откровения) установить пределы этой ответственности. Закон Божий предусматривает суровую кару за супружескую измену (Исх. 20,14; Лев. 20,10). Библейская мудрость не менее твердо противостает прелюбодеянию (библейские мудрецы принадлежали к народу завета), но она прежде всего рассматривает результаты греха, как неизбежное несчастье, которое несет с собой это безрассудство.

20 См. 1,8.

заповедь. См. ком. к 3,1.

21 См. 3,3 и Втор. 6,6.8.

23 В стихе использована та же метафора, посредством которой выражено почтение к закону в Пс. 118,105. Однако это не означает, что древнееврейские мудрецы не видели различий между мудростью и законом. Закон был прямым откровением мудрости Божией и, как таковой, является Его благодатным даром. Книга Притчей рассматривает мудрость как обязанность человека во всех случаях жизни пользоваться этим даром. Эти два аспекта являются взаимодополняющими, но на первом месте стоит благодать Божия (явленная через закон).