Пс. 137 Данный псалом и семь следующих приписываются Давиду.
Пс. 136 Этот псалом посвящен вавилонскому пленению народа Иудеи. Разногласия существуют лишь в вопросе о том, создан ли псалом еще во время плена или вскоре после возвращения из него (см. ком. к ст. 1).
Пс. 134 Этот хвалебный гимн славит Господа за многие Его свойства и деяния: за безграничное господство над мирозданием (ст. 5-7) и земной историей (ст. 8-12), за избрание Им Израиля (ст. 4) и за превосходство над языческими божествами (ст. 15-18).
Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119.
Пс. 133 Этот краткий псалом, завершающий ряд песен восхождения, состоит из призыва восславить Господа (ст. 1, 2), за которым следует обращенная к Нему просьба о благословении (ст. 3). По мнению многих комментаторов, первые два стиха обращены покидающими храм верующими к священникам, которые остаются там на ночь. Те, в свою очередь, благословляют верующих. Пс. 133 служит напоминанием о том, что славить Господа следует не время от времени, но непрерывно (ср. 1 Фес. 5,16.17).
1 рабы Господни. Имеются в виду священники и левиты, на всю ночь остающиеся в храме.
в доме Господнем. В храме (см. ком. к Пс. 2,6).
2 Воздвигните руки ваши. Жест, сопровождавший молитвенное обращение к Богу.
3 с Сиона. Т.е. из храма, в котором Господь являл Свое присутствие избранному народу.
сотворивший небо и землю. Господь - Творец вселенной.
Глава 134
• Заглавие. Аллилуйя. "Хвалите Господа".
1 имя Господне. См. Пс. 8,2.
рабы Господни. По всей видимости, подразумеваются служащие в храме священники и левиты.
2 стоящие. Т.е. служащие в храме.
5 Господь наш превыше всех богов. Эти слова следует понимать в том смысле, что только Господь - Бог, те же, кто ниже Его, - не боги.
6 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле. Языческие божества (ст. 5), по верованиям поклонявшихся им народов, обладали властью, ограниченной пределами какой-то одной стихии. Власть же Господа, единственного истинного Бога, простирается на всю сотворенную Им вселенную.
7 творит молнии при дожде. Возражение теологическим воззрениям хананеев (и отступникам из числа израильтян), согласно которому над дождями и молниями властвовал верховный бог хананейского пантеона Ваал.
8 Он поразил первенцев Египта. Череда из десяти казней египетских, ниспосланных Господом на страну фараона, дабы тот освободил евреев из рабства, завершилась самой страшной из них - смертью всех первенцев египтян (Исх., гл.11).
11 Сигона ... Ога. Ханаанские цари в эпоху, когда Моисей вел свой народ через пустыню в землю обетованную (Чис. 21,21-35).
12 отдал землю их в наследие... Израилю. Имеется в виду земля Палестины, дарованная Господом избранному Им народу. .134,13 имя Твое. См. Пс. 8,2.
15 Идолы язычников. Соседние с Израилем народы обожествляли изваяния из дерева и драгоценных металлов. Псалмопевец, подобно пророку Исайи (Ис, гл. 44), высмеивает поклонение этим изваяниям.
18 Подобны им будут делающие их. По Библии, Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Язычники же творили своих богов, уподобляя их самим себе, однако в безумии идолопоклонства сами становились похожими на сделанных ими слепых, глухих и немых истуканов. См. Ис. 44,9-20; Рим. 1,22-25.
19 Дом Израилев. Обращение ко всему израильскому народу.
Дом Ааронов. Израильское священство. См. Пс. 113,17-20.
20 Дом Левиин. Левиты.
Глава 135
• Пс. 135 Этот псалом широко известен благодаря рефрену "ибо вовек милость Его". Он является антифоническим песнопением, исполнявшимся на два голоса: священник произносил первую часть каждого стиха, а присутствующие в храме провозглашали в ответ ему слова рефрена. Псалом посвящен восхвалению Господа.
1-3 Священник призывает собравшихся восславить безграничную благость Господа.
1 Славьте Господа, ибо Он благ. Весь дальнейший текст псалма является развитием сказанного в первом стихе. См. статью "Бог есть любовь: Божественные благость и верность".
ибо вовек милость Его. Этот рефрен исполняется верующими в ответ на слова священника.
5 Который сотворил небеса премудро. В Писании премудрость Божия часто соотносится с актом творения (ср. Притч., гл. 8). Этот и последующие пять стихов являются осмыслением повествования Быт., гл. 1 о сотворении мира.
7 сотворил светила великие. Имеются в виду солнце и луна (см. ст. 8,9).
10 поразил Египет в первенцах его. См. ком. к Пс. 134,8.
13 разделил Чермное море. См. Исх., гл. 14; 15.
19 Сигона, царя Аморрейского. См. Чис. 21,21-35.
20 Ога, царя Васанского. См. Чис. 21,21-35.
21.22 отдал землю их... в наследие Израилю. Имеется в виду завоевание Израилем земли обетованной при Иисусе Иавине.
23 вспомнил нас в унижении нашем. Молящиеся благодарят Господа за то, что Он спас их, как прежде спасал их предков. Поскольку "вовек милость Его", Господь никогда не оставит Свой народ.
24 избавил нас от врагов наших. Псалмопевец намеренно не называет, от каких именно врагов Господь спас Израиль, с тем, чтобы псалом был применим к любому из последующих поколений народа Божиего.
Глава 136
Псалом 136 можно рассматривать как своего рода противоположность песням Сиона (напр., Пс. 45; 47). Если в последних речь идет о победах и великолепии Иерусалима, то в этом псалме оплакивается поражение и опустошение святого города. Псалмопевец скорбит также о том, что он против своей воли удален от места присутствия Господа - Сиона.
1 При реках Вавилона. По всей видимости, речь идет о Тигре или Евфрате. Псалмопевец называет свое местонахождение, желая подчеркнуть, что плененные иудеи находились далеко от Сиона с высящимся на нем храмом.
сидели мы и плакали. Слова отчаяния плененных иудеев могут принадлежать как все еще находящимся в неволе, так и уже возвратившимся на родину представителям Божиего народа.
о Сионе. См. Пс. 2,6; 49,2; 64,2; 73,2; 127,5; 128,5.
3 пленившие нас. Имеются в виду вавилоняне.
пропойте нам из песней Сионских. Вавилоняне могли иметь в виду песни Сиона, (напр., Пс. 45 или 47), в которых говорится о славе и величии Иерусалима и Сиона, осененных находящимся там храмом. Вавилоняне разрушили Иерусалим и теперь своими просьбами издевались над пленниками.
5 забудь меня десница моя. Точнее: "забудь играть на арфе, десница моя".
6 если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Христианам, благодаря пришествию Иисуса Христа, открыт доступ к престолу Господа. В ветхозаветные же времена Иерусалим с горой Сион, на которой находился храм, был священным местом. Именно в храме Бог являл Свое присутствие избранному народу. В наши дни Иерусалим символически представляет Град Божий, образуемый единением всех верующих, а также является прообразом грядущего Нового Иерусалима (Откр. 21,9-27).
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима. В книге пророка Авдия (ст. 8-14) содержится свидетельство враждебности едомитян к жителям Иерусалима, уже захваченного вавилонянами.
разрушайте до основания его. Этими словами едомитяне поощряли вавилонян к разрушению захваченного ими Иерусалима.
8 Дочь Вавилона. Имеются в виду жители Вавилона.
9 разобьет младенцев твоих о камень! См. Ис. 13,16; Ос. 13,16; Наум 3,10; а также Введение: Характерные особенности и темы.
Глава 137
1 пред богами пою Тебе. См. вводные замечания к Пс. 81. По Септуагинте: "пред Ангелами пою Тебе".
4 все цари земные. Давид сознает, что его хвала несоразмерна величию Господа, и потому мечтает о том дне, когда к ней присоединят свои голоса все цари земли. Однако реальность ветхозаветной истории являла собой полную противоположность мечте псалмопевца: правители других народов не только не восхваляли Господа, но и дружно восставали против Него (см., напр., Пс. 2; 47). Лишь с пришествием Иисуса Христа, когда Благая Весть достигла языческих народов, они вместе со своими царями присоединились к хору восхваляющих Господа.
6 Высок Господь. Бог возвышается над Своим творением. См. ком. к Пс. 133,3; 134,6.
смиренного видит. Бог узнает смиренных и всячески печется о них.
7 посреди напастей. Псалмопевец не уточняет, какие именно напасти о имеет в виду, включая, таким образом, в их число все беды и невзгоды.
спасет меня десница Твоя. См. Пс. 73,11.
8 Милость Твоя. См. ст. 2.
Глава 138
• Пс. 138 Этот псалом - молитвенное обращение к Господу. Псалмопевец размышляет о Боге и от осмысления своей нерасторжимой связи с Господом переходит к просьбе о помощи. Наряду с утверждением суверенной власти Господа в псалме звучит тема близких личностных отношений между псалмопевцем и Всевышним.
1 Ты испытал меня и знаешь. Бог всеведущ и потому абсолютно все знает о псалмопевце, как и обо всем, сотворенном Им.
2 Ты разумеешь помышления мои. Все тайные помыслы человека открыты Богу, обладающему всеведением.
4 Еще нет слова на языке моем... уже знаешь его. И самые сокровенные мысли известны Богу, поэтому и молитва, не высказанная вслух, а произнесенная мысленно, также достигает Господа. См. статью "Бог видит и знает: Божественное всеведение".
5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня. Псалмопевец свободен в своих поступках, но лишь в рамках, установленных Господом.
полагаешь на мне руку Твою. Рукою Своей Бог направлял Давида всю его жизнь.
7 от Духа Твоего...от лица Твоего. Божественное присутствие разлито во всем тварном мире. Нет такого места во вселенной, где бы псалмопевец мог укрыться от взора Господа. Не смог укрыться от Него и Иона, решивший уклониться от порученной ему Господом проповеди в Ниневии. См. статью "Духовная природа Божества".
8 Взойду ли на небо... сойду ли в преисподнюю. С помощью противопоставлений в данном и в следующих стихах псалмопевец выражает идею вездесущности Господа. Он присутствует и на небесах, и в преисподней. Первое утверждение самоочевидно, второе нуждается в пояснении. Слову "преисподняя" в древнееврейском тексте соответствует "шеол", обозначающее также могилу, бездну, царство смерти. Бог вездесущ и всемогущ, так что и посмертное существование не лишено Его присутствия и находится в Его ведении. Таким образом, в этом стихе явственно звучит надежда на продолжение жизни за порогом смерти (ст. 10).
9 Возьму ли крылья зари... на край моря. Т.е. повсюду на земле псалмопевец ощутит присутствие Божие.
10 и там рука Твоя поведет меня. Бог не просто знает, где в тот или иной момент находится псалмопевец, но и, где бы тот ни был, помогает ему. См. статью "Вездесущий и Всемогущий".
десница Твоя. См. Пс. 72,23-26; 73,11; 137,7.
11 тьма ... свет. Как и в ст. 8-10, псалмопевец проводит противопоставление, помогающее ему передать идею вездесущности Бога.
13 Ты устроил внутренности мои. Бог знал псалмопевца еще до его рождения, уже во время зачатия в утробе матери, где Господь сотворил его как личность.
14 Дивны дела Твои. Под "дивными делами" подразумевается чудо рождения.
16 в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные. Всеведение Божие не ограничено никакими временными рамками.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои. Доскональное знание Господа о псалмопевце поражает его и в то же время вселяет в него ни с чем не сравнимую радость. Сознание того, что Творец не спускает с него Своего заботливого взора, утешает псалмопевца в несчастье (ст. 19-24).
19 О, если бы Ты... поразил нечестивого! См. Введение: Характерные особенности и темы.
Удалитесь от меня, кровожадные! Псалмопевец хочет отстраниться от нечестивых, ибо знает, что на них неминуемо обратится кара Господня.
22 Полною ненавистью ненавижу их. Псалмопевец живет в согласии с Господом; враги Господа - его личные враги.
23 Испытай... узнай. Псалмопевец уверен в своей невиновности и потому смело призывает Господа, знающего самые потаенные его помыслы, убедиться в ней (ср. ст. 1). Он готов следовать любым указаниям, которыми Господь станет направлять его на путь истины (ст. 24).
Глава 139