Использование пространства в торговом зале
Сегодня торговому представителю и мерчандайзеру недостаточно уметь продавать свой товар и знать концепцию мерчандайзинга своей компании. Для того чтобы добиваться максимального эффекта он должен понимать потребности как покупателя, так и владельца розничной точки, а также представлять себе поведение потребителей.
Такие понятия как поток покупателей в торговой точке, общее расположение товара на самих точках продажи, оптимальное размещение основных и дополнительных точек продажи играют важнейшую роль в мерчандайзинге, определяя его эффективность.
При расположении товаров в торговом зале учитывается несколько факторов:
Оптимальное использование пространства торгового зала,
Оптимальное расположение товарных групп,
Расположение основных и дополнительных точек продажи,
Способы замедления потока покупателей
Оптимальное использование пространства торгового зала.
Как правило, 40% площади торговой точки занимает торговое оборудование (полки, холодильное оборудование, стеллажи и т.д.), расположенное в зависимости от формы помещения максимально выгодно. Приблизительно 60% площади торговой точки необходимо оставлять для движения покупателей (обеспечение свободного движения покупателя по магазину, правила техники безопасности и т.д.), чтобы покупатели чувствовали себя комфортно. Это действительно очень важно, например, в ближайшем ко мне «Рамсторе», заходишь в продуктовый отдел, сразу начинаешь чувствовать себя «великаном в маленьком доме», потолок низкий, расстояния между полками очень маленькие, все свободное место заставлено ящиками с товарами импульсного спроса и людей очень много. Из такого помещения хочется скорей уйти, не смотря на хороший ассортимент.
Рассмотрим несколько возможных вариантов расположения торгового оборудования на рис. 5
Рисунок 5. Типы расположения торгового оборудования внутри торгового зала
САМОЕ ЛУЧШЕЕ расположение торгового зала (учитывая товарные группы) рис.2
Здесь, конечно, рассчитывается, что у вас достаточно большой торговый зал. Расположение отделов очень хорошее, все продумано до мелочей. Покупатель в таком торговом зале никогда не заблудиться и всегда с легкостью найдет нужный ему товар.
В Москве такого эффективного расположения торгового зала я не видела ни в одном магазине, будь то наши универсамы, турецкий «Рамстор» или французский «Ашан».
§
рис.6
A | КНИГИ |
B | ПОСУДА, МЕБЕЛЬ |
C | БЫТОВАЯ ТЕХНИКА |
D | ВИДЕО, АУДИО АППАРАТУРА, КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА |
E | ХЛЕБ, КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ |
F | ГОТОВЫЕ МЯСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ |
G | МЯСО |
H | НАПИТКИ |
I | БАКАЛЕЯ, КОНДИТЕРИЯ |
J | РЫБА |
K | ОВОЩИ, ФРУКТЫ |
L | ОДЕЖДА, ОБУВЬ |
M | БЫТОВЫЕ, АВТО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
N | МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ |
O | КУЛИНАРИЯ |
P | БЫТОВАЯ ТЕХНИКА |
R | ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИГРУШКИ |
S | ТОВАРЫ ДЛЯ СПОРТА И ТУРИЗМА |
(такое делают распределение торговых отделов Vilniaus Priekyba(VP market) в своих гипермаркетах MAXIMA, MAXIMA BAZE, HYPER MAXIMA)
Расположение товарных групп.
После определения типа расположения оборудования в торговой точке, нужно определить эффективное расположение товарных групп. При расположении товарных групп определяющими являются два момента:
ü Приоритетность места в торговом зале
ü Разделение товарных групп на категории в зависимости от популярности среди постоянных покупателей