Пс. 90 Этот псалом - гимн Богу и выражение упования верующего.

Пс. 88 Несмотря на то, что данный псалом открывается исполненной радости хвалой, его все же следует отнести к группе плачей. Центральная тема псалма - завет Божий с Давидом. 2 Цар. 7,4-17 повествует о тесных отеческих отношениях, которые Бог установил с Давидом. Ему было угодно, чтобы эти отношения распространились на всех верных Ему потомков царя.

Однако обетование "вечной" жизни дому Давидову отнюдь не освобождало царя и его потомков от обязательств перед Богом. Господь предостерегал потомков Давида: "если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих" (2 Цар. 7,14). Но уже сын Давида, Соломон, впал в вероотступничество, исполняя религиозные обряды своих иноземных жен (2 Цар., гл. 11). Господь, по великой милости Своей, попустил многовековое царствование потомков Давида, невзирая на то, что многие из них не хранили верности завету. Но гнев Господень все же постиг их, и весь народ был обречен Богом на вавилонское пленение, вместе с которым оборвалось царствование династии Давида. Между тем история взаимоотношений избранного народа с Богом отнюдь не заканчивается вавилонским пленением. Падение царского дома Иудеи только ярче высвечивает исполнение обетования Господа Давиду во Иисусе Христе. Христос, сын Давидов по плоти (Рим. 1,3), вовеки восседает на престоле небесном одесную Отца Своего.

2 Милости Твои. Псалмопевец воздает хвалу чудесной верности Бога Своему народу, явленной в милостях завета.

4 клялся Давиду. Псалмопевец повторяет слова завета, заключенного Господом с Давидом (см. 2 Цар., гл. 7 и 1 Пар., гл. 17).

5 навек утвержу семя твое. В этих словах заключена центральная идея псалма (см. Введение: Характерные особенности и темы).

6 небеса прославят чудные дела Твои. В данном стихе небеса персонифицируются, подразумевая всех обитателей неба (ангелов, херувимов).

7 кто на небесах сравнится с Господом? Упомянув о других обитателях неба, псалмопевец незамедлительно отмечает исключительность Господа. Все они, наравне с людьми, - Его творения. Утверждение исключительности Бога Израиля важно тем, что опровергает религиозные представления соседних с израильтянами народов. В письменных памятниках Ханаана и Месопотамии также встречается понятие "собрание святых", однако язычники понимали под ним сонм богов, из которых одни более могущественны, чем другие. Утверждая неповторимость божественного естества Господа, псалмопевец тем самым обособляется от упомянутых языческих представлений.

10 Ты владычествуешь над яростью моря. Т.е. над бездной и хаосом.

11 Ты низложил Раава. Имеется в виду мифологическое морское чудовище (наподобие левиафана), символизирующее силы зла и разрушения (Иов 9,13). Кроме того, именем Раав иногда называется Египет (см. Пс. 86,4 и ком.).

12 вселенную... Ты основал. В отличие от языческих богов, Бог является Создателем вселенной.

13 Фавор и Ермон. Гора Ермон, находящаяся на самом севере Израиля, по высоте превосходит все другие горы страны. Фавор, известный необычной формой своей вершины, возвышается в долине Меггиддо и служит вехой, на которой сходятся границы владений трех колен.

15 Правосудие и правота. Праведность, справедливость и святость - сущность Господа, которую Он открывает Своему творению.

предходят пред лицем Твоим. Милость Божия опережает, предваряет непогрешимую истинность Его суда.

16 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1.

18 рог наш. Т.е. царь. Мысль о том, что Господь есть Тот, Кто вооружает царя его властью, раскрывается в следующем стихе.

20 говорил Ты в видении. Несмотря на то, что Писание не содержит слов, в точности совпадающих с приводимыми ниже, в данном стихе можно видеть либо неточный пересказ откровения Господа Нафану (2 Цар., гл. 7), либо слова, которыми Господь впервые возвестил Самуилу об избрании Им на царствование Давида (1 Цар., гл. 16).

22 мышца Моя укрепит его. На царя возложены священные обязанности, как общественные, так и религиозные. Господь обещает даровать Давиду силы, чтобы он мог с честью эти обязанности исполнять.

25 истина Моя и милость Моя. Эти ключевые для данного псалма слова повторяются на всем его протяжении (см. ком. к ст. 1).

27 Ты отец мой. Данные слова свидетельствуют о тесных узах, связывающих Давида с Богом (2 Цар. 7,14).

28 сделаю его первенцем. Данный стих говорит о Давиде не просто как об одном из чад Божиих, а как о первом и достойнейшем из них. Тесные узы, связывающие Давида с Богом - прообраз отношений Всевышнего со Своим Единородным Сыном, Иисусом Христом.

30 продолжу вовек семя его. Это обетование исполнилось в Иисусе Христе - потомке царя Давида во плоти.

32 уставы Мои. Т.е. волю Господа, запечатленную в книгах Закона.

33 посещу жезлом беззаконие их. Завет Господа с Давидом предусматривал жестокую кару царю в случае его отступничества (2 Цар. 7,14). В соответствии с этим заветом Господь нередко карал царей Израиля руками их врагов, как внутренних (Иеровоам в 3 Цар. 11,9-40), так и внешних (египтяне, ассирийцы, вавилоняне).

35 Не нарушу завета Моего. Обетования Божий пребывают вовек. Завет, который Бог заключил с Давидом, нес в себе элемент условности (ст. 33), т.е. предусматривал исполнение царями определенных обязательств. В то же время окончательное исполнение этого завета в Иисусе Христе является безусловным.

39 Ты отринул. Первая часть псалма исполнена торжества и восхваления чудесных уз, связывавших Бога и царя в прошлом. В данном же стихе псалмопевец обращается к настоящему, когда узы эти распались: Господь расторг их, прогневавшись на царя за его грехи.

на помазанника Твоего. Речь идет об одном из наследников Давида на израильском престоле; о каком именно - неизвестно.

53 Этим славословием завершается третья книга Псалтири (см. Введение: Характерные особенности и темы).

Глава 89

• Пс. 89 В этом псалме, единственном, чье авторство приписывается Моисею, вечная природа Божия противопоставлена ограниченности человеческого существования. Псалом представляет собой взволнованную молитву, в которой Моисей просит Бога благословить людей, обреченных на скитания в пустыне.

1 Молитва. См. ком. к зачину Пс. 16.

Моисея. Поскольку автором рассматриваемого псалма назван Моисей, можно считать его древнейшим из поддающихся хотя бы приблизительной датировке текстов Псалтири.

3 от века и до века Ты - Бог. В этих словах псалмопевец торжественно утверждает вечное бытие Божие. Он - Творец вселенной (Быт., гл. 1) - существовал всегда. См. статьи "Самобытие Бога"; "Бог - Творец".

4 Ты возвращаешь человека в тление. Из библейского рассказа о днях творения известно, что человек был создан из праха земного и дыхания Божия (Быт. 2,7). Человек смертен и, как судил ему Бог, неизбежно возвращается в прах.

5 пред очами Твоими тысяча лет, как день. В отличие от людей, Господь неподвластен времени. То, что человеку кажется вечностью, для Вечносущего - мгновение.

6 как трава. Скоротечность человеческой жизни противопоставляется вечному бытию Божиему.

7 мы исчезаем от гнева Твоего. Краткость человеческой жизни - Божие наказание за грех.

8 тайное наше. Люди грешат, надеясь утаить грех в своих сердцах. Однако Богу открыты самые потаенные глубины человеческого сердца.

10 семьдесят лет. В молодости семьдесят лет кажутся человеку бесконечно долгим сроком. Перед лицом Вечносущего это время ничтожно.

11 Кто знает силу гнева Твоего..? Один лишь Иисус Христос, до конца испивший чашу гнева Божиего за людские грехи, знает его истинную силу.

12 чтобы нам приобрести сердце мудрое. Человек, приобретший "сердце мудрое", знает причину скоротечности жизни: его сердце льнет к Богу, единственному прибежищу в вечности, ища у Него прощения и благословения.

13 Обратись, Господи! Моисей молит Бога снова обратиться к людям, но уже не с судом, а с милосердной любовью.

Доколе? См. ком. к Пс. 6,4.

14 милостью Твоею. См. ком. к Пс. 88,2.

16 Да явится... дело Твое. Имеется в виду дело спасения и утверждения Израиля.

на сынах их. Моисей имеет в виду поколение, которому предстоит обосноваться в земле обетованной.

17 благоволение Господа Бога нашего. Иначе: "благодать Божия".

в деле рук наших споспешествуй нам. Т.е. Моисей просит благословения Божия на все дела, совершаемые повседневно.

Глава 90

1 Живущий под кровом Всевышнего... покоится. В этом стихе выражена главная идея псалма: Господь оберегает тех, кто живет по Его законам.

3 См. статью "Вездесущий и Всемогущий".

4 перьями Своими осенит тебя. Поэтический образ. Господь уподобляется птице, любовно оберегающей от беды своих птенцов.

щит и ограждение - истина Его. Соблюдение заповедей Божиих (Его истины) является само по себе защитой от зла.

5 ужасов в ночи. Т.е. неожиданной и непредвиденной беды.

стрелы. Т.е. открытого противостояния врагов.

11 Ангелам Своим. Воля Божия нередко совершалась через посредство Его небесных служителей ангелов - невидимых созданий, наделенных Им особым могуществом.

12 на руках понесут тебя. Эти слова напомнил Иисусу сатана (Мф. 4,6), соблазняя Его броситься вниз с крыши храма. Враг Господень хотел, чтобы Иисус подверг испытанию могущество Божие, т.е. нарушил заповедь (см. Втор. 6,16).

13 на аспида и василиска наступишь. Ср. Лк. 10,19.

14 За то, что он возлюбил Меня. Защита, обещанная Богом псалмопевцу, не обязательно распространяется на всякого человека. Ее заслуживают лишь те, кто верует в Бога и любит Его. Об этом говорится и в часто цитируемых словах НЗ: "любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8,28).

Глава 91