Пс. 35 Главной темой данного псалма является размышление о том, сколь греховны помыслы и поступки нечестивцев.
2 нет страха Божия. Псалмопевец здесь называет причину всех зол. Страх Божий, о котором Притч. 1,1 говорит как о начале всякой мудрости, есть осознание человеком своей всецелой зависимости от Бога. Противоположностью этому является самонадеянная гордыня. Человек, охваченный ею, вместо страха Божиего испытывает ужас перед Ним.
3 льстит себе в глазах своих. Не боящиеся Бога нечестивцы любят и превозносят самих себя, т.е. коснеют в гордыне.
4 не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. Нравственность неотделима от мудрости: если человек мудр, то и делает он непременно добро.
5 на ложе своем. Порок завладевает каждым мгновением жизни нечестивца: даже отходя ко сну, вместо того, чтобы возносить вечернюю молитву, он обдумывает свои козни.
6 милость. Соответствующим древнееврейским словом называются те узы, которыми Господь связал Себя со Своим народом. Слово это можно было бы перевести как "заветная милосердная любовь".
7 как горы Божий. См. ком. к Пс. 29,8.
бездна великая. Этот образ часто бывает противопоставлен образу горы. Однако в данном случае это не так, поскольку здесь метафора бездны передает идею безграничного величия Божиего.
8 милость. См. ком. к Пс. 6,5.
в тени крыл Твоих. В глазах псалмопевца Господь подобен птице, простершей крылья, чтобы защитить своих птенцов.
9 насыщаются от тука дома Твоего. То же, что от "Твоего богатства и изобилия".
10 источник жизни. Господь есть Источник и Податель всяческой жизни.
во свете Твоем мы видим свет. Все человеческое знание и мудрость берут свое начало в Боге.
Глава 36
• Пс. 36 Данный псалом представляет собой акростих и, как большинство акростихов Псалтири, принадлежит к числу псалмов мудрости. Псалмопевец размышляет о непреодолимых различиях между праведностью и нечестием. Данный псалом служит утешением праведникам, терпящим лишения, в то время как нечестивцы преуспевают. Их преуспеяние, утверждает псалмопевец, каким бы прочным оно не казалось, будет кратковременным, тогда как праведники получат от Господа вечное благословение.
2 они, как трава. В Израиле трава появляется и растет зимой, а с наступлением лета вянет под палящим солнцем.
7 Не ревнуй успевающему в пути своем. Т.е. не завидуй и не следуй его примеру (см. ст. 8).
9 истребятся. Соответствующее древнееврейское выражение, как правило, означает, что человек через изгнание или даже смерть перестанет быть частью своего народа, "истребится из народа своего" (см. Быт. 17,14; Лев. 7,20).
11 кроткие наследуют землю. Обладание землей составляет основу жизни народа, а высочайшим благословением для него является обладание землей обетованной. Эта земля была отобрана Богом у нечестивых хананеев и передана во владение слабому и гонимому народу Израиля. На этом стихе основывается Мф. 5,5.
12 скрежещет на него зубами своими. Нечестивый стремится устрашить праведника так же, как устрашает своего врага дикий зверь.
15 меч их войдет в их же сердце. Греховные дела часто обращаются против того, кто их совершает (см. Пс. 7,14-16; 33,22; 34,8).
16.17 Нечестивцу недолго суждено наслаждаться своим богатством, в то время как благословение Божие пребудет с праведником вовек.
21 берет взаймы и не отдает. Не возвращая долг, нечестивый человек нарушает тем самым восьмую заповедь.
24 когда он будет падать, не упадет. Псалмопевец подразумевает распространенное в учительной словесности сравнение жизни с путем, по которому до конца предстоит пройти человеку. Речь в данном стихе идет вовсе не о том, что мудрый человек совершенен, а о том, что Бог руководит им и оберегает его.
25.26 Господь всегда ниспосылает праведникам Свое благословение. Пс. 72 наряду с книгой Иова добавляют новый акцент к сказанному в данных стихах, не позволяя абсолютизировать изложенную в них истину и обосновывать ею вульгарное богословие "здоровья и богатства".
30.31 Для мудрого источником праведности служит его любовь к данному Богом закону.
31 в сердце у него. Под сердцем псалмопевец понимает средоточие всех чувств и помыслов человека. В чьем сердце начертан закон Божий, у того "уста изрекают премудрость" (ст. 30).
Глава 37