КОММЕНТАРИИ 3 страница
7 отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Отец Езекии Ахаз был вассалом Ассирии. "Отложение" Езекии от ассирийцев заключалось видимо, в отказе платить им дань.
8 Он поразил Филистимлян. Ранее, в царствование Ахаза, филистимлянам удалось захватить часть территории Иудеи (2 Пар. 28,18).
до Газы и в пределах ее. Газа находилась практически у самого побережья Средиземного моря; Езекия, таким образом, вторгся глубоко на территорию филистимлян.
9-37 Ассирийцы вторгаются в Иудею, осаждают Иерусалим и требуют у Езекии сдать город.
9-12 Автор кратко упоминает о падении Самарии, о котором он более подробно рассказал в 17,1-6 и которое объяснил в 17,7-23 (см. ком. к указанным стихам).
13 В четырнадцатый год царя Езекии. Т.е. в 701 г. до Р.Х.
Сеннахирим, царь Ассирийский. Сеннахирим сменил Саргона II на ассирийском престоле в 705 г. до Р.Х. С некоторыми отличиями об этом походе Сеннахирима и об осаде им Иерусалима сообщается в Ис. 36; 37.
против всех укрепленных городов Иуды. В составленной по указанию Сеннахирима летописи содержатся повествования о походах царя против Финикии, Иудеи Филистинии и Египта. Согласно этому источнику, ассирийцы захватили сорок шесть крупных городов и "бессчетное множество небольших". В летописи также приводится похвальба Сеннахирима, говорившего, что он запер Езекию в Иерусалиме "как птицу в клетке".
14 что наложишь на меня, я внесу. Езекия предлагает Сеннахириму богатые дары за то, чтобы тот увел свою армию из Иудеи. Он не первым из иудейских царей использует сокровища храма и дворца для подкупа иноземных владык: до него так поступали Аса (3 Цар. 15,18) и Ахаз (16,8.9). Летопись Сеннахирима подтверждает факт получения ассирийским царем богатых даров от Езекии.
17 И послал царь Ассирийский. Некоторые исследователи полагают, что речь здесь идет о следующем походе Сеннахирима против Езекии, имевшем место двенадцать или тринадцать лет спустя после первого. Такое предположение вполне допустимо, но не имеет документальных подтверждений.
из Лахиса. Иудейская крепость в сорока пяти километрах к юго-западу от Иерусалима (Мих. 1,13).
18 начальник дворца... писец... дееписатель. К ассирийцам вышли три высших сановника Иудейского царства (2 Цар. 8,16; 3 Цар. 4,6).
23 две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них? Следует полагать, что Иудея понесла значительные убытки от предыдущего вторжения ассирийцев (ст. 15 и 16) и, таким образом, эта насмешка имела реальное основание (Мих. 5,1).
26 говори рабам твоим по-арамейски. Арамейский (язык древних сирийцев) в описываемое время был распространен на Ближнем Востоке в качестве международного языка.
32 пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля. Эта фраза звучит пародией на обетование Господа Израилю земли ханаанской. То есть, по сути дела, царь ассирийский предлагает израильтянам изменить Божиему обетованию ради своих собственных обещаний. Езекия и все жители Иерусалима воспримут эти слова ассирийских посланников как богохульство (19,1 -6).
будете жить, и не умрете. Это выражение употреблено здесь в смысле, противоположном тому, какой оно имеет во Втор. 30,15-20.
33 Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? В Библии постоянно подчеркивается, что Господь Бог Израиля не имеет ничего общего с "богами" других народов. Ассирийские же военачальники считают Его одним из этих божеств и потому уверены, что если другие боги не спасли свои народы от ассирийцев, то и Господь не спасет от них Израиль.
34 Емафа... Сепарваима... Иввы. См. ком. к 17,24.
Арпада. Сирийский город Арпад находился неподалеку от Емафа, однако точное его расположение неизвестно. Этот город был захвачен Ассирией в 740 г. до Р.Х.
36 И молчал народ. Попытки ассирийцев восстановить население Иерусалима против Езекии (ст. 29,31.32) не увенчались успехом.
37 в разодранных одеждах. В данной ситуации разодранные одежды означают подавленное состояние духа израильских сановников (см. ком. к 3 Цар. 21,27).
Глава 19
1 разодрал одежды свои. См. 3 Цар. 21,27.
покрылся вретищем. См. ком. к 6,30.
2 начальника дворца. См. 3 Цар. 4,6.
писца. См. 2 Цар. 8,17.
старших священников. Возможно, имеются в виду старейшины живших в Иерусалиме священнических семей.
к Исайи пророку. В трудное для Иудеи время пророк Исайя был мудрым советником Езекии (см. также Ис. 37).
4 об оставшихся, которые находятся еще в живых. Имеются в виду уцелевшие после ассирийских нашествий жители Иудеи, а также представители северных племен, нашедших убежище в Иудее после падения Израильского царства (см. ком. к 17,6).
8 против Ливны. Ливна располагалась неподалеку от границы Филистинии, примерно в двадцати километрах к юго-востоку от Азота. В летописи Сеннахирима сообщается, что своими военными успехами ассирийцы вынудили Езекию отпустить на свободу царя Екрона, содержавшегося в заключении в Иерусалиме. Таким образом Сеннахириму удалось свести на нет плоды победы Езекии над филистимлянами (18,8).
от Лахиса. См. 18,17.
9 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак был братом фараона Шабаки, который предпринял попытку противостоять ассирийскому вторжению в Палестину. Царем Тиргак стал только в 690 или 688 г. до Р.Х., однако ко времени написания Третьей и Четвертой книг Царств он был известен именно в таком качестве, так что употребление здесь царского титула вполне уместно.
12 Гозан. См. 17,6.
Харан. См. Быт. 11,31.
Рецев. Город в Сирии, располагавшийся к северу от Емафа.
сынов Едена, что в Фалассаре. Еден - область в Сирии.
Емафа... Иввы. См. 17,24; 18,34. Сеннахирим приводит перечень городов, в которые были переселены жители северного царства (17,24), желая внушить Езекии опасение, как бы Иудея не разделила судьбу Израильского царства.
18 это не боги. Боги побежденных Ассирией народов в действительности были не боги, а "изделие рук человеческих, дерево и камень" (Втор. 4,28.35; 32,17-21; Ис. 40,13-24; 44,9-20).
20 И послал Исайя, сын Амосов, к Езекии сказать. Исайя сообщает Езекии ответ Господа на его молитву об избавлении от ассирийцев.
21 девствующая дочь Сиона. Этим образным выражением назван здесь Иерусалим (ср. Ис. 1,8).
25 Разве ты не слышал. Ассирийцы ошибочно полагали, что своими великими победами они были обязаны лишь собственной силе. В действительности же их успехи в конечном счете зависели от воли Господа (Ис. 10,12-19; 14,24-27).
28 Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой. Ассирийцы имели обыкновение обращаться с пленными как с домашним скотом (2 Пар. 33,11; Иез. 19,4.9). Такое же обращение Господь теперь обещает самим ассирийцам.
29 знамение. Т.е. подтверждение того, что все предсказанное Исайей сбудется (см. ком. к 3 Цар. 13,3).
31 остаток. См. ком. к ст. 4. Этот остаток не только останется в живых, но и умножится.
34 Я буду охранять город сей. Исайя возвращается к тому, с чего он начал свою речь: по милости Господа Иерусалим будет спасен (ст. 21).
ради Давида, раба Моего. См. ком. к 3 Цар. 11,36.
35 пошел Ангел Господень и поразил... сто восемьдесят пять тысяч. См. Быт. 19,15; Исх. 12,12; 2 Цар. 24,16. Тяжелые потери, понесенные ассирийским войском явились исполнением пророчеств, содержащихся в ст. 21,32-34.
36 в Ниневии. Ниневия была столицей Ассирийской империи.
37 в доме Нисроха, бога своего. В ассирийских письменных источниках имя этого божества не встречается.
сыновья его, убили его мечом. Согласно ассирийским письменным источникам, в 681 г. до Р.Х. Сеннахирим был убит собственным сыном, жаждавшим занять отцовский престол.
в землю Араратскую. Так иногда называли государство Урарту, занимавшее территорию нынешней Армении (ср. Быт. 8,4).
воцарился Асардан. Асардан правил Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х.
Глава 20
1 В те дни. Есть основания полагать, что болезнь Езекии и эпизод с посланниками царя вавилонского (ст. 12-19) относятся ко времени, предшествовавшему ассирийскому вторжению в Иудею 701 г. С одной стороны, как сообщают вавилонские источники, Беродах Баладан, царь, от которого приходили к Езекии посланники, умер в 703 г. до Р.Х., т.е. за два года до этого вторжения. С другой стороны известно, что Езекия умер в 686 г. до Р.Х. Прибавив к этому числу те пятнадцать лет жизни, которые ему даровал Господь (ст. 6), мы получим, что болезнь Езекии относится самое позднее к 702 г. до Р.Х., а то и к более раннему времени. Повествование здесь организовано по тематическому, а не хронологическому принципу.
заболел Езекия. Что это была за болезнь и что явилось ее причиной, неизвестно.
5 Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Бог проявил сострадание к Езекии и прибавил ему пятнадцать лет жизни (ст. 6). Проведенные Езекией преобразования (18,4.5) и его твердое упование на Господа во время ассирийского нашествия (18,7.22.30.32.35; 19,4.10) свидетельствуют о цельности его характера и последовательности поступков, благодаря которым он считается образцовым правителем.
6 от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей. См. ком. к 3 Цар. 11,13.
7 возьмите пласт смокв. Обещание Господа исцелить Езекию (ст. 5) отнюдь не исключало использования традиционных средств лечения.
12 Беродах Баладан. Это царь правил Вавилоном с 721 г. до Р.Х. В 710 г. до Р.Х. его подчинил себе царь ассирийский Саргон II. Воспользовавшись последовавшей в 705 г. до Р.Х. смертью Саргона, Беродах Баладан на короткое время вернул своей стране независимость, однако уже в 703 г. до Р.Х. был изгнан из Вавилона преемником Саргона II Сеннахиримом (см. ком. к ст. 1).
послал... письма и подарок Езекии. По-видимому, Беродах Баладан стремился привлечь Езекию к союзу, заключенному Египтом и Вавилоном для совместной борьбы с Ассирией, которая в описываемый период безусловно доминировала в ближневосточном регионе.
13 весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его. Совершенно очевидно, что данный эпизод имел место до того, как Езекия отдал сокровища ассирийцам (см. ком. к ст. 1; 18,14-16). Показывая вавилонским посланникам богатства страны и средства ведения войны, которыми обладал его народ, он явно старался впечатлить их. Без сомнения, Езекия положительно относился к идее вступления в союз с Вавилоном и Египтом. Исайя же, подобно тому как раньше он воспротивился намерению Ахаза стать союзником Ассирии (Ис. 7,1-17), теперь порицает попытку Езекии примкнуть к антиассирийской коалиции (ср. Ис. 30; 31).
17 взято будет все... в Вавилон. Езекия, по мнению Исайи, был слишком доверчив: те сокровища, с помощью которых он намеревался заключить с ними союз, в конечном счете приведут вавилонян в Иудею, но уже в роли захватчиков. В 598 и 587 гг. до Р.Х. вавилоняне дважды вторгнутся в ее земли, причем второе из этих вторжений окончится вавилонским пленением иудейского народа. Одним словом, Вавилон, у которого Езекия хотел искать защиты, в итоге принесет Иудее гибель.
18 сынов твоих, которые произойдут от тебя... возьмут. Сын Езекии Манассия был захвачен ассирийцами и содержался в плену в Вавилоне (2 Пар. 33,11). Прочие его потомки оказались в плену несколько позже (24,15; 25,7).
20 сделал пруд и водопровод и провел воду в город. Меры по улучшению снабжения города водой Езекия предпринял еще до ассирийского вторжения. По его приказанию в монолитной скале был прорыт водопровод, соединявший источник Гион (см. 3 Цар. 1,33), находившийся за пределами городских стен, с Сило-амским прудом, расположенным с их внутренней стороны. На стене водопровода часто называемого по имени источника Силоамским, в 1880 г. была обнаружена надпись, прославляющая завершение строительства этого грандиозного инженерного сооружения.
в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.
Глава 21
1-18 Раздел посвящен нечестивому правлению Манассии, царя иудейского. Грехи Манассии были столь тяжкими, что за них Господь обрек Иудею и Иерусалим на полное разрушение.
1 Двенадцати лет. По всей видимости, Манассия начинал свое царствование в роли соправителя отца.
пятьдесят лет царствовал. В большинстве древних манускриптов - "пятьдесят пять лет", т.е. с 697 по 642 г. до Р.Х. Манассия правил дольше, чем какой-либо другой царь Иудеи. По свидетельству ассирийских источников, он успел побывать вассалом и Асархадона (Асардана, 681-669 гг. до Р.Х.), и Ассурбанипала (Сарданапала 669-627 гг. до Р.Х.).
2 делал он неугодное в очах Господних. Царствование Манассии - период самого тяжкого за всю историю Иудеи отступничества. Обращая вспять благие преобразования своего отца, Манассия покровительствует распространению в стране язычества (см. ком. кет. 3-11).
подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израиле-вых. См. Втор. 4,25; 9,4; 18,9; 3 Цар. 14,24; 16,3.
3 высоты, которые уничтожил отец его Езекия. См. 18,4 и ком. к 3 Цар. 3,2.
жертвенники Ваалу. Ранее поощрявшийся правителями Иудеи культ Ваала был искоренен в ходе преобразований, во главе которых стоял священник Подай (11,18).
сделал дубраву. См. ком. к 3 Цар. 14,23.
как сделал Ахав, царь Израильский. Своими поступками Манассия фактически уподобил себя худшему из правителей северного царства (см. 3 Цар. 16,30-33).
поклонялся всему воинству небесному. Солнце, луна и звезды почитались божествами у многих народов Ближнего Востока, в частности, у вавилонян (17,16; 23,5.12). Израильтянам же закон строго воспрещал поклонение небесным телам (Втор. 4,19; 17,3).
4 сооруди жертвенники в доме Господнем. Жертвенники эти были посвящены "всему воинству небесному" (ст. 5).
в Иерусалиме. См. ком. к 3 Цар. 11,13.
6 провел сына своего чрез огонь. См. Втор. 12,29-31 и ком. к 16,3.
и гадал, и ворожил. См. ком. к 16,15.
завел вызывателей мертвецов и волшебников. Это строго воспрещалось законом
(Лев. 19,31; 20,27; Втор. 18,9-14).
7 истукан Астарты. См. ком. к 3 Цар. 11,5.
в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону. Это обетование исполнилось в царствование Соломона, когда Бог благословил построенный им храм как угодное Ему место жертвоприношений и молитвы (3 Цар. 9,1-3; см. также Втор. 12,5).
8 если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им. Господь даровал Своему народу землю при условии, что тот будет хранить верность Ему (Втор. 1,8; 3,18; 4,1.26-28; 3 Цар. 9,4-9).
со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей. См. ком. к 3 Цар. 2,3.
11 Аморреи. Этим словом в данном случае обозначаются все народы, населявшие Ханаан до поселения там израильтян (см. ком. к 3 Цар. 21,26).
13 протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова. И Самария (17,5.6), и дом Ахавов были разрушены Господом. Теперь Господь обещает распространить их участь и на Иудею.
14 отвергну. Время терпения и всепрощения прошло. Иерусалим и Иудея падут не потому, что против них выступит какой-то сильный народ - в наказание за грехи Сам Бог предаст то, что осталось от изначальных двенадцати колен ("остаток"), в руки врагов (Ис. 1,5). Конкретно это наказание выльется в вавилонское пленение избранного народа (24,1-4).
15 как вышли отцы их из Египта, и до сего дня. Освободив Свой народ из египетского рабства, Господь заключил с ним завет на горе Синай (Исх. 19,1; Чис. 10,10). Этот завет возлагал определенные обязанности как на Израиль, так и на Бога, однако только Бог был полностью верен им. История же Израиля отмечена неоднократными случаями отступничества от заветных обязательств.
16 пролил... весьма много невинной крови. Имеются в виду жестокие притеснения, которым Манассия подвергал бедных и беззащитных (Иер. 7,6; 22,3.17; Иез. 22,6-31).
17 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.
19-26 Престол Манассии наследует Аммон, проявляющий себя таким же идолопоклонником, каким был его отец.
19 два года царствовал. Аммон царствовал в Иудее с 642 по 640 г. до Р.Х. Он как и его отец Манассия, по всей видимости, был вассалом Ассирии.
из Ятбы. Это поселение находилось, по-видимому, в равнинной части Иудеи.
24 народ земли. См. ком. к 11,14. Правление Аммона вызывало недовольство народа, желавшего поставить на его место потомка Давида, который провел бы насущные преобразования в жизни страны.
25 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.
Глава 22
1 тридцать один год царствовал. Иосия царствовал с 640 по 609 г. до Р.Х.
из Боцкафы. Город в Иудее, приблизительно в шести километрах к юго-востоку от Лахиса.
2 ходил во всем путем Давида, отца своего. Положительной оценки автора удостоены несколько царей Иудеи: Аса (3 Цар. 15,11), Иосафат (3 Цар. 22,43) Иоас (12,2), Амасия (14,3), Азария (15,3), Иоафам (15,34) и Езекия (18,3), однако Иосию он ставит выше всех (23,25).
не уклонялся ни направо, ни налево. Т.е. поступал так, как предписывал закон (Втор. 5,32; 17,11.20; 28,14; Нав. 1,7; Притч. 4,27).
3 В восемнадцатый год. Иосии в это время было двадцать шесть лет. Ассирийская империя шла к упадку, и Иосия, в отличие от Манассии, уже являлся независимым от нее правителем: под его единоличной властью находилась не только Иудея но и, по крайней мере, часть территории бывшего северного царства (23,4.15-20).
писца. См. ком. к 2 Цар. 8,17.
4 к Хелкии. Вероятнее всего, этот Хелкия и священник Хелкия, отец Иеремии (Иер. 1,1), - два разных человека. Хелкия, упоминаемый в данном стихе, был дедом первосвященника Сераии, уведенного в вавилонский плен (25,18-20).
первосвященнику. См. 3 Цар. 1,7.
которое собрали от народа стоящие на страже у порога. В свое время царь Иоас прибег к такому же способу, чтобы получить деньги, необходимые для обновления храма (12,4.5). Обновить храм, остававшийся в царствования Манассии и Аммона без попечения, было для Иосии делом первоочередной важности.
8 книгу закона я нашел. Эта книга, в действительности представлявшая собой свиток, была, по-видимому, одним из списков книги Второзакония (Втор. 28,61; 31,24.26), поскольку проводимые Иосией преобразования (23,1-24) согласуются с предписаниями, содержащимися именно в этой книге.
11 разодрал одежды свои. См. ком. к 3 Цар. 21,27. Иосия пришел в волнение поскольку осознал, что предписания закона в его время практически не исполнялись, а это означало, что в скором времени Иудее следовало ожидать Божией кары (ст. 13; Втор. 6,10-19; 28,15-68).
12 Ахикаму, сыну Шафанову. Ахикам был отцом Годолии, которого Навуходоносор назначил наместником Иудеи после депортации ее населения (25,22; Иер. 26,24).
13 пойдите, вопросите Господа. Иосия, как многие другие цари до него, в трудной ситуации ищет помощи у пророка (в данном случае - у пророчицы; 19,2; 20,1-5; 3 Цар. 14,1-18; 20,13.14).
14 к Олдаме пророчице. Олдама жила в Иерусалиме и исполняла, по-видимому, обязанности придворной пророчицы, с которой советовались при принятии важных государственных решений (Втор. 18,14-22).
во второй части. Как предполагают, "второй частью" назывался новый район Иерусалима, располагавшийся к западу от центра города (2 Пар. 33,14).
Глава 23
1 старейшин. См. 3 Цар. 8,1.
2 книги завета. Доподлинно не известно, что именно содержал в себе этот найденный в храме свиток. Обычно собственно "книгой завета" считается Исх., гл. 20-23, однако маловероятно, чтобы в данном случае речь шла только об этом фрагменте. Судя по тому, на какие преобразования подвигло Иосию прочтение найденного в храме свитка (ст. 4-24), можно предположить, что он содержал один из списков книги Второзакония (22,8) или даже целый корпус законодательных текстов, в состав которого входило и Второзаконие.
3 возвышенное место. Имеется в виду возвышение перед главным входом в храм.
заключил пред лицем Господним завет. Иосия, как до него Моисей (Исх. 24,1-8; Втор. 29,1), Иисус Навин (Нав. 24,1-28) и Иоадай (11,17), приводит народ к подтверждению и обновлению его обязательств перед Богом. Во время посвященных этому событию богослужений народ давал обещание соблюдать Божий заповеди и уставы.
от всего сердца и от всей души. См. Втор. 6,5 и слова Иисуса Христа о законе (Мф. 26,26-29).
4 Ваала. См. ком. к 3 Цар. 16,31.
Астарты. См. ком. к 3 Цар. 11,5.
воинства небесного. См. 17,16 и 21,3.
прах их отнести в Вефиль. Вефиль был одним из двух городов, в которых Иеровоам I установил изваяния золотых тельцов, введя тем самым чуждый Израилю культ (3 Цар. 12,26-33). Перенесением праха сожженных идолов в Вефиль Иосия оскверняет центр насаждавшегося Иеровоамом культа (см. также ст. 15-20).
5 отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские. См. Ос. 10,5; Соф. 1,4.
на высотах. См. ком. к 3 Цар. 3,2.
Ваалу. См. ком. к 3 Цар. 16,31.
солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному. См. 17,16 и 21,3.
6 Астарту. См. 21,7 и ком. к 3 Цар. 11,5.
сжег ее... и истер ее в прах. Таким же образом Моисей поступил со сделанным израильтянами изваянием золотого тельца (Исх. 32,20; Втор. 9,21).
бросил прах ее на кладбище общенародное. Этим поступком был осквернен прах изваяния Астарты, но не кладбище (Чис. 19,16; Иер. 26,23).
7 домы блудилищные. См. ком. к 3 Цар. 14,24.
8 вывел всех жрецов из городов Иудейских. По всей вероятности, речь здесь идет не о жрецах языческих богов (ст. 5), а о священниках, служивших Господу. Эту фразу, следует понимать в том смысле, что Иосия собрал священников со всей Иудеи в Иерусалим, вновь возвратив иерусалимскому храму статус единой святыни Господа.
от Гевы до Вирсавии. Гева находилась на северной границе Иудейского царства, а Вирсавия - на южной. Таким образом, предпринятые Иосией преобразования религиозной жизни народа охватывали собой всю территорию страны.
9 не приносили жертв на жертвеннике Господнем. Закон позволял священникам из других городов принимать участие в богослужениях в центральном святилище наравне с постоянно там служащим священством (Втор. 18,6-8). Однако многие провинциальные священники не всегда с полной достоверностью могли доказать свое происхождение от Аарона (3 Цар. 12,31; 13,33) и потому допускались к исполнению лишь вспомогательных функций в храмовом богослужении.
опресноки же ели вместе с братьями своими. Провинциальные священники имели право на часть провизии, предназначавшейся для священства, постоянно служащего в центральном святилище (Лев. 2,10; 6,16-20).
10 Тофет, что на долине сыновей Еннома. Находившееся неподалеку от Иерусалима место жертвоприношения детей Молоху (16,3; 21,6; Ис. 30,33; Иер. 7,31.32; 19,5.6).
Молоху. См. ком. к 3 Цар. 11,5.
11 коней, которых ставили цари Иудейские солнцу. Солнце считалось богом или богиней у многих из соседних с Израилем народов. Лошадям же отводилась значительная культовая роль в Ассирии: так, белые лошади связывались с поклонением божествам Ашшуру и Сину. В Иерусалиме, в девяноста метрах от храма, археологами были обнаружены глиняные статуэтки лошадей, головы которых украшены дисками, изображающими, по мнению многих специалистов, солнце.
12 жертвенники... разрушил царь. Разрушая перечисленные жертвенники на которых свершались жертвоприношения небесным светилам, Иосия уничтожает зло, сотворенное Ахазом (16,3.4.10-16), Манассией (21,3) и Амманом (21,22.23).
13 высоты, которые... устроил Соломон. Из всех царей Иудеи только у Иосии хватило духа разрушить языческие жертвенники, которые Соломон построил для своих иноземных жен (3 Цар. 11,1 -8.33).
14 изломал статуи, и срубил дубравы. Речь идет об осквернении Иосией языческих святилищ, устроенных еще Ровоамом (3 Цар. 14,23).
15 жертвенник, который в Вефиле. См. 3 Цар. 12,32.33. Неясно, разрушил ли Иосия также и святилище Иеровоама I в Дане (3 Цар. 12,29.30), или оно по-прежнему сохранялось.
16 могилы. В этих могилах покоились останки поставленных Иеровоамом жрецов Ваала (3 Цар. 12,31.32; 13,2).
по слову Господню. См. 3 Цар. 13,1-32.
18 из Самарии. В данном случае это название скорее относится к бывшему царству Израильскому (ст. 19; 17,24.29; 3 Цар. 13,32), чем к его столице Самарии. Пророк, чьи кости обнаружил Иосия, был родом из Вефиля; Самария же в его время еще не была построена (3 Цар. 16,24).
19 в городах Самарийских. Начав свои преобразования за пределами Иудеи с города Вефиля, Иосия вскоре распространил их на всю территорию бывшего северного царства.
20 заколол всех жрецов высот. См. Втор. 13,6-18; 17,2-7.
21 как написано в сей книге завета. Имеется в виду то место Второзакония (Втор. 16,1-8), в котором предписывается свершать пасхальную жертву только в центральном святилище. До того как народу Божиему было дано это предписание Пасха праздновалась каждым в своем доме (Исх. 12,1-13.21-49).
23 в восемнадцатый год. Иосии к этому времени исполнилось двадцать шесть лет.
24 вызывателей мертвых, и волшебников. Вызыватели мертвых и волшебники в большом количестве распространились в Иудее в царствование Манассии (21,6).
терафимов. Так назывались изваяния домашних божеств (см. Быт. 31,19; Суд. 17,5; 1 Цар. 19,13).
чтобы исполнить слова закона. См. ком. к ст. 2 и 22,8.
26 Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего. Благие преобразования Иосии лишь отсрочили, но не отменили исполнение воли Господа, за грехи Манассии обрекшего Свой народ на изгнание и плен (см. ком. к 21,13-15).
28 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.
29 Нехао. Этот фараон правил Египтом с 610 по 595 г. до Р.Х.
против царя Ассирийского. К описываемому моменту сильнейшей на Ближнем Востоке державой стал Вавилон, Ассирийская же империя переживала закат своего могущества. Поход фараона Нехао, видимо, имел целью помочь Ассирии противостоять натиску вавилонян.
вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его. Не ясно, погиб ли Иосия от руки Нехао в битве или же попал в плен и был казнен фараоном.
30 народ земли. См. ком. к 11,14.
Иоахаза. Иоахаз (в других местах называемый Селлумом) был избран преемником Иосии, несмотря на то, что он являлся самым младшим из сыновей погибшего царя (1 Пар. 3,15; Иер. 22,11). Причиной этого могла быть поддержка Иоахазом антиегипетской линии отца.
помазали его. См. ком. к 3 Цар. 1,34.
31 -35 В этих стихах содержится краткий обзор недолгого царствования Иоахаза, который "делал... неугодное в очах Господних" (ст. 32). Фараон вскоре силой увез Иоахаза в Египет, поставив на его место другого сына Иосии Елиакима (переименованного им в Иоакима).
31 три месяца царствовал. Царствование Иохаза укладывается в 609 г. до Р.Х.
дочь Иеремии. Это не пророк Иеремия, о котором сказано, что он был родом из Анафофа (Иер.1,1).
из Ливны. См. ком. к 8,22.
33 в Ривле, в земле Емафской. В Ривле, городе на реке Оронт, устраивали свои ставки Нехао, а позднее Навуходоносор (25,6).
34 Елиакима ... Иоакима. Принимая от зависимых правителей клятвы вассальной верности, ассирийские властители иногда по своему желанию давали вассалам новое имя. Фараон Нехао следует, по всей видимости, их примеру.
35 от каждого из народа земли... он взыскивал серебро и золото. Основные налоговые тяготы Иоаким возложил на ту часть населения, которая привела к власти Иоахаза (ст. 30).
36 - 24,7 В этих стихах вкратце излагается история царствования в Иудее Иоа-кима, одним из важнейших эпизодов которого стало восстание царя против власти Вавилона. Автор стремится возможно яснее показать, что обрушившиеся на Иудею несчастия явились исполнением суда Божиего за грехи Манассии (24,2-4; 21,10-15).
36 одиннадцать лет царствовал. Иоаким царствовал с 609 по 598 г. до Р.Х.
из Румы. Поселение приблизительно в двадцати двух километрах от Галилейского моря.
Глава 24
1 Навуходоносор. Навуходоносор II царствовал в Вавилоне с 605 по 562 г. до Р.Х. После того как вавилонское войско разбило армию фараона Нехао в битве при Каркемисе (Кархамисе - Иер. 46,2), Иудея стала вассалом уже не Египта, а Вавилона.
сделался Иоаким подвластным ему. Согласно вавилонским источникам, Навуходоносор II подчинил себе "страну Хеттеев", на территории которой и располагались "города Иуды".
на три года. Иоаким, таким образом, мирился с вавилонским господством на протяжении 604-602 гг. до Р.Х.
но потом отложился от него. Не вняв совету пророка Иеремии (Иер. 27,9-11), Иоаким восстал против вавилонского владычества. К этому поступку его могли побудить удачные боевые действия, которые в 601 г. до Р.Х. египтяне вели против Вавилона.
2 посылал на него Господь полчища Халдеев... Сириян... Моавитян... Аммонитян. Вавилоняне (называемые здесь халдеями) не замедлили отреагировать на восстание царя иудейского. В своих походах против Иудеи Навуходоносор заставил принять участие сирийцев, моавитян и аммонитян, которые, будучи вассалами вавилонского правителя, не могли противиться его воле.
4 за кровь невинную, которую он пролил. См. ком. к 21,16. Грехи Манассии были столь тяжкими, что Господь "не захотел простить их".
5 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.
6 воцарился Иехония, сын его вместо него. Иоаким умер в 598 г. до Р.Х., т.е. до взятия Иерусалима вавилонянами (ст. 8-12).
7 от потока Египетского. См. 3 Цар. 8,65.