Методические рекомендации к проведению практических и семинарских занятий.
Особенности семинарских и практических занятий как форм обучения.
Особенности семинарских и практических занятий как форм обучения заключаются в следующем:
1) на них отводится от 1/3 до 1/2 общего времени, выделенного на изучение дисциплины;
2) из всех форм учебной работы семинарские и практические занятия дают возможность более глубоко изучать дисциплину;
3) успех семинара зависит ни сколько от преподавателя, сколько от студентов.
Функции семинарских и практических занятий:
1. Учебно-познавательная – закрепление, углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
2. Обучающая – школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.
3. Побудительная к более активной и целеустремленной работе.
4. Воспитывающая – формирование мировоззрения, воспитания самостоятельности, смелости, научного поиска.
5. Контролирующая – контроль за уровнем знаний и качеством самостоятельной работы.
Практическое занятие проводится по изучению конкретного источника в виде деловой игры, решения задач, экскурсии или встречи с учеными, преподавателями и студентами других вузов.
План проведения семинарского и практического занятия отражается в рабочем плане УМКД (учебно-методического комплекса по дисциплине), составляемый преподавателем на основе решения кафедры или предметно-методической комиссии.
Рабочий план включает:
1) наименование темы и основных вопросов;
2) время проведения занятия;
3) подвопросы по каждому вопросу;
4) тестовые задания, задачи, тренинги, контрольные задания;
5) текст вступительного слова: цель, значение (если ученики понимают цель темы и ее место в изучаемом курсе, они усваивают материал более эффективно);
6) наметки заключительного слова (подведение итогов);
7) литературу;
8) темы докладов, рефератов.
Подготовка и проведение семинара требует глубокой теоретической подготовки и методического мастерства.
Выбор учебной формы усвоения знаний и умений и ее методические особенности зависят от специфики экономической проблемы и методического мастерства преподавателя. Подготовка
преподавателя к проведению практических и семинарских занятий может включать:
• разработку базы знаний;
• создание методической карты урока;
• разработка и подбор учебных заданий и задач, тестов, других видов самостоятельной работы;
• выбор формы проведения занятия: дискуссия, «мозговой штурм», кейс-метод, анализ проблемной ситуации, игры, тренинги и тому подобное.
Самыми распространенными формами преподавания учебного материала является рассказ, объяснение и беседа. Эти формы требуют соблюдения таких требований, как: достоверность содержания, логическая последовательность, а также определено эмоциональное изложение.
Для подготовки учебного материала и проведения беседы со студентами нужно не только разбить материал на определенные блоки и разместить их в определенной последовательности. Необходимо продумать вопросы к ученикам по изучаемому материалу, представить, какие ответы смогут дать ученики, какие трудности понимания у них могут возникнуть, наметить уточнения и дополнения после их ответов и обязательно сделать выводы по существу урока и уровню усвоения материала учениками, объяснить суть домашних заданий и тому подобное. Полезно подготовить методическую карту урока или лекции.