Методические рекомендации к проведению практических и семинарских занятий.

Особенности семинарских и практических занятий как форм обучения.

Особенности семинарских и практических занятий как форм обучения заключаются в следующем:

1) на них отводится от 1/3 до 1/2 общего времени, выделенного на изучение дисциплины;

2) из всех форм учебной работы семинарские и практические занятия дают возможность более глубоко изучать дисциплину;

3) успех семинара зависит ни сколько от преподавателя, сколько от студентов.

Функции семинарских и практических занятий:

1. Учебно-познавательная – закрепление, углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

2. Обучающая – школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.

3. Побудительная к более активной и целеустремленной работе.

4. Воспитывающая – формирование мировоззрения, воспитания самостоятельности, смелости, научного поиска.

5. Контролирующая – контроль за уровнем знаний и качеством самостоятельной работы.

Практическое занятие проводится по изучению конкретного источника в виде деловой игры, решения задач, экскурсии или встречи с учеными, преподавателями и студентами других вузов.

 

План проведения семинарского и практического занятия отражается в рабочем плане УМКД (учебно-методического комплекса по дисциплине), составляемый преподавателем на основе решения кафедры или предметно-методической комиссии.

Рабочий план включает:

1) наименование темы и основных вопросов;

2) время проведения занятия;

3) подвопросы по каждому вопросу;

4) тестовые задания, задачи, тренинги, контрольные задания;

5) текст вступительного слова: цель, значение (если ученики понимают цель темы и ее место в изучаемом курсе, они усваивают материал более эффективно);

6) наметки заключительного слова (подведение итогов);

7) литературу;

8) темы докладов, рефератов.

Подготовка и проведение семинара требует глубокой теоретической подготовки и методического мастерства.

Выбор учебной формы усвоения знаний и умений и ее методические особенности зависят от специфики экономической проблемы и методического мастерства преподавателя. Подготовка

преподавателя к проведению практических и семинарских занятий может включать:

• разработку базы знаний;

• создание методической карты урока;

• разработка и подбор учебных заданий и задач, тестов, других видов самостоятельной работы;

• выбор формы проведения занятия: дискуссия, «мозговой штурм», кейс-метод, анализ проблемной ситуации, игры, тренинги и тому подобное.

Самыми распространенными формами преподавания учебного материала является рассказ, объяснение и беседа. Эти формы требуют соблюдения таких требований, как: достоверность содержания, логическая последовательность, а также определено эмоциональное изложение.

Для подготовки учебного материала и проведения беседы со студентами нужно не только разбить материал на определенные блоки и разместить их в определенной последовательности. Необходимо продумать вопросы к ученикам по изучаемому материалу, представить, какие ответы смогут дать ученики, какие трудности понимания у них могут возникнуть, наметить уточнения и дополнения после их ответов и обязательно сделать выводы по существу урока и уровню усвоения материала учениками, объяснить суть домашних заданий и тому подобное. Полезно подготовить методическую карту урока или лекции.