Время и обстоятельства написания
ВВЕДЕНИЕ
Автор
Книги царств (первые две из которых в западной традиции носят название "Книги пророка Самуила") не содержат никаких сведений относительно того, кто является их автором. То обстоятельство, что с ними связывают имя пророка Самуила, объясняется не его предположительным авторством, а той выдающейся ролью, которую он сыграл в установлении в Израиле монархического правления. Вопрос же о возможном авторстве Самуила не рассматривается, поскольку в 1 Цар. 8,1 он представлен уже весьма пожилым человеком, а в 1 Цар. 25,1 говорится о его смерти - т.е. очевидно, что он скончался задолго до того, как произошли многие из описанных в Первой и Второй книгах царств событий. В то же время в 1 Пар. 29,29 сообщается о неких "записях" Самуила и его преемников-пророков - Нафана и Гада, - которые вполне могли войти составной частью в записанную историю Израиля. В том виде, в каком мы имеем ее сейчас, Первая книга царств была, судя по всему, составлена человеком или несколькими людьми, находившимися под сильным влиянием системы богословия, развитой в книге Второзаконие (см. Введение к историческим книгам).
Время и обстоятельства написания Первой и Второй книг царств так же проблематичны, как и их авторство. Однако некоторые заключения сделать можно.
Во второй половине одиннадцатого столетия до Р.Х., Израиль из конфедерации родственных племен превратился в единое государство с монархом во главе. Возникновение в Израиле института монархии ознаменовало собой переломный момент его истории. Царское правление как таковое не было чем-то совершенно новым и чуждым в глазах израильтян - о нем они успели составить себе вполне отчетливое представление на примере соседних народов (см., напр., Суд. 3,12; 4,2; 8,5; ср. также эксперимент с возведением на престол Авимелеха, Суд., гл. 9). Достойным внимания является не сам факт перехода Израиля к монархическому образу правления, а то обстоятельство, что случилось это достаточно поздно. Главная из причин, заставлявших Израиль относиться с настороженностью к идее царской власти, отразилась в известных словах Гедеона: "ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами" (Суд. 8,23). Одним из основополагающих моментов веры Израиля была убежденность в том, что Сам Господь (Яхве) является его Властелином, его великим Царем (см. Чис. 23,21; 1 Цар. 8,7; 12,12; Пс. 5,3; Мал. 1,14). Однако в начальных книгах Библии имеется множество указаний на то, что, когда настанет время, над Израилем будет царствовать человек (Быт. 49,10; Чис. 24,7.17-19; ср. Быт. 17,6.16; 35,11). Во Втор. 17,14 Моисей предсказывает утверждение Израиля в земле обетованной и возникновение у него желания иметь над собою царя; далее следуют указания относительно того, как этому царю надлежит вести себя (ст. 15-20; ср. 28,36). К моменту, с которого начинается повествование Первой книги царств, предсказанное Моисеем время было уже близко.
Относительно хронологии описываемых в Первой книге царств событий трудно что-либо с уверенностью утверждать. С большей или меньшей степенью достоверности нам известны лишь некоторые даты: рождение Давида - прибл. 1040 г. до Р.Х.; начало царствования Давида в Хевроне - прибл. 1010 г.; его воцарение над всем Израилем - прибл. 1003 г.; кончина Давида - прибл. 970 г. (ср. 2 Цар. 5,4.5). Прочие же даты можно назвать только предположительно, в том числе и рождение Самуила в 1100 г. до Р.Х.