КОММЕНТАРИИ 1 страница
Глава 1
1 - 2,5 Дабы сохранить верность завету, народу Израиля надлежало разгромить хананеев и изгнать их из земли обетованной. Во вступительной части Книги Судей автор поднимает вопрос о том, кому предстоит быть вождем Израиля в его борьбе с хананеями (ст. 1). Несомненно больший интерес проявлен им к колену Иудину, воины которого, выполняя волю Господа и сохраняя верность завету, изгнали хананеев со своей территории (ст. 3-20). Сообщения о неудачах других колен, до конца не одолевших врага и позволивших ему остаться в земле обетованной, кратки и схематичны (ст. 21-36), и лишь дому Иосифа автор уделил больше внимания и отозвался о нем положительно (ст. 22-26).
1 По смерти. Этими же словами начинается Книга Иисуса Навина (Нав. 1,1).
кто..? Этот вопрос встречается на протяжении всей Книги Судей израилевых. В большинстве случаев речь идет о выборе тех, кто будет воевать с коленом Вениаминовым: "кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина?" (20,18; см. Введение: Характерные особенности и темы).
Хананеев. Хананеи были одним из племен, населявших Ханаан. Израильтяне, во исполнение Божиего суда, должны были уничтожить их (Втор. 7,1.2; 20,16-20) - этого требовала верность завету.
2 Иуда. Бог изберет колено Иудино и тогда, когда израильтяне попросят Его дать им вождя для борьбы против колена Вениаминова (
8 мечом. Воины колена Иудина, верные завету, истребили всех хананеев (Втор. 7,1.2; 20,16-20). К тому времени колено Иудино еще не овладело Иерусалимом (ст. 21).
10-15 Эти стихи, описывающие победы Халева и Гофониила, почти дословно повторяют Нав. 15,13-19.
12 Халев. Халева называли "Кенезеянином" (Быт. 15,19; Чис. 32,12); тем не менее, он принадлежал к колену Иудину и в качестве представителя этого колена вошел в число двенадцати соглядатаев, посланных разведать землю Ханаан (Чис. 13,7).
13 Гофониил... младшего брата Халевова. См. Нав. 15,17-19.
19 Господь был с Иудою. Господь остался верен завету, выполнив Свое обетование (ст. 2).
железные колесницы. Железные колесницы являли грозную боевую силу, особенно на равнинной местности. В действительности колену Иудину прощается его неудачная попытка "прогнать жителей долины".
20 Халеву. Преисполненный веры в обетование Божие, Халев из колена Иудина являет собой пример достойного вождя народа Израилева. Во Втор. 1,36.37 рассказывается о том, как за верность завету Халев был вознагражден Господом, обещавшим даровать ему землю, "по которой он проходил".
21 сыны Вениаминовы. Колено Вениаминово не исполнило завет и не изгнало иевусеев. Автор противопоставляет царя Давида, происходившего из рода Иудина, царю Саулу, принадлежавшему к роду Вениаминову. В Нав. 15,63 говорилось, что "сыны Иудины" (а не "сыны Вениаминовы", как здесь) не смогли изгнать иевусеев из Иерусалима. Иерусалим находился на границе территорий, принадлежавших этим коленам (Нав. 15,63; 18,28), поэтому одному из колен надлежало взять город.
22 Господь был с ними. Кроме "сынов Иудиных" (ст. 19), только о доме Иосифа говорится, что "Господь был с ними".
27-36 Здесь кратко упоминается о нарушениях завета разными коленами (Втор. 7,1.2; 20,16-20).
34 сынов Дановых. См. гл. 17; 18.
Глава 2
1-5 В данном фрагменте содержатся обличения израильтян в нарушении завета и пояснение, за какие беззакония израильтяне будут наказаны (причем, наказанием станут их же беззакония, которые и будут их преследовать). Поскольку израильтяне нарушили условия договора, приговор им вынесен в соответствии с законом.
1 Ангел Господень. См. 6,11-24; 13,2-23. Слова, произносимые посланцем Бога (6,11-24; Исх. 3,1-17), являются Божиими словами. Ангел Господень, известный также как "ангел (т.е. вестник) Его присутствия", вывел израильтян из египетского рабства и сражался на их стороне (Исх. 14,19; 23,20-23; 33,2; Чис. 20,16).
из Галгала. Ковчег завета находился в Галгале (Нав. 5,1-12). Я вывел вас из Египта. Такими же словами начинаются Десять Заповедей (Исх. 20,2; Втор. 5,6). Это совпадение не случайно: оно свидетельствует о том, что все деяния Господа и Его заповеди находятся в неразрывном единстве. Ангел послан для того, чтобы напомнить людям о завете (см. ком. к 2,1-5) и о том, что Бог хранит ему верность (Втор. 7,8.12.13).
Я ввел вас в землю, о которой клялся. Бог сдержал Свою клятву (Нав. 23,3-16).
не нарушу завета Моего. См. Втор. 7,9.
2 не вступайте в союз с жителями. См. 3,5,6; Исх. 34,12-14; Втор. 7,2-4; Нав. 23,6.7.
жертвенники их разрушьте. Идолопоклонство являлось нарушением завета (ст. 11; Исх. 34,13; Чис. 33,52; Втор. 7,5; 12,3; Нав. 23,16), и поскольку земля обетованная была местом присутствия Господа (скиния), жертвенники другим богам не могли находиться пред лицом Бога.
не послушали гласа Моего. Заключив союз с хананеями (3,5.6), израильтяне нарушили условия завета: они не изгнали язычников с земли обетованной и не разрушили их жертвенники (6,25-32). Это являлось грехом пред Господом, так как Бог не терпит идолопоклонства.
3 не изгоню их от вас. Своими победами Израиль обязан Богу, а не собственной силе. За нарушение завета Бог грозит наказать израильтян, лишив их Своей помощи в освобождении страны от хананеев (Чис. 33,52; Нав. 23,12.13).
петлею, и боги их... сетью. Браки и все другие формы сближения израильтян с хананеями были запрещены, потому что могли привести (и действительно приводили) к идолопоклонству (Исх. 34,12; Чис. 33,55; Втор. 7,16; Нав. 23,12.13). Израиль за нарушение завета понесет впоследствии то же наказание, что и хананеи: и те и другие будут изгнаны из страны (Чис. 33,56; Нав. 23,13).
6-10 См. Нав. 24,28-31.
6 Когда Иисус. См. 1,1; Введение: Характерные особенности и темы.
7 народ служил Господу. См. Нав. 24,16-18,21.22.31. То поколение израильтян, которое сохранило верность завету, обрело благословение в земле обетованной.
которые видели все великие дела. См. ст. 10; Втор. 4,9; 6,22; 7,19; 11,2-7; Нав. 23,3.
10 который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю. Знания о чудесах Божиих (ср. Пс. 43,2-4; 77,2-8) должны были передаваться от поколения к поколению (Втор. 4,9; 6,1-6). Однако старейшины, священники и судьи не сумели сохранить в чистоте завет и донести знания о великих делах Божиих до новых поколений Израиля.
11-19 В соответствии с заветом Бог вершит суд над впавшим в идолопоклонство Израилем (ст. 11-13,17,19). "Слыша стоны" израильтян "об угнетавших и притеснявших их", Господь воздвигал над ними судей (ст. 16), дабы те указывали им путь, "коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним" (ст. 17). Однако народ не оставлял "дел своих" и "от стропотного пути своего" не отказывался (ст. 19). Тема ст. 11-19 развивается далее в 1 Цар. 12,9-11 и Пс. 105,34-46.
11 служить Ваалам. См. ком. к ст. 2. Избрав Ваала, хананейского бога-громовержца и бога плодородия, они отвергли Господа, Который провел их через Чермное море и имел истинную власть "над громами и молниями". Поклонение воздавалось статуям Ваала, которых было великое множество.
13 Астартам. Астарта - богиня плодородия в хананейском пантеоне. См. ком. к ст. 11.
14 гнев Господень ... предал их в руки. См. Втор. 28,48; 1 Цар. 12,9. Враги Израиля не имели власти над народом Божиим, разве что по соизволению Самого Бога.
15 рука Господня везде была им во зло. "Рука Господня" - символ спасительной власти Божией (Исх. 3,20; 6,1; 13,3; Втор. 4,34). Теперь эта рука карает израилтян: Господь остался верен Своему обетованию как в благословении, так и в осуждении.
16 судей. Главной миссией судей было наставление народа Израиля в праведности и верности завету, что гарантировало безопасность от внешних врагов (3,9.15; 1Цар. 12,11).
17 судей они не слушали. По-видимому, судьи наставляли народ хранить завет. ходили блудно. Обратившись к другим богам, Израиль разрушил узы завета с Господом, уподобляемые в ВЗ узам брака (8,33; Втор. 31,16; Книга пророка Осии).
18 жалел их. См. Втор. 4,30.31; 30,3; 32,43.
23 оставил. См. Втор. 7,22.23; Нав. 13,1-7, где объясняется, почему хананеи оставались в земле обетованной в те времена, когда Израиль еще хранил верность Господу (ст. 6-9). В ст. 20-22 и в 3,1-4 говорится о том, что Бог оставил хананеев здесь и на будущее, дабы наказать израильтян (см. ком. к 2,1-5) и испытать их. В то же время, Его милость к Израилю не иссякла, и народу была оставлена возможность искупить свою вину перед Господом.
Глава 3
1 чтобы искушать. См. ком. к 2,23.
не знали. Суд Божий исполнен милости. Испытание было не искушением, но возможностью для того поколения израильтян, которые "не знали" дел Божиих, доказать свою веру и увидеть могущество Господа (ст. 2).
2 чтобы знали и учились войне. Война против хананеев была для израильтян испытанием на верность завету.
3 Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи. Вождем Израиля, который разгромил и уничтожил хананеев и евеев, стал Давид.
5 среди Хананеев... Иевусеев. Все перечисленные народы были осуждены Богом на истребление (1,1). Не уничтожив их и соседствуя с ними, израильтяне нарушали завет.
6 брали дочерей их. Таким образом идолопоклонство проникало в среду израильтян (Исх. 34,16; Втор. 7,4).
7 сделали... злое. См. 2,11.
Ваалам и Астартам. См. 2,11.13 и ком.
9 Гофониила. См. ком. к 1,13. Первый судья вышел из колена Иудина. Он был единственным из судей, кто не нарушил завет. Это - еще один аргумент в пользу царствования Давида, принадлежавшего к этому колену.
10 Дух Господень. Такими же словами говорится и о призвании на судейство Гедеона, Иеффая и Самсона. От даров Духа Божия судья получал власть для спасения народа (6,34; 11,29; 13,25; 14,6.19; 15,14).
был он судьею Израиля. Это выражение в древнееврейском языке означает также "вел", "управлял".
11 покоилась земля сорок лет. О мирном времени или отсутствии такового говорится в ст. 30; 5,31; 8,28; 12,7; 15,20; 16,31.
12-30 В истории об Аоде автор высмеивает угнетателя народа Божиего. Противопоставление Гофониила, судьи из колена Иудина, выходцу из колена Вениаминова (ст. 15), подчеркивает преимущество руководителя из иудеян над вениаминитянином.
12 Еглона, царя Моавитского. Господь укрепил языческого царя, чтобы сделать его орудием Своего гнева.
15 левша. Вместо обычного для древнееврейского языка слова, означающего леворукость, здесь буквально сказано: "муж, раненный в правую руку". Выражение это встречается еще раз в 20,16 и также применительно к представителю Вениаминова колена. Поскольку имя Вениамин может быть переведено как "сын правой руки", автор, по-видимому, намеренно использует игру слов о леворуком "сыне правой руки".
20 у меня есть до тебя... слово Божие. Не случайно в ст. 19 Аод говорит о "тайном слове", а теперь о "слове Божием". Истинное слово Божие несло расплату тем, кто угнетал народ Божий. Еглон вначале послужил орудием гнева Божия, а затем этот гнев пал на него самого.
28 предал Господь. Каждый из главных судей, за исключением Гофониила, в своих речах признает решающую роль Бога в победе Израиля (4,14; 7,15; 11,21-30; 15,18; 16,28).
30 покоилась земля восемьдесят лет. См. ком. к ст. 11.
31 Самегар, сын Анафов. Самегар упоминается только здесь и в песне \ (5,6). Поскольку Анат - имя хананейской богини войны, можно предположить, что выражение "сын Анафов" означает не родовое имя, а прозвище этого героя.
шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном. Ср. с рассказом о том, как Самсон убил тысячу филистимлян ослиной челюстью (15,15-17).
Глава 4
2 Иавина. Потомок того Иавина, который упоминается в Нав. 11,1-9.
4 Девора пророчица, жена Лапидофова. Букв.: "женщина, пророчица, жена Лапидофа". Здесь особо подчеркивается тот факт, что вождем Израиля стала женщина (см. ком. к ст. 9). Пророчица Девора вводится в повествование, когда рассказчик (по аналогии с предыдущими случаями) должен сообщить, что Бог послал народу спасителя (2,16; 6,8 и ком.).
6 на гору Фавор. Колебания, проявленные Вараком перед тем как взойти на гору Фавор (север Ездрилонской долины), вполне объяснимы с военной точки зрения: девятьсот колесниц Сисары легко могли окружить гору, не оставив воинам Варака никакой возможности для отступления. В то же время, неуверенность Варака, сомневавшегося в успехе предстоящего сражения, характеризует его как человека, не имевшего достаточно веры и не отличавшегося крепостью духа.
7 к потоку Киссону. Ручей Киссон протекал у подножия горы Фавор и на большую часть года полностью пересыхал (см. ком. к ст. 15).
8 если... пойдешь. Варак не имел веры в слово Божие. С его точки зрения, такая военная операция была чрезвычайно опасной (см. ком. к ст. 6), и потому он искал поддержки у пророчицы Деворы, предлагая ей вместе с ним отправиться в поход на врага. То, что Бог поручил ему, мужчине, Варак хотел возложить на плечи женщины.
9 не тебе уже будет слава. Варак будет наказан за свое маловерие (ст. 8).
но в руки женщины предаст Господь Сисару. Тот факт, что вражеский полководец будет отдан "в руки" другого человека, само по себе лишает Варака славы победителя. Но то, что этим человеком окажется женщина, по понятиям того времени будет означать для него полное бесчестие. Бог венчает славой того, кто ходит верой, а не видением (2 Кор. 5,7).
10 Завулонян и Неффалимлян. См. 5,13-18.
13 к потоку Киссону. См. ст. 7,15.
14 Господь предаст Сисару. Девора еще раз подтверждает истинность переданного через нее слова Божия.
15 Господь привел в замешательство. О том, каким образом Господь привел в замешательство колесницы Сисары и "все ополчение его", сообщается в песне Деворы (5,4.5.20.21).
18-21 См. 5,24-27.
21 вонзила кол. В повествовании не дается объяснения поступку Иаили. В библейские времена женщины не участвовали в боевых действиях; умереть от руки женщины считалось великим позором (9,35-54). Смысл этого рассказа заключается в том, чтобы показать, что подвиг был совершен женщиной, и тем самым осудит поведение Варака (ст. 9).
Глава 5
1-32 Эта глава - песнь Деворы, славящая Господа.
2 Израиль отмщен, народ показал рвение. В начале своей песни Девора призывает славить Господа за избавление отечества от угнетателей.
4 от Сеира, когда шел с поля Едомского. Сеир представлял собой главный горный хребет, протянувшийся через Едом, откуда начинались многие завоевательные походы Израиля (Втор. 33,2). Бог предстает здесь в облике могучего Воина, идущего впереди Своего народа.
4.5 земля тряслась... от лица Господа. Для разгрома войска Сисары Господь вызвал грозу и ливень (ст. 20) и тем самым посрамил ложную веру в языческого бога Ваала как властелина бури.
6.7 были пусты дороги... Не стало обитателей в селениях. Незадачливые вожди Израиля довели страну до состояния разрухи. Ничто не напоминало о тех временах, когда Сам Бог как Воин шел впереди Израиля (ст. 4,5). Дороги были заброшены, путешествовать по ним стало небезопасно из-за иноплеменных разбойников. Защитить же народ от них было некому.
7 мать в Израиле. Коль скоро знатные мужи не могут возродить страну, то явится женщина, чтобы стать во главе Израиля, - горькое замечание по поводу состояния Израиля в это время (4,1-24 и ком.). "Мать в Израиле", освобождающая страну от врагов, противостоит отчаявшейся матери Сисары (ст. 28).
8 Избрали новых богов, оттого война у ворот. Причинно-следственная связь между грехом и наказанием за него (2,11-19).
9 к ревнителям. См. ст. 13-23, где говорится о том, что одни колена с готовностью шли воевать, другие же делали это без всякого желания. Израильские вельможи не были настроены на патриотический лад.
10 Ездящие на ослицах белых. Верхом на ослах ездили представители знати; к ним, "вельможам", "начальникам" Израиля (ст. 3,9), обращается Девора.
11 хвалу Господу, хвалу вождям Израиля. Букв.: "праведные дела Господа, праведные дела вождей Израиля". Бог поступил праведно, сохраняя верность завету и сокрушая врагов Своего народа: спасение, принесенное "вождями Израиля", прославляется как праведное деяние Божие(2,10).
15 В племенах Рувимовых большое разногласие. Уклонение колена Рувимова, "восточной части" колена Манассиина, называемой Галаадом (ст. 17), колен Данова и Асирова (ст. 17) от участия в общей борьбе свидетельствует об отсутствии единства между племенами Израиля.
20 звезды... сражались. Поэтический образ.
23 Прокляните Мероз. Этот город, местонахождение которого не установлено, был проклят за отказ участвовать в битве против Сисары.
24-27 Данный фрагмент песни Деворы во многом повторяет 4,18-22.
31 И покоилась земля сорок лет. Типичный для Книги Судей оборот, соединяющий исторические фрагменты в единое повествование.
Глава 6
1 - 8,32 Из всех судей израилевых наиболее выдающимся был Гедеон. Об этом свидетельствуют следующие факты: 1) его история занимает самое большое место во всей Книге Судей; 2) в рассказе о нем более ярко подчеркивается действие Божие; 3) ангел Господень являлся из судей только ему (ст. 11-24); 4) столетия спустя пророк Исайя вспоминает о поражении, которое Гедеон нанес мадианитянам (Ис. 9,4; 10,26); 5) его (под именем Иероваала) Самуил упомянул первым в числе освободителей народа (1 Цар. 12,11); 6) его история в некоторых чертах подобна истории Моисея (6,11-24 и ком.); 7) народ хотел сделать его царем (8,22.23); 8) хотя Гедеон отверг предложение стать царем, фактически он был им (8,26.27.30.32), а один из его сыновей воцарился в Израиле (гл. 9). И все же Гедеон потерпел неудачу. Его настойчивое желание получать знамения объясняется недостатком веры. Колебания, проявленные Гедеоном, в конечном счете привели его к идолопоклонству. Так, сделанный им из золота ефод, который более чем какой-либо другой предмет символизировал преданность Господу, по иронии судьбы стал идолом для Израиля и для самого Гедеона (8,27). Гедеон - не пророк, который, подобно Моисею, был бы способен вести народ. Пример Гедеона свидетельствует о нужде в истинном Спасителе-Иисусе Христе.
2 Тяжела была рука Мадианитян. На израильтян пало проклятие, предопределенное заветом (Втор. 28,30-33,38-42). Гнет мадианитян был настолько тяжел, что пророк Исайя вспоминает о нем спустя столетия (Ис. 9,4; 10,26).
6 обнищал Израиль. Букв.: "сделали Израиль маленьким". Проклятие, предусмотренное заветом, составляло как бы оборотную сторону обетования Божия Аврааму (Быт. 15,5; 22,17; Втор. 28,62; Пс. 106,38.39).
8 пророка. Пророк настоятельно напоминал народу о его обязательствах, обусловленных заветом. Слова пророка, не названного здесь по имени (ст. 8-10), фактически идентичны словам ангела Господня (2,1-3). Как и в случае с Деворой и Вараком, прежде чем дать народу Спасителя, Бог посылает ему пророка (4,4 и ком.).
8.9 Я вывел вас... избавил... прогнал их... дал вам. Помнить об этих спасительных делах Божиих - первейшее условие завета.
11-24 Данный раздел - главный в повествовании о Гедеоне: его призвание сравнивается с призванием Моисея (Исх., гл. 3); он задает вопрос, ответом на который можно считать все содержание Книги Судей израилевых (ст. 13), и пытается укрепить свою веру с помощью знаков и знамений (6,1 - 8,32 и ком.). Народ испытывает потребность в верном завету спасителе, подобном пророку Моисею; поиски такого спасителя находятся в центре внимания автора Книги Судей.
11 И пришел Ангел Господень. См. 2,1; 13,3.
13 отчего..? Ключевой вопрос для Книги Судей. Ангел не стал отвечать на него, потому что ответ уже был дан пророком (ст. 8-10; ср. Втор. 28,47-52; 29,24-27; 31,17.18).
14 иди с этою силою твоею. См. ст. 34; 7,2,7. Источником силы Гедеона был Бог, хотя Гедеон еще не знал этого.
15 племя мое... самое бедное. Саул, когда его просили стать царем, ответил близкими по смыслу словами (1 Цар. 9,21).
22 я видел... лицем к лицу. См. 13,22.
25-32 Эпизод из жизни Гедеона, в результате которого он получил прозвище Иероваал.
25.26 возьми... разрушь... сруби... поставь... принеси. См. Втор. 12,3.
25 жертвенник Ваала, который у отца твоего. Отец Гедеона, вероятно, рассказывал ему о чудесах Господних (ст. 13), однако сам, будучи идолопоклонником, не имел веры в Бога.
31 если он Бог. См. 10,14.
33-40 Гедеон искал знаков и знамений, дабы укрепиться в вере (ст. 17). Это привело его к идолопоклонству (8,27; ср. Лк. 1,18-20).
34 Дух Господень. См. 3,10 и ком.
36 если Ты спасешь. Дух Господень сошел на Гедеона, но он, тем не менее, колебался в вере (6,27 и ком.).
Глава 7
1-8 Резкое уменьшение численности войска израильтян накануне сражения было знаком того, что спасение Израиля зависит не от них самих, а целиком находится во власти Бога, Которому и надлежит воздать хвалу в случае победы. Это обстоятельство также мобилизовало решимость Гедеона и укрепило веру израильтян в него.
1 Иероваал. См. ком. к 6,32.
17 смотрите на меня. Эти же слова повторит сын Гедеона Авимелех (9,48.49).
23 - 8,31 Разобщенность Израиля привела к тем осложнениям, которые возникли между Гедеоном и жителями Ефрема, Сокхофа (Суккофа) и Пенуэла. .7,25 в Цур-Ориве. См. Ис.10,26.
Глава 8
1-3 Этот конфликт между ефремлянами и Гедеоном подобен конфликту, который произошел между ними и Иеффаем (см. 12,1-6).
4-21 Гедеон не ладил с жителями Сокхофа (Суккофа) и Пенуэла и в конечном счете наказал и тех, и других за то, что они не помогли ему в борьбе с мадианитянами.
22 владей нами. Гедеон настолько преуспел в роли судьи, что народ предложил ему стать царем. Гедеон отказался, заявив, что Израилем правит Сам Господ (ст. 23). Саул, оказавшись в аналогичной ситуации (6,15; 1 Цар. 9,21), на такое же предложение ответил иначе (1 Цар. 9,22 - 11,15).
23 На первый взгляд этот стих, подобно 1 Цар. 8,7-9, говорит о том, что Израилю не следовало устанавливать монархию. Проблема, однако, не в самой монархии, но в том, какого царя искали израильтяне.
24 дайте мне... по серьге. Хотя Гедеон отверг предложенную ему царскую власть, действовал он подобно царю (ст. 25,26,30).
27 ефод. Истинным назначением ефода было приближение первосвященника к Господу(1 Цар. 23,9-11;30,7.8).
блудно. Гедеон, самый достойный из судей, предшествовавших Самуилу, оказался неспособен руководить народом в духе верности завету (2,16 и ком.).
сетью Гедеону и всему дому его. См. ком. к 2,3. Гедеону всегда недоставало твердости духа при исполнении воли Господа. Как и его отец, он в конечном счете впал в язычество.
31 Авимелех. Примечательно, что сын Гедеона от наложницы, жившей в Сихеме, звался Авимелехом, что, вопреки заявлениям самого Гедеона (ст. 23,24), означало "мой отец-царь".
33 - 9,57 История Авимелеха показывает, каким несчастьем для страны может обернуться правление недостойного царя. Авимелех, угнетавший народ и нарушавший завет, являл собой полную противоположность спасителю Израиля. История его воцарения вплотную подводит к вопросу о том, каким же должен быть царь Израиля (9,2.8-20.28.29). В свете этого весьма примечательным является то, что в жизни Авимелеха и Саула были очень похожие эпизоды (9,23.54 и ком.). Такое сходство служит отрицательной характеристикой Саулу и его правлению, т.к. дает понять, что он был царем, подобным Авимелеху. Смысл этой истории в том, что Иевосфей, сын Саула, является не лучшим царем, чем Авимелех, сын Гедеона.
33 Ваалверифа. Имя языческого бога буквально означает "Ваал, господь завета". Он противопоставляется, таким образом, Господу Богу - истинному Богу завета (см. 9,4 и ком.).
34 не вспомнили. Память о спасительных чудесах Божиих была первейшим условием верности завету (2,10 и ком.; 2,12).
35 не сделали милости. См. 9,5.16-19.
Глава 9
1 Авимелех. См. ком. к 8,31.
4 Ваалверифа. См. ком. к ст. 46; 8,33. Храм Ваалверифа платил угнетателям Израиля, во главе которых стоял Авимелех.
5 убил ... на одном камне. Сыновья Гедеона фактически были принесены в жертву Ваалверифу.
7 горы Гаризима. Гора благословения (Втор. 27,12) стала теперь местом, с которого прозвучало проклятие, что особо усиливает тему о нечестивом правлении Авимелеха (см. ком. к 8,33 - 9,57).
14 терновнику. Царствование коварного Авимелеха оказалось для Израиля мучительным, как уколы терновых шипов (см. ком. к 2,3).
20 да изыдет огонь. См. ст. 45-52.
23 злого духа. И на Авимелеха, и на Саула Бог послал злого духа тогда, когда царская власть стала ускользать от них (1 Цар. 15,23; 16,14). См. ком. к ст. 54; 8,33 - 9,57, а также Введение: Характерные особенности и темы. Это первое в рассказе об Авимелехе упоминание о непосредственном вмешательстве Бога в происходящие события.
26 Гаал. Потомок Еммора, отца Сихемова, был "вторым Авимелехом" - забытым братом, претендовавшим на власть по праву рождения.
45 засеял его солью. Т.е. сделал эту землю бесплодной.
46 Ваал-Верифа. Букв.: "бог завета". Святилища, упоминаемые в 9,4 и 9,46, вероятно, являлись одним храмом, тем самым, который выплатил деньги Авимелеху (ст. 4,5).
48 делайте и вы то же, что я. Авимелех пытался подражать своему отцу Гедеону (7,17 и ком.).
49 сожгли ... огнем. Исполнилось проклятие Иофама (ст. 20).
53 обломок жернова. Авимелех убит камнем в возмездие за убийство им своих братьев "на одном камне" (ст. 5). Господь держит все под Своим контролем, и Он привел к исполнению проклятие Иофама (ст. 20; ком. к 9,7).
54 обнажи меч Твой и умертви меня. Авимелех хотел умереть достойно. Его смерть, а также явление злого духа, посланного Богом (9,23 и ком.), проводит параллель между ним и Саулом (1 Цар. 31,4).
женщина убила его. См. ком. к 4,9.
56 Так воздал Бог. Вмешательство Бога в происходящее очевидно (9,23). Избрав Ваалверифа своим богом, Авимелех нарушил завет и потерпел поражение. Господь, чья власть безгранична и непоколебима, позволил исполниться проклятию Иофама (9,20).
Глава 10
1-5 Об этих двух судьях - Фоле и Иаире - сообщается кратко, без подробностей, и не по схеме, которая характерна для других историй о судьях (см. Введение: Характерные особенности и темы). Так же кратко рассказывается и о четырех других малых судьях (3,31; 12,8-15).
1 Фола. В Священном Писании более нигде не упоминается.
3 Иаир. Как и Фола, в Священном Писании больше не упоминается.
4 ездивших на тридцати двух молодых ослах. Тридцать два сына, тридцать два осла и тридцать два города во владении - все это символы богатства и власти (5,10).
6 - 12,7 Ср. 1 Цар. 12,11. Число идолов, которым поклонялись израильтяне, множилось (Суд. 10,6), внутренний хаос в стране становился все более угрожающим (12,1-7). Иеффай обеспечил только шесть лет мирной жизни (12,7) вместо мира для целого поколения, как другие судьи (3,11.30; 5,31; 8,28). Он принес в жертву свою собственную дочь.
Между Иеффаем, с одной стороны, и Гедеоном, Авимелехом и Саулом, с другой, существуют явные параллели: Иеффай и Гедеон были известны как могучие воины (6,12; 11,1), и каждый из них вступил в столкновение с ефремлянами (8,1-3; 12,1-6). Как и Авимелех, сын рабыни, Иеффай был изгоем - сыном блудницы (8,31; 9,18; 11,1,2); и тот, и другой окружили себя "праздными и своевольными людьми" (9,4; 11,3). Иеффай и Саул получили власть в городе Массифе (11,11; Цар. 10,17), каждый из них столкнулся с аммонитянами как своими первыми противниками (11,12-29; 1 Цар. 11,1-11); и тот, и другой поклялись принести в жертву своего первенца (11,30-40; 1 Цар. 14,24-45).
6 богам. В предыдущих рассказах упоминались только "ваалы" и "астарты" (2,11.13; 3,7). Количество упоминаемых здесь языческих богов указывает на то, что идолопоклонничество все разрушительнее сказывалось на Израиле.
10-16 Это единственный случай в Книге Судей израилевых, когда израильтяне каются в своих грехах (1 Цар. 12,10). В своих обращениях к Господу они только взывали о помощи, и Он каждый раз помогал им (10,10; 2,18; 3,9). И на этот раз Бог видел, что покаяние израильтян было только внешним, но тем не менее Он вновь спасает их (ср. Втор. 32,15-38).
10 оставили Бога нашего и служили Ваалам. См. ст. 6.
13 не буду уже. См. Чис. 33,55.56; Втор. 8,19.20; 31,16.17; Нав. 23,13; Суд. 2,3.
14 взывайте к богам, которых вы избрали. См. Втор. 32,37.38.
15 избавь нас. Истинным мотивом покаяния израильтян было не стремление служить Господу, а желание спастись от угнетения.
16 не потерпела... страдания Израилева. Бог спас израильтян, несмотря на неискренность их покаяния (ср. Лк. 18,1-8).
17 в Массифе. См. 11,11; 20,1.
Глава 11
1 человек храбрый. Такая характеристика сближает Иеффая с Гедеоном (6,12).
сын блудницы. Происхождение Иеффая делало его социальным изгоем (ст. 2).
3 праздные люди. Такие же "праздные и своевольные люди" окружали и Авимелеха (9,4).
9 Господь предаст. В этих словах проявилась вера Иеффая в то, что победа была дарована Богом.