Психотерапия при конфликте.

Разрешение конфликтов.

Управление конфликтом – процесс контролирования конфликта самим участниками или внешними силами (пр. социальные институты: суд, власти, спец. лица).

Разрешение конфликта – 1) устранение или минимизация проблемы, разделяющей стороны;

2) достижение согласия между участниками.

На разрешение конфликта влияет тип конфликта, жесткость проблемы и величина конфликта.

Дойч: величина конфликта – предполагаемое различие в результатах, получаемых стороной при ее выигрыше или при выигрыше в конфликте другой стороны (как соотносятся выигрыши и проигрыши каждой из сторон).

Чем больше конфликт, тем меньше он доступен конструктивному разрешению, а также он имеет тенденцию к расширению.

Существуют конфликты «здесь и теперь», которые локализуются в ограничении действий => разрешаются более конструктивно, чем конфликты, которые разрешаются в терм. Принципов, прецедентов, прав (более затянуты).

Характеристики конфликтных сторон (влияют на разрешение конфликта):

  • атрибутивные тенденции;
  • потребность во власти и контроле;
  • кооперативная или конкурентная ориентация;
  • гендерные, этические особенности;
  • характер и степень взаимозависимости участников в конфликте.

Навыки управления конфликтом – коммуникативные навыки принятия решений, конструктивные приемы и техники активного слушания, ведение диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов.

Решающий инструмент – эффективная коммуникация.

Зрелось конфликта – стадия конфликта, когда все участники готовы принимать его серьезно и хотят сделать все, чтобы его прекратить.

В основу положена общемедицинская модель работы с пациентами.

Психотерапевт на основе симптомов ставит диагноз.

Цель психотерапевта – перевести подсознание на уровень сознания.

Главная задача – борьба с вытеснением (чтобы Ид стал Эго). Пациент отрицает, вытесняет свою проблему, сопротивляются психотерапевту => метод конфронтации, т.е. психотерапевт ставит клиента лицом к лицу с проблемой => пациент сопротивляется извлечению проблемы из бессознательного и психотерапевту => противоборство.

1. Психоанализ: основное внимание уделяется явным психическим расстройствам, а не личности, в следствие неверия Фрейда в стремление личности к саморазвитию. Он считал, что Я – слабый посредник, мечущийся между требованиями инстинктивных влечений, внешним миром и запрещающим сознанием.

Последователи Фрейда – Хорни, Саливан – рассматривали психотерапию как метод развития личности.

2. Поведенческая психотерапия(наблюдаемое реагирование на внешние воздействия). Особенности бихевиорально – когнитивных подходов:

  • основная задача – содействовать увеличению потенциала клиента; уменьшение или исключение нежелательных способов реагирования;
  • не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности;
  • жалобы клиента воспринимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптом, лежащий за ним проблемы;
  • цели терапии понимаются таким образом, что и клиент и психотерапевт знают когда и как эти цели могут быть достигнуты.

Т.о., основная цель – улучшение реагирования человека и эффективная адаптация человека к социальному окружению => достижение большей внутренней гармонии.

Рационально - эмотивная поведенческая терапия Эллиса(рациональное/иррациональное).

Гришина:исследования в трудовом коллективе => вывод: любой руководитель остро переживает ситуации, когда ему приходится отказывать подчиненному, т.к. человек стремится отвечать ожиданиям других людей.

Бернс: когда человек испытывает гнев появляется искажение ситуации: использование ярлыков, чтение чужих мыслей, преувеличение негативного характера происходящего, неадекватные заявления (пр. должен/не должен).

Т.О., данные подходы ориентирован на интерперсональные контакты, разрешение которых ведет к разрешению внутриличностных проблем.