Психотерапия при конфликте.
Разрешение конфликтов.
Управление конфликтом – процесс контролирования конфликта самим участниками или внешними силами (пр. социальные институты: суд, власти, спец. лица).
Разрешение конфликта – 1) устранение или минимизация проблемы, разделяющей стороны;
2) достижение согласия между участниками.
На разрешение конфликта влияет тип конфликта, жесткость проблемы и величина конфликта.
Дойч: величина конфликта – предполагаемое различие в результатах, получаемых стороной при ее выигрыше или при выигрыше в конфликте другой стороны (как соотносятся выигрыши и проигрыши каждой из сторон).
Чем больше конфликт, тем меньше он доступен конструктивному разрешению, а также он имеет тенденцию к расширению.
Существуют конфликты «здесь и теперь», которые локализуются в ограничении действий => разрешаются более конструктивно, чем конфликты, которые разрешаются в терм. Принципов, прецедентов, прав (более затянуты).
Характеристики конфликтных сторон (влияют на разрешение конфликта):
- атрибутивные тенденции;
- потребность во власти и контроле;
- кооперативная или конкурентная ориентация;
- гендерные, этические особенности;
- характер и степень взаимозависимости участников в конфликте.
Навыки управления конфликтом – коммуникативные навыки принятия решений, конструктивные приемы и техники активного слушания, ведение диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов.
Решающий инструмент – эффективная коммуникация.
Зрелось конфликта – стадия конфликта, когда все участники готовы принимать его серьезно и хотят сделать все, чтобы его прекратить.
В основу положена общемедицинская модель работы с пациентами.
Психотерапевт на основе симптомов ставит диагноз.
Цель психотерапевта – перевести подсознание на уровень сознания.
Главная задача – борьба с вытеснением (чтобы Ид стал Эго). Пациент отрицает, вытесняет свою проблему, сопротивляются психотерапевту => метод конфронтации, т.е. психотерапевт ставит клиента лицом к лицу с проблемой => пациент сопротивляется извлечению проблемы из бессознательного и психотерапевту => противоборство.
1. Психоанализ: основное внимание уделяется явным психическим расстройствам, а не личности, в следствие неверия Фрейда в стремление личности к саморазвитию. Он считал, что Я – слабый посредник, мечущийся между требованиями инстинктивных влечений, внешним миром и запрещающим сознанием.
Последователи Фрейда – Хорни, Саливан – рассматривали психотерапию как метод развития личности.
2. Поведенческая психотерапия(наблюдаемое реагирование на внешние воздействия). Особенности бихевиорально – когнитивных подходов:
- основная задача – содействовать увеличению потенциала клиента; уменьшение или исключение нежелательных способов реагирования;
- не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности;
- жалобы клиента воспринимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптом, лежащий за ним проблемы;
- цели терапии понимаются таким образом, что и клиент и психотерапевт знают когда и как эти цели могут быть достигнуты.
Т.о., основная цель – улучшение реагирования человека и эффективная адаптация человека к социальному окружению => достижение большей внутренней гармонии.
Рационально - эмотивная поведенческая терапия Эллиса(рациональное/иррациональное).
Гришина:исследования в трудовом коллективе => вывод: любой руководитель остро переживает ситуации, когда ему приходится отказывать подчиненному, т.к. человек стремится отвечать ожиданиям других людей.
Бернс: когда человек испытывает гнев появляется искажение ситуации: использование ярлыков, чтение чужих мыслей, преувеличение негативного характера происходящего, неадекватные заявления (пр. должен/не должен).
Т.О., данные подходы ориентирован на интерперсональные контакты, разрешение которых ведет к разрешению внутриличностных проблем.