IX Маркетинговая информационная система

VIII Условия формирования и развития экономической конъюнктуры рынка

Обязательным условием исследования рынка является изучение экономической конъюнктуры.

Экономическая конъюнктура – форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии, которая выражается в соотношении спроса, предложения и динамики цен.

Особенности экономической конъюнктуры:

1) ее предмет – рынок;

2) она не только включает в себя сферу обмена, но и рассматривает процесс расширенного воспроизводства;

3) динамично развивается во времени и пространстве;

4) основная форма проявления – соотношение спроса, предложения, динамики цен;

При изучении экономической конъюнктуры учитывают следующие конъюнктуро-образующие факторы:

К0 = Ф1 • Ф2 • Ф3 • Ф4,

где Ф1 – длительные факторы (тренды);

Ф2 – циклические факторы;

Ф3 – сезонные факторы;

Ф4 – нерегулярные (случайные) факторы.

Важнейшим условием развития экономической конъюнктуры является научно-технический прогресс. При этом выделяют 4 фазы конъюнктурного развития:

1) процветание (подъем);

2) спад (кризис);

3) депрессия;

4) восстановление (оживление).

На реализацию этих циклов считается периодичность в 45 – 60 лет.

 

Для изучения экономической конъюнктуры необходима информация. Ее сбор, обработка и анализ являются очень трудоемкой работой, а результатом является маркетинговая информационная система, которая на предприятии может быть представлена как:

- простая система учета данных;

- система маркетинговой отчетности.

Маркетинговая информационная система должна включать:

– информацию о внутренней среде;

– информацию о внешней среде предприятия;

– информацию о результатах специальных маркетинговых исследований, проводимых на предприятии для получения дополнительных данных о рынке;

– систему обработки маркетинговой информации с использованием современных информационных технологий, включающих банки данных и моделей. К ним относятся Project expert, Marketing Expert.

Информация, необходимая для изучения рынка, делится на первичную и вторичную.

 

 

Характеристика источников информации:

 

Главное достоинство вторичной информации - возможность ретроспективного анализа и возможность качественного прогноза.

Главный недостаток вторичной информации – запаздывание информации.

Данный недостаток информации устраняется путем использования первичной информации.

Маркетинговая информационная система должна содержать:

- жесткие данные – информация из официальных источников, доступная каждому и не дающая предприятию информационных преимуществ;

- мягкие данные – информация из неофициальных источников (внутренняя, получаемая от работников предприятия и внешняя, получаемая от поставщиков, потребителей и т.д.).

Особую ценность представляет синдикативная информация – информация, недоступная широкой публике, издаваемая специальными организациями и приобретаемая обычно по подписке за плату.

Характеристика синдикативной информации:

Маркетинговая информация должна отвечать следующим требованиям:

- надежность

- достоверность