IX Маркетинговая информационная система
VIII Условия формирования и развития экономической конъюнктуры рынка
Обязательным условием исследования рынка является изучение экономической конъюнктуры.
Экономическая конъюнктура – форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии, которая выражается в соотношении спроса, предложения и динамики цен.
Особенности экономической конъюнктуры:
1) ее предмет – рынок;
2) она не только включает в себя сферу обмена, но и рассматривает процесс расширенного воспроизводства;
3) динамично развивается во времени и пространстве;
4) основная форма проявления – соотношение спроса, предложения, динамики цен;
При изучении экономической конъюнктуры учитывают следующие конъюнктуро-образующие факторы:
К0 = Ф1 • Ф2 • Ф3 • Ф4,
где Ф1 – длительные факторы (тренды);
Ф2 – циклические факторы;
Ф3 – сезонные факторы;
Ф4 – нерегулярные (случайные) факторы.
Важнейшим условием развития экономической конъюнктуры является научно-технический прогресс. При этом выделяют 4 фазы конъюнктурного развития:
1) процветание (подъем);
2) спад (кризис);
3) депрессия;
4) восстановление (оживление).
На реализацию этих циклов считается периодичность в 45 – 60 лет.
Для изучения экономической конъюнктуры необходима информация. Ее сбор, обработка и анализ являются очень трудоемкой работой, а результатом является маркетинговая информационная система, которая на предприятии может быть представлена как:
- простая система учета данных;
- система маркетинговой отчетности.
Маркетинговая информационная система должна включать:
– информацию о внутренней среде;
– информацию о внешней среде предприятия;
– информацию о результатах специальных маркетинговых исследований, проводимых на предприятии для получения дополнительных данных о рынке;
– систему обработки маркетинговой информации с использованием современных информационных технологий, включающих банки данных и моделей. К ним относятся Project expert, Marketing Expert.
Информация, необходимая для изучения рынка, делится на первичную и вторичную.
Характеристика источников информации:
Главное достоинство вторичной информации - возможность ретроспективного анализа и возможность качественного прогноза.
Главный недостаток вторичной информации – запаздывание информации.
Данный недостаток информации устраняется путем использования первичной информации.
Маркетинговая информационная система должна содержать:
- жесткие данные – информация из официальных источников, доступная каждому и не дающая предприятию информационных преимуществ;
- мягкие данные – информация из неофициальных источников (внутренняя, получаемая от работников предприятия и внешняя, получаемая от поставщиков, потребителей и т.д.).
Особую ценность представляет синдикативная информация – информация, недоступная широкой публике, издаваемая специальными организациями и приобретаемая обычно по подписке за плату.
Характеристика синдикативной информации:
Маркетинговая информация должна отвечать следующим требованиям:
- надежность
- достоверность