III Емкость рынка

II Классификация рынков

Виды Характеристика
Товарный рынок Сфера обмена касается одного товара в самом широком его понимании
Потребительский рынок Совокупность потребителей-индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления. Наличие массового потребителя, разнообразных форм конкуренции
Рынок товаров производственно-технического назначения Совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги для производства других товаров. Меньшее число покупателей, закупающих товары в большом количестве. Системная продажа
Рынок перепродаж Совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары для их перепродажи или сдачи в аренду
Рынок государственных учреждений Государственные учреждения различных уровней, покупающие или арендующие товары и услуги для выполнения своих функциональных обязанностей
Рынок продавца Позиция продавца на рынке сильнее позиции покупателя. Спрос превышает предложение товара
Рынок покупателя Позиция покупателя на рынке сильнее позиции продавца. Предложение товара превышает спрос, пусть даже незначительно
Рынок страны Сфера обмена охватывает всю национальную территорию
Мировой рынок Совокупность национальных рынков государств, связи между которыми опосредованы международной торговлей
Локальный рынок Сфера обмена охватывает район
Потенциальный рынок Совокупность потребителей, проявляющих интерес к определенному товару (услуге)
Доступный рынок Группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному товару (услуге)
Освоенный рынок Совокупность потребителей, уже купивших какой-то товар (услугу)
Закрытый рынок Товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели, связанные различными формами некоммерческих отношений
Открытый рынок Сфера обычной коммерческой деятельности, практически неограниченного круга независимых покупателей и продавцов. Характерны заключения краткосрочных коммерческих сделок, имеют место частые и резкие колебания цен

 

Основным показателем, с помощью которого описывается рынок, является его емкость – объем реализуемого на рынке товара в течение определенного периода времени, как правило, в течение года.

 

Укрупненная формула расчета емкости рынка:

Е = НП – Э + И

Где НП – национальное производство

Э – объем экспорта

И – объем импорта

Обобщающей характеристикой является стоимостная оценка. Размер емкости рынка зависит от многих факторов, которые группируются в зависимости от видов рынка.

1) для рынков производственного назначения необходимо учитывать следующие факторы:

- перспективы развития отрасли

- размеры инвестиций в отрасль

- изменение в смежных отраслях

- размеры предприятия

2) для рынков товар потребительского назначения необходимо учитывать следующие факторы:

- уровень доходов населения

- уровень платежеспособности населения

- уровень потребительских расходов

- уровень насыщенности рынков товарами

Если емкость рынка мала по сравнению с производственной мощностью предприятия, смысла работать на таком рынке нет, т. к. затраты на изучение рынка вряд ли окупятся. При изучении емкости рынка необходимо изучать различные виды спроса:

ПС – первичный спрос – суммарный спрос на все марки данного товара, реализуемого практически без использования средств и методов маркетинга, т. е. первичные затраты (ПЗ) минимальны.

ТС – текущий рыночный спрос – спрос, характеризующий объем продаж за определенный период времени в определенных условиях внешней среды при определенных затратах средств и методов маркетинга (текущие затраты (ТЗ))

РП – рыночный потенциал – предел, к которому стремится рыночный спрос при приближении затрат на маркетинг в отрасли к такой величине, когда их дальнейшее увеличение не приводит к росту продаж и спроса ни при каких условиях (суммарные затраты (СЗ))

СС – селективный спрос – спрос на марку какого-либо товара

При определении емкости рынка очень часто пользуются показателем – доля предприятия на рынке:

– объем продаж изучаемого предприятия на рынке

– общий объем продаж на данном рынке

Доля рынка может быть рассчитана различными способами:

- по объему продаж в натуральном выражении

- в стоимостном выражении

- для определенного сегмента

- относительно объема продаж конкурента

- относительно лидера рынка

Для увеличения величины Д необходимо иметь тщательно разработанную стратегию. Наибольшее практическое использование имеет прогнозирование спроса в стоимостном выражении:

Q = npq

Q – рыночный спрос в стоимостном выражении

n – число покупателей данного вида товара в целом или на рынке конкретного региона

p – число покупок покупателя за исследуемый период времени

q – средняя цена данного товара

Для исследования спроса на рынке используют 3 типа маркетингового исследования:

1) разведочное исследование – маркетинговое исследование, проводимое целью сбора предварительной информации, которая используется для определения проблем и формулировки гипотез развития рынка

2) описательное исследование – маркетинговое исследование, направленное на описание ситуации на рынке. Предполагает ответы на вопросы: что?, кто?, где?, когда?, как?

3) казуальное исследование – маркетинговое исследование, проводимое для проверки гипотез с выявлением причинно-следственных связей, «если А, то В»