Построение перспективы с двумя точками схода.
Метод архитекторов
Радиальный метод построения перспективы
Сущность метода состоит в следующем. В ортогональных проекциях задают положение предмета, картинной плоскости и точки зрения. Из точки зрения проводят проецирующие лучи в характерные точки предмета и определяют точки пересечения этих лучей с плоскостью картины, т.е. перспективы точек предмета. Одновременно с этим определяют положение вторичных проекций точек предмета. Далее, полученные точки переносят на плоскость картины, совмещенную с плоскостью чертежа. Ранее мы уже встречались с этим методом при решении задачи 3.1 (см. рис. 3.2). Этот метод часто называют методом следа луча.
При построении перспективы радиальным методом плоскость картины целесообразно располагать параллельно фронтальной плоскости проекций. В этом случае перспективу называют фронтальной. Радиальный метод удобно использовать для построения перспективы интерьера комнаты, внутреннего двора, улицы с симметричной застройкой и т.д.
6.3.1. Построение перспективы с двумя точками схода.
6.3.2. Построение перспективы с одной точкой схода.
В практике построения архитектурных перспектив метод архитекторов получил наибольшее распространение. Он основан на использовании точек схода перспектив параллельных горизонтальных прямых объекта и благодаря этому отличается большой графической точностью и простотой построения. Вместе с тем, этот метод не исключает применение радиального метода для построения перспективы некоторых его точек.
При построении перспективы могут быть использованы две точки схода прямых или одна точка схода и картинные следы прямых. Рассмотрим оба приёма построений.
Построение перспективы трехмерного объекта начинается с построения перспективы его плана, т.е. перспективы горизонтальной проекции объекта, принадлежащей плоскости . Поэтому сущность рассматриваемого метода рассмотрим на примере построения перспективы плана некоторого здания.
Задача 6.1. Построить перспективу плана здания, заданного в ортогональных проекциях (рис. 6.2а). Горизонтальный след картинной плоскости, проекции точки зрения и главной точки картины заданы.
Решение. 1. Линии контура плана, представленного на рис. 6.2а, разделим на два пучка I и II параллельных прямых, и определим перспективы несобственных точек каждого из пучков (см. задачу 4.1). Эти точки определены с помощью проецирующих лучей и параллельных соответственно направлению I и II. Лучи и , будучи параллельными горизонтальными прямыми, пересекут плоскость картины в точках, лежащих на линии горизонта h-h (рис. 6.2б). При этом точка является перспективой бесконечно удаленной точки пучка прямых, параллельных направлению I, а точка - направлению II.
2. В качестве вторых точек для построения полной перспективы каждой из прямых контура плана используем характерные точки – картинные следы, в которых эти линии пересекают плоскость картины (точки N00 …N40 на рис. 6.2а). Эти точки найдены в пересечении продолжений горизонтальных проекций прямых с горизонтальным следом плоскости картины и расположены на основании 01-02 картины.
Рис. 6.2
3. Переносим полученные точки , N00 …N40 на плоскость картины (рис. 6.2б). Если перспектива строится без увеличения (в масштабе 1:1), отрезки на рис. 6.2а равны соответственно отрезкам на рис. 6.2б. Перенос точек N00 …N40 с эпюра (рис. 6.2а) на картину (рис. 6.2б) можно осуществить с помощью полоски бумаги.
4. Строим перспективы прямых , , и , , , пересечение которых и определит вершины заданного контура. Так, перспективу точки 3 определяем в пересечении прямых и . Аналогично находим и другие точки. Следовательно, каждая точка плоской фигуры определяется пересечением прямых, принадлежащих двум разным пучкам параллельных линий.
Следует отметить, что в качестве второй точки для построения перспективы прямых не обязательно брать их начала (точки и т.д.) можно использовать и другие точки.
Построение перспективы вертикальных ребер объёмов рассмотрено в задаче 6,2.