ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ

РИМ

Римские законы («Законы 12 таблиц»)450 г. до н.э.

(являлись основой европейского законодательства вплоть до XVIII в.)

Римский опыт строительства крупных сооружений уникален: В Риме уже в З в. до н.э. был построен первый водопровод (протяженностью 70 км). Впоследствии было создано еще 8 водопроводов). В этом же веке началось строительство общественных бань, количество которых в 1 в. до н.э. достигло 170. В 3 в. до н. э. был изобретен цемент, что позволило начать массовое строительство в Риме многоэтажных (4-6 этажей) домов.

В 54 г. до н.э. Цезарь начинает строительство в Риме нового форума, который завершает после смерти Цезаря Октавиан. Позднее новый императорский форум создает император Август. С этого момента каждый римский император считал возведение форума одним из важных средств утверждения своей власти. В эпоху империи в Риме создаются такие уникальные сооружения, как Колизей (72-80 г. н.э.), Пантеон Адриана (115-125 гг. н.э.). Вся империя покрывается сетью великолепно оборудованных дорог, мостов, строительство которых сохраняет свой эталонный характер вплоть до начала современной эпохи. Появляются публичные библиотеки и многочисленные риторические школы. Облик Рима, сложившийся в «золотой век» римской культуры (2 в.до н.э. - 2 в. н.э.) приобретает эталонный характер при строительстве многочисленных городов в римских провинциях, городов Европы, таких как Лондон, Париж, Кельн, Будапешт, Белград. Латинский язык стал основой для формирования многих европейских языков. Латынь была языком европейской культуры в период не только ее становления, но и позднее, вплоть до начала современной эпохи. Столь же универсальный характер имело и использование в Западной Европе и норм Римского права. Кодификация римского права была осуществлена римским императором Юстинианом в 529 г. н.э., т.н. «Кодекс Юстиниана».

К концу I в. н.э. в культурном развитии Древнего Рима обозначаются существенные сдвиги как в области науки, философии, образования, так и в области литературы и искусства. В значительной степени они были связаны с усилением влияния на Рим эллинистической (греческой в своей основе) культуры. Если до этого произведения римских авторов в области знания носили чисто прикладной характер, в области философии – эклектический, а в области поэзии, драматургии и прозаической литературы и скульптуры – подражательный характер, то во II в. до н.э. начинается поистине «золотой век» римской культуры, который будет продолжаться до II в. н.э. В результате Италия будет буквально «усеяна школами», чрезвычайно расширится круг образованных людей, стремящихся к знаниям. В 155 г. до н.э. открываются первые риторские школы, в которых преподают знаменитые греческие писатели, историки.

В 129 г. Римский патриций и полководец Сципион Африканский создает кружок римской интеллектуальной элиты с целью приобщения римского общества к культурным ценностям Греции. Греческий философ – стоик Панеций, участник этого кружка, переносит стоицизм в Рим. Из него вышли такие выдающиеся деятели римской культуры, как представители римского стоицизма Сенека и Цицерон. Друг и единомышленник Цицерона, Марк Теренций Варрон, крупнейший ученый, энциклопедист, предпринимает первую попытку систематизации античного знания (семерки т.н. «свободных дисциплин»), ставшую основой римской «культуры нumanitas».

I в. до н.э. – время активной философской деятельности Сенеки, Цицерона.

Лукреций Кар (99 -55), последователь греческого философа Эпикура, издает дидактическую поэму «О природе вещей», в поэтической форме излагающую философию Эпикура.

Это время деятельности первых римских историков, лирического поэта Горация, великих эпических поэтов – Вергилия (создателя «Энеиды») и Овидияоздателя «Метаморфоз»).

 

Появление первых неолитических цивилизаций в Америке – 2500 г. до н.э.

 

ОЛЬМЕКСКАЯ КУЛЬТУРА –1200-400 гг. до н.э. (Мексика)

Древнейшая цивилизация Америки, предшественница классической культуры майя. Высокий уровень обработки камня (майя не знали металла и обрабатывали камни при помощи каменных же орудий).

Создание из камня огромных скульптурных изображений, достигавших 2,5 м (т.н. «ольмекские головы»)

 

КЛАССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МАЙЯ (Мексика)

Возникла в IV тыс. до н.э. и просуществовала 2 тыс. лет.

Классический период – V-IX вв. н.э.[50].За этот период было создано развитое сельское хозяйство, построено множество городов. Города майя, такие как Копан, Тикаль, Паленке имели регулярную застройку, грандиозные сооружения (пирамиды, дворцы, спортивные сооружения). Город Копан, городской центр которого занимал 30 га, издревле считался городом мудрости. Другой город – Тикаль, население которого составляло 40 тыс. человек, обладал грандиозной пирамидой, т.н. «Храм надписей», которая выполняла одновременно функции мавзолея, храма и хранительницы древних письмен.

В эпоху майя была изобретена оригинальная письменность (одна из 5 систем письменности). Была разработана сложная математическая система, связанная с астрономией и значением времени. Используя ее, майя создали календарь, использовавшийся в сельском хозяйстве и ритуальных целях. Цивилизация майя закончила свое существование в 8 в. н.э. Люди, населявшие города, неожиданно покинули их, что было связано с рядом причин: упадком земледелия и разочарованием в силе богов, которым майя веками приносили кровавые жертвы, чтобы избавиться от бед, связанных с упадком земледелия, и от болезней, распространившихся в густонаселенных городских центрах.

ЦИВИЛИЗАЦИИ АЦТЕКОВ (ПЕРУ) И ИНКОВ (МЕКСИКА-ГВАТЕМАЛА)

Были созданы мощные империи, просуществовали примерно 100 лет каждая. Хотя они и обладали достаточно высоким уровнем цивилизационных достижений (главным образом, в области строительства агротехнических сооружений, прикладного искусства, ремесел), классических форм культуры не создали, что было связано с доминирующей ролью в жизни этих сообществ древнейших ритуалов с человеческими жертвоприношениями.Гибель этих цивилизаций была предопределена, когда в эти регионы Латинской Америки вторглись отряды конкистадоров из Европы, подвергших города ацтеков и инков тотальному грабежу и разрушению (период конкисты продолжался примерно 1513-1542 годы).

Тексты

Древняя Месопотамия

Гимн "Энки и мироздание"// Крамер С. История начинается в Шу­мере. М., 1991.

Поэма "О все видавшем" и др. Тексты эпохи Шумера, Аккада, Вави­лонии и Ассирии// Поэзия и проза древнего Восто­ка. М., 1973.

 

Древний Египет

Сказания о сотворении мира// Рак И. Мифы древнего Египта. При­ложение. Гл. 1. Л., 1993.

Бадж Э.-У. Легенды о египетских богах. М., 1997.

 

Древняя Индия

Космогонические гимны "Ригведы" и "Атхарваведы"// Поэзия и про­за Востока. В сб. ведических текстов "Да услышат меня земля и небо". М., 1984.

Древний Ближний Восток

Библия. Книга Бытия.

 

Древний Китай

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Гл. 2-3. Как создавался мир. М., 1965.

Древняя Греция

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

Гомер. Илиада. Песнь 18 (478-608). Гесиод. Труды и дни. Земледель­ческая поэма. Теогония //О происхождении богов. М., 1990.

Космогония орфиков// Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989, с.33-70.

Гомеровы гимны. М., 1995, с. 127.

 

Цивилизации доколумбовой Америки

Священные письмена майя. СПб., 2000.

Литература

Клягин Н.В. Происхождение цивилизации. Гл. III. Духовная культура ранних цивилизаций М., 1994.

Масон В.М. Первые цивилизации. М., 1989.

Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. Статьи. Гл. 7-11. М., 1995.

Флоренский П. Соч. в 4-х тт. Т.3 (2). М.,1999, с. 8-25. С. 65.

Флоренский П. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях. М.,1993, с. 55, 195, 235.

Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, с. 25.

Элиаде М. Ностальгия по истокам. Гл. 5. Космологический миф и «священная история». М., 2006.

Опенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990, с. 90.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

Леве М. Древний Китай. Династии Хань. Быт. Религия. Культура. М., 2005.

Эдвардс М. Древняя Индия. Быт. Религия. Культура. М., 2005.

Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых. М., 1997.

Древний Рим. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых М., 1997.

Аверинцев С. Античный риторический идеал в культуре Возрождения. М., 1984.

Ранние формы искусства. М., 1979, с. 71.

Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. Пер. М.М. Гурвиц, Г.Г. Ершова. М., 1990.

Риккерт Г. Объективность культурной истории. – Науки о природе и науки о культуре. М., 1993.

Фильмы (DVD)

«УТРАЧЕННЫЕ МИРЫ»

 

2006, США (History Channel), 7 серий по 45 минут, режиссеры: Мэтью Скилтон, Дэвид Уоллес