Билет №7.Проблема бытия в философии.Онтологические возможности понимания бытия.

Билет №6. Субъект философии.

Билет №5. Язык философии - это понятие.

Это не обобщение и не всеобщие свойства единичных вещей. Каждый раз философские понятия схватывают целые вещи и того, кто схватывает.

Философские понятия авториферентное (?). Философские понятия не имеют предметов.Они перфамативны (философские понятия). Слово - есть действие. Констативные - можно проверить на истинность или ложность. Перфамативность - нельзя. Философия не ищет истины. Обещание проверить невозможно.

Прежде всего, этот вопрос связан с философией Нового времени, а именно с немецкой философией. Она начинается с Канта (немецкий классический философ), затем: Фихте, Шеллинг, Гегель. Кант: человек может познать только то, что известно ему (являющиеся). Фихте - со стороны субъекта. Шеллинг - объект единство субъекта и объекта. Кант: существующие вещи сами по себе существ.вещи так как они делаются челов-му сознанию(феномены).Эти феном.делаются челов-му сознанию.благодаря формированию чувств.простр.(внеш)и времени(внутр.форма)и опреорн.формам рассудка(я мыслью).Разум-это высшая способн.субъекта,котор.руководит деят-ю рассудка он опирирует идеями,а идеи это представлен.о целях.Это к котор.стремится наше сознание.Основн.противником Канта-это противопол.или внешн.связь субъекта и объекта познания.Это противоречие пытается преодолеть Фихте со своим «субъективным имперализмом».В учение Фихте против.субъекта и объекта преодолев.со стороны субъекта и постулирует в кач-ве субъекта и объекта.В уч-х Шеллинга противопол.субъекта и объекта преодол.со стороны объекта и постулирует в кач-ве «объект ед-ва субъекта и объекта».Философия Гегеля получила название абсолютного идеолизма поскольку в ней постулир.абсолют.ед-во субъекта и объе-го ед-ва суб-та и объекта.Это ед-во раскр-ся на основе процесса.Саморазвития абсолюта или абсолютн.идеи.А сама абсолютн.идея представл.в кач-ве субъстанц.мира.Абсолют.идея прох.различн.стадии одной из них является субъект-дух,который рассматрив.на трех уровнях.1.Антропология,финоменология и психология.Субъект-дух переходит в объект,котор.разворач.в праве,морале,нравств-ти,гос-ве,религии.

Бытие и смысл .Онтология (о бытие), Гносеология(о познании), Антропология(о человеке), Аксиология(о ценностях). В философиии существуют две возможности понимания бытия: 1.Фундаментом мышлением является то, которое всегда обращается к основанию и занимается его поиском. Это основание должно восприниматься в качестве причины, эта причина должна специфирована (?) в понятии абсолюта. Первая возможность задает обязательность (?) соотношения сущего в целом с транцендентным означаемым существующим независимо от сущего. Гипотеза о бытие как транценд-м означаемом-фундамент. Гипотеза метафизична, поскольку выносит область сущего за пределы самого сущего. Бытие мыслится как высшее (сверх)сущее, т.е.как мера или предел того, на что способно сущее как таковое. Потому вовсе не случайно, что транценд. лицо бытия всегда обращение к лицу и к слову самого Бога, онтология и теология обнаруживает свое внутреннее родство.

Онтологические возможности: Основной мотив второго подхода в том, чтобы различить онтологию или метафизику основания и иметь дело с самим существованием (без сущности), с фактическим существованием, с самой истиной, которая в этой фактическом заключается. Согласно этой возможности, бытие понимается не в смысле основания или причины сущего, а в смысле принадлежности к самому сущему. Бытие каждый раз имение этого сущего каждый раз имеется. имение это. Бытие всегда бытие сущего. Нет бытия без сущего так же, как нет сущего без бытия. Но бытие это не сущее. Бытие отличается от сущего. Бытие это самооперация, благодаря которой сущее есть. Благодаря которой сущее выходит в присутвств (?).

8.Бытие и событие.

Быть глагол. В неопред-й форме,а бытие сущ-ое от глагола быть.Будучи субстантированнми глагол быть попадает в репрезентации,восприн-ся в кач-ве сущего,в кач-ве какой-то вещи.Чтобы избежать этой ловушки бытие будет понимать в кач-ве быть,а именно становление.
Вопрос о различ.бытия и сущего трансформ.в вопрос.О различ.сущего и становлен-я.Что есть бытие как становление:Становление имеет место между виртуа-м быть и его актуализ.в конкретном сущем,а не между актуальн-ми.Бытие как становление-виртуал.множ-во,которой в индив.формах,становлен.явл-ся полностью иммонентной дейст-ти и потому относит.этой дейст-ти.Условн.становление сопутствует обусловл.и измен-ся как только изм-ся обусловленное.Быть это-стан-ся,момент(событие)становления которое выражено инфинитивом.Инфинитивы гарантируют специфику и определенность процесса,не наводят ему координаты,кроме того они гарантир-т обрат-ть между прошлым и будущим(зеленеть,краснеть,болеть)Каждый раз глагол инфинитиф указывает на то,что имеет место или на само имение места,на само событие,которое неразр-но с имением места .Не так если бы что-то имело или имеет место.В форме инфинит.глагол это чистое событие,то что происходит или имеет место,не на основе чего-то еще,а именно как чистое событие само по себе.Как только переходим от бытия к быть,т.е к инстанции становления события,тогда всякое сущее,всякая субстанция явл-ся в кач-ве события за котор.нет более какой-то глубинной субстанциональности этом отношение «бытие»это уникальное и сингулярное событие,событие всех событий.Подразд.не бытие а способ бытия,а последнее всегда на поверхности.на грани сущего,природа которого не способна к изменению.3 аспекта соб-я:линг-й,генетич-й аспект:Событ.как порожден.стихия времени.Время радваив.следуя по 2м напр-м:одно устрем-ся.будущее заставл.наст.прох-ть,а друг.сохр-т прошлое.3.Прогмат-й аспект:событ.выз-т в вещ-х и явле-х бестелес-е трансфор-ции.

11.Классич-я и нек-я трактовка простр-ва времени.

Всяпроб-ма пр-ва и вре-ни преоб-т сущ.различн.вид.т.е нечто абсолютное,самодоста-ое,независ.от вещей и неопред.ими.Или же в соответств.с идеями Лейбница(и в посл-й теории относ-ти).т.е как нечто относит.зависим.от вещей и определ. Порядком сосуществов.вещей.Первая концепция получила назв.линейной или простр-й концепции она хар-на для классич-й философ,т.е для филос.нового времени.Для этой фил-ии хар-но поним.врем-ни и прост-ва как однород-го геометризов-го,непрерывного,бескон-го уделимого и равного каждой своей части образ-я.Это поним-е было постулир-но господств.в новое время физико-математ-й парадигмой.2следствия 1.Ему свой-но объектив.простр-ва и времени с чем как его продолж.связ-ны попытки матер-ть простр-во и время,сделать их доступн.простр.способ.измерения.2.Оно тяготеет к покорению,овладеванию,прируче-ю простр-ва и времени устран-ю из них люб-х конеч-х различий.Неклас-я:В соврем.картине мира:простр-во непротивоставл.времени.Они обр-ют ед-во един.прост-ый континент хронотоп(3+1)как основн.типолог свой-во простр.фигуры времен структур в соврем физики.Хронотоп(простр-во и время)Время о простр-вет.е станов-ся формой простр-ва,тем самым отклад-ся,задержив-ся отводится во вне.Простр-во овремен-ся,т.е стан-ся формой времени,инфицир-ся внутр-ми кач-ми времениПространственное становление времени.Временное становление простр-ва т.о.о прост-во и времен.из внеш-х субъстан-й из клас.философ.трансформ.в модусы бытия как станов-я,как события.Друг.важн.особ-ю поним-м промтр-ва и времени связано с их объяснением представлен.Постр-во и время не предмет.вещам их заполн-м,а имен.вещи того времени организ,сплачив-ют,собирают простр-во и время.

9.Бытие и свобода.

Проблема бытия в философии.Основой и бытия и свободы в том чтобы развенчать онтологию или метафизикуоснования и иметь дело с самим существованием(без сущности)с фактиис-м сущ-м,с самой истиной,которая в этой фактичес-я и заключ-ся.Согласно этой возможности бытие понимается не в смысле принадлежности к самому сущему.Бытие каждый раз бытие имение этого сущего.Каждый раз имеется имение это.Бытие не является общим в смысле какой-то общей собствен-ти,бытие дается как событие.Свободаэто основание содержания существование,состоящее в том,чтобы быть без всякого основания.Это то,что изначально дается существ-е.Когда свобода перестает быть вопросом,не вопрос,а факт,фактическое обстоят-во существован-я.В чем чем заключен этот факт?В том,что чел-к не может овладевать своим существованием,не может себя присвоить,своё рождение,смерть,следовательно,свобода это не качество,котором можно обладать,не человек владеет свободой,а свобода владеет человеком и притом человеком.Эту свободу нельзя взять,эта она берет нас и выставляет к вопросу о смысле…

10. Смысл бытия и бытие смысл.

Смысл не есть цель или результат,он всегда уже дается существованием существ.всегда всегда уже внутри смысла.поскольку существов.неотделимо от бытия то смысл принадлеж.бытия вместе.Смысл состоит в разрешение этого вместе.Следоват-но,смысл сам по себе означает раздел,распределение,диалг,диалектику,различие тождественного.Смысл изначально .Смысл составл.мое отношение к себе как ,именицируем,совместен составл.мое отношение к как соотнесенными с другими.Смысл не относится к порядку означающей или сообщения,означаемого с опротивл.какой-либо модели представлен.значения.Это то,что предолевает,предшествует и преследует значению.Смысл выступают в кач-ве прокладывания пути значения,благод-ря чему значения означаю-ся и станов-ся комуницируемыми.

16.формационный подход к типизации социального процесса.

К. Маркс выработал формационный подход к истории, синтезировав рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба.

В историческом материализме утверждалось, Маркс выделял несколько этапов развития общества, и, соответственно, несколько типов общества, от наименее развитого до совершенного — несколько общественно-экономических формаций :первобытно-общинная,рабовладельческая,феодальная,капиталистическая,коммунистическая.Вместе с тем, исследование самих текстов К. Маркса показывает, что сам он нигде вышеописанную схему пяти формаций (т. н. «пятичленку») не предлагал. Её действительными авторами являются скорее В. И. Ленин и И. В. Сталин (см., например, «Философию истории» Ю. И. Семёнова). Соц.формы выражаются в себе историч-ки,поскольку возник.и исчезают,закрепл.в себе определ.обст-ва функционирования и развит.конкретного об-ва,а так же отличиются их отнош.к индивид.бытию людей,по хар-ру их реализации,по масштабу их деят-ти.Потребн-ть в теоретич.описании соц.историч.форм об-ва сформир.пробле-й объясне-я органики связей на данной ступени раз-я этого общ-ва.Маркс выдея-т 5 форм-й,по критерию способа прои-ва,котор-й склад-ся из двух сторон:произв-ые силы и произ-ые отнош-я.Отнош.между этими двумя сторон-ми описыв-т как закон соответ-я уровня развит-я произв-х сил к харак-ру произв-х отнош-й.Решение этого закона и обеспечив.стабил-ть формации,нарушение вызывает смену формации 1-ая возмож-ть,что данная концепция позволяла представл.общ-ва в его историч.развеяли на определ.ступени.Впервые общ-во предств-ся как целостная система с соотв.принципами структурации и ценперациями.-общество личной независ-ти,основ независ-мо от вещей,общ-во свободной индивидуальности.

17.Цивилизационный подход.

Люди привязывались к естеств.услов-м сущ-я:земле,культуте и т.д.Чел-к не может обособл-но развив-ть,индивуад.собств.бытие вне связей непосредственно совместность.В этом общ-ве господст.коллект.взаимосвязи.Общ-во лично не зависим:связи с культурой,сообщ-м,землей нарушены,в организации жизни людей на первый план выходят связи,воплощенные в вещах,которые и выступают в кач-ве.организ-ции жизни общ-ва.Имеются разлож-я общ-ва с одной логика вещей,с другой логика индив.жизни,опосредов-ые связи продолж-т действ-ть,но всё больше актуальн.приобрет.свобода,кач-во жизни,образ-ие,компетенция,знания и т.д.

18.Традиционное общ-во:его основные черты.

Воспроиз-во традицион.общ-ва происх.на основе социальн.связи,являющ-ся личной зависим.человека от челов-ка.Данный мир связи сохран.за счет внеэкономич-го принуждения,огранич.возмож-ти отдельного индивида.Выражением этих связей является традиция,как особого ряда общения и деятел-ти,передающ.из поколения в поколение.Традиция синтезирует в себе структ-ру внешней завис-ти от природы регулярностей и внутрен.пространств.времени организации социальной жизни.Традиция санкцанирует простые воспроиз-ва общ-ва,потому оно консервативно,исключен.всякое рода инновации.

19.Индустриальное общ-во:проблема социального прогресса.

Индустриал.общ-во – в основе развитии промышл.произ-ва.На смену тем земли и деспотии проходят тем денег и гос-ва,террит.знаки замещ.абстрактными колич-ва,а сама территор-я псевдотерритор.реальности.Гос-во как огромное тело обруш.на произ-во ради произ-ва,нейтрализуя и даже агентов и сред-ва пр-ва.Наступает эпоха симуляции .В традиц.общ-ве любая коммуникация имела ответную структуру,поскольку знаки были привязаны к определ.референтам.Так же деньги в кач-ве всеобщ.эквивалентно не имеют реальных референтов,знаки обособл-ся от своих референцев,обращаются на себя таким образом,что смыслы на которых нет ответа.Имеет места экста,коммуникации или террористич.способы возмещения.Индустриальн.общ-во предполагает технич-й базис в виде машинального произ-ва,труд и произ-во становл-я идеалами,а вскоре и идеалами этого общ-ва создает всеобщую обществ.связь,воплощ.в вещах,товарах.В каче-ве самост-й властн.силы она господств.над людьми с другой стороны.Развив-ся новая идейно-психич-я и идеологич-я ориентация ,в формиров.которой сущ.вклад внёс либералами с гео идеями либерал.демократич.гражд-го общ-ва и правого гос-ва.В политике-принцип разделения властей,свобода слова,выбора всех институтов власти.В социал.сфере-принцип равенства возможностей и ответствен-ти личности.Мораль становит.утвердител.для человека,смысл жизни-в неустанном укоренном труде..

20.Контуры постиндустриального общества.

В 20 веке разнотипная кризисная ситуация оборач.границы индустриал.общества(ок .60хгодов)активная разработка концепций постиндустриал-го общества:Д.Беля,А.Тусец,А.Тофмер.единая металогич-я основа,а именно переход от инд.к постиндустриа.общ-в,в котором преоблад.часть жизни людей центрируется.В сфере услуг и информацииявляются источники социал.реальности.Становлен.очевидно,что в энергетике различные виды деятел.людей могут, быть сведены к неким простым обстоят-м измерениям,но в ныне информацион.деят-ть выступает носитель конкретноготспособа взаим.человека с миром.Именно этот обеспечивает его качествен.реализацию.как на уровне прав-ва,так и на уровне потребления.Кач-во деят-ти людей воплощают в кач-во их жизни,происходит постепенный переход от логики вещей к логике главной челов-й деятельности..

21..Гносеологическая трактовка сознания.

Гносеолог-я трактовка фарак-на для классич-й философии(нового времени)Сознание-есть чисто механич.отражение объекта субъектом.Следов.,сознание толкуется по линии противопост.субъекта и объекта.Сознание всегда на соор.субъекта(активн.сторона),тогда как объект лишен любых сознат-х элементов.Этой концепции соотв.определ.трактовка истины,которая соответст.субъективное образу объективн.реальности.Анализ созна-я означ-т обращен.сознания на самого себя,самосознания или рефлексия .классич.философии и как метод,предмет цель процесс сознания.Это трактовка предпол-т на истинность и допускает разделение подлинного на ложное сознания.В качестве классич.трактовке сознания может тезис Декарта:Я мыслью.В данном контексте поним.как оператор любого челов-го дейст-я.

22.Онтологическая трактовка сознания.

Онтологич-я трактовка характ-на для современ.философии и утвержд.в нач 20в.в контексте ситешеческого поворота усилиями таких философск.направлен как феноменология,герменевтика.Согласно этой трактовке сознание не есть отражение мира,ни над миром, ни вне.,ни над миром.Это феноминал-я данность самого мира.Любая система для своего нормпредполаг.собственный Рефлексивный элем-т,собствен-ое зеркало.Индивид сознание есть отражение этого зеркала.поскольку сознание онтологозируется,анализ его отныне означает,анализ тех предметнос тей,в котор-х объективируется это сознание.Теперь не я мыслю,а много мыслится.Сознание оказыв-ся функц-й самой реальн-ти,глаголом бытия.Переход от гносеолог-му к антологич-му вопрос не только теорети-й,метадологич-й но и политика-идеологич-й.Поскольку за определ.трактовкой сознания скрывается механика раздел.обществен.и индивид.сознание,идеологич.установка не формир-ся индивид.сознания,по неким заранее сконстр.схемам,вращивание в психику людей устойч-х форм,определяющ-х стандартные реакции на события.

Общ.сознание сказыв.отчужден.от людей идеологич-й конструкцией,которую затем необходимо включать в реальное поведение людей,а им отражать и осваивать.Тем самым сознание реального челов.индивида редуцир .к познанию,а познание к отражению данной идеологич-й конструкции.Такой подход делает возникн.разговора о том,какое созн.лучше отражает действ-ть.Но как только мы переходим к онтологич-му трактовке,эти разговоры обесмысливались.,поскольку сознание и реальность образуют единый комплекс.

23.Уровни сознания общества.

Традицио-ое в сознании об-ва выдел.две пары уровней:психологич-й,идеологич-й.Критерии их выделения являет. Позиция человека в общ-ве и осознание или собств-ть позиции –обыденное,научно-теорет-ое.Критерии являет.глубина постижения истины.По своим характ-м эти пары схожи,обыденное,психол.сознание-уровень неструкт.локального созн-я,идеолог.и научно-теорет.уровень структурир.сознания,предлог-й особых субъектов его произ-ва(его спец-но вырабат-т).Особый интерес для филос.представл.вопрос о соотнош.идеологич.и научно-теоретич.сознания.идеология вводит в повседневн.сознание людей идею времени,стратегич прогноз,задает образную или понятийную понораму целей,разворачивает поле смысла.Здесь возможно определен.вероятных медификаций сущ-х культурн.стандартов,узлов возможных,социал.конфликтов.Наличие этой идейной проекции соц.процесса явл.нормального напряжения,естествен ориентир сознания.2.В условиях культурного процесса наука мало имеет отнош.к идеологии,она может привлекаться идеологией для проработки отдельных ее познаний,но вцелом наука выполн.другую функцию-добывает новые знания,разрабат.новые сре-ва познават-й деят-ти.

24.Формы общественного сознания.

Так же традиц в сознании об-ва выдел.формы:-права сознания,политич.сознания,мораль,исскуство,религия,наука,философия.Формы сознания объективн.мыслит.конструкты,с помощью которых люди осваивают,преобраз.мир.Осн-я их функ-я –закрепление существующ.порядка,утверж.на личной социал.формы.Сознания об-ва и есть множество его формообразований.Формы сознаний историчны(возникают и исчезают),закрепл.определ.виды человеч.деятел-ти.Первичн.сознание синкретично по мере усиления содерж-я и харак-ра челов-й деят-ти,обособления различ-х ее видов ,окончат.оформляю-ся формы общ.осознания.В послед.эти институлизируются.В совр.общ-ве они отлич. Друг от друга по масштабам из воздействия на соц. Процессы.,их собствен.реализации и воздейст-я индивид.поведение людей форма созн-я оператив.до тех пор,пока она наполн.конкретн.содержанием челов-й.Как только отрывается от содержа-я,она превращ.в очередн.идеолог.конструкцию.

25.Обособление познания в эволюции общества.

Долгое время в философии господств.традиция,видевшая в познании сферу,отделившуюся от практич.бытия людей ,от форм этого бытия людей ,от форм этого бытия.Отсюда требование связать познание и практику,внедрить в науку в жизнь.В 15

В обнаруж.внутрен.родство и единство этих аспектов соц.процесса,поиск новых форм радикальн-х зачастую оказ.связанным с усилением культуры к её сохран.и развитию.Чтобы выяснить в нем это ед-во заключ.надо показать различн.формы этого единства,точнее каким образом познание обособлен.от общ-ва,ведет автономное сущ-ие и всилу каких причин познание само обращено к общ-ву для разрешен.собствен.порадоксов.Познание начинается обос,обляться,когда человек пытается осознать явление и процессы высходящ.за пределы обычаев опыта.Когда таких выходов станов.регулярными,требуется соответсв.инструментальные,деятел-ые организации.подкрепл.Можно назвать неск-ко стимулов для обособлен.:изменивш-е харак-ра жизни человеч.сообществ. и усложн.внутрен.устро-ва общ-ва.,появлен.в общ-ве возможн.содержать группы людей,занятых хранением и передачи знаний.Необход.в новом знании,как следс.,организации усложн.соц.практики.Практич.обобщение разнообраз.человеч.опыта создает предпосылки для сохран. И трансляц.знаний,для спец.работы с ними,признания им формы особых предметовразмышлен.,особых средств коммуникаций между ними.Обособл.познания имеет далеко идущие последствия выработан.особый язык,включаю-й четкое употребл.понятий,определенность их связи,обоснов.их следов.друг за другом .В период обособл.познания эти способности становят.предпосылкой индивид размышления .со времен обособивш.познание начин.оказываться воздейств.практич-ое вне формы жизни общ-ва,и прежде всего средствами познания начин.пользов.религия,теология,экономика,право.

26.Классич-я наука и ее социал-я среда.

Новое время создает новые морально правовые институционные стимулы развеет познания.Обновл.технич.база,эксперимент.развивается,воможности челов.размерностей в рез-те чего он получает возможн.анализир-тьпривычные вещи и систематизир.новые.Мир ест.вещей постепенно уступает место миру вещей искусствен-х.Отнош.людей к природе,друг к другу опосредовано не конкретными вещами и стоящ.за ними конкретными формами челов-й деят-ти,а системами вещей,которые получ.теоретич.выраж.в мыслях.Возникает представление о господстве чело-ка над прир.силами.,утвержд.идея прогресса,основанная на безграничной уверенности в способности чело-ка расчленять и интегрировать вещи.Задача зашифровке вещей,т.е.обнаружение сложных связей,абстрактными выражениями которых в своей простоте выступают научные объекты.Научное описание мира происходит через выделение знач-х св-в вещей и формир.из них функцион-х конструкций.Такое движение познания в сторону объективного знания имеет общекульт.последствия,утверж.формыпредметного дак-ва,колич.оценки данных,сложне аргументации.На основе этого в экономике,праве,искусстве вырабат.единые нормы,стандарты оценки резул-в труда.И только к концу 19 века выясн,что объекты знание наклад.серьезн.огранич на изучен.общ-ва.

27.Постклассическая наука и перспективы философии.

Первонач.огранич.выяв.при изучении прир.систем.Выясн.,что течечные геометр.простр-ва не только наклад-ся ограничения,но и препятств-х познанию.В нач.19 в в сфере научного познания фиксир.т.н.неклассич.объекты.Т.н.объекты напрям.не наблюдаемые не воспроизводимые.Объекты пульсирующие,постоянно возникающие и исчезающ,волнообразные.Мир вещей оказ.неизмерно богаче мира объектов науки.Познание этих вещей требует нового логич.и философ.обоснования и,главными образом,нов-х средств познов.деят-и.Обознач.зависимость познания от этих ср-в,от этих обосн-й.Постановка этой проблемы и указыв.на возникн.социал.культур-го,соц.историч-го истолкования основных форм познаватдеят.людей.Это возможность в свою очередь указывает на внутрен.родство и единство познания и практики.Какие бы абстрактные формы не приним.наука,как бы далеко она не выходила за пределы повседневн.жизни людей,без ествен.соц.рамок все научные попытки обречены на провал или неудачу.В постклассич.период наука и общ-во идут навстречу друг-другу.Наука демонстрир.общ-ву возможности преодол его инерции.Общ-во в свою очередь создает соответсв формы реализации научного исследования.

28.Специфика научного познанияПознават.отношен.человека к миру осущ.в различных формах:в формы обыденного познания,познания художеств.,религиозного,научного познания.Первые три обл.в отл.от науки рассматр.как вненаучные формы.Научное познание выросло из незнания обыденного,не в настоящ.время они далеко отстают от друг от друга.Особ-ти науки познания –свой особый набор объектов познания,они ориентир.на познание сущности предметов .Требует выработки особых языков науки.,в отличие от обыденого познания.научное вырабатывает свой инструментарий исслед-я.,для научного познания хар-на планированность,системность,обоснов.резул-в исслед-й..,наука разрабат осыбые способы обоснования истинности знаний.

Наука это и система провер.на практике достов-х знаний и особая обл. деят-ти,духовного простр-ва,пр-ва новых знаний,со своими методами,формами,инструмент.познания,с целом рядом организаций и учреждений.Это система представл.собой единство знаний и деят.их добыванию и выступает как особый соц.институтвыполн.опред.функц.в общ-ве.-мировозренч-я,характ-ет науку как важного элем-та духовн.жизни и культуры,играющ.особую роль в формир.мировозрения,широго научного взгляда на мир.-непосредств.производ.сылы которая проявл в синтезирование науки,технике и пр-ва.-соц-я,проявл.в том,что науч.знания и методы находят всё более широкое применение при решении широкомасшт.проблем соц.развития.В науке отчетливо просматрив.её членение на две боль-х группы.Наук технич-х и естест-х.Соц.познания отлич.рядом особенностей,связ.и со спецификой объектов познания и со своеобразием позиции самого исследов-ля.В струк-ре науч.познания как правило выдел 2 уровня:-эмпирич.и теоретич,они различ по ряду параметров:по предмету исследов-я:эмпирич-явления,теор-суть предмета.,- по средствам и инстр.познания.,-по методам исслед-я-теор-сист.подход,идеализация.,-по харак-ру добытых знаний:факты и законы,теор-законы,раскр.сущ-ые связи или теории.

29.Философские концепции истины.

Истина-от слова «есть»т.е.то,что действ-но,подлинно есть(отожд с моим сознанием,осознание мира с языком)

Онтологическое-само-бытие-истина.Гносеологич-знание есть истина.1.Два подхода к понятию истины.Онтологич-й-в рамках этого подхода истина-особого рода бытие.Пример:филос.концепция Платона т.е.истина одна из идей,существ-х от чело-ка особен.царстве мыслей.Истина обладает собств.онтолог-м статусом и не нуждается в человеке для своего проявления.Другой пример:теологич-я истина:В соврем.философии Феноменология Гуссария.Онтология Хайдегера.Суть онтологизма не зависима от разлож.вариаций и остается одной:истина-это независ.от субъекта реальность,либо одна из сотавляющ.бытия либо бытие в своей полноте.Гносеологич-й-понимают истину как свой-во,х-ку знания,не существующую от него и от познающ субъекта,обладающ.знанием.Общеприн.в гносеолог.являтся классич.концепция(корреспондентская-Аристотель),в которой истина определ-ся как соответствие знаний и действит-ти.Классич.концепция приписывают х-ки.1)объективность истины независимость содерж-я истинного знания от познающего субъекта.Если по содержанию истина объективна,то по форме она всегда объективна.2.Абсолютность-полнота,безусловность и окончательность абсолютна истинным считается такое знание,которое оставляет свое содерж-ие в любую эпоху.в кач-ве идеала(знания)истины существует как нормативный,регулятивный принцип познават-й деят-ти.Не в реальном познании истина существует в относит.форме:неполноты,незавершенности,условности.Есть такие элем-ты,которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются сферой своего применения.Единства абсолютности и относительности и объективности и субъективности образуют динамичность истины.3.Истина сущест-т в движении,не как оконч-ый резул-т,а как сам процесс познания.4.Конкретность истины: не сущ- ет неизмен.истины для всех ситуаций.Истинное знание продуцирование на условия,где оно получено.Конкретность связана с ее относит-ю.Истинным считается то знание,которое вписывается в систему общепринят.знаний.

30.Проблема критериев истины.

Критерии различ.истинного и неистинного счит.мыслин.или практич.процедура,которая позволяет дать ответ на вопрос о соответствии познават.образа от позноват.объекта.Проблема критерия истины сводится к вопросу о связующ.звене,объединяющим субъективное и объективное,и выступающим основанием сравнения образа и реальности.Три варианта:1.отождествление позноват-го образа

С объектов,устрашение различия между ними.Такой литерпретации содержания сознание в сознание(механич-й материализации 18в)Если сознание полностью сведено к понятию веществ-й материи,между ними нет различия т вопрос об их соотношении меняется смысла.2.Помещение познаваемого объекта утверждении,что в познании человек сталкиввается с такими предметностями,которые образуют его сознание.В рамках этого подхода различие между объектом и субъектом также снимаются,поскольку познаваемый объект находится в сознании или конструируется .3.поиск вязующего звена между субъектом и объектом,объедин-м в себе хар-ку и того и другого,таким связующ.звеном явл.практика.Она определ-ся как предметно-чувств.деятельность по преобразованию матер-х систем.Она-ведущий критерий истины(Маркс).Если знание истинно,то основанная на нем практич.деят-ть будет успешной.А если практич.деят-ть неудачна то лежащ.в основе знание ложно.Данный критерий не всегда может быть использ.,т.к.сущ-ет такие знания,которые напрямую не непереведены в материал.чувств.план.Для подтвержд.таких знаний использ.другие критерии…1.Красота:выраж.личную удолетворенность результата познания.Суть принципа красоты в том,что хорошая теория отлич.особый эстетич.гармонией,элегантностью,ясностью и стройностью.

31.Классическая парадигма в философии и науке.

Классич.парадигма предпологает наличие сист.образов,определений и понимание основных аспектов и сфер бытия.Предпол.и соответств.этих образов их выявлений,распространения,закреплен.в конкретных формах человеч.деят-ти.В этом образ.форма описания и объяснения предзадана и,когда она сталкивается с реальностью,она выдел. В ней строго определ-ые кач-ва.Соотв.какие-то кач-ва не учитываются образцом,остаются в тени или попросту отсекаются.Эта особен-ть классич.образца подкрепл.его опорой на научные обоснования.В частности,классич.философия,использует авторитет и аргументы науки для предания своим образцам особой социальной значимости.Связь классич.философии с наукой это прежде всего связь с логикой,которая первон-но развив.в составе самой философии ,а затем,в рамках отдельных от дел-х наук(естеств),это есть логика,обеспечивающ-я классификации,обобщения,редукции,процедуры сопоставления и измерения.Естеств.устойчивость классич.образцов становится одной из важных предпосылок их распада,поскольку именно невозможность использовать классич.картину в работе своеобразн.и динамичн.системами заставл.людей засомневаться в её надежности,а затем предать её критике и пересмотру.Однако,начавш.в конце 19 века кризис классич. Образцов обнаруж.ещё одну их важную особен-ть,по мере того как выясн.их методеологич-я ,открыв.их роль в воспроизводстве культ-х форм,в трансляц.человеч.опыта через простр-во и время.Распад классич.образцов представлял же только кризисом в познании природы и общ-ва,он грозил существ-ю фундамент-х стр-р хранения и передачи человеч.опыта.Классич.образцы обнажали своё значение форм социального воспроиз-ва и свою неспособ-ть соответст.этому предназначению.

32.Неклассическая парадигма.

Ситуация,которую принято называть неклассич.выявл.не в философии и не философией,она обнаруж.себя на границах философии и науки,когда классич.теории познания сталкив.с объектами,не укладыв.в привычнуе познавател.формы.В конце 19 в такие объекты восприн. Как исключ.из правил,как экзотич.представл.микро и макро миров.Однако число подобных объектов постоянно возрастает и вскоре приход мириться с тем что природа,казалось бы ясная,законосообразная,окружает человека,всевозможн.ненаблюд,нефиксируемыми,загодочными объектами и явлениями.К сер.20выясняется,что и общ-во относится к такому рода объектами что оно не может быть редуцировано к вещам,инструментам,механизмам,машинам,работающ.с вещами.Классич.установка на устойч.приданное и мыслит образцы оказыв.несостоятел.Классич образцы ,утративш.свою привилигир.позицию переходят на положение рядов-х средств человеч.деят-ти.Само общ-во видится совокупностью взаимодействий разных субъектов,удержив.от нашего произ-ла только жесткими стр-рами социальности.Тем социальности предстает раздел между множеством субъектов со своими моделями поведения,жизни и деятел-ти.Простр-во общ-ва постепенно заполн.такими онтенегизированными моделями.Вознкает проблема не только огранич.такого типа деятел.,но и разных моделей мира,определения решения их взаимодействия.

33.Постклассическая парадигма в философии и науке.

Философия как проявление духовной культуры не сводится только к науке. Однако закономерности развития философии в качестве науки, на наш взгляд, ничем не отличаются от закономерностей развития прочих наук. Важной закономерностью развития любой зрелой науки является периодическая смена парадигм. Советский вариант марксистской философии ("марксизм-ленинизм") обладал всеми признаками научной парадигмы, всячески поддерживаемой "нормальной наукой". После политического крушения советского строя многие философы перешли на допарадигмальные позиции, просто отбросив те преимущества, которые дает ученому наличие парадигмы. Конечно, сохранение "марксизма-ленинизма" стало проблематичным не только по политическим, но и по внутритеоретическим причинам. Но кризис той или иной парадигмы, на наш взгляд, не может рассматриваться как повод для отказа от парадигм вообще. Мировая наука уже давно выработала конструктивный способ преодоления кризиса парадигм с помощью научных революций. Поскольку философия обрела парадигмальный статус не так давно, в ней, в отличие от физики, еще не отработана общая "технология" научной революции, и даже отдельная конкретная научная революция в философии сегодня явно запаздывает, ибо кризис старой парадигмы налицо, а новой парадигмы еще нет. Подробное рассмотрение данного вопроса уже давно назрело хотя бы в силу того, что в то время как мировая наука в целом радикально поменяла свой характер в течение двадцатого века, став уже во многом постнеклассической, именно та философия, которая пытается быть наукой и опираться на остальные науки, не претерпела соответствующих фундаментальных изменений и осталась в целом такой, какой нам ее оставили классики марксизма.

На наш взгляд, современная философия, если она желает оставаться наукой, должна обрести соответствие прочим наукам, т.е. выработать постнеклассическую парадигму. Ключевым пунктом процесса смены парадигм в современной философии является замена ее основного вопроса. Если в центре "марксистско-ленинской" методологии находится определенное (а именно материалистическое) решение вопроса об отношении сознания к материи, то в центре постнеклассической методологии находится определенное решение вопроса об отношении человека к миру, а именно утверждение приоритета глубинных человеческих интересов и ценностей, человеческой практики по отношению к окружающему миру (при учете обратного воздействия последнего на каждого человека и общество в целом). Для постнеклассической философии изучение человека является исходным пунктом и конечной точкой любого философского исследования. Вопрос об отношении человека к миру является центральным не только для постнеклассической науки, но и для мировоззрения как такового. В этом пункте постнеклассическая философия

непосредственно сочетает в себе качество науки и качество мировоззрения, в то время как для "марксизма-ленинизма" такой синтез был далеко не простым делом.

По мере развития концепции смены парадигм стало ясно, что между старой и новой парадигмами существует глубокая преемственность. Так, правильное решение вопроса об отношении сознания к материи является необходимой предпосылкой и средством правильного решения вопроса об отношении человека к миру. Тем не менее, всегда существуют научные проблемы, которые в рамках старой парадигмы не могут быть удовлетворительно разрешены. По нашему мнению, одной из таких проблем для "марксизма-ленинизма" выступает проблема субъекта. Последняя ― не единственное, и даже, быть может, не самое яркое проявление кризиса "марксистско-ленинской" парадигмы, но это именно та проблема, решение которой является ключевой для обоснования смены философских парадигм. Весьма характерной для "марксистско-ленинской" философии является путаница между парами понятий "субъективное" и "объективное" с одной стороны, и "субъектное" и "объектное" ― с другой. Однако самым важным аспектом рассматриваемой проблемы выступает следующее: убеждение большинства советских философов в том, что содержание категории "субъект" ограничено сферой социального, сознательного и целенаправленного, не имеет под собой никакого достаточного основания, является конвенцией и препятствует раскрытию подлинной природы субъектности как атрибута материи. Вместе с тем, позиция тех философов, которые все же отваживались распространять категорию "субъект" на сферу природы (1), была довольно уязвимой (2) ― по нашему мнению, в силу того, что они не использовали ключевой момент в обосновании данного тезиса ― категорию "субстанция". На самом же деле, поскольку субстанция ― causa sui, постольку она изменяет самое себя, в силу чего у неё есть активная (субъект) и пассивная (объект) стороны. Таким образом, адекватные определения категориям "субъект" и "объект" можно дать только посредством обращения к понятию "субстанция". Любая субстанция выступает в качестве субъекта. Существует иерархия природных субъектов, которую венчает социальный субъект (субъект в собственном смысле слова). Этот социальный субъект является в качестве наиболее сложного субъекта репрезентативным по отношению к остальным субъектам. Таким образом, изучение субъектности начинается именно с человека, но продолжается в поиске неразвитых "человеческих" черт в природе, в поиске путей раскрытия ее "человеческого" потенциала. Это в принципе позволяет наладить тот "диалог" человека с природой, которого так не хватает в условиях экологического кризиса, вызванного в немалой степени тем, что природа рассматривалась просто как объект приложения человеческих усилий. Так происходит рождение современной постнеклассической рациональности. Гипертрофирование роли сознания в раскрытии сущности субъекта проистекало из "марксистско-ленинской" парадигмы, требовавшей любую философскую проблему загонять в "прокрустово ложе" отношения сознания к материи и тем самым в очередной раз подтверждать правоту самой парадигмы. Но проблемы современной эпохи ― это проблемы не сознания, и не материи, а проблемы целостного человека.

Вопрос об отношении человека к миру предполагает в принципе три (а не два, как в энгельсовской трактовке основного вопроса философии) варианта ответа, выраженные в истории философии: в классической, неклассической и постнеклассической философии. Философия развивается путем отрицания отрицания, по циклам (в итоге получается диалектическая "спираль"). Каждый цикл начинается с классического мышления, определяющей чертой которого является признание и оправдание диктата мира над человеком ("монолог" мира). Классическая наука стремится построить абсолютно истинную картину природы. Она не детерминирована никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов. Характеристики субъекта познания исключены из классической науки (3).
Соответственно, из классической философии исключен человек как субъект практической деятельности и самого философствования ― исключен со всеми своими проблемами, переживаниями, способностями и потребностями. Все эти реальные предпосылки философии не осознаются классическим мышлением. Человек рассматривается классической философией исключительно как объект философского исследования, подобный всем прочим его объектам. На место человека как единственного реального философствующего субъекта встает какой-нибудь мнимый субъект философствования ― например, абсолютная логическая идея или объективная истина. Типичные классические философы: Демокрит, Гегель, Энгельс. Философия выросла из мифа, и в классическом мышлении постоянно воспроизводит миф, только каждый раз на новом уровне (миф Энгельса состоит в том, что Солнце погаснет и люди обречены). Нашим потомкам наши представления о мире будут казаться столь же нелепыми, как нам ― представления о мире древних греков. Но, в отличие от древних греков, мы знаем, что наши потомки опровергнут наши знания. Так стоит ли основывать философию с далеко идущими выводами только на данных опыта или естествознания, которые могут быть опровергнуты человеческой теорией и практикой уже через несколько десятков или сотен лет?

Неклассика справедливо полагает, что не стоит. Типичные носители неклассического мышления: софисты, экзистенциалисты. Неклассическая наука вводит представление об активности субъекта познания. Приходит понимание того, что ответы природы на наши вопросы зависят от способа постановки этих вопросов (4). Соответственно, неклассическая философия сосредотачивается на человеке как субъекте философствования, а не на объектах философского исследования. Неклассическая философия ― это бунт, навязывание миру своих собственных представлений и оценок ("монолог" человека). Поэтому неклассика мало что дает для познания мира, но она является необходимым звеном в развитии философии, ибо поворачивается лицом к человеку и его проблемам. Однако зачастую неклассика не может решить этих проблем, поскольку не учитывает обратную реакцию мира на действия человека.

Эта задача решается постнеклассической философией, которая налаживает "диалог" человека с миром. Инициатором этого "диалога" и его ведущей стороной является человек, ибо именно он философствует, задавая вопросы миру. Это именно настойчивые вопросы, а не предписания или раболепная покорность. Человек выступает неотъемлемым компонентом сложных объектов современной, постнеклассической науки. В силу этого учет человеческих ценностей с необходимостью включается в методологию научного исследования, что обеспечивает соблюдение наукой объективно-реального подхода в современных условиях (5). В постнеклассической философии качество мировоззрения, т.е. "диалога" человека с миром выражено наиболее ярко и последовательно. Именно поэтому постнеклассическая философия предвосхитила общую структуру постнеклассической рациональности задолго до возникновения современной постнеклассической науки. Типичные постнеклассики: Сократ, Маркс.
Таким образом, ни одна мало-мальски заметная философия, вопреки мнению Ленина, не является "пустоцветом" на живом древе познания. В постнеклассике история философии получает необходимую динамику. Постнеклассика является синтезом, завершением цикла философского познания. Однако дальнейшие открытия в природе (зачастую соотнесенные со знанием, добытым постнеклассикой) заставляют вновь пересмотреть представления о человеке. Так с новой классической философии начинается новый цикл философского познания. Современная наука настоятельно требует, чтобы весь этот цикл протекал быстро, в сжатом виде и с наименьшими
интеллектуальными издержками, т.е. в голове одного человека. И этим человеком может быть только обладатель постнеклассического мышления. Таким образом, только сейчас постнеклассическая философия получила возможность обретения устойчивого парадигмального статуса, благодаря которому ей не будет "угрожать" новый Энгельс.
Эвристический потенциал постнеклассики по сути равен творческому потенциалу человека. Постнеклассический философ, в отличие от классического, всегда будет искать реальное и конструктивное (а не иллюзорное, как неклассик) решение любых человеческих проблем, даже если объективные условия (пока!) не позволяют решить те или иные проблемы. Человек как универсальная причина, как субстанция в конечном счете оказывается сильнее обстоятельств, сильнее мира.