Введение

ПОЛИТОЛОГИЯ

Конспект лекций

(для всех специальностей)

Алматы 2010

Под ред. Н.Р. Джагфарова.

СОСТАВИТЕЛИ: З.А. Абдуллина, А.С. Кабылова. Политология. Конспект лекций для всех специальностей. – Алматы: АИЭС, 2010. – 41 с.

Предлагаемые конспекты лекций для студентов очного отделения всех специальностей, обучающихся по программе бакалавриата по курсу политологии, содержат тексты лекций по каждой теме курса в расчете на изучение данного предмета в объеме двух кредитов, а также литературу по данному курсу.

С точки зрения мировой науки политология имеет более чем двадцати – вековую историю. Точкой отсчета можно считать капитальный труд Аристотеля «Политика», в котором осуществлен сравнительный анализ политических систем древнегреческих полисов (городов–государств). В качестве учебной дисциплины в вузах нового времени политология существует более века.

Цель политологии – осмысление политики, важнейшего феномена человеческой культуры. Умение ориентироваться в политическом процессе, разбираться в сути политических явлений в обществе сразу возникнуть не может. Для этого необходимо знание самых разнообразных проблем: характера властеотношений, типологии политических режимов, состояния политической культуры. Необходимо знание специфики государственной власти, умение отличать легальность от легитимности и т.д. Знания, приобретаемые человеком в процессе изучения политологии, позволяют ему более осознанно оценивать свое место и роль в обществе, а также выбирать цели и средства их реализации на различных уровнях.

Лекция 1. Предмет политологии

1.1. О предмете политологии, ее структуре

1.2. О методологии и методах политологии

Цель лекции: дать студентам представление о политологии как науке, о ее предмете, месте в системе современных наук об обществе, о значении ее для человеческой практики; ознакомить студентов со становлением политологии как учебной дисциплины, с ее задачами и структурой курса.

Содержание: в лекции рассматривается категория «политика», основные вехи изменения ее понимания в ходе развития политической мысли (Аристотель, Макиавелли, марксизм, Вебер); характеризуется современное понимание политологии как науки о власти и отношениях по поводу власти; о роли человека в политической жизни; рассматривается вопрос об отличиях политологии от других наук, изучающих общество – социологии, философии, экономической теории и права; о структуре современного политического знания; о методологии, методах и частных методиках, применяемых в политологических исследованиях.

1.1 Слово политология состоит из двух частей – политика + логос, что означает наука (учение) о политике. Она имеет более чем двадцативековую историю: достаточно сказать, что проблемы политики исследовались в Академии Платона, а от ученика Платона – Аристотеля остался капитальный труд «Политика», посвященный изучению политических систем древнегреческих городов–государств. А в новейшей истории политология как учебная дисциплина, в вузах различных стран начала изучаться более чем 100 лет назад, в девятнадцатом веке.

В трактовке содержания понятия политика существует несколько основных подходов. Согласно первой традиции, идущей от Аристотеля, политикой считается все, что, так или иначе, соотносится с государством и с проблемой управления им. По Аристотелю, политика – это «искусство управления государством». Он обосновывает следующие мысли: человек по природе своей существо общественное, политическое; высшая форма человеческого общения – это государство, которое ставит своей целью достижение общего блага – лучшей жизни для всех членов общества; политика – «самая главная из наук и искусств», потому что она ставит своей целью исследовать и отыскать «наилучшие виды государственного устройства»; мыслитель пишет о качествах, необходимых государственным деятелям для успешного управления обществом. Как видим, у Аристотеля политика связана с моралью.

Отделение политики от морали, исследование ее (политики) в качестве самостоятельного предмета связано с именем Н. Макиавелли (16 век). По Макиавелли, политика – это совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы «прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее». То есть, главная проблема политики – это государство и власть, методы борьбы за власть.

Следующая традиция связана с марксизмом. Марксистско-ленинский подход отличается тем, что политика здесь понимается как отражение социально-классового интереса, как сфера отношений больших социальных групп – классов, наций и т.д., каждая из которых преследует свои интересы. Государственная же политика определяется как инструмент поддержки господства определенного класса; считается, что политика и политические отношения исчезнут с исчезновением классов и государства (в будущем коммунистическом обществе). Марксистский подход оставил заметный след в трактовке политики и политических явлений, особенно в раскрытии связи политических явлений с классовым интересом. И хотя, в целом, рассмотрение сущности политики через призму классового подхода обусловило определенную ограниченность марксизма на современном этапе исторического развития, это не уменьшает значимости классового ракурса политики.

С конца Х1Х века и в ХХ веке наметился новый подход к трактовке политики. Согласно ему, политика определяется как наука о власти вообще (не только государственной!), как наука о власти, управлении и авторитете во всех человеческих сообществах и группах. Такое понимание политики берет свое начало в произведениях выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920 гг.). В работе «Политика как призвание и профессия» он писал: «политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает». (Вебер М. Избр. произведения. – М., 1990, с. 644, 646).

Следовательно, объектом изучения политологии является политика, политическая жизнь общества в целом, процессы, происходящие в политической подсистеме общества, т.е. политическая реальность, окружающая нас. Предмет политологии – это законы становления, функционирования и развития политической власти как центрального звена политики, объективные и субъективные факторы, воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. Таким образом, политология – это наука о политике и политических отношениях в обществе, о закономерностях развития и становления политической власти, о месте и роли человека в политической жизни.

В структуре политического знания в зависимости от того, на изучении какой проблематики делается акцент внутри политологии, как общей науки о политике, можно выделить следующие составные части:

1) политическая теория – изучает политический процесс, т.е. функционирование политических институтов и общественно-политических сил. При этом ставится задача осмыслить и выявить общие закономерности и тенденции развития политического процесса;

2) политическая философия – изучает идейное содержание политического процесса;

3) политическая социология – изучает взаимосвязь политических отношений с социальными, а, с другой стороны, социальное содержание политических процессов и социальные последствия политической деятельности;

4) политическая психология – изучает психологические факторы политической деятельности на уровне личностного и массового сознания.

Сказанное касается политологии в широком смысле слова. В узком смысле под политической наукой имеют в виду собственно политическую теорию. Так, в одном из документов ЮНЕСКО (Париж, 1948 г.), посвященном политической науке, ее содержание и структура раскрываются следующим образом:

1. Политическая теория (вместе с историей политических идей);

2. Политические институты;

3. Партии, группы и общественное мнение;

4. Международные отношения.

Политология как наука выполняет ряд функций: теоретико-познавательную, управленческую функцию, воспитательную функцию, прогностическую функцию.

1.2 Каждая наука опирается на определенную методологию и методы. Методология – это общая теория познавательной деятельности, в ней речь идет о концептуальных подходах, о том, что познавать и как познавать; методы – это конкретные приемы и способы исследования и изучения проблемы. В марксистской методологии, например, главным является классовый подход к изучению общественных явлений, который ориентировал на то, что любое политическое, идеологическое, нравственное и т.д. явление рассматривалось с точки зрения классовых интересов и классовой борьбы. Современная западная политология в методологическом отношении тяготеет к позитивизму. Характерная черта позитивизма – требование деидеологизации научного исследования – анализа и описания: никакой идеологии, никакой философии!

В рамках позитивистской методологии в политической науке широко применяются методы: структурно-функциональный, бихевиоризм.

Структурно-функциональный метод ориентирует на рассмотрение политики как некоей целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции.

Суть бихевиористского метода применительно к политике заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения (осознанного или подсознательного) людей, личностей и групп.

К бихевиоризму примыкает так называемый психоаналитический метод. Речь идет о применении в политических исследованиях метода психоанализа, который ориентирует на изучение субъективных мотивов политической деятельности. В западной психологии он считается эффективным при изучении проблемы доверия масс к политическим институтам и лидерам.

Вместе с тем, следует отметить, что в современной политологии используются методы, которые выходят за рамки позитивистской методологии. Речь идет об аксиологическом методе (ценностном) и о социологическом методе.

Суть аксиологического метода заключается в том, что он ориентирует исследователя на выявление значимости (ценности) тех или иных политических явлений для личности, группы и общества, на отбор политических ценностей, на поиски лучшего, с точки зрения общего блага.

Социологический же метод ориентирует на выяснение социальной обусловленности политических явлений, экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Этот метод также обоснован марксизмом и широко применяется в политологии (с отсечением принципа классового подхода).

Особо следует сказать о сравнительном методе в политологии. Его нельзя признать специфическим для политологии, это, скорее, общенаучный, общелогический метод: сравнение – путь к познанию в любой науке (через сопоставление к выделению общего и специфического в явлениях). Неслучайно сравнительный метод является таким же древним, как само познание мира. Этим методом широко пользовался Аристотель, который в книге «Политика» сопоставляет формы правления в 158 греческих городах-государствах. И в современной западной политической науке сравнительная политология представляет собой широко развитое направление. Речь идет о сравнительном изучении политических систем и их институтов и т.д.

В политологии, кроме того, существует достаточно обширный набор специальных и частных методик. Речь идет, прежде всего, о т.н. теориях среднего уровня, которые предлагают набор концептуальных схем и парадигм, являющихся, своего рода, методиками для изучения политического процесса, институтов и т.д. В отличие от методологических теорий, которых немного, теорий среднего уровня множество. Например, в американской политологии бывшие социалистические страны изучались в рамках школы тоталитаризма (З. Бжезинский, Х.А. Арендт и др.). Страны третьего мира анализируются с помощью теории политической модернизации. Капиталистические страны рассматриваются в рамках теорий: государства всеобщего благоденствия, теории плюралистической демократии и т.д.

Изучение политики невозможно без частных методик. Они позволяют прояснить конкретные политические явления, состояния, ситуации. С помощью их эмпирический социологический материал направляется в русло политологического анализа, в теории среднего уровня. Политическая наука не может обойтись без солидного социологического фундамента. Частные методики формируют принципы анализа статистических данных, опросов населения (анкетирования, интервьюирования), прямого наблюдения, изучения документов. Конкретные политические ситуации в любых пространствах изучаются по схеме: провести анализ – поставить диагноз – сделать прогноз. Широкое распространение получило изучение предвыборных компаний, правительственных кризисов, международного политического процесса и т.д., причем с высокой долей вероятности прогнозов. Так, достаточно широко применяемой является схема Лассуэла.

Существуют теоретические схемы (многократно проверенные) развития общественно-политического кризиса. Например, согласно одной, кризис проходит через три стадии:

1) дестабилизацию;

2) прояснение ситуации через размежевание сил (конфликтная стадия);

3) разрешение конфликтов.

Такая конкретная политология пользуется большим спросом на рынке политической борьбы, у правительств, политических лидеров, партий. Политологическая экспертиза принимаемых решений, законов становится неотъемлемой частью профессиональной политики.

Лекция 2. Власть

2.1 Понятие, сущность, теории.

2.2 Политическая власть и политическая система. Государство.

2.3 Политический режим.

Цель лекции: раскрыть сущность власти как основополагающей категории политической науки, особенности политической власти, формы ее правления и механизм осуществления.

Содержание: сущность власти раскрывается на основе веберовского подхода (власть как общественное и волевое явление), характеризуются составные элементы власти, формы ее правления. Рассматриваются теории, посвященные осмыслению механизмов осуществления власти (реляционистские, бихевиористские, системные). Характеризуются особенности политической власти и основной ее формы – государственной власти, даются определения категорий: политическая система и политический режим.

2.1 Власть – основополагающая категория политологии. Именно она дает ключ к пониманию сущности политики, функционирования политических институтов.

На протяжении долгой истории своего существования понятие «власть» породило великое множество различных трактовок, теорий. Изучению власти уделяли пристальное внимание многие выдающиеся философы: Аристотель, Д. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Гегель.

Новую страницу в анализе власти открыл немецкий социолог М. Вебер. Он ввел в науку понятие «социальное действие», которое предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида и ориентацию на другого. Вебер понимает под властью любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана. Власть, по Веберу, первична. Производной от нее является политика и все, что с ней связано. На основе этого определения можно выделить следующие элементы власти, без которых ее не может быть:

а) наличие не менее двух партнеров властеотношений; власть не столько свойство субъектов, сколько отношения между ними;

б) приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций;

в) подчинение того или тех, над кем власть осуществляется;

г) общественные нормы, устанавливающие пределы для осуществления приказов, санкций и подчинения.

Власть, как способность проводить волю проявляется в самых разнообразных формах: насилие, господство, зависимость, руководство, управление, контроль и т.д.

Механизмы осуществления власти, ее ресурсы, основания пытаются объяснить многочисленные теории власти: телеологические теории, биологические теории, реляционистские теории, бихевиористские концепции власти.

На новый уровень понимания власти выходят системные концепции (Т. Парсонс и др.). Они рассматривают власть как свойство разных социальных систем. Причем, в каждой системе у власти своя специфика: в малых, микросоциальных системах – семье, трудовом коллективе, группе по интересам – одна; в макросоциальных системах: экономической, социальной, политической, духовной – другая.

2.2 Политическая власть – это особый вид власти. Она представляет собой способность класса, группы, индивида проводить свою волю за счет контроля над основными институтами управления обществом. Политическую власть характеризуют две основные черты:

1) масштаб: она воздействует на социальные группы, общество в целом;

2) возможность применения государственных рычагов, оформления в виде государственных решений.

Политическую власть отличают также следующие характеристики: легальность – чисто юридическое, законное обоснование власти; легитимность (понятие введено М. Вебером) – внутреннее, социальное признание власти, узаконивание власти в глазах общества. Легитимность характеризует престиж власти; позитивные и негативные санкции, используемые властью (награды, поощрения, наказания, репрессии); средства и каналы связи, которые власть использует для проведения своих решений в жизнь.

Политическая система – совокупность институтов, обеспечивающих существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Главная функция политической системы – управление. В ней выделяются четыре подсистемы: политические организации; политические нормы; политические отношения; политическое сознание.

Политическая власть рассредоточена по всему полю общественного пространства, поскольку она образуется взаимодействием различных социальных субъектов. Различают два типа субъектов политической власти. Это субъекты социального уровня: класс, этнос, масса, группа, индивид и др. Вторую группу составляют институциональные субъекты. Это политические организации: государство в целом, его отдельные структуры: парламент, президент, армия, а также партии, движения, оппозиция, лобби и т.д.

Главный элемент политической системы – государственная власть. Соотношение государственной и политической власти можно выразить формулой: всякая государственная власть является политической, но не всякая политическая власть является государственной.

Понятие «государство» употребляется в двух основных смыслах:

1) как организация большой социальной группы; в этом случае оно тождественно таким понятиям, как «народ», «общество», «страна»;

2) как совокупность определенных управленческих структур, государственный аппарат, правительство.

В политологии оно употребляется именно в этом, втором смысле.

От других социально-политических организаций государство отличают следующие признаки:

1) наличие системы органов, занятых управлением и охраной общества;

2) монополия на принудительную власть;

3) право и возможность осуществления внутренней и внешней политики – экономической, социальной, военной – от имени всего общества. Это, не что иное, как суверенность государства (независимость), т.е. наивысшая, неограниченная власть по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ;

4) монопольное право издание законов и правил, обязательных для населения;

5) организация власти по определенному территориальному делению;

6) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения на формирование общенационального бюджета.

У государства есть свои атрибуты, к которым, кроме общеизвестных символов(герб, флаг, гимн), относятся: территория государства, население государства и государственный аппарат.

Государственная власть делится на три ветви: на законодательную, исполнительную, судебную. Для осуществления каждой ветви власти функционируют свои структуры, которые разделяются на центральные и местные.

Важными характеристиками государства также являются:

а) форма правления – формальный источник поста главы государства: либо наследственный монарх (монархия), либо выборный президент (республика);

б) национально-территориальное устройство или структура государства. Это соотношение сфер компетенции между центральными и местными органами власти. В унитарном государстве территория государства единая, неразделимая, в ней нет внутренних государственных образований. Федерация – союзное государство с верховенством центральных институтов. Конфедерация – это союз государств с верховенством местных институтов.

Главная роль государства – управление обществом. В ходе ее реализации государство осуществляет следующие внутренние функции: экономическую, социальную, обеспечение правопорядка, защиты существующего общественного строя, культурную, воспитательную, образовательную. Внешние функции государства – осуществление политического, экономического сотрудничества с другими государствами.

2.3 Политический режим – это система методов осуществления государственной власти, отражающая состояние демократических прав и свобод; способ общения государства с гражданским обществом.

Для определения политического режима нужно проанализировать:

- кто (классы, партии, элиты, группировки) находятся у руководства государством;

- каким методам управления отдается предпочтение – прямым, насильственным («голая власть» по Б. Расселу) или косвенным, демократическим;

- допускается ли и в каких пределах деятельность институтов социальной борьбы и давления, в частности, оппозиционных партий, профсоюзов и других организаций;

- каково положение личности в государстве. Два последних признака есть не что иное, как состояние гражданского общества.

Политическая история стран мира показывает наличие огромного разнообразия политических режимов. По существу, в каждой стране устанавливается свой режим. Но в целом все политические режимы можно объединить в три основные группы: тоталитарные, авторитарные, демократические.

Тоталитарные режимы характеризуются тотальной государственной властью, полностью подчинившей себе гражданское общество, а значит, практически, отсутствием последнего. Тоталитарная власть насильственно организует общественную жизнь на принципах чрезвычайного положения. Общество милитаризуется. Различают два варианта тоталитаризма: праворадикалистский (фашизм) и левоэкстремистский (сталинизм, маоизм, режим красных кхмеров в Кампучии).

При авторитарных политических режимах существует сильное государство, обычно базирующееся на авторитарной власти лидера, и пока слабое, но формирующееся гражданское общество. Авторитарная власть часто устанавливается недемократическим, насильственным путем. По сравнению с тоталитарными режимами меньше применяются насильственные методы, в том числе, и для подавления народных инициатив и движений, чаще используется социальная демагогия и компромиссы. В гражданском обществе прорезаются первые ростки течений, оппозиционных режиму, формируются органы социальной защиты трудящихся, появляется общественное мнение (пока слабое, иногда угодливое, но важно начало).

При демократических режимах существует развитое, структурно оформленное гражданское общество, которое формирует, контролирует государство, в то же время, выполняет все его решения, ибо и общество, и государство живут по одним законам. Действует четкое разделение властей. Власть рассредоточена по широкому полю социального пространства, она всюду контролируется и имеет противовесы.

Демократические политические режимы по способу формирования и взаимодействия верховной государственной власти принято делить на два главных типа: парламентский и президентский.

Классическими чертами парламентского режима являются следующие:

1) дуализм исполнительной власти: неответственный глава государства – монарх, президент – и правительство – кабинет министров;

2) ответственность правительства (кабинет министров) перед парламентом. При парламентском режиме президент или монарх не руководят государством, не обладают чрезвычайными полномочиями. Они носители официальных государственных представлений;

3) наличие средств обоюдного воздействия между правительством и парламентом для сохранения равновесия властей.

Главное средство воздействия парламента на кабинет – вотум недоверия; кабинета на парламент – досрочный роспуск, осуществляемый главой государства. Парламентские режимы существуют в большинстве европейских стран. Наиболее яркие примеры: Великобритания, ФРГ, Австрия, Испания, Скандинавские страны.

Главной отличительной чертой президентского режима является отсутствие дуализма исполнительной власти. Президент считается и главой государства и главой исполнительной власти – правительства. Президент избирается всеобщим прямым или косвенным голосованием всего народа. Точно так же на других выборах избирается парламент. Президент назначает министров, которые вместе с ним не ответственны перед парламентом. Каждый из них индивидуально уполномочен лишь осуществлять политику главы государства. Президент и парламент независимы друг от друга, поскольку парламент не вправе сместить президента и министров с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент. Классическим примером президентской республики является США. В России, Казахстане, других республиках СНГ тоже складываются президентские режимы, с присущими им особенностями.

Лекция 3. Гражданское общество и правовое государство

3.1 Гражданское общество (ГО): идея и развитие концепции.

3.2 О правовом государстве (ПГ).

3.3 О формировании ГО и ПГ в постсоветском обществе.

Цель лекции: помочь студентам разобраться, что представляют собой эти два феномена, уяснить их сущность и основные признаки; осветить проблемы формирования гражданского общества (ГО) и правового государства (ПГ) в независимом Казахстане.

Содержание: Раскрывается содержание идеи ГО, характеризуются основные вехи развития теории ГО в истории политической мысли (Т.Гоббс, Дж.Локк, Г.Гегель и др.), а также современное понимание ГО, его институты и сферы. Правовое государство рассматривается как одна из предпосылок зрелого ГО, характеризуется его основные признаки. В заключение показано, как в условиях независимого Казахстана создаются основные предпосылки для формирования ГО, формируется его концепция, характеризуется его нарождающиеся институты.

3.1 Идея гражданского общества (ГО) включает в себя два вопроса:

1) как обеспечить свободой, без прямого вмешательства государства, жизнедеятельность людей по удовлетворению своих потребностей – материальных, духовно-нравственных, семейных и служебных. Речь идет о выборе профессии и трудовой деятельности в соответствии с нею; о выборе верований, образовательных и дружеских сообществ; о создании семьи и т.д.;

2) как обеспечить свободное, без прямого вмешательства государства, общение и взаимоотношения граждан в процессе их жизнедеятельности; создание ими различных общественных организаций и институтов в целях реализации своих индивидуальных и коллективных потребностей.

Речь идет о самых различных добровольных объединениях граждан – бизнес-сообществах (кооперации, акционерные общества), объединениях по верованиям (религиозные сообщества), по профессиям (профсоюзы), по интересам (спортивные общества, любительские общества самого различного характера), по политическим предпочтениям (партии) и т.д.

Другими словами, под гражданским обществом понимается система межличностных (межгражданских) отношений, а также разветвленная система независимых от государства общественных организаций и институтов, призванных обеспечить условия для реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальные или коллективные.

Идея и реальные зачатки ГО появляются уже в античном обществе. Например, в Афинской республике граждане имели право на частную экономическую деятельность, а также право избирать и избираться во власть. Но гражданами были не все – только свободные, рабы – нет. Кроме того, государство (= общество) вмешивалось в частную жизнь граждан (пример: обвинения и смертный приговор Сократу за взгляды, расходившимися со взглядами большинства).

В эпоху средневековья не было принято говорить о гражданском обществе. В условия всеобщего господства религии и абсолютных монархий все люди считались рабами божьими или подданными земных государей. Положение человека в государстве и обществе определялось не гражданскими правами, всеобщими для всех, а принадлежностью к различным сословиям.

Идея ГО как целостная концепция стала оформляться лишь в эпоху Нового времени (17–18 вв.) с переходом человечества к капиталистической стадии развития. В науку были введена и разработана триада категорий: естественное состояние, гражданское общество, государство. Большой вклад в развитие этих категорий внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гегель и другие. В самых общих чертах это выглядело следующим образом. Естественным считалось природное состояние, когда люди еще не знали государства, законов, общественных норм, а их жизнь регулировалась правами, которые они получали от природы. Естественное состояние было противопоставлено общественному. Под последним понималось подчинение государству, т.е. умение жить в сообществе с другими людьми на основе прав, утвержденных государственными законами. Было возрождено римское понятие civis – гражданин, введено понятие civilitas – правление, гражданство. Так возникло понятие цивилизованного или гражданского общества, связанного с общественным сознанием, с цивилизацией. Переход от естественного состояния к гражданскому обществу мыслилось через государство, при помощи государства. Гегель считал, что ГО отражает частные интересы граждан, тогда как государство – всеобщие интересы. Основополагающим принципом ГО, по Гегелю, – это личная свобода граждан, право на частную собственность, справедливые законы, свободно формирующиеся общественное мнение. Но приоритет он отдавал государству – в случае столкновения интересов ГО должно быть подчинено государству («Государство – воплощение идеи разума, шествие бога на земле»). К. Маркс осуществил новый подход: процесс образования ГО – не как подчинение его государству, а как освобождение от него: не государство (политическая надстройка) определяет ГО, а общество с его базисными экономическими структурами (производственными отношениями) обуславливает и определяет государство. Он писал о грядущем исчезновении государства и полном торжестве ГО, которое будет регулироваться не правом и законом, а исключительно нравственностью (т.е. простыми нормами справедливости). Однако в дальнейшем, в процессе разработки теории перехода к коммунистическому обществу через революцию и диктатуру пролетариата, идея свободного ГО в марксизме потеряла всякий смысл. Последователи Маркса, в частности, Ленин и Сталин уже не упоминают о ГО.

Современное понимание ГО подразумевает общество с развитыми экономическими, социальными, культурными, правовыми, политическими отношениями, не опосредованными государством, в котором созданы условия для самореализации разнообразных сущностных сил человека.

В структурном смысле ГО можно разделить на две сферы: частную и публичную. Частная сфера (частная жизнь) – это сфера, в которой человек имеет возможность осуществить свою автономию и свободу без вмешательства других лиц и государства. Сущность этой сферы кратко выражена в известной английской поговорке «Мой дом – моя крепость». Если человек не нарушил закон (т. е. не совершал преступления) или элементарные нравственные нормы, он имеет право на невмешательство государства и общества в свою частную жизнь. Институтами этой сферы ГО считается личная жизнь и семейные отношения, частные бизнес-сообщества, духовная жизнь (вероисповедание), межличностное общение человека (дружеские сообщества), тайна переписки, телефонных разговоров и т.п. Публичная сфера ГО – это совокупность общественных отношений и институтов, через которые люди осуществляют свои индивидуальные и коллективные потребности. Это сфера группировок по интересам, убеждениям или любым другим признакам, сфера массовых организаций и движений. Институты ГО в этой сфере – профсоюзы, кооперативы, политические партии, любительские общества и другие неправительственные организации. В этой сфере ГО открыто и может быть достаточно политизировано. Например, человек на выбранной государственной службе уже не может «закрываться» от общества, его деятельность может быть предметом публичного обсуждения.

Другими словами, ГО охватывает все общественные связи, которые называются человеческими отношениями. Именно через ГО происходит усвоение людьми того, что называется культурой и традицией. В институтах ГО зарождаются, формируются и развиваются обычаи, общественное мнение, принципы морали, некоторые из которых в институтах государства могут оформляться в нормы права и законы.

Для формирования развитого ГО необходимы определенные предпосылки: свобода личности и равенство их перед законом (политическая сфера, частная собственность (экономическая сфера); идейный и политический плюрализм (право на инакомыслие), правовое государство.

3.2 Правовое государство (ПГ) и его природа:

а) верховенство права над государством, т.е. государство, ограниченное правом. Право – мера свободы, равенства и справедливости. Государственные законы и действия, не соответствующие (противоречащие) правам человека – нелегитимны;

б) верховенство закона. «Под действие закона должны подпадать все» (Цицерон). «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть исключения из законов этого общества» (Дж. Локк);

в) разделение власти, как механизм, гарантирующий (защищающий) личность от произвола власти;

г) свобода деятельности индивидов и их объединение по принципу: «разрешено все, что не запрещено законом»;

д) первенство гражданского общества над государством, подчинение государства контролю гражданского общества;

е) подведомственность независимому суду любого спора о праве, меж кем бы он не возникал;

ж) не только подчинение меньшинства большинству, но и гарантия прав меньшинства.

Идея правового государства – важнейшее завоевание политической и правовой мысли. Но частно - собственнические отношения, на которых строится ГО, не содержат в себе никаких механизмов социальной защиты. Их должно обеспечить государство своей специальной социальной политикой. Такое государство является уже не просто правовым, но социально-правовым.

3.3 В постсоциалистическом обществе, каким является Республика Казахстан, ГО и ПГ находятся в стадии формирования. Дело в том, что в условиях тоталитарного и авторитарного периодов существования СССР, в составе которого была Казахская ССР, имело место полное господство государства над ГО. Там не было экономической предпосылки ГО – смешанной собственности; политической предпосылки – свободы личности, права граждан на объединения; духовной предпосылки – права на инакомыслие, а также правового государства.

В условиях независимого Казахстана эти предпосылки созданы, они заложены в Конституции РК, где говорится о приверженности Республики принципам ГО. Субъектом ГО выступает человек и объединения граждан.

Основные признаки формирующегося ГО в республике: а) люди могут свободно заниматься избранной ими сферой экономической деятельности; б) люди свободно могут объединяться по интересам. В стране имеется множество неправительственных организаций, в том числе профсоюзы по различным отраслям народного хозяйства и культуры, различные религиозные объединения, политические партии, множество других объединений – любительских (по интересам), потребительских, правозащитных и т.д. Развиваются независимые средства массовой информации.

Однако наше ГО еще далеко от зрелости. Проблем его развития еще много. Во-первых, это проблема роста, как в любом новом деле. Речь идет о недостаточной активности населения; во-вторых, государство, провозгласив курс на поддержку ГО, подчас допускает чрезмерное вмешательство в деятельность независимых организаций (например, ограничение на количество членов политических партий); в) но, самое главное, имеются препятствия на пути развития контроля ГО над государством. Даже главный представительный орган ГО – парламент - не обладает достаточными контрольными функциями над деятельностью правительства; совершенно недостаточны контрольные функции парламента в сфере кадровой политики государства и исполнения правительством соответствующих законов; г) негативную роль в развитии ГО и ПГ играет такое явление, как сохраняющийся по сию пору правовой нигилизм в сознании населения, когда у людей была потеряна вера в возможность решения гражданских и общественных проблем на основе закона. Кроме правового нигилизма населения, опасность представляет и правовой нигилизм власти, с которым также приходится сталкиваться гражданам. В целом, на сегодняшний день можно сказать, что в РК достигнуто больше прогресса в области формирования ГО, чем в процессе становления ПГ. С другой стороны, такое состояние вполне естественно для страны с авторитарным режимом.

Лекция 4. Демократия. Современные концепции и политическая практика

4.1 Демократии: понятие, признаки, исторические формы.

4.2 Основные концепции демократии в современной политической науке.

Цель лекции: изучение основных принципов демократии, ее видов, основных исторических форм и современных концепций.

Содержание: в первом вопросе рассматривается понятие демократии, основные принципы демократии и их развитие в истории человечества, а также исторические формы демократии: родовая (до государственная форма), античная, сословная, либеральная, социалистическая. Во втором вопросе характеризуется основные концепции демократии в современной политологии (плюралистическая, элитарная, партисипаторная).

4.1 Так же, как политика и власть, демократия - это одна из основных категорий политической науки. Считается, что термин «демократия» впервые применил древнегреческий историк Фукидид (V в. до н.э.) в своем восьмитомном труде «История». Термин состоит из двух слов: demos – народ, cratоs – власть, т.е. переводится как народовластие. При своем возникновении это понятие употреблялось для характеристики определенной формы государственного правления, которая имела место в Афинской республике. Именно в таком духе употреблял термин «демократия», знаменитый лидер Афин Перикл, отмечая два ее признака: равенство всех граждан перед законом и правило принятия решений на основе большинства.

В процессе исторического развития по мере усложнения общественно-политической жизни концепция демократии приобретает более широкое толкование. В современной литературе можно выделить следующие варианты применения данного термина:

а) демократия как форма государственного правления, противопоставляемая монархии и тирании, т.е. та традиция, которая идет из древности. Например, в американском словаре «Демократия» сказано: Д – народная форма правления, в которой народ облечен высшей властью и осуществляет ее либо непосредственно, либо через своих представителей, избранных при свободной избирательной системе». (Что такое демократия? – ЮСА, США. – 1991. – стр. 4);

б) демократия как норма или принцип общественно-политической жизни. Дело в том, что политическая жизнь современных обществ – это не только государственно- политическая жизнь, но и общественно-политическая жизнь; речь идет о деятельности самых разнообразных общественно-политических организаций и движений (политические партии, неправительственные организации), которая не может обойтись без применения принципов демократии. Поэтому различают демократию общественно-политическую;

в) демократия как политическая ценность. И здесь имеются различные трактовки. Для Ш.Л. Монтескье основная ценность демократии была свобода и гражданское равенство. Есть свобода и равенство – можно говорить о демократии, нет этих принципов – нельзя говорить. Для Ж. Руссо главное в демократии – идея народного суверенитета. А. Токвиль высшее благо демократии видел в «равенстве возможностей». В Конституции современных демократических государств высшей ценностью провозглашена жизнь человека, его права и свободы;

г) демократия как политическое мировоззрение, направление политической мысли. Речь идет о различных теориях и концепциях, в которых отражаются представления о содержании, характере, принципах демократии.

В процессе исторического развития содержание понятия демократии, ее принципы претерпели значительные изменения. Как отмечалось выше, Перикл выделял такие принципы, как равенство всех граждан по закону, независимо от имущественного положения и принцип принятия властных решений на основе правила большинства. Современные представления о демократии гораздо шире, сложнее и богаче. Так, в уже упомянутом американском словаре «Демократия» указаны одиннадцать основных принципов, характеризующих демократию. Приведем их в сокращенном (сгруппированном) виде:

а) народовластие, т.е. правительство, управляющее с согласия народа через свободные и честные выборы;

б) правило большинства как принцип принятия решений;

в) равенство всех граждан перед законом;

г) гарантия основных прав и свобод;

д) гарантия прав меньшинств;

е) справедливое судопроизводство (независимый суд, подчиняющийся только закону);

ж) конституционное ограничение правительства;

з) социальный, экономический и политический плюрализм.

Таким образом, самое главное в современном понимании демократии - это гарантия основных прав и свобод человека (свобода слова, свобода вероисповедания, свобода собраний и объединений), гарантия прав меньшинства, гарантия прав на инакомыслие, в том числе и на политическую оппозицию. Этих гарантий, например, не было на родине демократии в Афинской республике: там политик, побежденный на выборах противником, мог быть запросто подвергнут остракизму, т.е. изгнанию из страны на 10 лет. Там не было гарантии на инакомыслие (казнь Сократа за расхождение с обществом во взглядах).

Исторические формы демократии:

1) родовая демократия – это догосударственная форма демократии в первобытном обществе, традиционных обществах. Ее основы: равенство всех членов общества, управление обществом через общее собрание, а также через родовых старейшин, вождей племени, чья власть была основана не на насилии, а на моральном авторитете и соблюдении традиций;

2) античная демократия – первая государственная форма демократии. Пример – Афинская республика. Ее отличительные черты: демократия для свободных, высшим органом власти являлось народное собрание, имевшее законодательные функции. Между собраниями управление было в руках совета пятисот, выполнявшего также функции народного суда; глава государства – стратег избирался на один год с правом переизбираться. Совет пятисот имел право вето на решения народного собрания;

3) сословная демократия в средние века. Здесь о демократии можно говорить лишь условно, так как формой государственного правления, как правило, была абсолютная монархия. Единых прав для всех граждан не было, положение людей в обществе определялось принадлежностью их к сословиям, которые отличались определенными привилегиями;

4) либеральная демократия Нового времени. Зародилась в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Родина – Англия 17 века. В результате «славной революции» 1689 г. был принят «Билль о правах», провозгласивший свободу личности и равноправие перед законом независимо от сословной принадлежности. Особенностями системы государственного управления стали: разделение власти, переход высшей законодательной власти к парламенту, избираемому народом; король же сохраняет функции главы государства; правительство избирается парламентом и ему подотчетно; независимый суд; местное самоуправление;

5) социалистическая демократия. Возникла в России после Октябрьской революции 1917 года, просуществовала более 70 лет.

Ее особенность – классовый характер: демократия как демократия для трудящихся классов, насильственная ликвидация эксплуататорских классов; диктатура пролетариата, ее политическая форма: Советы депутатов трудящихся, позднее Советы народных депутатов. Потерпела поражение и сошла с политической арены к концу 90-х годов ХХ века. В настоящее время социалистическая демократия существует в Китае (в форме народной демократии), а также в Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе.

4.2 В рамках общего понимания либеральной демократия в современной политологии существуют следующие концепции:

а) плюралистическая демократия. Ее сторонники: (Дж. Шумитер и др.) исходят из того, что политический процесс – это борьба различных групповых интересов. Чтобы добиться политической власти, реализовать эти интересы и достичь цели данной группы; государство должно примирить и согласовать групповые интересы. Сторонники плюралистической демократии считают, что, действуя в качестве сдерживающего фактора, друг для друга, группы интересов делают демократию действенной. По их мнению, именно подобное поведение групп интересов гарантирует жизненность демократического политического процесса. Интересы различных групп призваны передавать политические партии. Выборы в представительные органы – это соревнование партий, представляющих соответствующие группы;

б) элитарная демократия. Термин «элита» означает избранный, достойный, лучший. Сторонники этой концепции (Парето, Дарендорф, Д. Белл) утверждают, что даже в условиях господства демократического государства решения все равно принимаются избранным меньшинством, т.е. элитой. И что господство меньшинства – это не недостаток. Только надо избирать действительно достойных, заслуженных (по Д. Беллу – меритократия);

в) партисипаторная демократия. Ее сторонники (Р. Даль, социал-демократические идеологи) подвергают критике элитистов за стремление ограничить влияние народных масс на политический процесс. Их лозунг: самое активное и широкое участие масс в политическом процессе, в управлении обществом. Среди сторонников данной теории можно найти как левых либералов, так и социал-демократиов. Они ставят задачу достижения более действенной свободы и равенства, требуя расширения политического участия, особенно для низших слоев, повышения их общего культурного и образовательного уровня, приобщения к основам политической культуры для принятия самостоятельных решений. Такой подход резко отличается от позиции сторонников теории элитарной и плюралистической демократии, считающих, что надо ограничить влияние народных масс на политический процесс. Некомпетентное большинство-де может избрать легальным путем тираническое правление, поэтому необходимо защитить демократию от масс.

Многие сторонники партисипаторной демократии сознают невозможность в современных условиях перехода к прямой демократии. Они предлагают своеобразную смешанную форму политической организации, в которой сочетались бы элементы прямой демократии с представительной.